Том 20, номер 4, 2014               ISSN 1609 - 3143

Физическое образование в вузах

Издательский Дом Московского Физического общества

Совет журнала

Крохин Олег Николаевич – проф., академик РАН, ФИАН, НИЯУ МИФИ, главный редактор
Гладун Анатолий Деомидович – проф., МФТИ (ГУ), заместитель главного редактора
Калашников Николай Павлович – проф., НИЯУ МИФИ, заместитель главного редактора
Николаев Владимир Иванович – проф., МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель главного редактора
Шапочкин Михаил Борисович – проф., Московское физическое общество, заместитель главного редактора
Колесников Юрий Леонидович – проф., НИУ СПбИТМО (г. Санкт-Петербург)
Кудрявцев Николай Николаевич – проф., МФТИ (ГУ)
Стриханов Михаил Николаевич – проф., НИЯУ МИФИ,
Сысоев Николай Николаевич – проф., МГУ им. М.В. Ломоносова
Хохлов Дмитрий Ремович – проф., МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН

Редакционная коллегия

Голубева Ольга Наумовна – проф., РУДН
Гороховатский Юрий Андреевич – проф., РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
Завестовская Ирина Николаевна – проф., ФИАН, НИЯУ МИФИ,
Лебедев Владимир Сергеевич – проф., ФИАН, МФТИ (ГУ)
Морозов Андрей Николаевич – проф., НИУ МГТУ им. Н.Э. Баумана
Песоцкий Юрий Сергеевич – проф., ассоциация «МАРПУТ»
Пурышева Наталия Сергеевна – проф., ООО «Русучприбор»
Салецкий Александр Михайлович – проф., МГУ им. М.В. Ломоносова
Спирин Геннадий Георгиевич – проф., МАИ
Стефанова Галина Павловна – проф., АГУ (г. Астрахань)
Рудой Юрий Григорьевич – проф., РУДН

Ответственный секретарь

Калачев Николай Валентинович – проф., Финуниверситет, НИЯУ МИФИ, ФИАН

Техническая редакция

Березин Павел Дмитриевич – руководитель РИИС ФИАН
Алексеева Татьяна Валерьевна – инженер РИИС ФИАН
Алексеева Татьяна Викторовна – редактор РИИС ФИАН

Издательский дом МФО
© 2014

 

Физическое образование в вузах
Т. 20, N 4, 2014

Содержание

5 Миссия современного педагога
А.Д. Гладун
8 Полупроводниковые источники света
А.Д. Гладун, Ф.Ф. Игошин, Ю.В. Юрьев
15 Эффект Тальбота II. Самоизображение двумерных периодических структур
Е.В. Смирнов, Б.Г. Скуйбин, Л.К. Мартинсон
29 Энергия магнитного поля вращающегося заряженного сфероида
С.Н. Сазонов
36 Изучение магнитной цепи в физпрактикуме
И.Н. Фетисов
39 Силы инерции на примере опыта с вращающейся платформой
Р.Р. Закиров, И.И. Латыпов
47 Изучение оптической пирометрии: методика и эксперимент
И.Н. Фетисов
55 Интерференция света как задача оптики в обучении
А.В. Купавцев
69 Управляющее воздействие на характеристики термогироконвективной системы
С.Б. Бобошина
75 Механизмы отклонения от закона Ома в лампах накаливания с вольфрамовой нитью
В.А. Саранин, В.Ф. Колупаев
81 Лабораторная работа по измерению коэффициента диффузии паров воды в воздухе
А.Г. Черных
93 Электропривод и цеховое освещение в системе TN-C-S
Ф.Ф. Асадуллин, В.А. Кузнецов
99 Использование планшетных компьютеров в преподавании курса физики
Н.Т. Быкова, И.П. Корнева, К.П. Корнев, T.В. Быков
104 Непрерывность физического образования в системе «школа – технический вуз»
Н.Н. Безрядин, Т.А. Рожкова, Т.В. Прокопова
114 Происхождение и решение проблемы дуализма материи
А.Ф. Смык
121 Изучение механики неравномерного движения с помощью виртуального трибометра
А.П. Кудря, Ю.М. Наследников, А.Г. Стибаев, К.А. Тимолянов
130 Учебный семинар  по физике и его  роль в формировании критического мышления студентов технических вузов
А.В. Черных
137 Еще раз об эффективности анализа размерностей
Г.М. Трунов
145 Технология формирования критического мышления студентов технических вузов на практических занятиях
А.В. Черных
154 Использование экспериментальных задач в преподавании физики
Е.И. Пальчиков, В.А. Селезнев, Е.Г. Алексеев
161 Векторные диаграммы и графики дифракции Фраунгофера на щели и решётке
А.Н. Тюшев, П.Ю. Бугаков

 

Physics in Higher Education
V. 20, 4, 2014
The contents

5 The Mission of the Modern Teacher
A.D. Gladun
8 Semiconductor Light Sources
A.D. Gladun, F.F. Igoshin, Yu.V. Yriev
15 Talbot Effect II. Self-Imaging of Two-Dimensional Periodic Structures
E.V. Smirnov, B.G. Skuybin, L.K. Martinson
29 Energy of the Magnetic Field of the Rotating Charged Spheroid
S.N. Sazonov
36 Study of the Magnetic Circuit – Laboratory Work
I.N. Fetisov
39 The Inertia Forces in Terms of the Rotating Bench Experiment
R.R. Zakirov, I.I. Latypov
47 Optical Pyrometry: Methods and Experiments
I.N. Fetisov
55 The Light Interference as Test of Optics at Teaching
A.V. Kupavtsev
69 Operating  Influence on Characteristics of Termogirokonvektive System
S.B. Boboshina
75 Mechanisms of a Deviation from the Ohm’s Law in Incandescence Electric Lamps with a Tungsten Thread
V.A. Saranin, V.F. Kolupaev
81 Laboratory Work on the Measurement of the Diffusion Coefficient of Water Vapor
A.G. Chernykh
93 The Electric Drive and Shop Lighting in TN-C-S System
F.F. Asadullin, V.A. Кuznetsov
99 Using of  Tablet Computers in Teaching of  Physics
N.T. Bykova, I.P. Korneva, K.P. Kornev, T.V. Bykov
104 Continuity of Physical Education in the «School – a Technical College»
N.N. Bezryadin, T.A. Rozhkova, T.V. Prokopova
114 The Origin and Resolving the Problem of Matter Dualism
A.F. Smyk
121 The Learning of the Mechanics of Non-Uniform Motion using Virtual Tribometer
A.P. Kudrya, Y.M. Naslednikov, A.G. Stibaev, K.A. Timolyanov
130 Training Workshop on Physics and Its Role in Shaping the Critical Thinking of Students of Technical Colleges
A.V. Chernykh
137 Once Again, the Effectiveness of Dimensional Analysis
G.M. Trunov
145 Technology of Formation of the Critical Thinking of Students of Technical Colleges on Practical Classes
A.V. Chernykh
154 Use of Experimental Problems in Teaching of Physics
E.I. Palchikov, V.A. Seleznyov, E.G. Alekseev
161 Vector Diagram and Graphics of Fraunhofer Diffraction on Slit and Grating
A.N. Tyushev, P.Yu. Bugakov

