Том 6, номер 4 2000 г.

Физическое образование

в вузах

Издательский Дом Московского Физического общества

Редколлегия журнала "Физическое образование в вузах"

Главный редактор

Крохин Олег Николаевич - академик Российской Академии наук, Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.

Заместители Главного редактора

Гладун Анатолий Деомидович - Московский физико-технический институт (технический университет), Долгопрудный Московской области, Россия.

Николаев Владимир Иванович - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Центр переподготовки научно-педагогических кадров МГУ, Москва, Россия.

Суханов Александр Дмитриевич - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия.

Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетический институт, Московское физическое общество, Москва, Россия.

Редакционная коллегия

Бруццоне Орасио - Университет Буенос-Айреса, Буенос-Айрес, Аргентина.

Быковский Юрий Алексеевич - Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет), Москва, Россия.

Врублевски Анжей - Варшавский университет, Варшава, Польша.

Грибков Владимир Алексеевич - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет), Москва, Россия.

Кудрявцев Николай Николаевич - Московский физико-технический институт (технический университет), Долгопрудный Московской области, Россия

Кунце Ганс Иохим - Рурский университет, Бохум, ФРГ.

Кьянг Давид - Дальхаузи университет, Канада.

Ли Синг - Наньянгский технический университет, Сингапур.

Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное объединение "Росучприбор", Москва, Россия.

Рудой Юрий Григорьевич - Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.

Светозаров Владимир Владимирович - НТЦ "ВЛАДИС", Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет), Москва, Россия.

Сенашенко Василий Савельевич - Министерство образования РФ, Москва, Россия.

Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет), Москва, Россия.

Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

Чернышев Виктор Викторович - Военный авиационный технический университет, (Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского), Москва, Россия.

Ответственный секретарь

Калачев Николай Валентинович - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия.

Техническая редакция

Никулин Валерий Яковлевич - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.

Перегудова Елена Нинелевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.

 

Физическое образование в вузах

Т. 6, N4, 2000

Содержание

3 Введение

А.Д. Суханов

5 О VI-й конференции "Современный физический практикум"

М.Б. Шапочкин

7 Современные стандарты физического лабораторного и демонстрационного оборудования для высшей школы

Ю.С. Песоцкий

17 О методическом обеспечении физического практикума для технических вузов

В.И. Богданов, А.А. Босенко

29 Роль и место лабораторного практикума в современном курсе общей физики

А.Н. Кулёв, С.Ф. Борисов

34 Тенденции развития современного практикума

Г.Н. Лобова

42 Изучение эффекта Рамзауэра в студенческом лабораторном практикуме

Ф.Ф. Игошин, Ю.М. Ципенюк

49 Установка для лабораторных работ и семинарских занятий по изучению эффекта Доплера

А.И. Сирота, А.Н. Волобуев, В.П. Проскуряков

51 Методологические аспекты лабораторных измерений

В.С. Идиатулин, Г.М. Михеев

60 Постановка демонстраций ячеек Бенара и вихрей Тейлора

А.Р. Аржаник, Ю.П. Михайличенко, Г.Н. Сотириади

68 Видеофильм лекционных демонстраций

А.С. Богатин, С.А. Богатина, И.О. Бондаренко, А.С. Коханый, Е.В. Парамонова, В.М. Васильев

72 Физический эксперимент и Интернет-технологии

Д.А. Савенко

76 Применение компьютерных моделей в физическом практикуме

А.М. Толстик

81 Оптимизация физического практикума с помощью современных информационных технологий

А.В. Шильников, Л.А. Васильева , В.Н. Нестеров, Л.И. Черкасова

86 Использование компьютера при решении физических задач

А.П. Ковалёв

90 Аннотации

94 Информация

105 Авторский указатель за 2000 год

 

