Том 8, номер 1, 2002 ISSN 1609 - 3143
Физическое
образование в вузах
Издательский Дом Московского Физического общества
Редколлегия журнала "Физическое образование в вузах"
Главный редактор
Крохин Олег Николаевич - академик, Московский инженерно-физический институт
(государственный университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН,
Москва, Россия.
Заместители Главного редактора
Гладун Анатолий Деомидович - Московский физико-технический институт
(государственный университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
Николаев Владимир Иванович - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Центр переподготовки научно-педагогических кадров
МГУ, Москва, Россия.
Суханов Александр Дмитриевич - Российский университет дружбы народов,
Российский научный центр физического образования, Москва, Россия.
Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетический институт (технический
университет), Московское физическое общество, Москва, Россия.
Редакционная коллегия
Кудрявцев Николай Николаевич - Московский физико-технический институт
(государственный университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
Колесников Юрий Леонидович - Санкт-Петербургский государственный институт
точной механики и оптики (технический университет), Санкт-Петербург, Россия.
Лебедев Юрий Анатольевич - Правление Объединённого физического общества
РФ, Москва, Россия.
Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное объединение
"Росучприбор", Москва, Россия.
Рудой Юрий Григорьевич - Российский университет дружбы народов, Москва,
Россия.
Светозаров Владимир Владимирович - НТЦ "ВЛАДИС", Московский
инженерно-физический институт (государственный университет), Москва, Россия.
Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический
университет), Москва, Россия.
Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
Чернышев Виктор Викторович - Военный авиационный технический университет,
(Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского), Москва, Россия.
Ответственный секретарь
Калачев Николай Валентиновнч - Физический институт им. П.Н. Лебедева
РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия.
Техническая редакция
Перегудова Елена Нинелевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН,
Москва, Россия.
Издательский дом МФО, 2002 г.
Ответственный редактор номера - профессор А.Д. Суханов
Физическое образование в вузах
Т. 8, N 1, 2002
Содержание
3 Наши юбиляры
5 Новый облик раздела "Оптика" курса общей физики
В.М. Грабов, С.Ю. Трофимова
10 Сто лет постоянной Планка
В.П. Милантьев
22
Проблемы обучения XXI века: физика как универсальная образовательная
дисциплина
Л.Г. Антошина, В.И. Неделько, Б.А. Струков
28
Об учебно-методическом обеспечении дисциплины "Физика" для
естественно математических специальностей педвузов в рамках ГОС ВПО второго
поколения
Л.В. Королева, Н.И. Журавлева, Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев
35
Изучение электромагнетизма на основе предметной деятельности в электродинамике
А.В. Купавцев
48
Особенности преподавания физики для специальности "Биотехнология"
Л.М. Коренкова, У.В. Костышева
57
Лабораторная работа по углубленному исследованию дифракции Фраунгофера
на щели
Н.Я. Молотков, В.Б. Дивак, О.В. Ломакина
65 Демонстрация свойств объемных голограмм
О.В. Андреева, О.В. Чистякова, Н.В. Андреев
74 Рецензия на статью В.Г. Суппеса "Использование ЭВМ при изучении
гармонических колебаний"
С.В. Поршнев
78 Компьютеризированные лабораторные работы по физике на базе графической
программной технологии
И.П. Чернов, С.В. Муравьев, В.И. Веретельник, В.В. Ларионов, В.П. Борисов,
Э.Б. Шошин, Г.В. Ерофеева
86
Разработка и практическое использование мультимедийных средств на лекциях