 

Миссия современного педагога
Анатолий Деомидович Гладун
Московский физико-технический институт (государственный университет), Долгопрудный Московской области, Россия; e-mail: gladun.ad@mipt.ru
Обсуждаются проблемы российского образования.

УДК 535.232.1; 53.084.852
Полупроводниковые источники света
Анатолий Деомидович Гладун, Фёдор Фёдорович Игошин, Юрий Вячеславович Юрьев
Московский физико-технический институт (Государственный университет)
141700 Долгопрудный Моск. обл., Институтский пер., д. 9; e-mail: gladun.ad@mipt.ru

Предложена учебная лабораторная работа для практикума по общей физике. С помощью дифракционного монохроматора МУМ в работе исследуется спектр излучения светодиодов и полупроводникового лазера. Измеряется зависимость интенсивности лазера от величины тока, протекающего через p-n-переход; определяется пороговая величина тока, соответствующая переходу от режима светоизлучающего диода к режиму лазерной генерации.
Ключевые слова:  светоизлучающий диод, лазерная генерация, p-n-переход.

УДК 535.41(778.38)
Эффект Тальбота II. Самоизображение двумерных периодических структур
Евгений Васильевич Смирнов, Борис Георгиевич Скуйбин, Леонид Карлович Мартинсон
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 105005, Москва, 2-я Бауманская, 5; e-mail: seva09@rambler.ru

В работе представлен обзор исследований по френелевской дифракции волн на двумерных периодических структурах. Отмечены возможности синтеза тальбот- изображений двумерной решетки – синтеза подрешеток, – позволяющего получать новый тип изображений, отсутствующий в оригинале. Рассмотрен эффект Тальбота для периодического массива микролинз, обсуждаются возможности его использования для создания массивов осветителей. Обращено внимание на контроль волновых фронтов лазеров методом тальбот-интерферометрии, дан анализ исследования с его помощью турбулентных потоков газов. Подчеркнута настоятельная необходимость изучения дифракции Френеля на периодических структурах в курсе общей физики технических университетов.
Ключевые  слова:  эффект  Тальбота,  дифракция  на  двумерных  структурах, самоизображение структуры, тальбот-интерферометрия, массив осветителей.

УДК 537.811, 537.812, 538.945
Энергия магнитного поля вращающегося заряженного сфероида
Сергей Николаевич Сазонов
Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет 450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12; e-mail: SazonovSN@mail.ru

Вычислен магнитный вклад в энергию поля вращающегося заряженного металлического эллипсоида вращения (сфероида). Метод расчёта не использует операций объёмного интегрирования плотности энергии либо поверхностного интегрирования скалярного произведения векторов плотности тока и вектор! потенциала сфероида и может быть интересен студентам старших курсов физических факультетов университетов, изучающим классическую электродинамику.
Ключевые слова: магнитная индукция, энергия, нормальный металл, сверхпроводник.

УДК 538.6
Изучение магнитной цепи в физпрактикуме
Игорь Николаевич Фетисов
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5; e-mail: infetisov@mail.ru

Рассматривается теория магнитной цепи, состоящей из железного магнитопровода с двумя воздушными зазорами. Приведены описание лабораторной установки, результаты выполнения лабораторного опыта и их обсуждение.
Ключевые слова: магнитное поле, лабораторный эксперимент.

УДК 531.231, 531.3, 531.114
Силы инерции на примере опыта с вращающейся платформой
Рашид Рахимович Закиров, Ильмир Ибрагимович Латыпов
Башкирский государственный университет Республика Башкортостан E-mail: ZakirovRashid@Rambler.ru, LatypovII@Rambler.ru

Исходя из динамического уравнения, учитывающего закон сохранения момента импульса, рассмотрен известный демонстрационный эксперимент. Это позволило выявить внутренние силы, действием которых обусловлен наблюдаемый феномен. Установлено, что главным движущим посредником в опыте с вращающейся скамьей является сила Кориолиса.
Ключевые слова: момент импульса; законы сохранения.

УДК 535.231.3
Изучение оптической пирометрии:методика и эксперимент
Игорь Николаевич Фетисов
Московский  государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5; e-mail: infetisov@mail.ru

В статье рассматривается методика измерения температуры умеренно нагретых тел с помощью оптического пирометра. Выведены формулы для введения поправок в результаты измерений. Дано описание экспериментальной установки для проверки предлагаемой методики. Представлен анализ результатов измерений температуры различных тел, полученных с помощью пирометра и термопары.
Ключевые слова: температура, тепловое излучение, закон Стефана-Больцмана, коэффициент излучения, оптическая пирометрия, пирометр, инфракрасный термометр, методика измерений, учебная лаборатория.

УДК 535+378.147
Интерференция света как задача оптики в обучении
Анатолий Владимирович Купавцев
МГТУ им. Н.Э. Баумана; e-mail: avkup@bk.ru

Явление интерференции света занимает особое место в физической науке и обучении физике. Образовательное значение этого явления исследовано недостаточно. Для формирования базовых компетенций по оптике необходимо обсудить не только физические условия воспроизведения различных явлений интерференции, но интерференцию света, как учебную задачу оптики.
Ключевые слова: многолучевая интерференция, функционально-деятельностный анализ явлений интерференции света, контролируемая самостоятельная работа студентов по теме.