Physics in Higher Education

Т. 6, N 4, 2000

The contents

3 Introduction (rus)

A.D. Sukhanov

5 About 6th Conference "The Modern Physics Practice" (rus)

M.B. Shapochkin

7 The Modern Standards of the Physical Laboratory and Demonstration Equipment for a Higher School

Yu.S. Pesotski

17 About Methodic Provision of the Physics Laboratory Work for the Technical High School

V.I. Bogdanov, A.A. Bosenko

29 Role and Place of Training Laboratory in Modern Course of General Physics

A.N. Kulyov, S.F. Borisov

34 Trends of Development of Modern Practical Work

G.N. Lobova

42 Study of Ramsauer Effect in the Student Laboratory Training

F.F. Igoshin, Yu.M. Tsipenyuk

49 Installation for Laboratory Works and Seminar Employment for Study of Doppler Effect

A.I. Sirota, A.N. Volobuev, V.P. Proskuryakov

51 Methodological Concepts of Laboratory Measurements

V.S. Idiatulin, G.M. Mikheev

60 Production of Demonstration Bernard Cells and Taylor Vortices

A.R. Arzhanik, Yu.P. Mikhaylichenko, G.N. Sotiriadi

68 Video Film of Lectures Demonstrations

A.S. Bogatin, S.A. Bogatina, I.O. Bondarenko, A.S. Kochaniy,
E.V. Paramonova, V.M. Vasiljev

72 Physical Experiment and Internet - technologies

D. Savenko

76 The Employment of Computer Models in Physical Practice

A.M. Tolstik

81 The Optimisation of a Physical Practical Work with the Help of Modern Information Technologies

A.V. Shil'nikov, L.A. Vasileva, V.N. Nesterov, L.I. Chercasova

86 Employment of the Computer at the Decision of Physical Tasks

A.P. Kovalev

90 Abstracts

94 Information

105 Authors Index of Vol. 6, 2000

 

Введение

Четвёртый номер журнала 2000 года, посвящен, в основном, прошедшей 14-16 сентября 2000 года в г. Самара на базе Самарского государственного университета, при поддержке программы "Интеграция", 6-й Конференции СНГ "Современный физический практикум" и региональной выставке-ярмарке лабораторного оборудования.

Ю.С. Песоцкий (член редколлегии журнала) - генеральный директор Межгосударственной ассоциации разработчиков и производителей учебной техники - описывает современные стандарты физического лабораторного и демонстрационного оборудования для высшей школы.

В статье В.И. Богданова и А.А. Босенко из Старооскольского технологического института "О методическом обеспечении физического практикума для технических вузов" обсуждается структура и содержание физического практикума для новой программы курса общей физики в технических вузах. Предлагается разделить практикум на 2-3 блока в каждом семестре в соответствии с содержанием курса лекций и практических занятий.

Роль и место лабораторного практикума в современном курсе общей физики обсуждаются в статье А.Н. Кулёва и С.Ф. Борисова из Уральского государственного университета. Поднимаются проблемы формирования у студентов представлений о модельном характере научных построений при выполнении лабораторного практикума по общей физике.

В статье Г.Н. Лобовой из Омского государственного университета "Тенденции развития современного практикума" рассмотрена постановка работ современного практикума в вузе. Тенденции связаны с интеграцией вида "школа - вуз - НИИ", необходимостью формирования самостоятельного физического мышления, вариативностью работ практикума и унифицированностью используемого оборудования.

Продолжает номер описание лабораторной работы из МФТИ Ф.Ф. Игошина и Ю.М. Ципенюка "Изучение эффекта Рамзауэра в студенческом лабораторном практикуме". В описываемой работе по энергетической зависимости вероятности рассеяния электронов атомами ксенона, определяются энергии электронов, при которых наблюдается <просветление> ксенона, и оценивается размер его внешней электронной оболочки.

Сотрудниками Самарского государственного университета (кафедра медицинской и биологической физики) А.И. Сиротой, А.Н. Волобуевым и В.П. Прoскуряковым создана установка для лабораторных работ и семинарских занятий по изучению эффекта Доплера.

Идиатулин В.С. и Михеев Г.М. из Ижевской ГСХА рассмотрели методологические аспекты лабораторных измерений и привели примеры лабораторных работ, методологическая направленность которых изменена в соответствии с изложенными принципами.

В статье А.Р. Аржаника, Ю.П. Михайличенко и Г.Н. Сотириади из Томского государственного университета приводится описание двух демонстраций по самоорганизации: ячеек Бенара и вихрей Тейлора. Актуальность разработки этих демонстраций вызвана повышением интереса к изучению вопросов синергетики в области естественных наук. Описана методика демонстраций, которая позволяет показать организацию пространственных структур, условия их стабильного существования и перехода к хаосу. Несмотря на то, что ранее эти явления рассматривались в теоретических курсах, новые демонстрации и их трактовка доступны как студентам младших курсов, так и учащимся школ.