В.А. Стародубцев, И.П. Чернов
92 Разработка и использование "Конвектора" для создания компьютерных
программ тестирования знаний по общей физике
Н.А. Алешкин, А.С. Гусаров, Д.О. Жуков
96
Электронные лабораторные работы по курсу общей физики для студентов
технических вузов
Н.А. Александров, Д.О. Жуков, Д.Д. Зотов, В.В. Селезнев, В.О. Тычкин
103
Развитие методологии курса общей физики в педагогическом вузе
Г.А. Бордовский, С.Ю. Трофимова
109 Теоретическая физика в педагогическом институте
Г.А. Розман
112
О принципах построения и содержании программы курса "физика"
для специальности "информатика" в педагогических вузах
С.Е. Попов, С.В. Поршнев, С.Э. Потоскуев
126 К столетию Александра Васильевича Перышкина
С.Е. Каменецкий
130 Аннотации
135 Информация
Physics in Higher Education
T. 8, N 1, 2002
The contents
3 Our Heroes of Anniversary
5 Appearance of the "Optics" Section of General Physics Course
V.M. Grabov, S.Yu. Trofimova
10 A Century of the Planck Constant
V.P. Milantiev
22
Educational Problems of 21 Century: Physics as a Universal Educational
Subject
L.G. Antoshina, V.I. Nedelko, B.A. Strukov
28 Educational and Methodical Provision of Subject Physics for Natural
Sciences and Mathematical Specialities of Pedagogical Universities According
to GOS VPO (State Educational Standard for Higher Professional Education)
Second Generation
L.V. Koroleva, N.I. Zhuravleva, L.N. Zavarykina, M.Ju. Korolev
35
The Study of Electromagnetism on Object Activity in Electrodynamics
A.V. Kupavtsev
48
Peculiarities of Teaching Physics for Speciality "Biotechnology"
L.M. Korenkova, U.V. Kostysheva
57
Laboratory Work on the Profound Research in Fraunhofer s Diffraction
on a Splint
N.Ja. Molotkov, V.B. Divak, O.V. Lomakina
65
Demonstration Fundamental Properties of Volume Holograms
O.V. Andreeva, O.V. Chisteyakova, N.V. Andreev
74 The Review on the V.G. Suppes' article "Computer Usage in Analysis
of Harmonic Generations"
S.V. Porshnev
78
Computerized Laboratory Works in Physics Based on the Basis of Graphic
Software Technology
I.P. Chernov, S.V. Muraviov, V.I. Veretelnik, V.V. Larionov, V.P. Borisov,
E.B. Shoshin, G.V. Erofejeva, A.V. Komarov
86
The Development and Practical Application of Multimedia Forms to the
Lecture Courses
V.A. Starodubtsev, I.P. Chernov
92 Creating and Using of the "Convertor" for Making the Computer
Programs for the Knowledges Test of the General
Physics
A.S. Alyoshkin, A.N. Gusarov, D.O. Zhukov
96 Electronic Laboratory Works of General Physics for the Students of
Technical High Schools
N.A. Alexsandrov, D.O. Zhukov, D. D. Zotov, V.V. Seleznev, V.O. Tichkin
103 Development of the Methodology of General Physics Course in Pedagogical
Higher Educational Establishment
G.A. Bordovsky, S.Yu. Trofimova
109 Theoretical Physics at a Pedagogical Institute
G.A. Rozman
112 The Provisional Syllabus on Physics of Pedagogical Institutes for
the Department "Computer Science"
S.E. Popov, S.V. Porshnev, S.E. Potoskuev
126 To the Century of Alexander Vasilyevich Peryishkin
S.E. Kamenetsky
130 Abstracts
136 Information
Наши юбиляры
14 марта 2002 года исполнилось 70 лет ученому с мировым именем, академику
Российской академии наук, главному редактору нашего журнала Олегу Николаевичу
Крохину.
Олег Николаевич Крохин получил блестящее образование, окончив в 1955 году
Отделение ядерной физики МГУ им. М.В. Ломоносова. За прошедшие почти пятьдесят
лет своими научными исследованиями он внес большой вклад в развитие физики
лазеров и взаимодействия излучения с веществом. Им опубликовано около
250 научных работ и монографий. Он является руководителем научной школы
в области квантовой радиофизики и физики плазмы. Среди его учеников свыше
20 кандидатов и докторов наук.
