Физическое образование в вузах

Учредители:

Московское Физическое Общество

Российское научно-производственное объединение "Росучприбор"

 

 

Главный редактор

 

Крохин Олег Николаевич - член-корреспондент Российской Академии наук, Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.

 

Заместители Главного редактора

 

Гладун Анатолий Деомидович - Московский физико-технический институт, Долгопрудный Московской области, Россия.

Грибков Владимир Алексеевич - Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия.

Суханов Александр Дмитриевич - Московский государственный университет, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия.

Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетический институт, Московское физическое общество, Москва, Россия.

 

Редакционная коллегия

 

Бруццоне Орасио - Университет Буенос-Айреса, Буенос-Айрес, Аргентина.

Быковский Юрий Алексеевич - Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет), Москва, Россия.

Врублевски Анжей - Варшавский университет, Варшава, Польша.

Кудрявцев Николай Николаевич - Московский физико-технический институт, Долгопрудный Московской области, Россия

Кунце Ганс Иохим - Рурский университет, Бохум, ФРГ.

Кьянг Давид - Дальхаузи университет, Канада.

Ли Синг - Наньянгский технический университет, Сингапур.

Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное объединение "Росучприбор", Москва, Россия.

Рудой Юрий Григорьевич - Университет дружбы народов, Москва, Россия.

Светозаров Владимир Владимирович - НТЦ "ВЛАДИС", Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет), Москва, Россия.

Сенашенко Василий Савельевич - Министерство общего и профессионального образования РФ, Москва, Россия.

Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет), Москва, Россия.

Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

Чернышев Виктор Викторович - Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского, Москва, Россия.

 

Техническая редакция

 

Калачев Николай Валентиновнч - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия.

Никулин Валерий Яковлевич- Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия.

Перегудова Елена Нинелевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия

г Издательский дом МФО, 1998 г.

 

Физическое образование в вузах

Т. 4, N 4, 1998

Содержание

3   Введение

М.Б. Шапочкин

6   О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях России

В.А. Коровин

16  Опыт организации повышения квалификации учителей физики в МГУ им. М.В. Ломоносова

В.И. Николаев, А.В. Быков

20  Принципы построения школьного физического практикума в учебном комплексе "Школа - вуз"

В.М. Белокопытов, В.Л. Чудов, М.Б. Шапочкин

25  Организация преемственности при довузовском обучении физике

А.Ф. Брехов, Г.М. Щевелева, Н.Н. Безрядин, Т.В. Постникова

30  Опыт экспериментально-теоретических занятий и проблема высокого качества фундаментального образования

В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров

36  Некоторые сведения о векторе Лапласа для студентов астрономического отделения в курсе общей физики

К.В. Бычков, В.Д. Кривченков, И.М. Сараева

40  Выставка физического оборудования в Новороссийске

Ю.С. Песоцкий, А.Н. Поленов

43  Опыт привлечения студентов к разработке методики проведения лабораторного практикума по оптике

А.Д. Береснев, Н.И. Ваулина, Ю.Л. Колесников, О.Б. Прищепенок, С.К. Стафеев,
А.В. Смирнов, Ю.Ю. Спиркина, Д.Н. Федотов

52  Современные средства измерения в кабинете физики. Проблема выбора

О.А. Поваляев, В.Н. Прохоров, М.Л. Ярошевский, А.В. Демашев

58  Современный физический практикум по электромагнетизму и колебательным процессам

И.Ф. Жеберляев, В.Г. Показаньев, Ю.К. Кабасов

68  Современный школьный физический эксперимент

В.А. Коровин

71  Лабораторный практикум по оптике как средство реализации межпредметных связей физики и астрономии

Н.И. Кошкина

75  Лабораторная работа по исследованию интерференции волн с произвольной ориентацией их линий поляризации

Н.Я. Молотков, В.В. Шальнев, В.П. Плотников

83  Санкт-Петербургская образовательная сеть по физике и система удаленного тестирования знаний в Internet

В.Н. Васильев, Ю.Л. Колесников, В.В. Монахов, С.К. Стафеев, А.В. Смирнов,
А.В. Кожедуб, С.Б. Парамонов

89  Построение математических моделей физических процессов и явлений на основе анализа размерностей

В.С. Михалкин, А.С. Борухович

93  О новом подходе к созданию учебных лабораторных установок для физических практикумов

В.А. Квливидзе, В.А. Белавин, В.П. Петухов, В.В. Радченко

107 "Обратные" задачи в курсе физики

В.И. Николаев

124 Новая система единиц электрических и магнитных величин, предназначенная для изложения учения об электричестве

Г.М. Трунов

132 Комментарий к статье Г. М. Трунова "Новая система единиц электрических и магнитных величин, предназначенная для изложения учения об электричестве"

А. Д. Гладун

133 Методологическая ошибка при трактовке отсутствия массы у фотона в некоторых курсах общей физики

Б.А. Барихин, О.М. Бояркин, А.Н. Сенько

137 Концепция физического практикума для вариативной системы образования

В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров

144 Интегрированный практикум по молекулярной физике, термодинамике, теплотехнике и свойствам вещества

В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров, В.В. Зайцев

156 Аннотации

163 Информация

 

