Физическое образование
в вузах
Редколлегия журнала ■Физическое образование в вузах■
Главный редактор
Крохин Олег Николаевич - академик, Московский инженерно-физический
институт (государственный университет), Физический институт им. П.Н.
Лебедева РАН, Москва, Россия.
Заместители Главного редактора
Гладун Анатолий Деомидович - Московский физико-технический институт
(государственный университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
Николаев Владимир Иванович - Московский государственный
университет им. М.В. Ломоносова, Центр переподготовки научно-педагогических
кадров МГУ,
Москва, Россия.
Суханов Александр Дмитриевич - Российский университет дружбы народов, Российский
научный центр физического образования, Москва, Россия.
Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетический институт (технический
университет), Московское физическое общество, Москва, Россия.
Редакционная коллегия
Кудрявцев Николай Николаевич - Московский физико-технический институт
(государственный университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
Колесников Юрий Леонидович - Санкт-Петербургский государственный институт точной
механики и оптики (технический университет), Санкт-Петербург, Россия.
Лебедев Юрий Анатольевич - Объединённое физическое общество РФ, Москва, Россия.
Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное
объединение "Росучприбор", Москва, Россия.
Рудой Юрий Григорьевич - Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
Светозаров Владимир Владимирович - НТЦ "ВЛАДИС", Московский
инженерно-физический институт (государственный университет), Москва, Россия.
Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет),
Москва, Россия.
Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Москва, Россия.
Чернышев Виктор Викторович - Военный авиационный технический университет, (Военно-воздушная
инженерная академия им. Н.Е. Жуковского), Москва, Россия.
Ответственный секретарь
Калачев Николай Валентинович - Физический институт им. П.Н. Лебедева
РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия.
Техническая редакция
Березин Павел Дмитриевич - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН,
Москва, Россия.
Черткова Ирина Николаевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва,
Россия.
172 Издательский дом МФО, 2003 г.
Физическое образование в вузах
Т. 9, N 1, 2003
Содержание
3 Введение
А.Д. Суханов
5 Информация о научно-методическом совете по физике
15
Проблемы физического образования в технических вузах. Борьба с УМО
О.Н. Крохин, В.В. Зауткин, Ю.Н. Кульчин
23
Электронный вариант учебника по курсу физической термодинамики
для технического университета
К.В. Глаголев, Е.В. Калинин, А.Н. Морозов, С.Ю. Разгуляев
32
Канонические преобразования в курсе теоретической физики
С.В. Борисенок, А.С. Кондратьев
49 Методические принципы построения обучающих систем
Г.В. Ерофеева, Ю.Ю. Крючков, Е.А. Склярова, В.М. Малютин
64
О неверной трактовке закона Ома в учебно-методической и справочной
литературе по физике
В.И. Скоморохов, О.Г. Бутяев
70
Методические аспекты применения основных законов
электрических цепей
И.М. Мухити
78 Нужны ли анахронизмы в физическом словаре?
Г.А. Розман
88 К вопросу об определении понятий и формулировке законов в физике
(комментарий ответственного редактора номера)
А.Д. Суханов
94
Алгебраические методы при изучении теоретической физики в педвузах
А.С. Кондратьев, А.В. Танкова
110
О некоторых физических аналогиях сопровождающих колебания связанных
колебательных систем
П.В. Леонов
121
Демонстрационный практикум на кафедре медицинской и биологической
физики в медицинском университете
В.Н. Бакуцкий, А.Н. Волобуев
139
Лабораторная работа по углубленному исследованию температурной
зависимости вязкости воды
Л.А. Евдокимова, Т.П. Смирнова
155 Применение компьютера в физической лаборатории
М.Б. Шапочкин, Ю.Б. Панкрашкин
157
Стандарты физического практикума: требования, рекомендации, альтернативы
В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров
168 Abstracts
172 Информация ФССО-03
Physics in Higher Education
V. 9, N 1, 2003
The contents
3 Introduction
A.D. Sukhanov
5 Information about Scientific Methodical Council on Physics
15 Physics Education Problems in Technical Universities
O.N. Krokhin, V.V. Zautkin, Yu.N. Kul▓chin
23
Electronic Variant of the Textbook on the Course
on Physical Thermodynamics for Technical University
K.V. Glagolev, E.V. Kalinin, A.N. Morozov, S.G. Razguliaev
32
Canonical Transformations in the Course of Theoretical Physics
S.V. Borisenok, A.S. Kondratyev
49
Methods and Principals of Creating Education Systems
G.V. Erofeyeva, U.U. Kruchkov, E.A. Skljarova, V.M. Malutin
64
About Incorrect Treatment of Ohm▓s Law in the Methodical
and Educational Literature on Physics
V.I. Skomorokhov and O.G. Butyaev
70
Methodical Aspects of Principal Electric Network Laws Appliance
I.M. Mukhiti
78
Do We Need Obsolete Terms in Physicist▓s Vocabulary?
