Том 8, номер 2, 2002 ISSN 1609 - 3143
Физическое
образование в вузах
Издательский Дом Московского Физического общества

Редколлегия журнала "Физическое образование в вузах"

Главный редактор

Крохин Олег Николаевич - академик, Московский инженерно-физический институт (государственный университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.

Заместители Главного редактора

Гладун Анатолий Деомидович - Московский физико-технический институт (государственный университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
Николаев Владимир Иванович - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Центр переподготовки научно-педагогических кадров МГУ, Москва, Россия.
Суханов Александр Дмитриевич - Российский университет дружбы народов, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия.
Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетический институт (технический университет), Московское физическое общество, Москва, Россия.



Редакционная коллегия

Кудрявцев Николай Николаевич - Московский физико-технический институт (государственный университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
Колесников Юрий Леонидович - Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет), Санкт-Петербург, Россия.
Лебедев Юрий Анатольевич - Правление Объединённого физического общества РФ, Москва, Россия.
Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное объединение "Росучприбор", Москва, Россия.
Рудой Юрий Григорьевич - Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
Светозаров Владимир Владимирович - НТЦ "ВЛАДИС", Московский инженерно-физический институт (государственный университет), Москва, Россия.
Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет), Москва, Россия.
Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
Чернышев Виктор Викторович - Военный авиационный технический университет, (Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского), Москва, Россия.

Ответственный секретарь

Калачев Николай Валентиновнч - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия.

Техническая редакция

Перегудова Елена Нинелевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.
Издательский дом МФО, 2002 г.


Ответственный редактор номера - профессор А.Д. Суханов

Физическое образование в вузах
Т. 8, N 2, 2002
Содержание

3 Введение
В.И. Николаев
5 Университетское физическое образование
Б.С. Дмитриев, Ю.И. Лёвин, Ю.П. Шараевский
14 Профессиональная направленность современного курса физики для студентов -геофизиков классического университета
Л.Л. Страхова, А.А. Игнатьев, С.В. Овчинников
19 Задача о машине Атвуда как тест
В.И. Николаев
29 Теория относительности для студентов младших курсов вузов
К.В. Бычков, А.С. Нифанов, И.М. Сараева
36 Еще раз о "релятивистской массе"
Г.А. Розман
42 О повышении эффективности преподавания курса общей физики для студентов инженерно-технических специальностей
П.Г. Кужир, Н.П. Юркевич, С.А. Постанкевич
47 Компьютерные тесты по курсу общей физики и их роль в улучшении знаний студентов
А.С. Беланов, Д.О. Жуков, А.П. Мацнев, В.В. Соколов
58 Разработка и использование редактора баз данных для создания компьютерных программ тестирования знаний по общей физике
Д.О. Жуков, В.В. Селезнев, В.О. Тычкин, Н.А. Александров
67 Программа генерирования билетов для тестового контроля
С.А. Казанцев, М.А. Поливанов
74 О результатах централизованного тестирования по физике
М.В. Алексеев, М.М. Алексеев
81 Использование информационных технологий для усиления фундаментальной подготовки по физике инженерных кадров
А.В. Машуков, А.Е. Машукова, Н.И. Вершинина, О. Каргапольцева, О.А. Юрченко
94 Роль компьютерного эксперимента в физическом образовании
А.М. Толстик
103 Применение модели Изинга при изучении магнетизма
А.М. Толстик
112 Звуковая карта компьютера для исследования продольных волн в курсе общей физики
А.И. Моисеев, Л.П. Муркин
126 Синергетические принципы в преподавании курса "Концепции современного естествознания" для гуманитариев
Т.Я. Дубнищева, А.Д. Рожковский
137 Воздействия излучений: дозы и риски
Б.А. Бенецкий, Н.Г. Гончарова
146 Аннотации
150 Информация