К числу важнейших достижений отечественной и мировой науки относится выдвинутая
О.Н. Крохиным (совместно с Н.Г. Басовым и Ю.М. Поповым) идея создания
инжекционного полупроводникового лазера и (совместно с Н.Г. Басовым) идея
осуществления лазерного термоядерного синтеза. Эти предложения послужили
основой серьезных научно-технических программ, разрабатываемых в ряде
ведущих стран мира. Их результаты открывают широкие перспективы в процессе
создания современных высоких технологий.
Академик О.Н. Крохин ведет большую научно-организационную работу как директор
Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, член Бюро Отделения общей
физики и астрономии РАН, член экспертного совета ВАК и многих других советов,
главный редактор и член редколлегий целого ряда научных журналов.
Многогранность личности О.Н. Крохина проявляется в том, что в его жизни
научные интересы гармонично сочетаются с неустанной заботой о подготовке
новых поколений высокопрофессиональных и широко образованных исследователей
и инженеров. В связи с этим особенно хотелось бы отметить вклад Олега
Николаевича Крохина в развитие физического образования в нашей стране.
Он многие годы преподает в Московском инженерно-физическом институте.
При его активном участии был создан и успешно работает специальный факультет
физики - в настоящее время - Высшая школа физиков МИФИ - ФИАН им. Н.Г.
Басова. Он возглавил Ассоциацию кафедр физики технических вузов России.
Неоценимый вклад был внесен О.Н. Крохиным в создание и организацию регулярного
издания журнала "Физическое образование в вузах", первого в
России и одного из немногих в мире журналов, посвященных проблемам высшего
физического образования. За прошедшие годы Олег Николаевич много сделал
для роста престижа этого молодого журнала. Огромная заслуга его на посту
главного редактора состоит в том, что тематика публикуемых в нем материалов
и круг авторов постоянно расширяются. Редакционная политика журнала направлена
на то, чтобы публиковать статьи не только по методическим вопросам преподавания
физики в системе высшего образования, но и по актуальным научным проблемам
физики.
Редакционная коллегия журнала "Физическое образование в вузах"
горячо поздравляет Олега Николаевича с юбилеем. Он встретил его в расцвете
сил и таланта. Мы желаем ему дальнейших научных свершений, долгой и благополучной
жизни, чтобы его талант ученого-физика, педагога и организатора и впредь
проявлялся во всех его начинаниях на благо физики и физического образования.
Новый облик раздела "Оптика" курса общей физики
В.М. Грабов, С.Ю. Трофимова
Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена
Разработан подход к изучению раздела "Оптика" курса общей физики,
направленный на представление ее законов как неотъемлемой составляющей
системы законов физики, на формирование у студентов целостной физической
картины мира и отражающей ее системы физических закономерностей. Рассмотрена
логика раздела, в которой оптика предстает наукой о существенно неравновесных
и необратимых процессах. В предлагаемом подходе, оптика более эффективно
используется для подготовки к изучению и восприятию студентами квантовой
физики.
Сто лет постоянной Планка
В.П. Милантьев
Российский университет дружбы народов
117198 г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Статья посвящена истории открытия постоянной Планка и возникновения квантовых
представлений в физике.
Проблемы обучения XXI века: физика как универсальная образовательная дисциплина
Л.Г. Антошина, В.И. Неделько, Б.А. Струков
МГУ им. М.В. Ломоносова
В статье предлагается использовать физику как универсальную образовательную
дисциплину. В таком представлении обучение физики имеет двоякую цель:
с одной стороны, сохраняется стандартное обучение предметным знаниям физики
для использования их в профессиональной деятельности, с другой стороны,
знания физики используются в качестве предметной базы для освоения информационных
схем, знание которых обеспечивает информационную мобильность, т.е. умение
получать, осмысливать и использовать новую информацию в широких областях
знаний. Рассматривается содержание курса физики, обеспечивающего такое
обучение и способ изложения учебного материала.