G.A. Rozman
88 Comments of Vice-Editor in Chief
A.D. Sukhanov
94
The Algebraical Methods of the Theoretical Physics Studying
at the Pedagogical Higher Schools
A.S. Кondratyev, A.V. Tankova
110
About Some Physical Analogies Which Accompany Oscillations
of Coupled Vibrational Systems
P.V. Leonov
121
Demonstration Practicum on Faculty of Medical and Biological Physics
in Medical University
V.N. Bakutsky, A.N. Volobuev
139
Comprehensive Laboratory Work on The Investigation of the Dependency
of Water Viscosity on Temperature
L.A. Evdokimova, T.P. Smirnova
155 Computer Usage in Physics Laboratory
M.B. Shapochkin, Yu.B. Pankrashkin
157
The Standards of a Physics Practice: the Requirements, Recommendations,
Alternatives
V.V. Svetozarov, Yu.V. Svetozarov
168 Abstracts
172 Information
Введение
"Новый этап научно-методической деятельности
в области преподавания физики"
В течение трех десятилетий координационным центром научно-методической
работы в области преподавания физики в высшей и отчасти в средней школе
является Научно-методический совет по физике. За эти годы его последовательно
возглавляли известные ученые-физики и преподаватели высшей школы √ академик
Р.З. Сагдеев и профессор Л.А. Грибов; академик А.А. Абрикосов и профессор
А.Д. Гладун; академик А.А. Логунов и профессор А.Д. Суханов; академик
Л.В. Келдыш и профессор В.И. Трухин. В 2002 году в рамках проводимой
Минобразования России реорганизации системы управления научно-методической
работой в области естественнонаучного образования НМС по физике был учрежден
на новой основе. Его председателем стал академик Ж.И. Алферов, а двумя
первыми заместителями √ профессор В.К. Иванов и академик А.Р. Хохлов.
В новый состав НМС по физике вошли ведущие представители всех направлений
высшего образования в области физики, объединенные в четыре секции, пользующиеся
значительной самостоятельностью. Это секции физического образования в
классических университетах, в технических вузах, в педагогических вузах
и в медицинских и сельскохозяйственных вузах. Кроме того, в структуре
НМС предусмотрены региональные отделения по Федеральным округам и четыре
комиссии, призванные координировать учебно-издательскую деятельность,
переподготовку преподавательских кадров, создание учебно-лабораторного
оборудования и довузовскую подготовку. Приказы Минобразования России
по вопросам организации НМС по физике, а также состав его Президиума
и соответствующее Положение публикуются ниже.
В течение 2002 г. было проведено два заседания Президиума НМС по физике
в Санкт-Петербурге (в мае и ноябре). На первом заседании с Обращением
к физической общественности выступил академик Ж.И. Алферов. Этот текст
также публикуется ниже. Ближайшее заседание президиума НМС по физике
состоится в марте 2003 г. в Москве. Редакция журнала предполагает регулярно
информировать читателей о работе НМС по физике и проводимых им мероприятиях.
Можно надеяться, что взаимодействие журнала ⌠Физическое образование в
вузах■ и НМС по физике в новом формате не ограничится только публикацией
информационных материалов, но и распространится на содержательную сторону
преподавания физики. Залогом успешного сотрудничества является включение
в состав НМС по физике нескольких членов редколлегии во главе с академиком
О.Н. Крохиным.