Physics in Higher Education

V. 4, N 4, 1998

Contents

3   Intruduction

M.B. Shapochkin

6   About teaching physics in general educational establishments of Russia

V.A. Korovin

16  Experience to organize the professional skill improvement for physics teachers in the M.V. Lomonosov Moscow State university

V.I. Nikolaev, A.V. Bykov

20  Principles of construction of a school physical practical work in an educational complex "School - High School"

V.M. Belokopytov, V.L. Chudov, M.B. Shapochkin

25  Continuity in physics training to the pupils of preparation faculty - future students

A.F. Brekhov, G.M. Schevelyova, N.N. Bezryadin, T.V. Postnikova

30  The experience of the experimental-theoretical lessons and a problem of the quality of the fundamental education

V.V. Svetozarov, Yu.V. Svetozarov

36  Laplace integral of motion in the course of general physics for students of astronomical department

K.V. Bychkov, V.D. Krivchenkov , I.M. Saraeva

40  The exhibition of the physical equipment in Novorossysk

Yu.S. Pesotsky, A.N. Polenov

43  The experience of involving of students to composing a manual for laboratory exercises on optics

A.D. Beresnev, N.I. Vaulina, Yu.L. Kolesnikov, O.B. Prishchepenok, S.K. Stafeev,
A.V. Smirnov, Yu.Yu. Spirkina, D.N. Fedorov

52 Data acquiring of systems in lesson. Problem of using

O.A. Povalyaev, V.N. Prokhorov, M.L. Yaroshevsky, A.V. Demashev

58 Modern physical training laboratory for electromagnetism and oscillations processes

I.F. Jeberlyaev,V.G. Pokasanijev,Yu.K. Kabasov

68  Modern school physical experiment

V.A. Korovin

71  Laboratory practical work on optics as a means of realization of intersubject links of physics and astronomy

N.I. Koshkina

75  Laboratory work on research of   waves interference with any orientation of their lines of polarization

N.Ya. Molotkov, V.V. Shal'nev, V.P. Plotnikov

83  St.-Petersburg educational Network in physics and the system of distance testing of knowledge in Internet

V.N. Vasil'ev, Yu.L. Kolesnikov, V.V. Monakhov, S.K. Stafeev, A.V. Smirnov, A.V. Kozhedub, S.B. Paramonov

89  Construction of the mathematical models of physical processes and phenomena on the basis of the analysis of dimensions

V.S. Mikhalkin, A.S. Borukhovich

93 A new approach to designing the educational laboratory plants for physics practice

V.A. Kvlividze, V.A. Belavin, V.P. Petukhov, V.V. Radchenko

107 "Reciprocal" tasks in the course of physics

V.I. Nikolaev

124 New system units of electric and magnetic quantities for teaching of electromagnetic theory

G.M. Trunov

132 Commentary with reference to G.M. Trunov ,s paper "New system units of electric and magnetic quantities for teaching of electromagnetic theory"

A.D. Gladun

133 Methodological mistake with interpretation of photon weightless in some course of physics

B.A. Barikhin, O.M. Boyarkin, A.N. Senko

137 The concept of physics laboratory for the variative educational system

V.V. Svetozarov, Yu.V. Svetozarov

144 Integrated training laboratory on the molecular physics, thermodynamics, heat engineering and properties of substance

V.V. Svetozarov, Yu.V. Svetozarov, V.V. Zaytsev

156 Abstracts

163 Information

 

Введение

 

Уважаемые читатели!

Московское физическое общество совместно с РНПО "Росучприбор" с 22 по 25 сентября 1998 г. в г. Новороссийске провели V Учебно-методическую конференцию стран СНГ "Современный физический практикум". Центральными вопросами конференции были:

1. Роль вузов в системе школьного физического образования.

2. Учебный физический кабинет в школе. При этом традиционно рассматривались вопросы методики физического эксперимента в вузе и использование компьютеров в учебном физическом эксперименте.

На конференцию было прислано около 140 докладов. К началу конференции издан сборник тезисов докладов.

Конференция проходила под эгидой Министерства общего и профессионального образования России, Российской академии образования и Департамента образования и науки Краснодарского края.

В ней приняли участие около 60 специалистов из России и Белоруссии.

В рамках конференции Российское научно-производственное объединение "Росучприбор" организовало выставку учебной техники, в первую очередь, для физических кабинетов школ. На выставке было представлено оборудование 9 фирм, в том числе из Германии фирмы "Leybold Didactic GmbH". Традиционная организация выставки в рамках конференции придала последней актуальность и практическую значимость.

Конференция работала в четырех секциях. Спектр обсуждаемых проблем охватывал как фундаментальные вопросы образования в вузе и школе, так и описание нового физического оборудования и обучающих программ. Некоторые доклады делались с использованием оборудования, представленного на выставке. Содержание и профессиональный уровень докладов позволяет с уверенностью констатировать наличие высокого потенциала преподавателей вузов и школ России.