Physics in Higher Education
T. 8, N 2, 2002
The contents

3 Introduction
V.I. Nikolaev
5 Physics Education in Universities
B.S. Dmitriev, Yu.I. Levin, Yu.P. Sharaevsky
14 Professional Direction of the Modern Course of Physics for the Students - Geophysics of the Classical University
L.L. Strahova, A.A. Ignatiev, S.V. Ovchinnikov
19 The Task on the so-called "Atwood's machine" as a Test
V.I. Nikolaev
29 Theory of Relativity for First-Year High-School Students
K.V. Bychkov, A.C. Nifanov, I.M. Saraeva
36 On the Notion of "Relativistic Mass"
G.A. Rozman
42 On Increase of Efficiency of Teaching the Course of Basic Physics for Students of Engineering and Technical Qualifications
P.G. Kuzhir, N.P. Yurkevich, S.A. Postankevich
47 The Computer Tests on the General Physics Course and It's Role in the Improvement of Students Knowledge at the Moscow State Academy of the Instrument and Information Technologies
A.S. Belanov, D.O. Zhukov, A.P. Matcnev, V.V. Sokolov
58 Creating and Using of the "Database Editor" for Making the Computer Programs for Test of the Student's Knowledge on the General Physics
D.O. Zhukov, V.V. Seleznev, V.O. Tichkin, N.A. Alexsandrov
67 A Program for Generation the Test Checking Tickets
S.А. Kazantsev, М.А. Polivanov
74 Results of Centralized Testing on Physics
M.V. Alekseev, M.M. Alekseev
81 Use of Information Technologies for Amplification Fundamental Preparation on Physics of the Engineering Staff
A.V. Mashukov, A.E. Mashukova, N.I. Vershinina, O.V. Kargapoltseva, O.A. Urchenko
94 The Role of Computer Experiment in Physical Education
A.M. Tolstik
103 The Application of Ising's Model for Study of Magnetism
A.M. Tolstik
112 PC Sound Card for Longitudinal Wave Exploration on General Physics Course
A.I. Moiseev, L.P. Murkin
126 Synergetic Principles in Teaching a Course "The Concepts of Modern Natural Sciences" for Humanists
T.Ya. Dubnischeva, A.D. Rozhkovsky
137 Effects of Radiation: Doses and Hazards
B.A. Benetsky, N.G. Goncharova
146 Abstracts
150 Information