Мы также надеемся, что в новых условиях расширится круг читателей и подписчиков
нашего журнала, а его портфель пополнится интересными работами новых
авторов. Дополнительным стимулом к их появлению является решение ВАКа
о включении журнала ⌠Физическое образование в вузах■ в список престижных
журналов, рекомендованных для публикаций материалов докторских диссертаций.
Ответственный редактор выпуска А.Д. Суханов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРАЗОВНИЕ РОССИИ)
ПРИКАЗ
01.02.2002 Москва N 280
"О научно-методических советах Минобразования России
по естественнонаучным дисциплинам"
В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации
"О структуре управления разработкой государственных образовательных стандартов"
от 19.04.2001 N 1766 и Комитета по высшей школе Миннауки России от 06.05.1992
N 141 "О создании научно-методических советов Комитета по высшей школе
Миннауки России"
п р и к а з ы в а ю:
1. Создать Научно-методический совет по физике (далее √ НМС по физике) на базе
Санкт-Петербургского государственного технического университета (далее - СПбГТУ).
2. Назначить председателем НМС по физике доктора физико-математических наук,
профессора, декана физико-технического факультета СПбГТУ Ж.И. Алферова.
3. Председателю НМС по физике Ж.И. Алферову представить на утверждение в Минобразования
России состав и положение о НМС по физике до 15.03.2002.
4. Рекомендовать руководителям высших учебных заведений включать по представлению
руководства НМС по физике поручения, связанные с выполнением научно-методической
или организационно-методической работы, в индивидуальные планы преподавателей
√ членов НМС по физике, а также уменьшить им объем учебной нагрузки.
5. Внести следующее изменение в приложение к приказу Минобразования России
от 03.09.2001 N 3070 "О научно-методических советах Минобразования России по
общим математическим и естественнонаучным дисциплинам": в пункте 4, в графе
"Головная организация" слова "Московский государственный университет им. М.В.
Ломоносова (по согласованию)" заменить на слова "Российский университет дружбы
народов".
6. Считать утратившим силу приказ Комитета по высшей школе Миннауки России
от 16.04.1992 N 100 "Об организации Экспертного совета по циклу общих естественнонаучных
дисциплин".
7. Контроль за исполнением приказа возложить на Департамент образовательных
программ и стандартов профессионального образования (В.И. Кружалина).
Заместитель министра Л.С. Гребнев
Проблемы физического образования в технических вузах. БОРЬБА С УМО
О.Н. Крохин, В.В. Зауткин, Ю.Н. Кульчин
Открытое письмо Председателю Президиума Научно-методического совета по физике
Министерства образования РФ, академику РАН Ж.И. Алферову.
Уважаемый Жорес Иванович!
Профессорско-преподавательские коллективы кафедр физики технических вузов
Дальневосточного региона, по поручению которых составлено настоящее
письмо, с большой надеждой восприняли тот факт, что Вы возглавили важнейший
для всех вузовских физиков Совет, с надеждой на возможность реализации
принципиально верных и авторитетных решений, важных для судьбы всего
инженерного образования страны, оказавшегося в трудном положении. Для
того, чтобы Вам было легче представить проблемы рядовой кафедры физики
технического вуза, мы предлагаем Вам взглянуть на краткий исторический
обзор реформы высшей школы, изложенный так, как он видится самими исполнителями
решений, принятых на самом высоком уровне. Материал может быть интересен,
по крайней мере, в связи с юбилеем формирования первых государственных
образовательных стандартов, как поводом для анализа результатов реформы
высшей школы.
Электронный вариант учебника по курсу физической термодинамики для технического
университета
К.В. Глаголев, Е.В. Калинин, А.Н. Морозов, С.Ю. Разгуляев
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
107005, Москва, 2-я Бауманская, д. 5
E-mail: amor@mx.bmstu.ru ,
glagol@mx.bmstu.ru
В МГТУ им. Н.Э. Баумана создан электронный учебник "Физическая термодинамика",
в котором применены оригинальные программные решения, позволяющие значительно
упростить процесс подготовки материала для публикации в сети интернет,
учитывающие специфику учебников в области естественно научных дисциплин
и в первую очередь физики. Уже сегодня этим электронным учебником могут
пользоваться студенты МГТУ, а также других вузов, поскольку он доступен
в сети интернет на сайте кафедры физики МГТУ им. Н.Э. Баумана по адресу:
http://fn.bmstu.ru/phys.