УДК 536.242
Управляющее воздействие на характеристики термогироконвективной системы
Светлана Борисовна Бобошина
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Москва, 125993, Волоколамское шоссе, д. 4; e-mail: volga11@rambler.ru

Структурные образования в виде вихрей являются предметом изучения студентами в рамках курса «Аэрогидродинамика». Экспериментально получены распределения температур в конвективном вихре при инверсии радиального градиента температуры вблизи подстилающей поверхности. Обнаружено, что при определенном режиме нагрева подстилающей поверхности вихревая структура ослабляется. Указанный эффект может быть использован для управляющего воздействия на вихревую систему.
 Ключевые слова: конвективный вихрь; измерения температуры; зона обратных токов; воздействие.

УДК 537.311
Механизмы отклонения от закона Ома в лампах накаливания с вольфрамовой нитью
Владимир Александрович Саранин, Виктор Федорович Колупаев
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко 427621, г. Глазов, ул. Первомайская, 25; e-mail: val-sar@yandex.ru

Экспериментально и теоретически исследуются отклонения от закона Ома в лампе накаливания с вольфрамовой нитью. Показано, что эти отклонения связаны с нагревом нити до определенной температуры, которая лимитируется различными механизмами теплообмена с окружающей средой: при относительно малых напряжениях преобладает конвективный механизм теплообмена, при больших – лучистый теплообмен. Построены вольт-амперные характеристики.
Ключевые слова: отклонения от закона Ома, вольт-амперная характеристика лампы накаливания.

УДК 53.02
Лабораторная работа по измерению коэффициента диффузии паров воды в воздухе
Анатолий Григорьевич Черных
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, 660049, ул. Ады Лебедевой, 89; e-mail: agchernyh@mail.ru

Приводится описание и реализация лабораторной работы по измерению коэффициента диффузии паров воды в воздухе. Измерение проводится путем сравнения точного решения уравнения одномерной диффузии с экспериментальными зависимостями, полученными с помощью датчика локальной влажности.
Ключевые слова: коэффициент диффузии, уравнение диффузии, сравнение теории и эксперимента, датчик, температуропроводность.

УДК 621.31
Электропривод и цеховое освещение в системе TN-C-S
Фанур Фаритович Асадуллин, Виктор Андреевич Кузнецов
Сыктывкарский Лесной институт (филиал) федерального государственного профессионального образования «Санкт"Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова»)
167982 ГСП"2, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, 39; e"mail: aff@sfi.komi.com

Приведено описание согласно нормативных документов ПУЭ (правила устройства электроустановок) перехода с 2002 г. на Европейский стандарт электроустановок до 1000 В с изменением обозначения фаз и нулевых проводников. Рассматривается методика перехода от четырёх проводной системы к пяти проводной системе, где решающее значение имеет, согласно европейскому стандарту наличие установки устройства защитного отключения (УЗО). Предложенный Европейский стандарт вносит новый подход к схемам электропривода и цехового освещения.
Ключевые слова: система TN"C, система TN"S, система TN"C"S, УЗО, электропривод.

УДК 378
Использование планшетных компьютеров в преподавании курса физики
Надежда Тихоновна Быкова1, Ирина Павловна Корнева1, Константин Петрович Корнев2, Tikhon V. Bykov3
1 Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота 236029, Калининград, ул. Молодежная, 6; e-mail: ikorneva05@rambler.ru
2 Балтийский федеральный университет им. И. Канта
236041, Калининград, ул. А. Невского, 14; e-mail: kkornev@rambler.ru
3 McMurry University; McM Station Box38, Abilene, TX 79697; e-mail: tbykov@mcm.edu

В настоящее время в связи с широким распространением компьютеров предпринимаются усилия, направленные на совершенствование методики преподавания физики с целью улучшения качества обучения студентов. В статье описан опыт использования планшетных компьютеров в при обучении курсу общей физики. Обсуждаются проблемы технической модернизации образования в БГАРФ (Россия) и в университете  McMurry (США).
Ключевые слова: методика преподавания физики, планшетные компьютеры, модернизация образования.

УДК 37.01; 372.8
Непрерывность физического образования в системе «школа – технический вуз»
Николай Николаевич Безрядин, Татьяна Алексеевна Рожкова, Татьяна Владимировна Прокопова
Воронежский государственный университет инженерных технологий 394000, Россия, пр. Революции, 19; e-mail: phys@vsuet.ru

Для обеспечения преемственности и непрерывности в образовательном пространстве (ОП) «школа – технический вуз» на современном этапе реформирования ОП России в части физического образования необходим комплексный подход, основанный на совокупности различных мероприятий. В данной работе приводятся как организационные мероприятия, так и направленные на формирование мотивационной установки школьников к изучению физики. Рассматривается также вариант адаптационного обучения, основанный на перераспределении тем лекционных и лабораторно&практических занятий с целью более полного раскрытия на лекциях меньшего числа тем, с отступлением в школьный курс физики. Это хорошо сочетается с требованиями компетентностного подхода, поскольку позволяет варьировать темы лекционных занятий в зависимости от направления подготовки.
Ключевые слова: образовательное пространство, преемственность и непрерывность Физико-математического   образования.

УДК 53(093)
Происхождение и решение проблемы дуализма материи
Александра Федоровна Смык
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ); e-mail: afsmyk@mail.ru

В статье рассматривается историко-научная концепция происхождения корпускулярно-волнового дуализма материи Луи де Бройля. В предложенной схеме генезиса идеи де Бройля выделены разные по своему значению факторы: гипотеза Эйнштейна о квантах света, теория относительности, исследования природы рентгеновского излучения в экспериментальной лаборатории брата М. де Бройля, оптико-механическая аналогия, а также личностный аспект, связанный с происхождением, образованием и развитием французских научных и научно- философских традиций.
Ключевые слова: Луи де Бройль, А. Эйнштейн, кванты света, волны материи, дуализм света, корпускулярно-волновой дуализм материи, квантовая механика.