По итогам конференции в традиционном меморандуме участники констатировали:

1) конференция "Современный физический практикум" уверенно занимает ведущее место среди базовых учебно-методических конференций, проводимых под эгидой Министерства общего и профессионального образования России,

2) провести VI Конференцию "Современный физический практикум" в 2000 году,

3) считать целесообразным поставить на обсуждение в Учебно-методическом совете по физическому образованию вопрос - "О роли вузов в системе школьного физического образования в современных условиях",

4) предложить РНПО "Росучприбор" создать типовой комплект оборудования по основным разделам учебной программы по физике для школы: механика, молекулярная физика, термодинамика, электричество и магнетизм, оптика,

5) предложить РНПО "Росучприбор" координировать производство и сбыт учебного оборудования для проведения занятий фронтальным методом в школьном физическом кабинете,

6) предложить Управлению общего среднего образования Минобразования России совместно с РНПО "Росучприбор" подготовить предложения по созданию федеральных и региональных экспериментальных лабораторий по предметам преподавания, имея ввиду создать и оснастить на современном уровне экспериментальные учебные лаборатории для апробации эффективных методик преподавания,

7) провести работу по комплексному анализу использования физического оборудования с целью активизации творческой деятельности учащихся и усилению практической направленности обучения.

Данный номер журнала отражает проблематику конференции - состояние физического образования в учебном комплексе школа - вуз. Открывается номер статьей В.А. Коровина "О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях России", в которой дается видение этого вопроса Управлением общего среднего образования Минобразования России.

В статье В.И. Николаева и А.В. Быкова описывается опыт работы центра МГУ по пере-подготовки учителей по физике школ г. Москвы.

Принципы построения школьного физического практикума в учебном комплексе школа-вуз, реализованные в Энергофизическом лицее ? 1502 при МЭИ излагаются в статье В.М. Белокопытова, В.Л. Чудова и М.Б. Шапочкина.

Опыт работы факультета довузовской подготовки Воронежской государственной технической академии освещен в статье А.Ф. Брехова, Г.М. Щевелева, Н.И. Безрядина и Т.В. Постникова.

В статье В.В. Светозарова и Ю.В. Светозарова описывается форма обучения - "комплексный урок". Интенсивная форма обучения физики -"обучение через действие" реализована в МИФИ.

Во втором разделе журнала читателей ждет продолжение темы V Конференции "Современный физический практикум".

В статье сотрудников РНПО "Росучприбор" Ю.С. Песоцкого и А.Н. Поленова - участников конференции и организаторов выставки учебного оборудования в Новороссийске, - так и озаглавленной "Выставка физического оборудования в Новороссийске" дается обзор экспонировавшегося там оборудования, даются комментарии и оценки.

В статье коллектива авторов из С. - Петербургского государственного института точной механики и оптики рассказывается об опыте создания методического обеспечения лабораторного практикума по оптике с привлечением возможностей персональных компьютеров.

Обзор компьютерных измерительных средств и перспектив их использования в учебном физическом эксперименте дается в статье О.А. Поваляева, В.Н. Прохорова,
М.Л. Ярошевского и А.В. Демашева.

Обращает на себя внимание статья коллектива авторов из НИИ ЯФ МГУ о создании учебных тренажеров на базе ПЭВМ для спец. практикумов, заменяющих дорогие учебные установки и дающие адекватную картину физического эксперимента.

Тематика школьного физического эксперимента продолжена в статье
В.А. Коровина. В ней дается обзор докладов, представленных на конференции в секции "Учебный физический кабинет в школе".

В статье Н.И. Кошкиной рассматривается реализация межпредметных связей в лабораторном практикуме по оптике для студентов астрономов Новокузнецкого государственного педагогического института.

Описанию лабораторной установки по исследованию интерференции двух когерентных волн сантиметрового диапазона с произвольной поляризацией посвящена статья Н.Я. Молоткова, В.В. Шальнева и В.П. Плотникова.

Опыт использования Internet для создания системы дистанционного тестирования знаний изложен в статье авторов из С. - Петербургского государственного института точной механики и оптики.

В статье В.С. Михалкина и А.С. Боруховича предложена возможность использования метода анализа размерностей физических величин при математическом моделировании реальных физических процессов.

Опыт изложения "обратных задач" в курсе общей физики приводится в статье
В.И. Николаева.

В статье соавторов из МГУ К.В. Бычкова, В.Д. Кривченкова и И.М. Сараевой приведен вывод вектора Лапласа в задаче Кеплера с использованием операций векторной алгебры. Обсуждается его роль в изложении курса общей астрономии.

О возможности использования новой системы единиц электрических и магнитных величин при изложении классической электродинамики рассказывается в статье
Г.М. Трунова. Статья снабжена комментариями А.Д. Гладуна.

В статье Б.А. Барихина, О.М. Бояркина и А.Н. Сенько предпринята очередная попытка показать, что фотон не имеет массы.

Номер журнала заканчивается памятными датами, связанными с развитием физики.

 

Ответственный редактор М.Б. Шапочкин.

 

 

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях России

В.А. Коровин

Министерство общего и профессионального образования РФ

Приведены результаты исследований, тестирования и проведения контрольных работ в различных регионах РФ, что позволило автору сформировать некоторые рекомендации по совершенствованию методики преподавания естественнонаучных предметов в школах страны.