Введение

Уважаемые читатели!
Журнал "Физическое образование в вузах" продолжает публикацию статей по актуальным вопросам преподавания физики и проблемам организации физического образования в вузах и других учебных заведениях страны.
Номер журнала открывается, как обычно, статьями раздела "Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже". Статьи раздела (всего их пять) затрагивают как общие, так и конкретные вопросы преподавания общего курса физики.
Статья Б.С. Дмитриева, Ю.И. Левина и Ю.П. Шараевского, посвященная системе физического образования в классическом университете, содержит мысли и сомнения авторов по вопросу о принципах построения современного общего курса физики.
В статье Л.Л. Страховой, А.А. Игнатьева и С.В. Овчинникова обсуждаются особенности организации и методики преподавания курса физики в связи с необходимостью усиления его профессиональной направленности - на примере студентов геологического факультета, обучающихся по специальности "геофизика".
Статья В.И. Николаева представляет собой попытку привлечь внимание преподавателей физики к необходимости уделять внимание на учебных занятиях одному из важнейших этапов решения физических задач - выбору абстрактной модели, в рамках которой будет решаться задача; описан тест (на основе знаменитой задачи о машине Атвуда), помогающий учащимся освоить "технологию" выбора абстрактной модели.
Две последние статьи раздела посвящены методическим вопросам преподавания основ теории относительности в вузе. Статья К.В. Бычкова, А.С. Нифанова и И.М. Сараевой содержит конспективное изложение методики преподавания кинематики специальной теории относительности. В статье Г.А. Розмана критически анализируется широко используемое понятие "релятивистская масса".
В статье из раздела "Вопросы преподавания общего курса физики в технических университетах", авторы которой П.Г. Кужир, Н.П. Юркевич и С.А. Постанкевич, обсуждаются различные модели взаимодействия "преподаватель - студент" на занятиях по общему курсу физики - на примере раздела "Физика твердого тела" для студентов инженерно-физического профиля.
В разделе журнала "Методика аудио-, видео- и компьютерного обучения" - наибольшее число статей: восемь. Основное внимание уделяется в них обсуждению различных методических аспектов применения компьютеров в организации обучения и оценке его эффективности.
Четыре статьи раздела посвящены обсуждению различных аспектов фактически одной проблемы - компьютерного тестирования знаний и умений учащихся. В статье
А.С. Беланова и др. дается обоснование требованиям, которым должны удовлетворять компьютерные тесты по физике, предназначенные для текущего контроля знаний студентов и для проверки их "остаточных" знаний. В статье Д.О. Жукова и др. описывается программа, с помощью которой можно организовать базу данных, предназначенную для тестирования знаний учащихся по курсу физики (как, впрочем, и по другим дисциплинам). Аналогичная программа описана в статье С.А. Казанцева и М.А. Поливанова: с ее помощью можно не только создать базу данных для тестирования (она состоит из вопросов и вариантов ответов), но и автоматизировать процедуру составления билетов. О результатах централизованного тестирования знаний по физике у абитуриентов в одном из регионов России рассказывается в статье М.В. Алексеева и М.М. Алексеева.
Статья А.В. Машукова и др. посвящена анализу опыта использования современных информационных технологий на занятиях по физике, описанию конкретных примеров их применения, обоснованию рекомендаций для преподавателей, ведущих занятия, в том числе и при заочной форме обучения.
В статье А.М. Толстика предлагается новая методика изучения основ физики - с помощью "учебного компьютерного эксперимента", в котором объектом изучения являются абстрактные модели с варьируемыми параметрами, а методом изучения - совокупность всего разнообразия компьютерных средств решения физических задач. В другой статье того же автора описываются компьютерные лабораторные работы по четырем различным темам из раздела "Магнетики" общего курса физики: о свойствах парамагнетиков, о температурной зависимости спонтанной намагниченности ферромагнетика в области точки Кюри, о законе Кюри - Вейсса, о ферромагнитных доменах.
В последней статье раздела (ее авторы А.И. Моисеев и Л.П. Муркин) подробно описаны программное и аппаратурное обеспечение для лабораторной работы по теме "Звуковые волны" общего курса физики, в которой с помощью компьютера осуществляется Фурье-преобразование сигналов.
Номер завершается двумя статьями из раздела "Связь общего курса физики с другими дисциплинами". В статье Т.Я. Дубнищевой и А.Д. Рожковского обсуждается концептуальная роль синергетических принципов в преподавании основ современного естествознания будущим специалистам различных областей деятельности - прежде всего "гуманитариям". И наконец, статья Б.А. Бенецкого и Н.Г. Гончаровой, посвященная воздействию различных видов излучений на людей, по замыслу авторов, призвана помочь преподавателям и учащимся, независимо от их конкретной специализации, в получении систематизированных сведений по радиационной безопасности и тем самым восполнить почти наверняка имеющиеся в их образовании пробелы по этому столь злободневному сейчас вопросу.
Хотелось бы, по случаю, напомнить всем вам, дорогие читатели журнала "Физическое образование в вузах", что редколлегия ждет от вас новых статей по проблематике журнала, а также отзывов о его работе и предложений по ее улучшению.

Ответственный редактор В.И. Николаев

Университетское физическое образование

Б.С. Дмитриев, Ю.И. Лёвин, Ю.П. Шараевский
Саратовский государственный университет

"Физика воплощает искусство решать
проблемы материального мира.
И поэтому физике надо учиться,
но учиться как искусству."
А. Пиппард

Обсуждаются проблемы современного физического образования в университете. Излагаются критерии и подходы построения курса общей физики на факультете нелинейных процессов Саратовского университета.

Профессиональная направленность современного курса физики для студентов - геофизиков классического университета
Л.Л. Страхова, А.А. Игнатьев, С.В. Овчинников
Саратовский государственный университет, кафедра общей физики,
410026, Саратов, ул. Московская, 155.

Описан опыт работы кафедры общей физики Саратовского государственного университета по преподаванию физики студентам-геофизикам по специальности 011200 "Геофизика".

Задача о машине Атвуда как тест

В.И. Николаев
МГУ им. М.В. Ломоносова, физический факультет
vnik@cs.msu.su

Известная задача о машине Атвуда из раздела "Механика" общего курса физики рассматривается как "учебный полигон". Эта задача может быть использована в качестве простого и наглядного примера при изучении многих тем раздела. К их числу относится и тема, связанная с важнейшим этапом решения физических задач - выбором абстрактной модели. Описан тест, помогающий учащимся - студентам вузов и школьникам старших классов - освоить "технологию" выбора совокупности модельных предположений, на основе которых решается задача.