УДК 004.94
Изучение механики неравномерного движения с помощью виртуального трибометра
Анатолий Петрович Кудря, Юрий Михайлович Наследников, Алексей Григорьевич Стибаев, Константин Андреевич Тимолянов
Донской государственный технический университет (ДГТУ), г. Ростов-на-Дону E-mail: an.kudrya2010@ya.ru, hexman@live.ru, ka300790@gmail.com

В статье рассматриваются дидактические особенности изучения механики неравномерного движения в присутствии трения с помощью виртуального трибометра. Показаны преимущества виртуального трибометра над лабораторным в лекционных, практических и лабораторных  занятиях.
Ключевые слова: лабораторный трибометр; компьютерное моделирование; виртуальный эксперимент; трение покоя и скольжения.

УДК 372.853
Учебный семинар  по физике и его  роль в формировании критического мышления студентов технических вузов
Александра Валерьевна Черных
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» 119992, г. Москва, Малая Пироговская, д. 29; e-mail: fu3rh@mail.ru

В данной статье описана роль семинарских занятий в формировании критического мышления студентов. Рассмотрены основные виды учебных семинаров. Предложен один из наиболее эффективных методов формирования критического мышления студентов на семинарах посредством  модульной технологии обучения.
Ключевые слова: модульная технология обучения; учебный семинар; критическое мышление.

УДК 530.97
Еще раз об эффективности анализа размерностей
Геннадий Михайлович Трунов
Пермский национальный исследовательский политехнический университет; e-mail: plazma@perm.ru

С помощью анализа размерностей показано, что магнитное взаимодействие не может быть представлено в форме, аналогичной гравитационному и электрическому взаимодействиям, описываемыми, соответственно, законом гравитации Ньютона и законом Кулона.
Ключевые слова: Международная система единиц (СИ), система СГС, анализ размерностей, закон гравитации Ньютона, закон Кулона.

УДК 372.853
Технология формирования критического мышления студентов технических вузов на практических занятиях
Александра Валерьевна Черных
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» 119992, г. Москва, Малая Пироговская, д. 29; e-mail: fu3rh@mail.ru

В данной статье описываются функции трех фаз: вызов, осмысление, рефлексия технологии формирования критического мышления. Рассматриваются примеры применения таких приемов, как: представление информации в кластерах; лист решения проблем; сводная таблица «плюс, минус, интересно» на практических занятиях.
Ключевые слова: критическое мышление, вызов, осмысление, рефлексия, информация.

УДК 53.05; 53.01
Использование экспериментальных задач в преподавании физики
Евгений Иванович Пальчиков1,2, Валерий Алексеевич Селезнев1, Евгений Геннадьевич Алексеев1
1 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, 630090, ул. Пирогова, 2
2 Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, 630090, пр. Академика Лаврентьева, 15;
e-mail: palchikov@hydro.nsc.ru

Описывается оригинальная методика обучения физике с использованием показа загадочного физического эксперимента и предложения объяснить его. Для решения задачи необходимо провести миниатюрное научное исследование, повторить эксперимент, предложить теоретическую модель явления и понятно изложить результат исследования на бумаге. Экспериментальные задачи используются более 30 лет в потоковом курсе лекций для физического факультета НГУ «Введение в технику физического эксперимента».
Ключевые слова: методики обучения, задачи(демонстрации физических экспериментов, миниатюрное научное исследование.

УДК  [378:53]+004
Векторные диаграммы и графики дифракции Фраунгофера на щели и решётке
Александр Николаевич Тюшев, Пётр Юрьевич Бугаков
Сибирская государственная геодезическая академия
630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10; e-mail: tyushev@ngs.ru

В настоящей статье представлены две компьютерные программы: одна (OscillSum.exe) иллюстрирует в движении сложение двух гармонических колебаний одинаковых направлений методом векторных диаграмм, другая (Difraction.exe) иллюстрирует графиками и связанными с ними векторными диаграммами дифракцию Фраунгофера на щели и решётке.
Ключевые слова: компьютерные программы, сложение гармонических колебаний,
векторные диаграммы, дифракция  Фраунгофера, графики.

 

The Mission of the Modern Teacher
A.D. Gladun
Moscow Institute of Physics and Technology (State University), Dolgoprudnyi Moscow region, Russia; e-mail: gladun.ad@mipt.ru

Received March 03, 2014
The problems of Russian education are discussed.

Semiconductor Light Sources
A.D. Gladun, F.F. Igoshin, Yu.V. Yriev
Moscow Institute of Physics Technology Dolgoprudny, Moscow Region; e-mail: gladun.ad@mipt.ru
Received March 03, 2014 PACS 01.55.+b

The laboratory work for general physics practicum is suggested. The radiation current dependence of light diodes and semiconductor laser are measured. The radiation spectra are investigated by using a monochromator «МУМ». The threshold current corresponding  to the light diode to laser generation regime is determined.
Keywords: light diode, laser generation, p-n-transition.
References

  1. Shalimova K.V. Physics of semiconductors. – M.: Energoatomizdat, 1985.
  2. Kireev P.S. Physics of semiconductors. – M.: Higher School, 1975.
  3. Igoshin F.F., Samarskii Yu.A., Tsipenyuk Yu.M. Laboratory workshop on general physics. Quantum physics. – M.: Fizmatkniga, 2012.

 

Talbot Effect II. Self-Imaging of Two-Dimensional Periodic Structures
E.V. Smirnov, B.G. Skuybin, L.K. Martinson
Bauman Moscow State Thechnical Univercity
105005, Moscow, 2th Baumanskaya, 5; e-mail: seva09@rambler.ru
Received July 15, 2014 PACS: 42.25.Fx

Thе paper presents the review of research on the Fresnel diffraction of waves on two- dimensional periodic structures. Noted the possibilities of synthesis Talbot images of two- dimensional lattices - synthesis of sublattices, to enable to get a new image type that is absent in original lattice. Considered the Talbot effect for periodic array of microlenses, discussed the possibility of its use for creating arrays illuminators. Attention was drawn to the control of the wave fronts of lasers by the method of Talbot interferometry, the analysis of research with its help turbulent gas flows. Stressed the urgent need to study the Fresnel diffraction on periodic structures in the course of General physics of the technical University.
Keywords: Talbot effect, diffraction on 2D-structures, self-imaging of structure, Talbot- interferometry, array of illumination.
References