 

Опыт организации повышения квалификации учителей физики в МГУ им. М.В. Ломоносова

В.И. Николаев, А.В. Быков

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

119899, Москва, ГСП, Ленинские горы, 2 учебный корпус, ЦПНПК МГУ

E-mail: gen148@nabla.phys.msu.su

Центр переподготовки научно-педагогических кадров МГУ им. М.В. Ломоносова вот уже седьмой год ведет систематическую работу по повышению квалификации учителей физики. Для этой работы организован лекторий, куда учителя приглашаются трижды в год на лекционные сессии - в период осенних, зимних и весенних школьных каникул. Ведущие преподаватели и ученые МГУ выступают перед учителями физики с обзорными лекциями, посвященными вопросам методики преподавания физики и новейшим достижениям науки. Накопленный опыт работы по повышению квалификации учителей физики подтверждает наличие острых проблем, связанных с обеспечением учебного процесса в средней школе.

 

Принципы построения школьного физического практикума в учебном комплексе школа - вуз

В.М. Белокопытов, В.Л. Чудов, М.Б. Шапочкин

Московский энергетический институт

Энерго-физический лицей МЭИ N 1502

Статья посвящена описанию и анализу работы лабораторного физического практикума Энерго-физического лицея ? 1502. Лицей является составной частью учебного комплекса "Школа-вуз" при МЭИ. Приводится перечень лабораторного оборудования физического кабинета. Анализируется методика проведения полуфронтальных лабораторных занятий.

Вышеизложенная естественная тенденция должна подкрепляться техническими возможностями материального оснащения физических лабораторий всех уровней.

 

Организация преемственности при довузовском обучении физике

А.Ф. Брехов, Г.М. Щевелева, Н.Н. Безрядин, Т.В. Постникова

Воронежская государственная технологическая академия

394017, г.Воронеж, проспект Революции, 19

e-mail post@vgta.comch.ru

В статье изложен опыт факультета довузовской подготовки и кафедры физики ВГТА по реализации принципа преемственности в обучении физике будущих абитуриентов, по преодолению трудностей переходного периода от школы к вузу.

 

Опыт экспериментально-теоретических занятий и проблема высокого качества фундаментального образования

В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров

Научно-технический центр "ВЛАДИС" , Москва

115409, Москва, Каширское шоссе, 31, МИФИ, ВЛАДИС

тел/факс 323-9238, 325-0116

Опробована методика интенсивного экспериментального изучения физики методом "обучения через действие". Организационная форма обучения - комплексный урок, совмещающий в едином цикле изучение теории с лабораторно-практическими занятиями. Для ее реализации учебная лаборатория должна обеспечивать фронтальные лабораторные работы, а также быструю и качественную постановку любого эксперимента с самостоятельной сборкой установки студентом. Физический практикум, отвечающий этим требованиям, разработан НТЦ ВЛАДИС и используется в 80 институтах и университетах России. Основу практикума составляют модульные лабораторные комплексы - настольные микролаборатории.

Занятия по оптике были построены в виде методических модулей "эксперимент-теория - практика". Отмечено лучшее понимание изучаемого материала, повышение интенсивности обучения и интереса к предмету.

 

Некоторые сведения о векторе Лапласа для студентов астрономического отделения в курсе общей физики

К.В. Бычков1, В.Д. Кривченков 2, И.М. Сараева 1

1 Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга.

2 МГУ им. М.В. Ломоносова, физический факультет.

Приведен вывод вектора Лапласа в задаче Кеплера с использованием операций векторной алгебры. Обсуждается его роль в изложении курса общей астрономии.

 

Выставка физического оборудования в Новороссийске

Ю. С. Песоцкий, А.Н. Поленов

Российское научно-производственное объединение "Росучприбор"

В статье описывается выставка учебного оборудования, предназначенного для оснащения физических аудиторий, лабораторий и школьных кабинетов физики, перечислены участники и экспонаты.

 

Опыт привлечения студентов к разработке методики проведения лабораторного практикума по оптике

А.Д. Береснев, Н.И. Ваулина, Ю.Л. Колесников, О.Б. Прищепенок,
С.К. Стафеев , А.В. Смирнов, Ю.Ю. Спиркина, Д.Н. Федотов

Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет)
197101, Россия, Санкт-Петербург, ул. Саблинская, 14.

E-mail: kolesnikov@mail.ifmo.ru

В статье рассказывается об опыте создания методического обеспечения лабораторного практикума по оптике с привлечением сил студентов старших курсов. Это обеспечение содержит описание более десяти лабораторных работ стандартного содержания: теоретические сведения, описания установок и порядок проведения лабораторной работы. В связи с образованием специальности "Профессиональное обучение" со специализацией "Компьютерные технологии" появилась необходимость в предоставлении студентам возможности приобретения всестороннего педагогического опыта, что и стало целью описываемого проекта.

 

Современные средства измерения в кабинете физики. Проблема выбора

О.А. Поваляев, В.Н. Прохоров, М.Л. Ярошевский, А.В. Демашев

УНЦ НТО МГИУ

109280, Москва, Автозаводская, 16, 3207

тел. (095) 277-2274, E-mail: snark@corbina.ru

Компьютерные измерительные системы (КИС) начинают использоваться на уроках физики. Адекватен ли эффект от их внедрения затрачиваемым усилиям. В статье сделана попытка сформулировать требования к изготовителям КИС с точки зрения преподавателя использующего их на занятиях. Приведен краткий обзор серийно выпускаемых систем.

