"Физическое
образование в ВУЗах" Журнал Московского Физического Общества, серия "Б" Содержание Том 2, N З, 1996
Главный редактор Крохин Олег Николаевич - член-корреспондент Российской Академии наук, Московский инженерно-физический институт (технический университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия. Заместители Главного редактора Грибков Владимир Алексеевич - Московский инженерно-физический институт (технический университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия. Суханов Александр Дмитриевич - Московский государственный университет, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия. Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетический институт, Московское физическое общество, Москва, Россия. Редакционная коллегия Бруццоне Орасио - Университет Буенос-Айреса, Буенос-Айрес, Аргентина. Быковский Юрий Алексеевич - Московский инженерно-физический институт, Москва,Россия. Врублевски Анжей - Варшавский университет, Варшава, Польша. Гладун Анатолий Деомидович - Московский государственный технологический университет (СТАНКИН), Москва, Россия. Кренцис Радий Павлович - Уральский государственный технический Университет, Екатеринбург, Россия Кунце Ганс Иохим - Рурский университет, Бохум, ФРГ. Кьянг Давид - Дальхаузи университет, Канада. Ли Синг - Наньянгский технический университет, Сингапур. Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное объединение "Росучприбор", Москва, Россия. Рудой Юрий Григорьевич - Университет дружбы народов, Москва, Россия. Светозаров Владимир Владимирович - научно-технический центр <ВЛАДИС>, МИФИ, Москва, Россия. Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет), Москва, Россия. Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, Москва, Россия. Чернышев Виктор Викторович - Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского, Москва, Россия. Техническая редакция Калачев Николай Валентиновнч - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия. Кулыбин Виктор Михайлович - Издательский Дом МФО, Москва, Россия. Перегудова Елена Нинелевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия. O Издательский дом МФО, 1997 г.
Общие проблемы физического образования 5 ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИЕРАРХИЯ ВРЕМЕННЫХ МАСШТАБОВ Кондратьев А.С. 12 СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА СТРУКТУРУ ФИЗИКИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕБНОМ КУРСЕ Голубева О.Н., Суханов А.Д. II. Физика как основа профессиональной деятельности 21 КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ Алешкевич В. А., Бегун А.Н., Киселев Д.Ф., Сухарева Н. А., Чечендаев А.В., Якута А.А. 30 ЛЕКЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ -- СОСТОЯНИЕ,ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ Степанов Н.С., Егоров Г.С., Лебедев В.В. III. Физика в системе инженерного образования 41 ФИЗИКА КАК КУЛЬТУРА МОДЕЛИРОВАНИЯ Гладун А.Д. 46 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КУРСА ФИ3ИКИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Крылова С.И., Малиненко И.А., Чудинова С.А. Голубева О.Н. Гайдуков Г.Н., Овчинников А.С. 70 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Кокин С.М., Селезнев В.А., Никитенно В.А. IV Физика для естественнонаучных специальностей 74 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 1. ФОРМАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Антошина Л.Г., Неделько В.И.. Струков Б.А. 82 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2. ЭЛЕМЕНТЫ НЕФОРМАЛЬНЫХ СИСТЕМ Антошина Л.Г., Неделько В.И.. Струков Б.А. 87 МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ ВУ3А Идиатулин В.С. V. Физика для гуманитарных специальностей 93 КУРС "КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ" ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ - ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ Суханов А.Д., Рудой Ю.Г. 109 К ВОПРОСУ О ГУМАНИТАРИ3АЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯ3ЕЙ Резник Н.И. VI. Физика в системе общего среднего о6разования 113 ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА И ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКИ В ВУЗЕ Лаптев В.В., Швецкий М.В. VII. Подготовка педагогических курсов в области физического о6разования 124 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИ3ИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ Гороховатский А.Ю., Мосина А.В., Ханин С.Д. 132 АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ" Рудой Ю.Г., Суханов А.