Об учебно-методическом обеспечении дисциплины "Физика" для естественно-математических
специальностей педвузов в рамках ГОС ВПО второго поколения
Л.В. Королева, Н.И. Журавлева, Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев (МПГУ)
e-mail: l-koroleva@mtu-net.ru
Статья посвящена проблеме совершенствования физического образования на
естественно-математических факультетах педуниверситетов и созданию учебно-методического
обеспечения дисциплины "Физика" (цикл ЕН) в рамках ГОС ВПО второго
поколения.
Изучение электромагнетизма на основе
предметной деятельности в электродинамике
А.В. Купавцев
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия
Ориентация на обучение предметной деятельности в электродинамике позволяет
устранить известные недостатки традиционного курса электромагнетизма.
Систематизированы важнейшие способы деятельности и раскрыты особенности
деятельного аспекта в изучении электромагнетизма.
Особенности преподавания физики для специальности "Биотехнология"
Л.М. Коренкова, У.В. Костышева
Московский государственный университет прикладной биотехнологии
(МГУПБ)
Главный способ улучшить усвоение знаний по физике, как мы полагаем, это
повысить заинтересованность студентов в изучении физики. Для достижения
этой цели мы стремимся связать изложение физики с будущей специальностью
студентов. Для специальности "Биотехнология" читается курс "Физика
и основы биофизики", в котором в каждом разделе физики даются также
некоторые сведения по биофизике микрообъектов. Для проведения практических
занятий нами созданы задачи по физике, которые также адаптированы к специальности
"Биотехнология".
Лабораторная работа по углубленному исследованию дифракции Фраунгофера
на щели
Н.Я. Молотков, В.Б. Дивак, О.В. Ломакина
Тамбовский государственный технический университет
Лабораторная работа общефизического практикума по волновой оптике поставлена
в сантиметровом диапазоне электромагнитных волн. Экспериментально исследуется
дифракция Фраунгофера на щели, а также на щели, половина площади которой
перекрывается пластинкой в полволны. Наблюдаемые результаты эксперимента
согласуются с теорией дифракции.
Демонстрация свойств объемных голограмм
О.В. Андреева, О.В. Чистякова*, Н.В. Андреев*
ВНЦ "Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова"
*Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
В работе представлен план изложения материала по основным свойствам трехмерных
голограмм с применением демонстрационной установки, использующей объемную
пропускающую голограмму толщиной 1 мм, изготовленную в ВНЦ ГОИ. Установка
может быть использована для сопровождения лекционного материала, а также
в качестве основы для лабораторных работ и учебных заданий по курсу оптики.
Рецензия
на статью В.Г. Суппеса "Использование ЭВМ при изучении гармонических
колебаний", опубликованную в журнале "Физическое образование
в вузах", Т. 7, N 3, 2001
С.В. Поршнев
Нижнетагильский государственный педагогический институт
Компьютеризированные лабораторные работы по физике
на базе графической программной технологии
И.П. Чернов, С.В. Муравьев, В.И. Веретельник, В.В. Ларионов,
В.П. Борисов, Э.Б. Шошин, Г.В. Ерофеева
Томский политехнический университет
e-mail: chernov@tpu.ru
В статье обсуждается опыт создания компьютеризированных не виртуальных
(на реальных физических объектах) лабораторных работ, предназначенных
для изучения основных разделов физики в технических университетах. Подробно
описана графическая программная технология.
Разработка и практическое использование
мультимедийных средств на лекциях
В.А. Стародубцев, И.П. Чернов
Томский политехнический университет
Россия, 634004, Томск, пр. Ленина, 30
E-mail: star@ido.tpu.edu.ru ,
chernov@tpu.edu.ru
Приведены результаты использования редактора MSO Power Point для создания
электронного конспекта лекций. Качественное улучшение и повышение эффективности
лекции достигается за счет применения информационных технологий подготовки
конспекта.