 

Современный физический практикум по электромагнетизму и колебательным процессам

И.Ф. Жеберляев1, В.Г. Показаньев1, Ю.К. Кабасов2

1Уральская государственная академия путей сообщения

2Трехгорный политехнический институт МИФИ

E-mail:kabasov@tpi.ac.ru

На кафедре физики Академии путей сообщения разработан физический практикум по электромагнетизму, который около 5 лет используется многими средними и высшими учебными заведениями для проведения лабораторных работ с учащимися. В настоящее время установки выпускает "НПП Солитон-1", г. Екатеринбург.

 

Современный школьный физический эксперимент

В.А. Коровин

Министерство общего и профессионального образования РФ

Дается описание 17 докладов, представленных в секции "Учебный физический кабинет в школе" на V конференции "Современный физический практикум", посвященной школьному демонстрационному, лабораторному эксперименту, физическому практикуму.

 

Лабораторный практикум по оптике как средство реализации межпредметных связей физики и астрономии

Н.И. Кошкина

Новокузнецкий государственный педагогический институт

В статье рассмотрено одно из возможных проявлений очевидных межпредметных связей физики и астрономии - расширенный лабораторный практикум по оптике.

 

Лабораторная работа по исследованию интерференции волн с произвольной ориентацией их линий поляризации

Н.Я. Молотков, В.В. Шальнев, В.П. Плотников

Тамбовский государственный технический университет

В курсах волновой оптики вузов не рассматривается вопрос об интерференции двух когерентных волн с произвольной ориентацией их электрических векторов, хотя это явление представляет несомненный интерес, так как позволяет расширить представление студентов об интерференционных закономерностях. Авторами разработана и поставлена соответствующая лабораторная работа в сантиметровом диапазоне электромагнитных волн (l = 3,2 см).

 

Санкт-Петербургская образовательная сеть по физике и система удаленного тестирования знаний в Internet

В.Н. Васильев, Ю.Л. Колесников, В.В. Монахов, С.К. Стафеев,

А.В. Смирнов, А.В. Кожедуб, С.Б. Парамонов

Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики
(технический университет)

197101, Россия, Санкт-Петербург, ул. Саблинская, 14.

E-mail: kolesnikov@mail.ifmo.ru

В последние годы в Санкт-Петербургском государственном институте точной механики и оптики (техническом университете) была разработана система компьютерной проверки знаний абитуриентов и студентов по физике. На кафедре вычислительной физики Санкт-Петербургского государственного университета группа сотрудников успешно развивала систему дистанционного тестирования. Совместные усилия преподавательского состава обоих университетов, поддержанные Российским государственным предприятием по учебному оборудованию ("РОСУЧПРИБОР"), привели к идее создания фрагмента обучающей сети по физике, объединяющей всех разработчиков открытых продуктов для Internet. Обсуждается опыт дистанционного тестирования знаний по физике как первая совместная разработка учебного материала в Internet.

 

Построение математических моделей физических процессов и явлений на основе анализа размерностей

В.С. Михалкин, А.С. Борухович

Уральский государственный

профессионально-педагогический университет

Ижевский государственный технический университет

Предложена возможная структуризация использования метода анализа размерностей физических величин при математическом моделировании реальных физических процессов и явлений, способная найти надлежащее применение в учебном процессе и инженерной практике.

 

О новом подходе к созданию учебных лабораторных установок для физических практикумов

В.А. Квливидзе, В.А. Белавин. В.П. Петухов, В.В. Радченко

НИИ Ядерной физики МГУ. 119899 Москва, Воробьевы Горы.

E-mail: kliv@srdlan.npi.msu.su

Изложены концептуальные основы создания учебных систем - тренажеров (УСТ) для обучения физике. Описаны установки по атомной физике - УСТ "Рентгеновский спектрометр" и УСТ "Опыт Франка и Герца".

 

"Обратные" задачи в курсе физики

В.И.Николаев

МГУ им. М.В.Ломоносова, физический факультет

Развивается идея о том, что "обратные" задачи в курсе физики - одно из эффективных средств развития творческих способностей учащихся. Обсуждаются отличительные особенности "обратных" задач по сравнению с так называемыми обычными задачами. Подробно рассмотрены конкретные примеры "обратных" задач по четырем разделам курса физики: "Механика", "Молекулярная физика", "Электромагнетизм", "Оптика".

 

Новая система единиц электрических и магнитных величин, предназначенная для изложения учения об электричестве

Г.М. Трунов

Пермский государственный технический университет

В новой системе единиц, которая условно названа Теоретической системой электромагнитных единиц (сокращенно: система СТ), в качестве первых трех основных единиц - единиц длины, массы и времени - используются, соответственно, метр, килограмм и секунда. Четвертая основная единица - единица электрического заряда Теоретической системы, СТ(Q) - определяется в соответствии с законом Кулона, описывающим взаимодействие двух точечных зарядов, как величина электрического заряда, которым обладают два тела, имеющие ничтожно малые размеры, расположенные в вакууме на расстоянии 1 метр один от другого и взаимодействующие с силой, равной 1 ньютону.