Авторами А.С. Богатиным и др. из Ростовского госуниверситета создан видеофильм для сопровождения вузовских и школьных занятий по физике лекционным экспериментом, содержащий несколько десятков опытов по механике, молекулярной физике, электричеству.

Д.А. Савенко из Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины рассматривает вопросы использования Интернет-технологий при проведении физического эксперимента, их преимущества и недостатки. Дано описание такого использования на примере лабораторной работы по электричеству.

А.М. Толстик из Томского государственного университета обсуждает применение компьютерного моделирования для создания "виртуальных" лабораторных работ. В качестве примера рассматривается компьютерная работа "Изучение фазового перехода испарение - конденсация".

Оптимизация физического практикума с помощью современных информационных технологий описана в статье А.В. Шильникова и др. из Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии. В ней представлен опыт разработки и комплексного использования элементов современных информационных технологий при проведении физического лабораторного практикума. Показано, что применение информационных технологий активизирует учебный процесс, познавательный и творческий потенциал студентов, повышая эффективность усвоения курса физики.

В статье А.П. Ковалева из Гомельского государственного университета
рассматривается опыт ГГУ им. Ф. Скорины в применении компьютеров при решении физических задач. Рассказывается о разработанном комплекте программ для решения этого вопроса, о совокупности реализованных в них педагогических функций, о возможностях, назначении и применении пакета программ в учебном процессе.

Ответственный редактор номера

профессор А.Д. Суханов

О VI-й конференции <Современный физический практикум>

М.Б. Шапочкин - сопредседатель Программного комитета

С 14 по 16 сентября 2000 года в г. Самара на базе Самарского государственного университета и Самарского филиала ФИАН успешно прошла VI учебно-методическая конференция "Современный физический практикум" и выставка учебной техники по физике. В организации конференции и выставки приняли участие Министерство образования России, Главное управление образования Администрации Самарской области, Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки", РНПО Росучприбор и Московское физическое общество. Конференция работала в четырех секциях:

1. Физический практикум: концептуально-методологические вопросы. Председатель секции - профессор МФТИ Гладун Анатолий Деомидович.

2. Лекционный и лабораторный физический эксперимент в вузах.

Председатель секции - профессор МАИ Спирин Геннадий Георгиевич.

3. Специальный физический практикум.

Председатель секции - профессор СамГУ Бирюков Александр Александрович.

4. Учебный физический кабинет в школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Председатель секции - профессор Самойлов Евгений Андреевич, заведующий кафедрой естественнонаучного образования Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО).

На конференции было представлено около 170 докладов, которые вошли в сборник тезисов конференции. В работе конференции приняли участие более 200 физиков, из них более 70 делегатов приехали из вузов и школ стран СНГ.

Первая учебно-методическая конференция "Современный физический практикум" прошла в 1992 году в Москве. Две последующих проводились в Подмосковье в Ватутинках и Звенигороде. С тех пор конференции проводились в Челябинске, Новороссийске, а сейчас в Самаре. Традиционно практическая составляющая конференции реализуется в виде выставки образцов учебной техники по физике для вузов и школ. В Самаре в выставке приняли участие 10 фирм производителей учебной техники. Было представлено более 170 экспонатов. За три неполных дня работы конференции выставку посетили более 400 человек.

На пленарном заседании были заслушаны обзорно-концептуальные доклады Гладуна А.Д., Суханова А.Д., Спирина Г.Г., Песоцкого Ю.С. и Шапочкина М.Б. В докладе Когана Е.Я. отчетливо прозвучали соображения о практической востребованности образования по физике, как в школе, так и в вузе. Не случайно поэтому в Самарской области экзамен по физике в 11 классе общеобразовательной школы является обязательным экзаменом. Конференция прошла на высоком научно-методическом уровне. Многие доклады сопровождались демонстрациями работы лабораторных установок и пакетов прикладных программ, разработанных участниками конференции.

Успешное проведение конференции было обусловлено заботой со стороны Администрации Самарской области и дирекции Самарского филиала ФИАН.

На закрытии конференции высказывались соображения и пожелания по основным направлениям развития образования по физике, в том числе физического практикума как его неотъемлемой части. Они положены в основу Меморандума VI учебно-методической конференции "Современный физический практикум":

1. Конференция "Современный физический практикум" не потеряла своей актуальности, более того практическая составляющая образования по физике сегодня становится более востребованной, чем в недавнем прошлом, как в областях наукоемкого производства, так и в бизнесе.