Теория относительности для студентов младших курсов вузов

К.В. Бычков1, А.С. Нифанов2, И.М. Сараева2
1ГАИ им. П.К. Штернберга,
2Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

В статье излагается методика преподавания кинематики специальной теории относительности для студентов-физиков и студентов-астрономов младших курсов вузов.

Еще раз о "релятивистской массе"

Г.А. Розман
Псковский государственный педагогический институт

В статье обсуждается смысл массы в теории относительности и критикуется широко используемое понятие "релятивистская масса".

О повышении эффективности преподавания курса общей физики для студентов инженерно-технических специальностей

П.Г. Кужир1, Н.П. Юркевич1, С.А. Постанкевич2
1Минск, Белорусская государственная политехническая академия
2Минск, средняя школа N 152
e-mail: kuzhir@bspa.unibel.by

В статье представлен анализ взаимодействия понятийных баз преподавателя и студента в моделях взаимодействия типа "посредник", "контролер", "соработник". Показано, что модель "соработник" в наибольшей степени обеспечивает достижение основной цели преподавания студентам фундаментальным дисциплин. Разработаны основные принципы организации методического и лабораторного обеспечения в рамках модели "соработник" на примере курса общей физики по разделу "Физика твердого тела" для студентов инженерно-технических специальностей.

Компьютерные тесты по курсу общей физики в Московской государственной академии приборостроения и информатики и их роль в улучшении знаний студентов
А.С. Беланов, Д.О. Жуков, А.П. Мацнев, В.В. Соколов
Московская государственная академия приборостроения и информатики,
107846, Москва, Россия, ул. Стромынка, д. 20.
e-mail: vep@oktava.msk.su

В статье обсуждаются требования, которым должны соответствовать компьютерные тесты по физике для контроля текущих и остаточных знаний студентов, и приведен пример теста остаточных знаний. Кроме того, представлены результаты внедрения в учебный процесс текущего контроля знаний с помощью электронной системы тестирования.

Разработка и использование редактора баз данных для создания компьютерных программ тестирования знаний по общей физике

Д.О. Жуков, В.В. Селезнев, В.О. Тычкин, Н.А. Александров
Московская государственная академия приборостроения и информатики,
107846, Москва, Россия, ул. Стромынка, д. 20.
e-mail: vep@oktava.msk.su

Разработана программа для создания баз данных для тестирования знаний студентов по физике и другим дисциплинам, которая включает в себя определенные функции для работы с базой данных и позволяет использовать ее даже неклассифицированному пользователю.


Программа генерирования билетов для тестового контроля
С.А. Казанцев, М.А. Поливанов
Казанский государственный технологический университет, E-mail: zamild@kstu.ru

Предлагается программа на Excel для Windows, которая позволяет организовывать базу вопросов для тестового контроля по физико-математическому циклу (а также техническому и гуманитарному) и автоматизировать составление билетов.


О результатах централизованного тестирования по физике

М.В. Алексеев, М.М. Алексеев
Сургутский государственный университет
628412, г. Сургут Тюменской обл., ул. Энергетиков, 14
E-mail: alexeev@surgu.wsnet.ru

Приводится анализ результатов централизованного тестирования по физике в региональном представительстве 8602 (г. Сургут Тюменской обл.).
Приведенные данные наглядно демонстрируют, что физическое образование школьников не только Сургутского региона, но России находится в кризисе. Сложившаяся ситуация требует особого внимания к качеству преподавания физики в средних школах.

Использование информационных технологий для усиления фундаментальной подготовки по физике инженерных кадров

А.В. Машуков, А.Е. Машукова, Н.И. Вершинина, О. Каргапольцева, О.А. Юрченко
Красноярская государственная академия цветных металлов и золота

Приведены конкретные примеры различных видов занятий (лекций, практических и лабораторных занятий) с использованием комплекса "компьютер-видео-TV".
Даны результаты опроса студентов по сравнению традиционных и информационных технологий обучения.