Разработка и использование "Конвектора" для создания компьютерных
программ тестирования знаний по общей физике
Н.А. Алешкин, А.С. Гусаров, Д.О. Жуков
Московская государственная академия приборостроения и информатики,
107846, Москва, Россия, ул. Стромынка, д. 20.
e-mail: vep@oktava.msk.su
Разработан пакет программ "Конвектор", который существенно
ускоряет и облегчает создание баз данных для компьютерных систем тестирования
знаний студентов и навыков решения задач по курсу общей физики. Выполненная
разработка позволяет в течение нескольких минут конвертировать любые (текстовые
и графические) MS Word файлы в формат баз данных.
Электронные лабораторные работы по курсу общей физики для студентов технических
вузов
Н.А. Александров, Д.О. Жуков, Д.Д. Зотов, В.В. Селезнев, В.О. Тычкин
Московская городская академия приборостроения и информатики
107846, Москва, ул. Стромынка, д. 20.
Разработан пакет компьютерных программ для выполнения лабораторных работ,
в которых предусматривается изменение значений экспериментальных параметров
в широких диапазонах, а также проверка знаний теоретического материала
по каждой лабораторной работе с помощью теста, что позволяет студентам
более детально изучить особенности наблюдаемых явлений и проверить уровень
знаний, приобретенных в процессе обучения. Встроенная система тестирования
не позволяет перейти к следующей лабораторной работе, если результат тестирования
меньше проходного балла, который назначает преподаватель.
Данный программный продукт охватывает курс общий физики и может быть использован
как удаленными пользователями через сеть INTERNET в открытом и дистанционном
образовании, так и в локальной сети высших учебных заведений.
Развитие методологии курса общей физики в педагогическом вузе
Г.А. Бордовский, С.Ю. Трофимова
Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена
Рассматривается проблема содержания и логики построения курса общей физики
в педагогическом вузе. Основой излагаемого подхода является представление
о курсе как о высоко структурированной системе, содержание и структура
которой определяются ограниченным числом параметров. В качестве таких
параметров рассматриваются принципы наукосообразности и социокультурной
сообразности. Показано, что современное наполнение этих принципов ведет
к новому этапу развития методологии построения курса общей физики, характеризующемуся
органичным введением в курс элементов физики неустойчивых состояний и
неравновесных процессов. Анализируется характер изложения одного из таких
вопросов - нелинейных механических колебаний - в существующих учебниках
по курсу общей физики.
Теоретическая физика в педагогическом институте
Г.А. Розман
Псковский государственный педагогический институт, кафедра физики
В статье отмечается особенность и важность изучения курсов теоретической
физики в педагогическом институте в деле подготовки высоко квалифицированных
учителей физики. На примере построения курса "Специальная теория
относительности" показываются разные формы активизации учебного процесса
и усиления самостоятельной работы студентов.
О принципах построения и содержании программы курса "физика"
для специальности "информатика" в педагогических вузах
С.Е. Попов, С.В. Поршнев, С.Э. Потоскуев
Нижнетагильский государственный педагогический институт, г. Нижний Тагил
Обсуждаются содержание и построение процесса обучения физике студентов
педвузов по специальности "Информатика". Представлены основные
разделы авторской программы курса "Физика", его место в учебном
процессе и формы проведения занятий.
К столетию Александра Васильевича Перышкина
С.Е. Каменецкий
Московский педагогический государственный университет
Статья посвящена жизни и деятельности Александра Васильевича Перышкина
- создателя крупнейшей научно-методической школы методистов-физиков России.
Abstracts
Appearance of the "Optics" Section of General Physics Course
V.M. Grabov, S.Yu. Trofimova
Saint-Petersburg, Herzen Russian State Pedagogical University
The approach to study of the section "Optics" of a course of
general physics directed on representation of its laws as integral part
of system of the laws of physics, on formation at the students integral
of a physical picture of the world and system, reflecting it, of physical
laws is developed. The logic of the section, in which optics appears as
a science about substantially nonequilibrum and irreversible processes,
is considered. In the offered approach, the optics more effectively used
for preparation for studying and recognition by the students of quantum
physics.