Д. ИНФОРМАЦИЯ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ АННОТАЦИИ 158 ABSTRACTS JOURNAL of the MOSCOW PHYSICAL SOCIETY Series "B" V.2, N 3, 1996 5 PHYSICAL SIMULATIONS AND TIME SCALE HEIRARCHY Kondrat'ev A. S. 12 A MODERN VIEW OF THE STRUCTURE OF PHYSICS AND ITS REFLECTION IN PHYSICS PROGRAMS Golubeva O. N., Sukhanov A. D. 21 A THE QUANTITATIVE AUTOMATED DEMONSTRATION EXPERIMENT FOR GENERAL PHYSICS COURSES Aleshkevich V. A., Begun A. Yu., Kiselev D. F., Sukhareva N. A., Chechendaev A. V., and Yakuta A. A. Stepanov N. S., Egorov G. S., and Lebedev V. V. 41 PHYSICS AS A CULTURE OF SIMULATIONS Gladun A. D. 46 THE EDUCATIONAL CONCEPTS OF A PHYSICS PROGRAM FOR MODERN ENGINEERING EDUCATION Krylova S. I., Malinenko I. A., and Chudinova S. A. Golubeva O. N. Gaidukov G. N. and Ovchinnikov A. S. 70 THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN STUDENTS IN PHYSICS PROGRAMS AT TECHNICAL UNIVERSITIES Kokin S. M., Seleznev V. A., and Nikitenko V. A. 74 A SYSTEMS APPROACH TO PROBLEMS IN UNIVERSITY EDUCATION. Antoshina L. G., Nedel'ko V. I., and Strukov B. A. 82 A SYSTEMS APPROACH TO PROBLEMS IN UNIVERSITY EDUCATION. 2. ELEMENTS OF NON-FORMAL SYSTEMS Antoshina L. G., Nedel'ko V. I., and Strukov B. A. 87 A METHODICAL CONCEPTION OF QUANTUM THEORY FOR UNIVERSITY PHYSICS COURSES Idiatulin V. S. 93 A COURSE ON "CONCEPTS IN MODERIV NATURAL SCIENCE" FOR STUDENTS IN THE HUMANITIES Sukhanov A. D., Rudoi Yu. G. 109 THE QUESTION OF HUMANIZING EDUCATION FROM THE STANDPOINT OF INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS Reznik N. I. 113 COMPUTATIONAL MATHEMATICS IN UNIVERSITY PIIYSICS EDUCATION Laptev V. V. and Shvetskii M. V. 124 PROBLEMS AND PERSPECTIVES FOR PHYSICS EDUCATION IN PEDAGOGICAL COLLEGES AND UNIVERSITIES Gorokhovatskii A. Yu., Mosina A. V., and Khanin S. A. 132 A PROGRAM FOR AN ELECTIVE COURSE "PROBLEMS IN EVOLUTION IN THE NATURAL SCIENCES" Rudoi Yu. G., Sukhanov A. D. 153 AННОТАЦИИ 158 ABSTRACTS АННОТАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИЕРАРХИЯ ВРЕМЕННЫХ МАСШТАБОВ Кондратьев А.С. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) Рассмотрены проблемы развития научного мышления при изучении физики на основе создания физической и математической моделей изучаемых явлений в связи с возможностью дальнейшего вычислительного эксперимента. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА СТРУКТУРУ ФИЗИКИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕБНОМ КУРСЕ Голубева О.Н. Российский университет Дружбы народов Суханов А.Д. Московский государственный университет Обсуждаются некоторые негативные последствия, связанные с исторически сложившейся специализацией знания в естественных науках - прежде всего в физике. Предлагается рассматривать современную физику с учетом ее новых разделов (синенергетики, нелинейной динамики, физики открытых систем и т.п.) в качестве основы целостного фундаментального естествознания. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ Алешкевич В.А., Бегун А.Ю., Киселёв Д.Ф., Сухарева Н.А., Чечендаев А.В., Якута А.А. МГУ им. М.В. Ломоносова, физический факультет, Москва. E-mail: suhareva@pdemo.phys.msu.su Создание демонстрационного компьютеризированного измерительно-вычислительного комплекса, позволяющего оперативно проводить сбор, обработку и представление экспериментальных данных непосредственно во время лекции по курсу общей физики рассматривается в качестве актуальной задачи и предлагаются конкретные и детально описанные пути ее решения. ЛЕКЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ - СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ Степанов Н.С., Егоров Г.С., Лебедев В.В. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Обсуждаются положение дел с обеспечением лекционными демонстрациями и направление их развития по курсу общей физики для вузов и факультетов физического профиля. В качестве конкретных иллюстраций рассматриваются опыты по колебательно-волновому циклу, в основном разработанные в Нижегородском государственном университете. ФИЗИКА КАК КУЛЬТУРА МОДЕЛИРОВАНИЯ Гладун А. Д. Московский государственный технологический университет "Станкин" Обсуждается место и значение математического моделирования в курсе общей физики. Рассмотрено несколько примеров. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КУРСА ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Крылова С.И., Малиненко И.А., Чудинова С.А. Петрозаводский государственный университет Сформулированы основные требования к построению курса физики, предназначенного для подготовки будущих инженеров на соответствующих специальностях Петрозаводского государственного университета. Подчеркивается, что курс физики должен рассматриваться не как вспомогательный, но как самостоятельный и фундаментальный. КУРС ФИЗИКИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ Голубева О.Н. Центр естественнонаучного образования при Российском университете Дружбы народов Сформулированы основные принципы формирования "Современного курса физики" для технических направлений бакалавриата и критерии проецирования физической реальности в учебный курс и даны конкретные предложения по его реализации. ВЫВОД