2. Использование учебного физического эксперимента в школе и вузе является необходимым условием повышения качества образования по физике, получения адекватных данных о природе Земли, повышения уровня интеллекта учащихся.

3. Методология, подбор физических экспериментов и их техническая реализация в учебных заведениях должны учитывать методологию и опыт развития научных физических лабораторий. Тесный контакт учебных и научных лабораторий приводит к росту уровня проведения учебных занятий, их технического и методического оснащения.

4. Следует констатировать, что тенденция развития физического практикума в вузе не имеет четкой концепции. Экспертный совет по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам Министерства образования России разработал Требования (федеральный компонент к обязательному минимуму содержания и учебной подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие математические и естественнонаучные дисциплины" в Государственных образовательных стандартах второго поколения), утвержденные Министерством образования России. Однако рекомендации Требований проигнорированы УМО при составлении Образовательных стандартов. Это зачастую приводит к резкому сокращению рекомендуемых Требованиями часов на обучение по физике, особенно в физических практикумах.

5. Рекомендовать редколлегии журнала "Физическое образование в вузах" организовать дискуссию на страницах журнала о концепции развития физического практикума и опыте внедрения Требований по физике в вузах России.

6. Анализ номенклатуры учебной техники по физике для вузов и школ показал, что в России сейчас производится все необходимое учебное оборудование по физике. Однако создание учебных лабораторий в школах и вузах наталкивается на отсутствие целевого финансирования Министерством образования России.

7. Рекомендовать журналу "Физическое образование в вузах" и РНПО Росучприбор организовать сайт для обмена информацией по физическому оборудованию, методике обучения и пакетам программ обучения.

Современные стандарты физического лабораторного и демонстрационного оборудования для высшей школы

Ю.С. Песоцкий

Генеральный директор Межгосударственной ассоциации разработчиков и производителей учебной техники

Рассматриваются вопросы создания нового учебного оборудования для оснащения физического практикума вузов. Обсуждается современная ситуация с оснащением образовательных учреждений, приводятся результаты анализа оснащенности, комментируются современные тенденции действий органов государственной власти по обсуждаемому вопросу. Исходя из анализа, предлагаются современные подходы к создаваемому учебному оборудованию, обсуждаются новые стандарты оснащения физпрактикума учебной техникой, предлагаемые для включения в государственные образовательные программы по физике для вузов.

О методическом обеспечении физического практикума для технических вузов

В.И. Богданов, А.А. Босенко

Старооскольский технологический институт, (филиал)

Московского государственного института стали и сплавов

(технологического университета).

E-mail: misis@oskolnet.ru

Обсуждается структура и содержание физического практикума для новой программы курса общей физики в технических вузах. Предлагается разделить практикум на 2-3 блока в каждом семестре в соответствии с содержанием курса лекций и практических занятий.

Роль и место лабораторного практикума в современном курсе общей физики

А.Н. Кулёв, С.Ф. Борисов

Уральский государственный университет

Обсуждаются проблемы формирования у студентов представлений о модельном характере научных построений при выполнении лабораторного практикума по общей физике.

Тенденции развития современного практикума

Г.Н. Лобова

Омский государственный университет

кафедра экспериментальной физики и радиофизики

В статье рассмотрена постановка работ современного практикума в вузе. Тенденции связаны с интеграцией вида "школа - вуз - НИИ", необходимостью формирования самостоятельного физического мышления, вариативностью работ практикума и унифицированностью используемого оборудования.

Изучение эффекта Рамзауэра в студенческом лабораторном практикуме

Ф.Ф. Игошин, Ю.М. Ципенюк

Московский физико-технический институт

141700, г. Долгопрудный Московской обл., Институтский пер., д. 9

В описываемой лабораторной работе по энергетической зависимости вероятности рассеяния электронов атомами ксенона, определяются энергии электронов, при которых наблюдается <просветление> ксенона, и оценивается размер его внешней электронной оболочки.

Установка для лабораторных работ и семинарских занятий по изучению эффекта Доплера

А.И. Сирота, А.Н. Волобуев, В.П. Прoскуряков

Самарский государственный университет, кафедра медицинской и биологической физики

443099, Чапаевская, 89, volobuev@samaramail.ru.

Авторами разработана установка для изучения эффекта Доплера на семинарских занятиях. Установку можно использовать для проведения лабораторной работы.