A century of the Planck constant
V.P. Milantiev
Peoples' Friendship University of Russia
The history of discovery of the Planck constant and the origin of the
quantum concept in physics is presented.
Educational Problems of 21 Century:
Physics as a Universal Educational Subject
L.G. Antoshina, V.I. Nedelko, B.A. Strukov
Faculty of Physics, M.V. Lomonosov Moscow State University,
Lenin Hills, Moscow GSP-2, 119992, Russia
In this paper it is proposed to use physics as a universal educational
subject. In such a representation the leaving of physics has a double
goal: on the one hand, the standard learning of the subject knowledge
of physics is kept that is necessary for the exploiting it in a professional
activity; on the other hand, the knowledge of physics can be used as a
background for an assimilation of the information set-up. The latter is
important for the informational mobility, i.e. for a capability to get,
to interpret and to use new information in the different fields of knowledge.
The content of the course of physics is considered that provides such
a type of training and the method of expounding of the training materials.
Educational and Methodical Provision of Subject Physics for Natural Sciences
and Mathematical Specialties of Pedagogical Universities According to
GOS VPO (State Educational Standard for Higher Professional Education)
Second Generation
L.V. Koroleva, N.I. Zhuravleva, L.N. Zavarykina, M.Ju. Korolev
Moscow State Pedagogical University
The article is dedicated to the problem of improving physical education
at the mathematical and natural sciences departments of pedagogical universities
and creating scientific and methodical provision for subject physics (natural
sciences' branch) according to GOS VPO (state educational standard for
higher professional education) second generation.
The Study of Electromagnetism on Object Activity in Electrodynamics
A.V. Kupavtsev
Moscow State Technical University named after N. Bauman
The study of physical object activity in electrodynamics allow to remove
well-known deficiencies of tradition course of physics in technical university.
The impotent methods of this activity are systematized and peculiarities
of activity technology in physical education are opened.
Peculiarities of Teaching Physics for Specialty "Biotechnology"
L.M. Korenkova, U.V. Kostysheva
Moscow State University of Applied Biotechnology (MSUAB)
The main way to improve the assimilation of physics, as we believe,
is to raise the students` interest in learning physics. For this purpose
we try to connect the account of physics with our students` future specialty.
Lectures are given on the course "Physics and elements of biophysics",
where we give some knowledge about biophysics of microsubjects in every
division of physics. To conduct the practical lessons we created a number
of tasks, which are adapted to specialty "Biotechnology" as
well.
Laboratory Work of the Profound Research in Fraunhofer s Diffraction
on a Splint
N.Ja. Molotkov, V.B. Divak, O.V. Lomakina
Tambov State University
This laboratory work as a practical work in general physics on wave optics
is arranged in the centimeter electromagnetic wave band. Fraunhofer s
diffraction is being examined experimentally on a splint as well as on
the splint half square of which is covered by the plate causing half wave
- length. The results observed during the experiment will correspond to
the diffraction theory.
Demonstration Fundamental Properties of Volume Holograms
O.V. Andreeva, O.V. Chistyakova, N.V. Andreev*
State Optical Institute named after S.I. Vavilov
* Saint-Petersburg, Herzen Russian State Pedagogical University
This paper considers fundamental properties of volume holograms with help
the simple device and volume transmission holograms 1 mm thickness, made
in. This device may be used during lecture and as practical works of physical
optics course for the higher school students.
The Review on the Paper V.G. Suppes "Use of the Computer at Study
Harmonic Fluctuations ", Published in a magazine "Physics in
Higher Education", V. 7, N 3, 2001
S.V. Porshev
Nizhniy Tagil State Pedagogical Institute
Computerized Laboratory Works in Physics Based on the Basis of Graphic
Software Technology
I.P. Chernov, S.V. Muraviov, V.I. Veretelnik, V.V. Larionov, V.P. Borisov,
E.B. Shoshin, G.V. Erofejeva, A.V. Komarov
Tomsk Polytechnic University
This article discusses an experience of creating computerized non-virtual
(based on real objects) laboratory works used for studying main chapters
in physics. Graphic software technology is described in details.