  1. K. Patorski. The self-imaging phenomenon and its applications. // Progress in Optics, vol. 27, 1989, p. 1–108.
  2. J. Wen, Y. Zhang, M. Xiao. The Talbot effect: recent advances in classical optics, nonlinear optics, and quantum optics. // Advances in optics and photonics, vol. 5, 2013, p. 83–130.
  3. E.V. Smirnov, B.G. Skuybin, L.K. Martinson. Talbot effect I. Diffraction on one-dimensional gratings. // Physics in Higher Education, vol. 20, no. 2, 2014, p. 109–121 [in Russian].
  4. H.F. Talbot. Facts relating to optical science. // Philosophical Magazine, vol. 9, 1836, p. 401–407.
  5. Rayleigh. On copying diffraction gratings and on some phenomenon connected therewith. // Philosophical Magazine, vol. 11, 1881, p. 196–205.
  6. M. Jiang, C.L. Wyatt, G. Wang. X-ray phase-contrast imaging with three 2D gratings. // International Journal of Biomedical Imaging, vol. 2008, Article ID 827152, p. 1–8.
  7. B. Packross, R. Eschbach, O. Bryngdahl. Image synthesis using self-imaging. // Optics Communications, vol. 56, no. 6, 1986, p. 394–398.
  8. V.P. Kandidov, A.V. Kondrat’ev, M.B. Surovitskii. Collective modes of two-dimensional laser grids in the Talbot resonator. // Quantum electronics, vol. 25, no. 8, 1998, p. 712–716 [in Russian].
  9. E. Bonet, P. Andres, J.C. Barreiro, A. Pons. Self-imaging properties of a periodic microlens array: versatile array illuminator realisation. // Optics Communications, vol. 106, 1994, p. 29–44.
  10. B. Besold, N. Lindlein. Fractional Talbot effect for periodic microlens arrays. // Optical Engineering, vol. 36, 1997, p. 1099–1105.
  11. B. Besold, N. Lindlein. Practical limitations of Talbot imaging with microlens arrays. // Pure Applied Optics, vol. 6, 1997, p. 691–698.
  12. A.W. Lohmann, J.A. Thomas. Making an array illuminator based on the Talbot effect. // Applied Optics, vol. 29, no. 29, 1990, p. 4337–4340.
  13. H. Hamam. Talbot array illuminator: general approach. // Applied Optics, vol. 36, no. 11, 1997, p. 2319–2327.
  14. A.S. Koryakovskii, V.M. Marchenko. The wave front sensor based on the Talbot effect. // Journal of technical physics, vol. 51, no. 7, 1981, p. 1432–1438.
  15. A.B. Ignat’ev, S.Yu. Kazantsev, I.G. Kononov, V.M. Marchenko, V.A. Feofilaktov, K.N. Firsov. On the possibility of control of the wave front close-up HF (DF) laser by method of Talbot interferometry. // Quantum electronics, vol. 38, no. 1, 2008, p. 69–72 [in Russian].
  16. V.Y. Agroskin, B.G. Bravy, Y.A. Chernyshev, S.A. Kashtanov, V.I. Kirianov, E.F. Makarov, V.G.Papin, S.A. Sotnichenko, G.K. Vasiliev. Aerosol sounding with a lidar system based on a DF-laser. // Applied Physics B, vol. 81, no. 8, 2005, p. 1149–1154.
  17. M.V. Doroshko, O.G. Penyaz’kov, G. Rankin, K.L. Sevruk, P.P. Khramtsov, I.A. Shikh. Talbot interferometry in measurements of the parameters of an axisymmetric turbulent jet. // Journal of Engineering Physics and Thermophysics, vol. 79, no. 5, 2006, p. 937–942.
  18. M.V. Doroshko, O.G. Penyaz’kov, P.P. Khramtsov, I.A. Shikh. Measurement of concentration pulsations in a shear turbulent flow by the method of averaged Talbot images. // Journal of Engineering Physics and Thermophysics, vol. 81, no. 1, 2008, p. 48–54.
  19. P.P. Khramtsov, O.G. Penyaz’kov, M.V. Doroshko, I.A. Shikh. Method of averaged Talbot images for studies of fluctuations of the impurity concentration in turbulent flows. // 10 International Scientific and Technical Conference “Optical methods of flow investigation”, Moscow, 23-26 June 2009, p. 28–31 [in Russian].
  20. V.P. Kandidov, A.M. Korol’kov. Talbot effect and its demonstration in the course of General physics. // Physics in Higher Education, vol. 4, no. 3, 1998, p. 99–104 [in Russian].
  21. O.A. Rogozhnikova, K.G. Nikiforov. Research experiment on wave optics in level training of physics teacher. // Physics in Higher Education, vol. 20, no. 2, 2014, p. 140–148 [in Russian].

Energy of the Magnetic Field of the Rotating Charged Spheroid
S.N. Sazonov
Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Bashkortstan Republic, Russia, 450000 K. Marx – str., 12; e-mail: SazonovSN@mail.ru
Received March 27, 2014 PACS 41.20.Gz, 74.25.Ha

The contribution of magnetic energy to the energy of field of the rotating charged metallic ellipsoid of rotation (spheroid) is calculated. The method of calculation is not use operations both of the volume integration of the magnetic energy density as the surface integration of the scalar product of the current density vector and the vector-potential of the spheroid. It may be useful for the physical departments of universities undergraduate students who study classical electrodynamics.
Keywords: magnetic induction, energy, normal metal, superconductor.
References

  1. Batygin V.V., Toptygin I.N. Problems in Electrodynamics // London: Academic, 1978, 2nd Ed.
  2. Fiolhais M.C.N., Essen H., Providencia C. // Progress In Electromagnetics Research B. 2011, Vol. 27, P. 187–212.
  3. Stratton J.A. Electromagnetic theoria // NY.: McGraw – Hill, 1941.
  4. Bespyatykh Yu.I., Vasilevskii V., Lokk E.G., Kharitonov V.D. // Ph. of Solid State 1998, Vol. 40, № 6, P. 975–981.
  5.  Chikazumi S. Physics of Ferromagnetism // Oxford: Clarendon Press, 1997, 2nd Ed.