Канонические преобразования в курсе теоретической физики
С.В. Борисенок, А.С. Кондратьев
Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
Канонические преобразования в теоретической физике рассмотрены как один
из фундаментальных аналитических методов. Общая методология их применения
в классической и квантовой науке иллюстрируется рядом задач, составляющих
основу изучения актуальных вопросов физической теории. Особое внимание
уделено аппарату производящих функций и преобразованиям Боголюбова как
наиболее ярким примерам простоты и универсальности методов канонических
преобразований.
Методические принципы построения обучающих систем
Г.В. Ерофеева, Ю.Ю. Крючков, Е.А. Склярова, В.М. Малютин
Томский политехнический университет
В статье рассматриваются основные принципы построения обучающих систем
на современном этапе развития образования, формируется концепция компьютеризированного
занятия. Дано описание и анализ результатов работы интерактивной обучающей
системы, созданной на базе компьютеров Macintosh.
О неверной трактовке закона Ома в учебно-методической и справочной литературе
по физике
В.И. Скоморохов, О.Г. Бутяев
Казанский государственный энергетический университет
Проведен анализ формулировок закона Ома, представленных в различной учебно-методической
и справочной литературе. Установлено, что в некоторых источниках закон
Ома трактуется неверно.
Методические аспекты применения ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ
И.М. Мухити
Казахский национальный технический университет
С методической точки зрения рассмотрена логика процессов в законах Ома и Кирхгофа,
проявляющихся при их изучении студентами. Предложены определения и математические
формулы названных законов, отвечающие теории и практике их применения.
Нужны ли анахронизмы в физическом словаре?
Г.А. Розман
Псковский государственный педагогический институт, 180760, г. Псков, пл. Ленина,
2
Rozman@psk.sovintel.ru
В статье показывается, что в физическом словаре имеется много анахронизмов,
искажающих понимание современной физики.
К вопросу об определении понятий и формулировке законов в физике (комментарий
ответственного редактора номера)
А.Д. Суханов
Российский университет дружбы народов, г. Москва
Выше опубликованы три статьи на близкие темы, весьма существенные для преподавания
физики в целом. Определения понятий и формулировки законов в физике уточняются
и пересматриваются с течением времени. В связи с этим, мысль Эйнштейна о том,
что сохранение в неизменном виде первоначальных формулировок и понятий может
оказаться пагубным для науки, тем более актуальна для образования. Через него
устаревшие представления закрепляются в массовом сознании, органично входя
в язык педагогов средней школы, инженеров и других специалистов. В дальнейшем,
занимая серьезные административные позиции, они через систему стандартов, издание
литературы и т.п. способствуют закреплению усвоенных ими понятий и формулировок
навечно. Наиболее яркий пример такого сомнительного закрепления представляет
собой внедрение системы единиц СИ как единственно допустимой.
Алгебраические методы при изучении теоретической физики в педвузах
А.С. Кондратьев, А.В. Танкова
Российский государственный педагогический университет, г. Санкт-Петербург
Предлагается методика изучения основных курсов теоретической физики,
основанная на последовательном использовании алгебраических методов.
Разработана система решения задач по классической механике на основе
многократного применения скобок Пуассона в рамках гамильтонова подхода,
позволяющая исключить операции интегрирования при решении задач динамики.
Ответы получаются в виде разложений в ряды Тейлора по степеням времени
движения. Намечена программа использования алгебраических методов при
решении задач квантовой механики и статистической физики.
О некоторых физических аналогиях сопровождающих колебания связанных колебательных
систем
П.В. Леонов
Институт техники, технологии и управления СГТУ
г. Балаково, Саратовск. обл., ул. Чапаева 140, БИТТиУ, кафедра ⌠Общая
физика и электротехника■,
e-mail: ivc@bittu.org.ru
В статье проводятся физические аналогии между процессом колебаний двух
связанных осцилляторов и явлениями, сопровождающими взаимодействие различных
колебательных систем. Показано, что известные особенности колебаний двух
связанных осцилляторов отчетливо просматриваются на характерных закономерностях
из различных разделов физики.