Роль компьютерного эксперимента в физическом образовании

А.М. Толстик
Томский государственный университет,
634010, Томск, пр. Ленина 36, тел. (3822)42-60-94, e-mail tolstik@ido.tsu.ru

В работе обсуждается роль компьютерного демонстрационного и лабораторного как новой методики изучения физики.

Применение модели Изинга при изучении магнетизма

А.М. Толстик
Томский государственный университет,
634010, Томск, пр. Ленина 36, тел. (3822)42-60-94, e-mail tolstik@ido.tsu.ru

Обсуждается методика изучения свойств магнетиков с применением модели Изинга. Анализируется переход из ферромагнитного в парамагнитное состояние в этой модели. Описываются 3 созданные автором компьютерные лабораторные работы по изучению магнетиков.

Звуковая карта компьютера для исследования продольных волн в курсе общей физики
А.И. Моисеев, Л.П. Муркин
Самарский государственный аэрокосмический университет,
кафедра физики, mois@ssau.ru

Описан комплект для исследования продольных волн в стержнях при помощи компьютера со звуковой картой, которая заменяет генератор и усилитель. Компьютер выполняет Фурье - преобразования сигналов.


Синергетические принципы в преподавании курса "Концепции современного естествознания" для гуманитариев
Т.Я. Дубнищева, А.Д. Рожковский
Кафедра философии
Новосибирской государственной академии экономики и управления
Ул. Каменская, N 56, 630099, Новосибирск, Россия

Статья посвящена синергетическим принципам преподавания курса "концепции современного естествознания" для гуманитариев. Опыт преподавания показывает, что синергетические принципы позволяют воспринять и саму эволюцию науки, и процесс усвоения знаний как синергетические процессы, как процессы, происходящие периодически через точки бифуркации. В процесс обучения естественнонаучным дисциплинам, помимо изложения теоретических основ и описания явлений, всегда закладывалось их самостоятельное изучение в форме проведения лабораторных работ, что давало наглядное представление о концептуально важных явлениях. Отсутствие соответствующей материальной базы в гуманитарных вузах, существенно снижает наглядность излагаемого материала и создает трудности для его восприятия. Решение этой проблемы может быть решено с использованием возможностей компьютерной техники.


Воздействия излучений: дозы и риски

Б.А. Бенецкий1, Н.Г. Гончарова2
1Институт ядерных исследований РАН,
2Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова


Изложены основы сведений о воздействии ионизирующих излучений на вещество и человека. Приведены таблицы единиц измерения доз и показаны методы оценки индивидуальной дозы. Рассмотрены естественные и антропогенные источники ионизирующих излучений. Даны примеры количественной оценки риска, связанного с облучением.

Abstracts


Physics Education in Universities

B.S. Dmitriev, Yu.I. Levin, Yu.P. Sharaevsky
Saratov State University

The problems of modern physical education at university are discussed. The criteria and approaches of construction of a course of general physics at faculty of nonlinear processes of the Saratov university are stated.

Professional Direction of the Modern Course of Physics for the Students - Geophysics of the Classical University
L.L. Strahova, A.A. Ignatiev, S.V. Ovchinnikov
Saratov State University

Work experience in teaching physics for the students - geophysics (specialty 011200 "Geophysics") in the general physics faculty of Saratov State University is described.


The Task on the so-called "Atwood's machine" as a Test
V.I. Nikolaev
M.V. Lomonosov Moscow State University

The famous task on the so-called "Atwood's machine" from the division "Mechanics" of the general physics course is considered as "a studies polygon". This task may be used as a simple and obvious example in the course of study of many subjects of the division. There is among them the subject connected with one of the most important stage of solution of physical tasks choosing an abstract model. The test is described which helps students (and pupils) to master the "technology" of choosing a set of model assumption with the help of which the task will be solving.

Theory of Relativity for First-Year High-School Students
K.V. Bychkov1, A.C. Nifanov2, I.M. Saraeva2
1Sternberg State Astronomy Institute
2Physics Department of Moscow State University

The concept of teaching the special relativity kinematics for the first-years high school students specialized in the physics and astronomy is presented.


On the Notion of "Relativistic Mass"
G.A. Rozman
Pskov State Pedagogical Institute

The article discusses the subject of mass in relativity and criticizes the commonly used notion of "relativistic mass".