Методологические аспекты лабораторных измерений

В.С. Идиатулин, Г.М. Михеев

Ижевская ГСХА, 426069, Ижевск, Студенческая, 11

Рассмотрены принципы лабораторных измерений, позволяющие получать результаты, достоверность которых гарантирована условиями учебного эксперимента и точностью измерений. Приводятся примеры лабораторных работ, методологическая направленность которых изменена в соответствии с изложенными принципами.

Постановка демонстраций ячеек Бенара и вихрей Тейлора

А.Р. Аржаник, Ю.П. Михайличенко, Г.Н. Сотириади

Томский государственный университет, физический факультет

Приводится описание двух демонстраций по самоорганизации: ячеек Бенара и вихрей Тейлора. Актуальность разработки этих демонстраций вызвана повышением интереса к изучению вопросов синергетики в области естественных наук. Описана методика демонстраций, которая позволяет показать организацию пространственных структур, условия их стабильного существования и перехода к хаосу. Несмотря на то, что ранее эти явления рассматривались в теоретических курсах, новые демонстрации и их трактовка доступны как студентам младших курсов, так и учащимся школ.

Приведены оригинальные результаты, которые получились при определении оптимальных условий существования вихрей Тейлора. Последние опыты привели к формированию серии упорядоченных воздушных колец на стержне, вращающемся в жидкости.

Видеофильм лекционных демонстраций

А.С. Богатин, С.А. Богатина, И.О. Бондаренко, А.С. Коханый,
Е.В. Парамонова, В.М. Васильев

Физический факультет Ростовского государственного университета

344090, Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 5

e-mail: bogatin@phys.rsu.ru

Для сопровождения вузовских и школьных занятий по физике лекционным экспериментом создан видеофильм, содержащий несколько десятков опытов по механике, молекулярной физике, электричеству.

Физический эксперимент и Интернет - технологии

Д.А. Савенко

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

Советская 104, 246019, Гомель, Беларусь.

В статье рассматриваются вопросы использования Интернет-технологий при проведении физического эксперимента, их преимущества и недостатки. Дано описание такого использования на примере лабораторной работы по электричеству.

Применение компьютерных моделей в физическом практикуме

А.М. Толстик

Томский государственный университет

634010, г. Томск, Ленина 36

e-mail: tolstik@ido.tsu.ru

Обсуждается применение компьютерного моделирования для создания "виртуальных" лабораторных работ. В качестве примера рассматривается компьютерная работа "Изучение фазового перехода испарение - конденсация".

Оптимизация физического практикума с помощью современных информационных технологий

А.В. Шильников, Л.А. Васильева, В.Н. Нестеров, Л.И. Черкасова

Волгоградская государственная архитектурно-строительная академия

400074, Волгоград, ул. Академическая, 1.

Представлен опыт разработки и комплексного использования элементов современных информационных технологий при проведении физического лабораторного практикума. Показано, что применение информационных технологий активизирует учебный процесс, познавательный и творческий потенциал студентов, повышая эффективность усвоения курса физики.

Использование компьютера при решении физических задач

А.П. Ковалев

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

В статье рассматривается опыт ГГУ им. Ф. Скорины в применении компьютеров при решении физических задач. Рассказывается о разработанном комплекте программ для решения этого вопроса, о совокупности реализованных в них педагогических функций. О возможностях, назначении и применении пакета программ в учебном процессе.

 

 

Absracts

The Modern Standards of the Physical Laboratory and Demonstration Equipment for a Higher School

Yu.S. Pesotski

International Association of the Developers and Manufacturers of Educational Equipment (МАRPUT)

The questions of creation of the new educational equipment for equipment of a physical practical work of high schools are considered. The modern situation with equipment of educational establishments is discussed, the results of the analysis of equipment are resulted, and the modern lines of actions of bodies of state authority on a discussed question are made comments.

Proceeding from the analysis, the modern approaches to the created educational equipment are offered, the new standards of equipment of a physical practical work by educational engineering offered for inclusion in the state educational programs on physics for high schools are discussed.

About Methodic Provision of the Physics Laboratory Work For the Technical High School

V.I. Bogdanov, A.A. Bosenko

Stary Oskol Technological Institute

E-mail: misis@oskolnet.ru

The structure and content of the physics laboratory work is discussed for the new program of the general physics course in the technical high school. It is suggested the division of the laboratory work on two - three blocks in the every term in accordance with the content of the lections course and practical lessons.