 

Комментарий к статье Г. М. Трунова "Новая система единиц электрических и магнитных величин, предназначенная для изложения учения об электричестве"

А. Д. Гладун

Московский физико-технический институт (государственный университет)

Предложена система единиц, в которой в качестве основных единиц приняты метр (м), килограмм (кг), единица скорости Ремер (1Р = 3? 108 м/с) и Ампер (А). Система представляется естественной при изучении классической электродинамики.

 

Методологическая ошибка при трактовке отсутствия массы у фотона в некоторых курсах общей физики

Б. А. Барихин1, О. М. Бояркин2, А. Н. Сенько1

1Гродненский государственный университет им. Я. Купалы

2Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка

Предпринята очередная попытка показать, что электромагнитное поле не имеет массы. Указано на недопустимость сравнения классических и квантовых величин без предельного перехода h R 0. Попытка тем более актуальна, что не имеющие физического смысла задачи по-прежнему включаются в материалы выпускных и вступительных экзаменов по физике.

 

Концепция физического практикума для вариативной системы образования

В. В. Светозаров, Ю.В. Светозаров

Научно-технический центр "ВЛАДИС", Москва

115409, Москва, Каширское шоссе, 31, МИФИ, ВЛАДИС

тел/факс (095)323-9460, (095)325-0116

Разнородность состава учащихся, разнообразие задач, специальностей и уровней обучения, различия условий оснащения и финансовых возможностей вузов требуют от физического практикума широкого диапазона содержания, уровней обучения и стоимости. Этим требованиям соответствует базовый практикум НТЦ ВЛАДИС. Основной принцип практикума - предоставление пользователю широких возможностей выбора средств обучения. Модульное построение практикума позволяет оперативно создавать установки разной тематики и разного уровня интеграции - от простейшей установки для одного эксперимента до комплекса с 20-60 опытами по разделу физики. В комплексах высокой интеграции стоимость реализации эксперимента минимальна. В простейших комплексах минимальна стоимость рабочего места. По заказу формируются рабочие места с любым набором экспериментов .

 

Интегрированный практикум по молекулярной физике, термодинамике, теплотехнике и свойствам вещества

В. В. Светозаров, Ю.В. Светозаров, В.В. Зайцев

Научно-технический центр "ВЛАДИС",

г. Москва 115409, Москва, Каширское шоссе, 31, МИФИ, ВЛАДИС тел/факс (095)323-9238, (095)325-0116

Лабораторные комплексы серии ЛКТ формируют вариативный практикум для постановки лабораторных работ в вузах и школах. Для курса физики практикум обеспечивает занятия по классической программе (молекулярная физика и термодинамика изучаются после механики) и по новым программам (молекулярная физика и термодинамика изучаются как часть курса "Строение вещества" в конце курса физики). Развитие междисциплинарных связей позволяет расширить практикум на специальные дисциплины, такие, как теплофизика, теплотехника, техническая термодинамика. Этим обеспечивается непрерывность и преемственность образования в вузе, а также экономия средств и площадей. В зависимости от комплектации, экспериментальные установки могут реализовать на рабочем месте от одного опыта до десятков опытов по всему курсу.

 

 

 

Abstracts

 

About teaching physics in general educational establishments of Russia

V.A. Korovin

The ministry general and vocational education of Russian Federation

The results of researches, testing and realization of control works in various regions of Russian Federation are given, that has allowed the author to generate some recommendations for perfection of a technique of teaching of natural sciences at schools of the country.

 

Experience to organize the professional skill improvement for physics teachers in the M.V. Lomonosov Moscow State university

V.I. Nikolaev, A.V. Bykov

M.V. Lomonosov Moscow State University

It is already the seventh year, as the Centre of retraining of scientific-pedagogical staff at the M.V. Lomonosov Moscow State University leads the systematic work on improvement of professional skill of physics teachers. For this work is organized Lectorium, where teachers are invited three times in a year to lecture sessions - during autumn, winter and spring school vacations. Leading professors and scientists of MSU act before the physics teachers with survey lectures dedicated to problems of teaching physics and advanced achievements of science. The saved experience of work on improvement of professional skill of physics teachers confirms existence of actual problems connected with maintenance of education process in secondary school.

 

Principles of construction of a school physical practical work in an educational complex school - high school

V.M. Belokopytov, V.L. Chudov, M.B. Shapochkin

Moscow Power-Engineering Institute

Power-physical Lyceum of Moscow Power-Engineering Institute N 1502

Clause is devoted to the description and analysis of work of a laboratory physical practical work of Power-physical Lyceum of Moscow Power-Engineering Institute ? 1502. The Lyceum is a component of an educational complex "school - high school" at Moscow Power-Engineering Institute. The list of the labware of a physical study is resulted. The technique of realization of half-frontal laboratory employment is analyzed.

The above-stated natural tendency should be supported with technical opportunities of material equipment of physical laboratories of all levels.

 

Continuity in physics training to the pupils of preparation faculty - future students

A.F. Brekhov, G.M. Schevelyova, N.N. Bezryadin, T.V. Postnikova

Voronezh State Technology Academy

This article is about the experience of realization of a principle of continuity in training physics to future students in the preparation faculty and the department of physics of Voronezh State Technology Academy and the experience of overcoming the difficulties of a transitive period from school to high school.