Демонстрационный практикум на кафедре медицинской и биологической физики
в медицинском университете
В.Н. Бакуцкий, А.Н. Волобуев
Самарский государственный медицинский университет
443089, Самара, ул. Чапаевская, 89
volobuev@samaramail.ru
Определяются задачи, и дается описание специального демонстрационного
практикума, сопровождающего лекционный курс медицинской и биологической
физики в медицинском университете. Практикум содержит оригинальные установки,
по комплектации и использованию которых даются подробные рекомендации.
Лабораторная работа по углубленному исследованию температурной зависимости
вязкости воды
Л.А. Евдокимова, Т.П. Смирнова
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Учебно-исследовательская работа общефизического практикума по молекулярной
физике и термодинамике поставлена для студентов как то: физиков, химиков,
биологов, фармацевтов и т.д. - с целью углубленного изучения свойств
жидкой воды - системы с межмолекулярными взаимодействиями чрезвычайно
сложного характера (водородными связями). Для определения сдвиговой вязкости
воды используется капиллярный вискозиметр. Формула Пуазейля получена
на основе рассмотрения сил, действующих на элемент жидкости, имеющий
форму тонкостенного цилиндра. Полученные результаты хорошо согласуются
с табличными данными и дырочной моделью, рассмотренной Я.И. Френкелем
в "Кинетической теории жидкости". Методическая разработка предполагает
усиление индивидуальной и самостоятельной работы студентов с учетом их
профессиональной направленности.
Применение компьютера в физической лаборатории
М.Б. Шапочкин, Ю.Б. Панкрашкин
Московский энергетический институт (ТУ)
111250, Москва, Красноказарменная, д.14, тел. (095) 362-77-55
Описан один из возможных вариантов применений компьютеров в учебной лаборатории
практикума общего курса физики - программа методической поддержки (ПМП)
лабораторных работ, выполняемых студентами на реальных лабораторных стендах.
ПМП лабораторной работы по разделу ⌠Молекулярная Физика■. ⌠Определение
коэффициента внутреннего трения жидкости по методу Стокса■ представлена
на сайте кафедры физики МЭИ им. В.А. Фабриканта по адресу:
http://phf.mpei.ac.ru/stocks/laba6.htm
Стандарты физического практикума: требования, рекомендации, альтернативы
В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров
Научно-технический центр ⌠ВЛАДИС■
115409, Москва, Каширское шоссе, 31, МИФИ, ВЛАДИС
Тел/факс (095)323-9238, (095)322-3461, e-mail:
vvs@vladis.mephi.ru
Систематизированы проверенные на реализуемость критерии качества (стандарты)
физического практикума по направлениям: функции практикума, содержание
практикума, технологии обучения, эргономика, технические параметры, эксплуатация
оборудования, методическое обеспечение, навыки обучаемых, преподавателей
и персонала. Применяя сформированные критерии к предложениям разработчиков
и производителей учебной техники, вуз сможет самостоятельно провести
качественную экспертную оценку этой техники и оптимально укомплектовать
свой практикум. Наличие таких критериев позволит более квалифицированно
проводить аттестацию вузов. Для разработчиков учебной техники эти критерии
являются ориентиром при выборе направлений разработок.
Abstracts
Electronic Variant of the Textbook on the Course on Physical Thermodynamics
for Technical University
K.V. Glagolev, E.V. Kalinin, A.N. Morozov, S.G. Razguliaev
N. Bauman Moscow State Technical University
The electronic textbook ⌠Physical thermodynamics■ was created in MSTU
named after Bauman. Content of the electronic textbook is based on methodical
material of physics faculty and the original texts created by lecturers.
Electronic textbooks on natural sciences has a feature and contains a
lot of formulas, images and as a rule has a lot of pages. We used XML
taking into account these specific factors. We are designed specialized
software with special decisions that has allowed essentially to simplify
a content creation in XML and for the following publication in Internet.