Study of the Magnetic Circuit – Laboratory Work
I.N. Fetisov
Bauman Moscow State Technical University 105005, Moscow, 2th Baumanskaya, 5;
e-mail: infetisov@mail.ru
Received June 16, 2012 PACS: 41.20.Gz, 01.50.Pa

In this work the theory of magnetic circuit is presented. The lab setup includes an iron magnetic circuit with two air gaps. The description of the lab setup and the results of the laboratory work as well as discussion are presented.
Keywords: magnetic field, laboratory work.
References [in Russian]

  1. Kalashnikov S.G. Electricity. М.: Physico-mathematical literature Publ., 2003, 624 p.
  2. Reference book of radio amateurs-constructor // A.A. Bokunвev, N.M. Borisov, R.G. Varlamov, etc.; Ed. N.I. Chistyakov. – М.: Radio and communications Publ., 1990, 624 p.

The Inertia Forces in Terms of the Rotating Bench Experiment
R.R. Zakirov, I.I. Latypov
Bashkort State University, Republic Bashkortostan, Russia, Ufa, Zaki Validi st.,32
Russia, e-mail: ZakirovRashid@Rambler.ru,LatypovII@Rambler.ru
Received June 6, 2014 PACS: 45.20.df

The well-known experiment in terms of the dynamic equation as consistent with the conservation of angular moment is considered. This made it possible to reveal the internal forces responsible for the observed phenomenon. The Koriolis inertia force is found as the main moving agent in the rotating bench experiment.
Keywords: Angular momentum; conservation theorems; rotating bench experiment; non-inertial frame; inertia forces.
References

  1. Gershenzon E.M., Malov N.N., Mansurov A.N. Mechanics: Manual for students of higher pedagogical educational institutes. – M.: Academy, 2002. – 384 pp. [In Russian].
  2. Orear J. Physics. Vol. 1. – New York: Macmillan Publishing Co., London: Collier Macmillan Publishers, 1979. – 336 pp.
  3. Arhangelskii M.M. Physics course. Mechanics. Study guide for students of physics and mathemftics faculty of teacher training institutes. – М: Education, 1975. – 242 pp. [In Russian].
  4. Kabardin O.F., Orlov V.A., Ponomareva A.V. Optional physics course. 8 cl. Student manual. – М: Education, 1977. – 208 pp. [In Russian].
  5. Zakirov R.R., Latypov I.I. Skin effect in the ferromagnetic conductor: direct demonstration and quantitative interpretation. //Physics in Higher Education. – 2005, Vol. 11, № 2. – P. 75–83. [In Russian].
  6. Zakirov R.R., Latypov I.I. The capacitor charging as non-equilibrium thermodynamic process.// Physics in Higher Education. – 2013, Vol. 19, № 3. –P. 82–88. [In Russian].
  7. Angot A. Complements de Mathematiques. A L’usage Des ingenieurs de L’elektrotechnique et Des Telecommunications. Paris, 1957. – 772 pp.
  8. Zhirnov N.I. Classical mechanics. Training manual for students of physical and mathematical faculty of teacher training institutions. – М: Education, 1981. – 303 pp. [In Russian].

Optical Pyrometry: Methods and Experiments
I.N. Fetisov
Bauman Moscow State Technical University 2th Baumanskaya, 5, 105005, Moscow,
e-mail: infetisov@mail.ru
Received June 16, 2012 PACS 44.40.+,  01.50.Pa

Methods for temperature measurements with an optical pyrometer were described. The laboratory installation as well as temperature measurements with an optical pyrometer were described also.
Keywords: thermal radiation, Stefan-Boltzmann law, temperature, optical pyrometry, emissivity, optical pyrometer, infrared thermometer, lab.

References [In Russian]

  1. Physical encyclopedia. M.: Great Russian encyclopedia Publ., Vol. 3. 1992, pp. 589–590.
  2. Kriksunov L.Z. Guide to the basics of infrared technology. M.: Soviet Radio Publ., 1978, 400 p.
  3. Burakovsky T., Gizin’skij E., Saleh A. Infrared emitters. S.Pb.: Energy Publ., 1978, 408 p.
  4. I.N. Fetisov. Temperature measurement by infrared thermometer. Proc. XI International educational- methodical Conference «Modern physics practicum». Minsk, BSU Center publishing, 2010, pp. 193–194.

The Light Interference as Test of Optics at Teaching
A.V. Kupavtsev
Bauman Moscow State Technical University,
107105 Russia, Moscow, 2-nd Bauman st., 5; e-mail: avkup@bk.ru
Received February 23, 2014 PACS 42.25.Hz +01.40.-d

The Light Interference has the special status in Physics and to Teach Physics, but its education function was not investigating enough. Usually examples and conditions of The Light Interference are described in the pedagogical literature. To form basis competencies in Optics the Optics Interference is be must considers as the impotent test on Physics at teaching.
Keywords: spectrum of many beam Interference spectrum; function-activity analysis of the two-beam Interference, of Interference in the think plates, of Newton’s rings, as the tests of Optics; unassisted work of students on Light Interferences.
References

  1. Yavorskiy B.M., Detlaf A.A. The course of physics. Vol. 3. – M: Higher School, 1967. [In Russian].
  2. Butikov E.I. Optics. – M: Higher School, 1986. – P. 214. [In Russian].
  3. Litvinov O.S.,Gorelik V.S. The electromagnetically waves. – M: BMSTU, 2006. – 448 p. [In Russian].
  4. Naimi E.K. Light Interference at Reflection from Thin Plates and Films // Physics in Higher Education. Vol. 19, № 3, 2013. P. 123-130.
  5. Sivuchin D.V. The course of general physics. Optics. – M: Nauka,1980. – 752 p. [In Russian].
  6. Kupavtsev A.V. Controlled self-work of students as a new phenomenon in education practice high of school // Alma-mater. 2013, № 12. Р. 56-61.
  7. Irodov I.E. Book of general physics – M: BINOM. 1998. – 448 p. [In Russian].

Operating Influence on Characteristics of Termogirokonvektive System
S.B. Boboshina
Moscow Aviation Institute (National Research University) 125993, Russia, Moscow, Volokolamskoe sh., 4; e-mail: volga11@rambler.ru

Received March 28, 2014 PACS: 44.25.+f

Structures in the form of vortices are the subject of studying by students within the course «Aerogydrodynamics». Temperature distributions in a convective vortex are experimentally obtained at the inversion of a radial temperature gradient near the underlying surface. Found that at a certain mode of heating of the underlying surface the vortex structure is weakened. This effect can be used for operating influence on the vortex system.
Keywords: convective vortex, temperature measurements; zone of return currents; the influence.
References

  1. Martyusgov K, Zaitsev Y. Nonlinear semiconductor resistors. – M.: Energy, 1988. – 200 pp. [in Russian].
  2. Greenspan Н., The Theory of rotating fluids. – Cambridge: Cambridge University Press, 1968. – 328 pp.
  3. Durrani T., Grated K. Laser system in hydrodynamic measurements. – M.: Energy, 1980. – 336 pp.