 

The experience of the experimental-theoretical lessons and a problem of the quality of the fundamental education

V.V. Svetozarov, Yu.V. Svetozarov

Scientific and technical centre "VLADIS"

115409, Moscow, Kashirskoe highway, 31, MEPhI, VLADIS

Phone/fax (095) 323-9460, (095) 325-0116

The technique of intensive experimental study of physics is tested by a method of "learning by doing". The organizational form of training - the complex lesson, which combine the study of the theory and the laboratory works. For its realization the educational laboratory should provide frontal laboratory works, fast and qualitative statement of any experiment, independent assembly of installation by the student. The physical training equipment adequate these requirements are developed by STC VLADIS and are used in 80 institutes and universities of Russia. The basis of this equipment is a modular laboratory complexes - desktop microlaboratories.

The lessons on optics were constructed as methodical modules "experiment - theory - practice". The best understanding of an investigated material, increase of intensity of training and interest to a subject is marked.

 

Laplace integral of motion in the course of general physics for students of astronomical department

K.V Bychkov,1 V.D Krivchenkov2, I.M Saraeva1

1 Shternberg State Institute of Astronomy.

2 Moscow State University, Physical Faculty.

The derivation of the Laplace vector is presented for the Kepler problem using the vector-algebra operations. The role of this vector in the representation of the course of general astronomy is discussed.

 

The exhibition of the physical equipment in Novorossiysk

Yu.S. Pesotsky, A.N. Polenov

Russian Scientific-Productive Association "ROSUCHPRIBOR"

In article the exhibition of the educational equipment intended for equipment of physical audiences, laboratories and school studies of physics is described, the participants and exhibits are listed.

 

The experience of involving of students to composing a manual for laboratory exercises on optics

A.D. Beresnev, N.I. Vaulina, Yu.L. Kolesnikov, O.B. Prishchepenok,
S.K. Stafeev, A.V. Smirnov, Yu.Yu. Spirkina, D.N. Fedorov

Saint Petersburg State Institute of Fine Mechanics and Optics (Technical University)

197101, Russia, St.-Petersburg

E-mail: kolesnikov@mail.ifmo.ru

This paper is dedicated to an experience of creating of methodical support for laboratory works on optics with the taking part of students of 3th and 4th years. This manual contained the description of more then ten laboratory exercises with standard structure: a theoretical part, a setup description and a guide for each laboratory work. With accordance to occurrence of a specialty "Professional training" with specialization "Computer technologies" there was a necessity for granting to the students of an opportunity to get all-around pedagogical experience, that has become the purpose of the described project.

 

Data acquiring of systems in lesson. Problem of using.

O.A. Povalyaev, V.N. Prokhorov, M.L. Yaroshevsky, A.V. Demashev

"Snark" Firm,

Moscow State Industrial University

E-mail: snark@corbina.ru

It's time to begin use a data acquiring systems in lessons. Does the effects from those system correspond to our work or not? Here, we describe some system and discuss problems of using. Also, we produce basical principles that addressed to data acquiring system manufacture companies.

 

Modern physical training laboratory for electromagnetism and oscillations processes

I.F. Jeberlyaev1,V.G. Pokasanijev1,Yu.K. Kabasov2

1 Ural State Academy of Railways Engineering

2 Trekhgorniy Polytechnical Institute of the Moscow State Engineering-Physical Institute

Described physical training laboratory for electromagnetism for students of colleges and high educational institutes

 

Modern school physical experiment

V.A. Korovin

The Ministry of General and Vocational Education of Russian Federation

The description 17 reports submitted in section "Educational physical study at school" on V conference "Modern physical practical work", devoted to school demonstration, laboratory experiment, physical practical work is given.

 

Laboratory practical work on optics as a means of realization of intersubject links of physics and astronomy

N.I. Koshkina

Novokuznetsk State Pedagogical Institute

The extended optical laboratory work as one of the possible realizations of the connection the physics to the astronomy as the studies subjects is considered in this article.

 

Laboratory work on research of waves interference with any orientation of their lines of polarization

N.Ya. Molotkov, V.V. Shal'nev, V.P. Plotnikov

Tambov State Technical University

In courses of wave optics of high schools the question about the interference of two coherent waves with any orientation of their electrical vectors is not considered, though this phenomenon represents doubtless interest, as allows to expand representation of the students about the interference laws. The appropriate laboratory work in a centimetric range of electromagnetic waves (??= 3.2 cm) is developed by the authors.

 

St.-Petersburg educational Network in physics and the system of distance testing of knowledge in Internet

V.N. Vasil'ev, Yu.L. Kolesnikov, V.V. Monakhov, S.K. Stafeev, A.V. Smirnov,
A.V. Kozhedub, S.B. Paramonov

Saint Petersburg State Institute of Fine Mechanics and Optics (Technical University)

197101, Russia, St.-Petersburg

E-mail: kolesnikov@mail.ifmo.ru

During certain years, the Saint Petersburg State Institute of Fine Mechanics and Optics (Technical University) has developed the computer system of checking the knowledge level of applicants and students in physics. At the Department of Computational Physics of the St.-Petersburg State University a group of collaborators has achieved promising results in the field of computer-driven installations for distance learning.