Role and Place of Training Laboratory in Modern Course of General Physics

A.N. Kulyov, S.F. Borisov

Ural State University

The problems of model idea formation by the students in the process of laboratory training in the frame of general physics course are discussed. An importance of the fact that all physics models are limited is stressed. A new conception of general physics laboratory is suggested.

Trends of Development of Modern Practical Work

G.N. Lobova

Omsk State University

In article is considered the functioning modern practical work in high school. Trends are connected with integration of type , the shaping the independent physical thinking, variable the practical work and commonality underlying equipment.

Study of Ramsauer Effect in the Student Laboratory Training

F.F. Igoshin, Yu.M. Tsipenyuk

Moscow Institute of Physics Technology (State University)

Energy dependence of the probability of electron scattering by xenon atoms, which is studied in the student laboratory training, is described. The effective size of an outer electron shell of xenon atom is estimated from the magnitude of the electron energy, which results in "antireflection" of xenon atoms.

Installation for Laboratory Works and Seminar Employment for Study of Doppler Effect

A.I. Sirota, A.N. Volobuev, V.P. Proskuryakov

The Samara State University, faculty of medical and biological physics

e-mail: volobuev@samaramail.ru

The authors develop installation for study of Doppler effect on seminar employment. The installation can be used for realization of laboratory work.

Methodological Concepts of Laboratory Measurements

V.S. Idiatulin, G.M. Mikheev

Izhevsk State Agriculture Academy

The principles of laboratory measurements that allow obtaining the results, which reliability is guarantied by learning experiment conditions and precision of measurements are considered. The examples of laboratory works, the methodology of which was changed in accordance with the principles presented are alleged.

Production of Demonstration Bernard Cells and Taylor Vortices

A.R. Arzhanik, Yu.P. Mikhaylichenko, G.N. Sotiriadi

Tomsk State University, Physical Department

Description of two demonstrations of self-organization are given: description of Bernards cells and Taylor vortices actuality of working out of these demonstrations is caused by increasing in interest of synergetic studying in the field of sciences.

The method of demonstrations, which allows showing the organization of spatial structures, conditions of their stability and transition to chaos, is decrypted. In spite of this phenomenon having been observed in theoretical courses, new demonstrations and their treatment are easy to be understood for junior students, as well as for pupils.

Original results obtained while determining the optimal conditions of existing of Taylor vortices are given. The last experiments led to forming series of regulated air rings around a rod rotating in a liquid.

Video Film of Lectures Demonstrations

A.S. Bogatin, S.A. Bogatina, I.O. Bondarenko, A.S. Kochaniy,
E.V. Paramonova, V.M. Vasiljev

e-mail: bogatin@phys.rsu.ru

The physics faculty of Rostov State University

The video film, including some decades of experiments on mechanics, molecular physics and electricity, was created for the accompany of school and higher-school lectures and seminars on physics.

Physical Experiment and Internet - technologies

D. Savenko

Gomel' State University named after F. Skorina

Sovyetskaya Str. 104, 246019, Gomel, Belarus.

Questions of use Internet-technologies with a physical experiment are the aim of article. Their advantage and disadvantage are considered. The description of virtual lab work in Internet is given with example of laboratory work on the electricity.

The Employment of Computer Models in Physical Practice

A.M. Tolstik

Tomsk State University, Physical Department

E-mail: tolstik@ido.tsu.ru

In this article we discuss the employment of computer experiments for construction of virtual laboratory works. For example we describe our computer work "The study of phase transition evaporation - condensation".

The Optimization of a Physical Practical Work with the Help of Modern Information Technologies

A.V. Shil'nikov, L.A. Vasileva, V.N. Nesterov, L.I. Chercasova

The Volgograd State Architectural - building Academy,

400074, Volgograd, street. Academic 1

The experience of development and complex use of devices of modern information technologies are submitted at realization of a physical laboratory practical work. Is shown, that application of information technologies makes active educational process, understanding and creative potential of the students, raising efficiency of mastering of a course of physics.

Employment of the Computer at the Decision of Physical Tasks

A.P. Kovalev

Gomel' State University named after F. Skorina

In this article is considered the experience Gomel' State University's in application of computers at the decision of physical tasks. It is told about the developed complete set of the programs for the decision of this question, about set of the pedagogical functions, realized in them. The possibility, nomination and application of the software package in educational process are considered.