[in Russian].

 

Mechanisms of a Deviation from the Ohm’s Law in Incandescence Electric Lamps with a Tungsten Thread
V.A. Saranin, V.F. Kolupaev
Korolenko Glazov State Pedagogical Institute
25 Pervomaiskaya str., Glazov, 427621, Russia; e-mail: val-sar@yandex.ru
Received September 26, 2014 PACS: 01.40.E, 72.15.-v

Deviations from the Ohm’s Law in an incandescence electric lamp with tungsten thread experimentally and theoretically are investigated. It is shown that these deviations are connected with heating of a thread to certain temperature which is limited by various mechanisms of heat exchange with environment: at rather small voltage prevails convection heat exchange mechanism, at big – radiant heat exchange. Volt-ampere characteristic are constructed.
Keywords: deviations from the Ohm’s Law, volt-ampere the incandescence electric lamp.
References

  1. D.V. Sivuhin, Electricity (Nauka, Moscow, 1983) [in Russian].
  2. G.A. Bordovsky, E.V. Bursian, General Physics (VLADOS-PRESS, Moscow, 2001) [in Russian].
  3. N.M. Shahmaev, A.V. Bunchuk, Physics. 8 class (Mnemozina, Moscow, 2007) [in Russian].
  4. Physical values: Reference book (Energoatomizdat, Moscow, 1991) [in Russian].
  5. B.N. Yudaev, Heat transfer (Higher School, Moscow, 1981) [in Russian].
  6. M.S. Svirsky, Electron theory of substance (Prosveschenie, Moscow, 1980) [in Russian].

Laboratory Work on the Measurement of the Diffusion Coefficient of Water Vapor
A.G. Chernykh

Krasnoyarsk State Pedagogical University after V.P. Astafiev, st. Ada Lebedeva, 89, Krasnoyarsk, 660049, Russia;
e-mail: agchernyh@mail.ru
Received January 9, 2013 PACS 01.50.Pa, 01.50.H, 51.20.+d

The description and implementation of the laboratory work on the measurement of the diffusion coefficient of water vapor in the air are given. The measurement is made by comparing the exact solution of the one-dimensional diffusion equation with the experimental dependences obtained with the help of the local humidity sensor.
Keywords: diffusion coefficient, diffusion equation, the comparison between theory
and experiment, sensor, temperature conductivity.
References

  1. Kozlov V.I. Anthology of general physical practical work. Part 2: Molecular Physics. – M.: the Publishing House of the Faculty of Physics of Moscow University, 2010. – 172 p. [In Russian].
  2. Heise Hans. Uber einen Diffusionsversuch und seine quantitative Auswertung // Prax. Naturwiss.Phys. 1960, V. A9, № 6, P. 151-154.
  3. Kern Wilfried. Diffusionsund Ausstrom-Versuche zur Gaskinetik // Prax. Naturwiss. Phys. 1961, V. A10, № 11, Physik, P. 293-298.
  4. Petrenko I.I., OM Todes O.M. New works on molecular physics // Phys. 1962, V. 76, № 1, p. 181-183. [In Russian].
  5. Laboratory studies in physics / ed. L.L. Goldin. M.: Nauka, 1983, P. 305-312. [In Russian].
  6. Ashkenazi S., Polturak E. Amer. J. An acoustic laboratory experiment to determine the coefficient of mutual diffusion of gases // Prax. Naturwiss. Phys. 1988, V. 56, № 9, P. 836-839.
  7. Beckman I.N. Processing of the results of diffusion experiments // Emelin A.E., Teplyakov V.V., Beckman I.N. Software for processing the results of non-stationary permeability: Theses from the Scientific conference devoted to the 75th anniversary of the Institute of Petrochemical Synthesis / Beckman I.N. Processing of the results of diffusion experiments. Overview 14: [Website]. – Mode of access: http://www.profbeckman.narod.ru/ (13.07.2013). [In Russian].
  8. Samarskiy, A.A. Mikhailov A.P. Mathematical modeling: Ideas. Methods. Examples. – M.: FIZMATLIT, 2005. – 320 p. [In Russian].
  9. Matveev A.N. Molecular Physics: tutorial for high schools. 3nd edition. – M.: Onyx: Peace and Education, 2006. – 360 p. [In Russian].
  10. Kosarev V.I. 12 lectures on calculus mathematics (introductory course): tutorial for high schools. 2nd  edition, rev. and ext. – M.: the Publishing House of Moscow Physicotechnical University, 2000.– 224 p. [In Russian].
  11. Andreev I.N., Mezhevich J.V. Electrochemical devices – HIT: tutorial. – Kazan: the Publishing House of Kazan State Technical University, 1999. – 79 p. [In Russian].
  12. Quick-reference book of physicochemical variables / ed. A.A. Ravdel and A.M. Paramonova. 10th edition, rev. and ext. – St. Petersburg: Ivan Fedorov, 2003, P. 117. [In Russian].

 

The Electric Drive and Shop Lighting in TN-C-S System
F.F. Asadullin, V.A. Кuznetsov

SFI; e-mail: aff@sfi.komi.com
Received June 11, 2012 PACS 07.50.Ls

The description according to normative documents of RDE (a rule of the device of electroinstallations) transition since 2002 on the European standard of electroinstallations to 1000 V with change of designation of phases and zero conductors is given. The transition technique from four wire systems to five wire system is considered. Crucial importance of the European standard – UZO installation – devices of protective shutdown. The offered European standard brings a new approach to schemes of the electric drive and shop lighting.
Keywords: TN-C system, TN-S system, TN-C-S system, DPS, electric drive.