Joint efforts of the educational staff of the Universities, supported by the State Russian Enterprise for Educational Equipment (ROSUCHPRIBOR) gave rise to the decision to create the segment of the educational network in physics uniting all developers of Internet-based open products in physics.

The experience on distance testing of knowledge in physics as the first common development of educational material in Internet is discussed.

Construction of the mathematical models of physical processes and phenomena on the basis of the analysis of dimensions

V.S. Mikhalkin, A.S. Borukhovich

Ural State Professional - pedagogical University

The Izhevsk State Technical University

The using of possible structurization by a method analysis of the physical sizes dimensions at the mathematical modeling of real physical processes and phenomena is offered. It is capable to find proper application in educational process and engineering practice.

 

A new approach to designing the educational laboratory plants for physics practice

V.A. Kvlividze, V.A. Belavin, V.P. Petukhov, V.V. Radchenko

Institute of Nuclear Physics, M.V. Lomonosov Moscow State University

The conceptual basis is proposed, for designing the educational laboratory plants for physics teaching. Two training installations are described, those are the training simulators (TS) "The X-ray spectrometer" and TS "The experiment of Franck and Hertz".

 

"Reciprocal" tasks in the course of physics

V.I. Nikolaev

M.V. Lomonosov Moscow State University, Faculty of Physics

"Reciprocal" tasks in the course of physics are considered as one of the effective tools to develop abilities of learners. The most important peculiarities of such tasks are discussed in comparison with so-called usual ones. Four "reciprocal" tasks are considered in detail as the concrete examples - on "Mechanics", "Molecular physics", "Electromagnetism", "Optics".

 

New system units of electric and magnetic quantities for teaching of electromagnetic theory

G.M. Trunov

The Perm State Technical University

In new units system, which is further called as Theoretical system of electromagnetic units (abbreviation ST), meter, kilogram and second are used as three basic units - units of length, mass and time. The fourth basic unit - unit of electric charge ST(Q) - is defined from Column law of interaction of two point charges as quantity of electric charge of two bodies of negligibly small size and 1 meter apart in vacuum, interacting with force of 1 Newton.

 

Commentary with reference to G. M. Trunov ,s paper "New system units of electric and magnetic quantities for teaching of electromagnetic theory"

A.D. Gladun

Moscow Institute of Physics and Technology (State University)

The system of measurement units is suggested. The meter (m), the kilogram (kg), the measurement unit of velocity Roemer (1R = 3*108 m/s) and the Ampere (A) are taken as basis units of measurement in this system. The system seemed to be natural by study of the classical electrodynamics.

 

Methodological mistake with interpretation of photon weightless in some course of physics

B. A. Barikhin, O. M. Boyarkin*, A. N. Senko

Ya. Kupala State University (Grodno)

*М. Tank Belorussia State Pedagogical University

It is the next attempt to show that the electromagnetic field has not the mass. It is pointed out that the comparison of the classical and the quantum quantities without the limiting transition
h
? 0 is inadmissible. The attempt is very actual because of the problems having no physical sense have been as before including in the materials both of the school leaving and the entrance University examinations on physics.

 

The concept of physics laboratory for the variative educational system

V.V. Svetozarov, Yu.V. Svetozarov

Scientific and technical centre "VLADIS"

115409, Moscow, Kashirskoe highway, 31, MEPhI, VLADIS

Phone/fax (095) 323-9460, (095) 325-0116

The educational institutions differ by the specialization, the level of preparation of the students, the quantity of the pupils, the levels of training and by the financial opportunities. The physical training laboratory should take into account these distinctions. To these requirements is adequate the physical training laboratory created by STC VLADIS. The basic principle of creation of laboratory - granting to the user of ample opportunities of a choice of means of training. The modular structure of the laboratory allows rapidly creating the devices of different themes and different level of integration. It may be the elementary installation for one experiment or it may be the complex for 20-60 experiences according to the chapter of physics. In the complexes of high integration the cost of realization of experiment is minimal. In the simple devices the cost of a workplace is minimal. By the order the workplaces with any set of experiments may be formed.

 

Integrated training laboratory on the molecular physics, thermodynamics, heat engineering and properties of substance

V.V. Svetozarov, Yu.V. Svetozarov, V.V. Zaytsev

Scientific and technical centre "VLADIS"

115409, Moscow, Kashirskoe highway, 31, MEPhI, VLADIS

Phone/fax (095) 323-9460, (095) 325-0116

The laboratory complexes of a series LKT form a variative training laboratory for the statement of laboratory works in high schools and schools. For a course of physics the practical work provides employment under the classical program (molecular physics and thermodynamics are studied after the mechanics) and under the new programs (molecular physics and thermodynamics are studied as a part of a "Structure of substance" course at the end of a course of physics). The development of communications to the other disciplines allows expanding a practical work on special disciplines, such, as a heat engineering and technical thermodynamics. It provides a continuity of training in high school, and also economy of means and areas. Depending on a complete set, the experimental installations can realize on a workplace from one experiment up to tens experiments at the whole rate.