The electronic textbook is http://fn.bmstu.ru/phys
Canonical Transformations in the Course of Theoretical Physics
S.V. Borisenok, A.S. Kondratyev
A.I. Gertsen Russian State Pedagogical University (St. Petersburg)
We consider canonical transformations in theoretical physics as a fundamental
analytical method. The general methodology of its application in classical
and quantum science is illustrated with the series of examples which
form the basement for the study of the actual problems in the physical
theory. The producing functions technique and Bogoliubov▓s transformations
are at the center of attention, as the most brilliant examples of simplicity
and generality of the canonical transformation methods.
Methods and Principals of Creating Education Systems
G.V. Erofeyeva, U.U. Kruchkov, E.A. Skljarova, V.M. Malutin
Tomsk Polytechnic University
The fundamental principals of creating educational systems on the modern
stage of educational development and the concept of computerized classes
are considered in this article. This article gives description, analysis
and results of work of interactive educational system, which is based
on Macintosh computer basis.
About Incorrect Treatment of Ohm▓s Law in the Methodical and Educational
Literature on Physics
V.I. Skomorokhov and O. G. Butyaev
Kazan▓ State Power University
The analysis of the formulations of Ohm▓s law, submitted in various is carried
out to the methodical and educational literature. It▓s established, that in
some sources the Ohm▓s law is treated incorrectly.
Methodical Aspects of Principal Electric Network Laws Appliance
I.M. Mukhiti
Kazakh National Technical University
From a methodical point of view the logic of processes in the laws Ohms and
Kirchhoff▓s exhibited for want of study by their students is considered. The
definitions and mathematical formulas of the called laws adequate theories
and practice of their applications are offered.
Do We Need Obsolete Terms in Physicist▓s Vocabulary?
G.A. Rozman
Pskov Pedagogical Institute
E-mail: rozman@psk.sovintel.ru
The article discusses the presence of obsolete terms in modern physics
vocabulary. It is shown that their use might lead to misunderstanding
of important concepts of physics.
The Algebraical Methods of the Theoretical Physics Studying at the Pedagogical
Higher Schools
A.S. Кondratyev, A.V. Tankova
Russian State Pedagogical University
The basic course of theoretical physics studying method, based on the
successive utilization of algebra methods is proposed. The system of
solving the classical mechanics problems is worked out. The basis is
the repeated employment of Puasson▓s brackets in Hamilton approach, which
helps to eliminate integral operations at dynamics problems solving.
The results can be represented as Taylor▓s series in the time of motion.
The program of the algebra methods utilization at the solving the problems
of quantum mechanics and statistical physics is outlined.
About Some Physical Analogies Which Accompany Oscillations of Coupled
Vibration Systems
P.V. Leonov
Institute of Technique Technology and Management
Balacovo Institute of Technique, Technology and Control In the article
the physical analogies between beatings of two bound oscillators and
phenomena accompanying oscillations in different physical systems are
used. It is demonstrated, that the reference properties of interactions
of two bound oscillators are clearly viewed by the known laws in different
parts of physics. These analogies can help to the students training of
non-physical specialties at Higher Engineering School.
Demonstration Practicum on Faculty of Medical and Biological Physics
in Medical University
V.N. Bakutsky, A.N. Volobuev
Samara State Medical University
Problems and are defined the description special demonstration practicum,
accompanying lecture rate of medical and biological physics in medical
university is given.
Practicum contains original installations, the complete set and use of
which are in detail described.
Comprehensive Laboratory Work on The Investigation of the Dependency
of Water Viscosity on Temperature
L.A. Evdokimova, T.P. Smirnova,
Novgorod State University named after Yaroslav The Wise
Laboratory work, a part of the course of ▒Molecular Physics and thermodynamics▓
for the students of physics, chemistry, biology, and pharmaceutics major
is described. The aim of the laboratory work is the study of the properties
of water as a fluid with complex interactions between molecules (hydrogen
bonds). The capillary viscometer is used for the determination of sheer
viscosity of water. The Poiselle▓s formula is obtained by means of consideration
of the forces applied to the volume of liquid having shape of cylinder
with thin walls. The obtained results are in excellent agreement with
theoretical ▒hole model▓ developed by Ya.I. Frenkel in his ⌠Kinetic Theory
of Liquid■.