On Increase of Efficiency of Teaching the Course of Basic Physics for Students of Engineering and Technical Qualifications
P.G. Kuzhir, N.P. Yurkevich, S.A. Postankevich
Belarusskaya State Polytechnic Academy

The analysis of cooperation between conceptual bases of a teacher and student is produced in the models of cooperation such as "intermediary", "inspector", "coworker". It's displayed that the model "coworker" to the greatest degree provides the achievement of the main goal to teach students fundamental disciplines. The basic organizational principles of methodical and laboratory equipment in the scope of the model "coworker" on the basis of the course of basics by the section "Solid physics" for students of engineering and technical qualifications were developed.

Computer Tests on General Physics Course and It's Role in Improvement of Students Knowledge at the Moscow State Academy of the Instrument and Information Technologies
A.S. Belanov, D.O. Zhukov, A.P. Matcnev, V.V. Sokolov
Moscow State Academy of the Instrument and Information Technologies

The demands, which must be corresponded the computer tests of the control of current and remaining knowledge on physics, are discussed in this paper. And the example on the remaining knowledge test is presented. In addition, the current control of knowledge was put into practice with the help of electronic testing system. All results are presented.


Creating and Using of The "Database Editor" for Making the Computer Programs for Test of the Student's Knowledge on the General Physics
D.O. Zhukov, V.V. Seleznev, V.O. Tichkin, N.A. Alexsandrov
Moscow State Academy of the Instrument and Information Technologies

Designed software "DATABASE EDITOR", for the test the student's knowledge of the physics and other subject. This program has many function for working with "DATABASE" and any user can work with it.

A Program for Generation the Test Checking Tickets
S.А. Kazantsev, М.А. Polivanov
Каzan State Technological University, E-mail: zamild@kstu.ru

Offered program on Excel for Windows, which allows to organize a base of questions for test checking on the physicist-mathematical cycle (as well as technical and humanitarian) and automate a scheduling the tickets.

Results of Centralized Testing on Physics
M.V. Alekseev, M.M. Alekseev
Surgut State University

The analysis of results of the centralized testing on physics in regional representation 8602 is given.

Use of Information Technologies for Amplification Fundamental Preparation on Physics of the Engineering Staff
A.V. Mashukov, A.E. Mashukova, N.I. Vershinina, O.V. Kargapoltseva,
O.A. Urchenko
Krasnoyarsk State Academy of Gold and Non-ferrous Metals

The concrete examples of occupations of various kinds (lecture, practical and laboratory occupations), spent with the help of a complex "computer-video-TV" are given.
The results of interrogation of the students in comparison of traditional and information technologies of training are given.

The Role of Computer Experiment in Physical Education
A.M. Tolstik
Tomsk State University

In this paper we discuss the role of computer demonstration and laboratory experiment as new methods of study of physics.

The Application of Ising's Model for Study of Magnetism
A.M. Tolstik
Tomsk State University

In this article, the method of study of magnetic properties with application of Ising's model is discussed. We describe the phase transition ferromagnetic - paramagnetic in this model and three author's computer laboratory works on magnetism are discussed.

PC Sound Card for Longitudinal Wave Exploration on General Physics Course
A.I. Moiseev, L.P. Murkin
Samara State Airspace University

We described the complex for the longitudinal wave exploration in roads by the PC sound card, which substitutes the generator and amplifier. PC makes the Fourier - transformation for signals.

Synergetic Principles in Teaching a Course "The Concepts of Modern Natural Sciences" for Humanists
T.Ya. Dubnischeva, A.D. Rozhkovsky
Faculty of philosophy
Novosibirsk State Academy of Economy and Management

This paper is devoted synergetic principles of teaching of a course "the concepts of modern natural sciences" for humanist. The experience of teaching shows, that synergetic principles allow to apprehend and evolution of a science, and process of mastering of knowledge as synergetic processes, as processes occurring periodically through bifurcation points.


Effects of Radiation: Doses and Hazards
B.A. Benetsky1 , N.G. Goncharova2
1Institute for Nuclear Research of RAS
2Moscow State University

The basic information on effects of radiation upon the matter and men is given. The various units used up-to-date for doses are listed and compared. The natural and artificial sources of ionization are discussed. Methods for estimation of individual doses and hazards caused by radiation are shown on several examples.