ФОРМУЛЫ ДЛЯ
МАГНИТНОГО ПОЛЯ ИЗЛУЧЕНИЯ Гайдуков Г.Н., Овчинников А.С. Московский институт электронной техники (ТУ) (г. Зеленоград) Дан вывод формулы для магнитной компоненты электромагнитного поля излучения медленно (нерелятивистски) движущегося точечного заряда, которое возникает в волновой зоне в случае ускоренного движения заряда с учетом запаздывания. Обсуждается методический статус этого вопроса в современной учебной литературе. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Кокин С.М., Селезнев В.А.. Никитенно В.А. Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) Дан анализ проблем, возникающих в ходе развития индивидуальных творческих способностей студентов и предложен ряд самостоятельных заданий, способствующих расширению кругозора учащихся. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 1. ФОРМАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Антошина Л.Г., Неделько В.И.,. Струков Б.А Физический факультет Московского государственного университета Рассмотрена структура формальных систем обучения и дан анализ относительной роли входящих в них факторов и их сложных взаимодействий. Обсуждается также проблема соотношения врожденных способностей и приобретенных знаний. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2. ЭЛЕМЕНТЫ НЕФОРМАЛЬНЫХ СИСТЕМ. Антошина Л.Г., Неделько В.И., Струков Б.А. Московский государственный университет, Физический факультет Рассмотрена структура неформальных систем обучения, включающих преподавание непрофильных дисциплин с помощью опоры на соответствующие образы, имеющие эмоциональную окраску; обсуждается роль процесса гуманитаризации обучения. МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ ВУЗА Идиатулин В.С. Ижевская государственная сельскохозяйственная академия Обсуждаются трудности, связанные с переходом от классической к квантовой физике и от детерминизма к вероятностной трактовке. Предлагается отойти от исторического способа изложения физики и с самого начала курса механики вводить концепции вероятности и неопределенности. КУРС "КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ" ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ - ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ Суханов А.Д. Московский государственный университет Рудой Ю.Г. Центр естественнонаучного образования при Российском университете Дружбы народов Приведены элементы концепции естественнонаучного образования гуманитарных направлений бакалавриата ( в двух версиях) и обсуждаются методические особенности изложения учебного материала в курсе "Концепции современного естествознания" и его возможная реализация в учебнике. К ВОПРОСУ О ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ Резник Н.И. Тихоокеанское высшее военно-морское училище (г. Владивосток) Дан сравнительный анализ путей гуманитаризации образования на основе перестройки внедренной структуры и "этики" высшего образования. Предложен поиск устойчивых инвариантов знаний, сохраняющих значение при выходе за пределы курса. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА И ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКИ В ВУЗЕ Лаптев В.В., Швецкий М.В. Российский государственный педагогический университет, г. Санкт-Петербург Дан подробный анализ терминологии и содержания разделов вычислительной математики, применяемых при обучении физике в ВУЗах. На примере преподавания нерелятивистской квантовой механики в педагогическом университете даны предложения по уточнению структуры курса вычислительной математики. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ Гороховатский А.Ю., Мосина А.В., Ханин С.Д. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, С.