This laboratory work helps students to develop skills for independent
and individual research activity in their field of study.
Computer Usage in Physics Laboratory
M.B. Shapochkin, Yu.B. Pankrashkin
Moscow Power Engineering Institute (Technical University)
One of possible variants of applications of computers in educational
laboratory of a practical work of a general course of physics - program
of methodical support (PMS) of laboratory works which are carried out
by the students on real laboratory stands is described. PMS of laboratory
work on section "Molecular Physics", Definition of factor
of internal friction of a liquid on a Stoks method" is submitted
on a site of faculty of physics of MPEI to the address: http://phf.mpei.ac.ru/stocks/laba6.htm
The Standards of a Physics Practice: the Requirements, Recommendations,
Alternatives
V.V. Svetozarov, Yu.V. Svetozarov
Scientific and Technical Center ⌠VLADIS■
The criterions of quality (standards) of a physics practice, checked
on marketability, are systematized on directions: functions of a practice,
contents of a practical work, technology of training, ergonomics, technical
parameters, operation of the equipment, methodical maintenance, skills
trained, teachers and staff. Applying the generated criterions to the
proposals of the developers and manufacturers of educational engineering,
the high school can independent conduct a qualitative expert evaluation
of this engineering and optimum to complete the practical work. The availability
of such criterions will allow more квалифицированно to conduct certification
of high schools. For the developers of educational engineering these
criterions are a reference point by selection of directions of development.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
Министерство образования Российской Федерации
Научно-методический совет
по физике Министерства образования РФ
Объединенное физическое общество РФ
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Московский физико-технический институт
(государственный университет)
Российский государственный педагогический университет
имени А.И. Герцена
Седьмая международная конференция
⌠ФИЗИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ■ (ФССО-03)
14-18 октября 2003 г.
Санкт-Петербург, Россия
Международная конференция "Физика в системе современного образования"
(ФССО-03) проводилась в 1991 г. (Репино),1993 г. (Сочи), 1995 г. (Петрозаводск),
1997 г. (Волгоград), 1999 г. (Санкт-Петербург), 2001 г. (Ярославль)
Данная конференция - седьмая в этом ряду.
Цель конференции - обмен опытом специалистов в области преподавания физики
и координация усилий в развитии физического образования на всех уровнях
- от школы до вузов.
ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ:
Бордовский Г.А. - ректор РГПУ, академик РАО, профессор (Санкт-Петербург)
ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ:
Гладун А.Д. - зав. каф. МФТИ, профессор (Москва)
Гороховатский Ю.А. - зав. кафедрой РГПУ, профессор (Санкт-Петербург)
Трухин В.И. - декан физического ф-та МГУ, профессор (Москва)
УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ:
Темнов Д.Э. - доцент РГПУ (Санкт-Петербург)
ЧЛЕНЫ ОРГКОМИТЕТА:
Алешкевич В.А. - профессор МГУ, (Москва)
Андреева М.Н. - ген. директор изд-ва "Физматлит", доцент (Москва)
Беляев В.Н. - декан ф-та эксп. и теор. физики МИФИ, профессор (Москва)
Бубликов С.В. - профессор РГПУ (Санкт-Петербург)
Гаврилюк А.В. - ректор ИГПУ, профессор (Иркутск)
Голубева О.Н. - профессор РУДН (Москва)
Грабов В.М - профессор РГПУ (Санкт-Петербург)
Гуртов В.А. - зав. каф. ПГУ, профессор (Петрозаводск)
Гуслякова Е.В. - гл. спец. Минобразования РФ, доцент (Москва)
Данильчук В.А. - ректор ВГПУ, чл.-корр. РАО, профессор (Волгоград)