The Development and Practical Application of Multimedia Forms to the Lecture
Courses
V.A. Starodubtsev, I.P. Chernov
Tomsk Polytechnic University
MSO Power Point Editor application to the multimedia lecture presentations
is discussed. To promote the didactic results, the new informatics methods
are used to prepare the lecturer's synopsis in computer format.
Creating and Using of the "Converter" for Making the Computer
Programs for Test the Knowledge of the General Physics
A.S. Alyoshkin, A.N. Gusarov, D.O. Zhukov
Moscow State Academy of the Instrument and Information Technologies.
Designed software package "Converter", which greatly accelerates
and relieves a making the databases for computer systems of testing the
knowledge's of students and skills of deciding the tasks on the course
general physicists. Executed development allows during several minutes
convert any MS Word files in the format of databases.
Electronic Laboratory Works of General Physics for the Students of Technical
High Schools
N.A. Alexsandrov, D.O. Zhukov, D.D. Zotov, V.V. Seleznev, V.O. Tichkin
Moscow State Academy of the Instrument and Information Technologies
The package of the computer programs for performance of laboratory jobs
is developed, in which are provided change of meanings of experimental
parameters in wide ranges, and also the check of knowledge of a theoretical
material on each laboratory job with the help of the test, that allows
the students to study in more details features of the observable phenomena
and to check up a level of knowledge acquired during training. The built
- in system of testing does not allow to proceed to the following laboratory
job, if the result of testing is less than a through passage number, which
the teacher nominates.
The given software covers a course of general physics and can be used
as the removed users through a network INTERNET in open and remote education,
and in a local network of higher educational institutions.
Development of the Methodology of General Physics Course in Pedagogical
Higher Educational Establishment
G.A. Bordovsky, S.Yu. Trofimova
Saint Petersburg, Herzen Russian State Pedagogical University
The problem of content and logic of construction of general physics course
in the Pedagogical Higher Educational Establishment is considered. The
basis of the approach is representation of the course as about the higher
structured system. Them content and structure determined by the limited
number of parameters. The principles of conformity of condition of science
and social culture are considered in the capacity of such parameters.
It was shown that the modern filling of these principles cause to the
new level of development of the methodology of general physics course
construction, which is characterized by the organically introduction to
the course of elements of physics of unstable conditions and nonequilibrum
processes. The character of presentation of one such question nonlinear
mechanic oscillations is analyzed in the existing textbooks on the course
of general physics.
Theoretical Physics at a Pedagogical Institute
G.A. Rozman
Pskov State Pedagogical Institute
The article deals with the importance and the peculiarities of various
courses in theoretical physics at a Pedagogical Institute in the process
of training highly qualified physics teachers. As an example the structure
of the course "Special Theory of Relativity" is given to show
how active the teaching methods may be and how the students independent
studies can be intensified.
The Provisional Syllabus on Physics of Pedagogical Institutes for the
Department "Computer Science"
S.E. Popov, S.V. Porshnev, S.E. Potoskuev
Nizhni Tagil State Pedagogical Institute, Russia
The provisional syllabus on physics of Teacher's Training Institutes
for the department "Computer Science". The main feature of the
syllabus is the division into two parts - "Computing experiment"
and "Laboratory experiment". The introduction into the educational
process of practical work on computing experiment has the purpose to develop
the skill of physical and mathematical modeling to the students, to analyze
results and to evaluate their adequately.
Recollection of Alexander Vasilyevich Peryishkin
S.E. Kamenetsky
Moscow State Pedagogical University
The article is dedicated to life and works of Alexander Vasilyevich Peryishkin
- the founder of Russian scientific-methodical school.
|