-Петербург Анализируется проблема сохранения и развития системы подготовки педагогических кадров в области физического образования. Обсуждаются два подхода к ее решению: введение дополнительных специализаций в рамках многоуровневой системы подготовки учителей физики и подготовка бакалавров и магистров наук по направлению "физика" в рамках многоуровневой системы образования в педагогических ВУЗах. Приводятся фактические данные по реализации этих подходов на факультете физики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ" Рудой Ю.Г. Центр естественнонаучного образования при Российском университете дружбы народов 125198 Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 Суханов А.Д. Российский научный центр физического образования при Московском государственном университете 119234 Москва, Воробьевы горы, МГУ Предложен оригинальный вариант программы нового элективного курса, рассматриваемый как перенос идей эволюции и самоорганизации на весь материальный мир - начиная с возникновения Вселенной и вплоть до становления человеческого разума и общества. ABSTRACTS PHYSICAL MODELLING AND THE HIERARCHY OF THE TIME SCALES Kondratjev A.S. Russian State Pedagogical University (Herzen's); S.-Petersburg The problem of development of the scientific thinking by the study of physics are considered on the grounds of constructing the physical and mathematical models of the real phenomena. The possibility of the forthcoming computer experiment is also discussed. THE MODERN VIEW ON THE STRUCTURE OF THE PHYSICS AND IT'S REFLECTION IN THE LEARNING COURSE Golubeva O.N. Russian People's Friendship University Sukhanov A.D. Moscow State University Some negative consequences, connected with the historically conditional specialization of the knowledge in the natural sciences, primarily in physics. It is suggested to consider the modern physics (with the account of it's new divisions - synergetic, nonlinear dynamics, physics of open system and so on) as the foundation of the unified fundamental natural science. THE QUANTITATIVE AUTOMATIZED LECTURE EXPERIMENT IN THE COURSE OF GENERAL PHYSICS Aleshkevich V.A., Begun A.Yu., Kisilev D.Ph., Suckhareva N.A., Chchendaev A.V., Yakuta A.A. Moscow Lomonosov's State University, Physical faculty The construction of the demonstrating computerized complex for synchronous measurement and computing, which is capable rapidly gain, and represent the experimental date immediately during the lecture on the general physics course is considered as the actual and necessary methodical problem, and some specific ways of it's solving are presented in detail. LECTURE EXPERIMENT IN THE UNIVERSITY COURSE OF GENERAL PHYSICS: SITUATION, TRENDS AND PROBLEMS Stepanov N.S., Egorov G.S., Lebedev V.V. University of Nizhni Novgorod The situation concerning the provision of the universities and colleges of physics profile with lecture demonstrations and the directions of the development of the latter are discussed. The specific illustrations are given in reference to the experiments on the oscillation-wave course mainly worked out at the University of Nizhni Novgorod. PHYSICS AS THE SIMULATION CULTURE A. D. Gladun Moscow State University of Technology "Stankin" The significance of the mathematical simulation in introductory course of physics is discussed. Some examples are considered. THE EDUCATIONAL CONCEPTS OF THE PHYSICS COURSE IN THE SYSTEM OF MODERN ENGENEERING EDUCATION Krylova S.I., Malinenko I.A., Chudinova S.A. State University, Petrozavodsk The main demands to the construction of the physics course assigned to the education of engineering specialist in different regions are clearly formulated on the experience of the physics department of the Petrozavodsk State University. It is pointed out, that the physics course should be not the secondary, but the primary and fundamental one. THE COURSE OF PHYSICS FOR THE TECHNICAL DIRECTIONS OF THE BATCHELOR TDUCATION AS THE REFLECTION OF THE MODERN REPRESENTATIONS OF THE PHYSICAL REALITY Golubeva O.N. Center of Natural Scientific Education, Russian People's Friendship University The main principles of formation of the "Modern course of physics" for the bachelor's technical directions and some criteria of the projection of the physical reality into the student's course are formulated. Some specific suggestions concerning the realization of these concepts are also presented. DERIVATION OF THE FORMULA FOR THE MAGNETIC PART OF THE RADIATION FIELD USING THE MAXWELL'S LAW OF THE MAGNITOELECTRIC INDUCTION Gaidukov G.N., Ovchinnikov A.S. Moscow Institute of electronic technique (TU) (Zelenograd, Moscow Region) The derivation of the formula for the magnetic component of the radiation electromagnetic field of the slowly (nonrelativistic) moving point charge. This field arises in the wave zone in the charge with the account for the effect of time shift. The methodical status of this problem in the modern text books on general physics is discussed. THE GROWTH OF THE CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS, DURING THE STUDY OF PHYSICS IN TECHNICAL UNIVERSITY Kokin S.M., Nikitenko V.,A. Moscow State Railway University (MIIT) The problem, arising in the course of developing of the student's individual creative abilities, are studied. Some lessons for self-controlling realization, which provide the growth of student's mind and view, are suggested. THE SYSTEM APPROACH TO THE PROBLEMS OF HIGH SCHOOL EDUCATION. I. FORVFL SYSTEMS OF TEACHING Antoshin L.G., Nedelko V.I., Strukov B.A. Moscow State University, Physical Faculty The structure of formal high-school educational systems is considered and the analysis of the relative importance of constituting factors and their complex interrelations is given. The problem of the relation of the inherited abilities and the absorbed knowledge is discussed as well. THE SYSTEM APPROACH TO THE PROBLEMS OF HIGH SCHOOL EDUCATION. II. THE ELEMENTS OF NON-FORMAL SYSTEMS. Antoshin L.G., Nedelko V.I., Strukov B.A. Moscow State University, Physical Faculty The structure of the non0formal systems of teaching, including the non-profile disciplines with the aid of corresponding images, which possess emotional significance; the role of the humanitarization process of education is discussed as well. THE METHODICAL CONCEPT OF THE QUANTUM THEORY IN THE GENERAL PHYSICS COURSE IN HUGH SCHOOL Idiatulin V.S. Izhevsk State Agricultural Academy The difficulties, related with the transition from classical to quantum physics (from determinism to probability) are discussed. It is suggested to avoid the historical approach to physics and from the very beginning of the course of mechanics to introduce the concepts of probability and uncertainty. COURSE "THE CONCEPT of MODERN NATURAL SCIENTIFIC EDUCATION" FOR HUMANITARY DIRECTIONS - the PROBLEMS of Sukhanov A.D. Russian Scientific Center of Physical Education, Moscow State University Rudoy Yu.G. Center of Natural Scientific Education, Russian People's Friendship University The elements of the concept of the natural scientific education of the bachelor's humanitary directions are formulated (in two versions). The methodical peculiarities of the presentation of the didactical material in the course "The concept of the modern natural science" is discussed. ON THE PROBLEM OF THE HUMANITARIZATION OF THE EDUCATION FROM THE STANDPOINT OF THE INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS Reznik N.I. Pacific Ocean High Navy School, Vladivostoc The comparative analysis of some ways of the humanization of the high-school education on ground of the rebuilding of the inner structure and "ethics" of the education is carried through. The search of the stable invariant of knowledge, which conserve it beyond the course, is suggested. THE COMPUTATING MATHEMATICS AND PHYSICS TEACHING IN HIGH SCOOL Laptev V.V., Shvezky M.V. Russian State Pedagogical University, Saint-Petersbourg The through analysis of the terminology and content of parts of the computational mathematics applied by the teaching of physics in high school is presented. On the example of teaching of the non-relativistic quantum mechanics at pedagogical universities some suggestions are given concerning the structure of the computational mathematics course. THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGH PEDAGOGICAL SCHOOLS Gorokhovatsky Yu. A., Mosina A.V., Khanin S.D. Russian State Pedagogical University named after A.I.Gertsen, Saint- Petersburg The problem of training of pedagogues in the sphere of physical education is analyzed. Two methods of attack are considered. Included in such methods are introducing the additional specialization in the framework of training of pedagogues and bachelors of science. THE AUTHOR'S OF THE PROGRAM OF THE ELECTIVE DISCIPLINE OF THE EVOLUTION IN THE NATURAL SCIENCE Sukhanov A.D. Russian Scientific Center of Physical Education, Moscow State University Rudoy Yu.G. Center of Natural Scientific Education, Russian People's Friendship University The original variant of the program of new elective discipline is suggested. It is viewed as the development of the ideas of evolution and selforganization from the very beginning of the Universe up to the human mind and society. |