Иванов В.К. - декан физ.-мех. ф-та СПбГПУ, профессор (Санкт-Петербург)
Каменецкий С.Е - профессор МПГУ (Москва)
Колесников Ю.Л. - проректор СПб ГИТМО, профессор (Санкт-Петербург)
Кондратьев А.С. - зав. каф. РГПУ, академик РАО, профессор (Санкт- Петербург)
Коробов В.Е. - декан ф-та ВГПУ, профессор (Волгоград)
Лаптев В.В. - проректор РГПУ, академик РАО, профессор (Санкт-Петербург)
Мансуров А.Н. - профессор МПГУ (Москва)
Песоцкий Ю.С. - ген. дир. ФГУП РНПО "Росучприбор", доцент (Москва)
Пурышева Н.С. - зав. каф. МПГУ, профессор (Москва)
Салецкий А.М. - проректор МГУ, профессор (Москва)
Свиридов В.В. - зав. каф. ИММФ, профессор (Воронеж)
Сигов А.С. - ректор МИРЭА, профессор (Москва)
Соколова И.И. - профессор РГПУ (Санкт-Петербург)
Струков Б.А. - зав. каф. МГУ, профессор (Москва)
Суханов А.Д. - профессор РУДН (Москва)
Ханин С.Д. - зав. каф. РГПУ, профессор (Санкт-Петербург)
Чирцов А.С. - декан физ. ф-та СПбГУ, профессор (Санкт-Петербург)
СЕКЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ
1. Профессиональное физическое образование
Председатели:
Алешкевич Виктор Александрович, профессор МГУ (Москва),
Салецкий Александр Михайлович, профессор МГУ (Москва)
Чирцов Александр Сергеевич, профессор, декан физического факультета СПбГУ
(Санкт-Петербург)
2. Физика в системе инженерного образования
Председатели:
Иванов Вадим Константинович, профессор, декан физ.-мех. факультета СПбГТУ
(Санкт-Петербург)
Гладун Анатолий Деомидович, профессор, зав. кафедрой МФТИ (Москва)
Сигов Александр Сергеевич, профессор, ректор МИРЭА (Москва)
3. Физика в системе естественнонаучного образования.
Председатели:
Струков Борис Анатольевич, профессор, зав. кафедрой МГУ (Москва)
Ханин Самуил Давидович, профессор, зав. кафедрой РГПУ (Санкт-Петербург).
4. Подготовка и переподготовка педагогических кадров по физике
Председатели:
Гороховатский Юрий Андреевич, профессор, зав. кафедрой РГПУ (СПб).
Беляев Владимир Никитович, профессор, декан ф-та эксп. и теор. физики
МИФИ (Москва)
Мансуров Андрей Николаевич, профессор МПГУ (Москва)
5. Физика в системе общего среднего образования
Председатели:
Бубликов Сергей Викторович, профессор РГПУ (Санкт-Петербург).
Пурышева Наталья Сергеевна, профессор, зав. кафедрой МПГУ (Москва)
6. Физика в современной естественнонаучной картине мира.
Председатели:
Суханов Александр Дмитриевич, профессор РУДН (Москва)
Соколова Ирина Ивановна, профессор РГПУ (Санкт-Петербург)
ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ:
∙ оргвзнос за участие в конференции и публикацию материалов (не более
2 для одного участника) в трудах конференции - 600 рублей (для студентов
и аспирантов - 300 рублей);
∙ стоимость публикации 1 доклада без участия в работе конференции - 150
рублей;
∙ стоимость публикации каждого дополнительного доклада - 150 рублей.
Срок перечисления оргвзноса и/или оплаты за публикацию материалов по
указанному ниже расчетному счету: до 15 мая 2003 г.
РЕКВИЗИТЫ СЧЕТА
Идентификационный номер (ИНН):
7808027849
Код отрасли по ОКОНХ:
92110
Код организации по ОКПО:
02079520
Наименование банка:
Фил. АК СБ РФ (СБ России) ОАО-СПб банк, г. Санкт-Петербург, Центральное
ОСБ
╧ 1991/0786
Текущий счет:
40 503 810 955 232 001 136
Корреспондентский счет:
30 101 810 500 000 000 653
БИК:
044 030 653
Организация оплачивает оргвзнос через платежное поручение.
Физические лица могут оплатить оргвзнос через отделения Сбербанка или
почтовым отправлением. В этом случае к стоимости взноса участника необходимо
добавить сумму комиссионного вознаграждения, которая определяется по
месту отправления.
В платежном поручении (или переводе) необходимо указать фамилию и инициалы
участника, а также назначение платежа (оргвзнос за участие в конференции
⌠ФССО-03■)
|