References

  1. Rules of technical operation of electrical installations [text] – M.: ENAS. 2008. – 297 p. [in Russian].
  2. G.P. Yeroshenko, A.P. Kolomietc, N.P. Kondratieff. Operation of electrical equipment studies [text]: Guide for students in higher education – M.: Space, 2008. – 344 p. [in Russian].
  3. Rules for Electrical RB. The seventh edition. – M.: ENAS, 2007. – 549 p. [in Russian].
  4. Cross-sectoral regulations on labor protection (safety rules) for electrical installations [text] – M.: ENAS, 2003. – 192 p. [in Russian].
  5. RCD – residual current device [text] – Training and Reference Manual. – M.: Energoservice, 2003. – 232 p. [in Russian].

Using of Tablet Computers in Teaching of Physics
N.T. Bykova1, I.P. Korneva1, K.P. Kornev2, T.V. Bykov3
1 Baltic Fishing Fleet State Academy,
Molodjozhnaya st., 6, Kaliningrad, 236029, Russia; e-mail: ikorneva05@mail.ru
2 Immanuel Kant Baltic Federal Institute,
Alexander Nevsky st., 14, Kaliningrad, 236041, Russia; e-mail: kkornev@rambler.ru
3 McMurry University;
McM Station Box38, Abilene, TX 79697; e-mail: tbykov@mcm.edu
Received April 23, 2014 PACS 01.40.E
Currently, due to the wide spread of computers, efforts to improve the methods of teaching physics are made. This article describes the experience of using tablet computers in general physics course. The problems of technical modernization of education in BFSSA (Russia) and in McMurry university (USA) are considered in the article.
Keywords: methods of teaching physics, tablet computers, modernization of education.
References

  1. http://www.ido.rudn.ru
  2. Fons, J. A year without paper: Tablet computers in the classroom. The Physics Teacher, 48, 2010, pp. 481-483.
  3. W. Christian, M. Belloni Physlets: Teaching Physics with Interactive Curricular Material. Prentice Hall, Upper Saddle River, NJ, 2001.
  4. Novak, G.M., Patterson, E.T., Gavrin, A.D., & Christian W., (1999). Just-in-time teaching: Blending active learning with web technology. Prentice Hall.
  5. Smirnov S.D. Pedagogy and psychology of higher education: from the activity for the personality.  Мoscow: Academy, 2001. – 304 pp. [In Russian].

Continuity of Physical Education in the «School – a Technical College»
N.N. Bezryadin, T.A. Rozhkova, T.V. Prokopova
Voronezh State University of Engineering Technology
394036 , Russia , Avenue Revolution 19, VGUIT , Department of Physics E-mail: phys@vsuet.ru

Received April 24, 2014 PACS 01.40.Fk, 01.40.gb, 01.50.H-, 01.50.Lc

Physical education requires a comprehensive approach based on a combination of various forms of action to ensure continuity of the educational space (ES) «school – a technical college» at the present stage of the reform of the ES of Russia. In this paper we present as the institutional arrangements and aimed at creating the motivational setting pupils in physics. We also consider the variant of adaptive learning based on the redistribution of lectures and laboratory practical classes in order to better disclosure on a smaller number of lectures with the retreat of the school physics course. This fits well with the requirements of the competency approach, because it allows to us vary the topics of lectures, depending on the direction of training.
Keywords: educational space, succession and continuity of physical-mathematical education.
References

  1. L.V. Levchuk. Glossary of modern education // People education. – 1999. – № 9. – p. 16 [in russian].
  2. National Doctrine of Education in the Russian Federation [electronic resource] http://sinncom.ru/ content/reforva/index5.htm
  3. M.I. Mahmutov. Organization of problem-based learning in school. // M.: Education. – 1977. – p. 3 [in russian].
  4. T.I. Shamova. Modular training : theoretical questions , experiences, perspectives . // M.: Education. – 1994. – p. 7 [in russian].
  5. N.N. Bezryadin, T.V. Prokopova, Y.A. Boldyreva, T.A. Rozhkova. Approach to reconstruction continuity of physical education in the educational space «school – technical college» // Science and school. – 2011. – № 5. – pp. 56–58 [in russian].
  6. N.F. Chumak. Professionalization of preliminary training. // Science and school. – 2010. – № 2. – pp. 18–21 [in russian].
  7. E.B. Petrova. Some problems of physical education for the non-physical specialties. // Science and School. – 2009. – № 3. – pp. 4–6 [in russian].
  8. G.M. Shcheveleva, A.F. Brekhov, N.N. Bezryadin. Experience in creation of the «School – technical college» // Pedagogy. – 2001. – № 1. – pp. 46–50 [in russian].
  9. N.N. Bezryadin, T.V. Prokopova, T.A. Rozhkova, V.V. Sinyagin. Actualization concepts of continuous educational space in connection with the problem of special Education. // Proceedings of the 6th International scientific-methodical conference of university teachers , scholars and professionals. – N.Novgorod. – 2005. – pp. 121–124 [in russian].
  10. A.S. Alexandrov, N.N.  Bezryadin, A.F.  Brekhov, A.S. Dronov, T.A. Kuz’menko, V.V. Sinyagin, G.M. Shcheveleva. Physics. Textbook for students of the faculty of pre-university training (FPT). // Voronezh – 2003 [in russian].
  11. N.N. Bezryadin, T.V. Prokopova, V.V. Sinyagin, A.A. Brekhova. Combination and Professional orientation and motivation of studying physics in the classroom technology. // Science and the school. – 2005. – pp. 38–42 [in russian] .
  12. N.N. Bezryadin, T.V. Prokopova, T.A. Rozhkova. Using test technologies in the physics department VSTA. // Recent developments in applied physics at the university and school. – Russian scientific- practical conference . – Borisoglebsk , 12-13 April 2005. – pp. 81–84 [in russian] .
  13. N.N. Bezryadin, T.V. Prokopova, T.A. Rozhkova, Y.V. Synorov. Learning physics in a technological university in modern conditions// International School-Seminar «Physics in the system of higher and secondary education in Russia» – Moscow. – 2011. – pp. 51–52 [in russian] .
  14. N.N. Bezryadin, T.V. Prokopova,  E.M. Agapova, L.V. Vasilyeva.  The combination of traditional and modern computer technology in laboratory practical. // Physical education  in high schools. – 2004. – Vol. 10. – № 2 – pp. 60–66 [in russian].
  15. N.N. Bezryadin, T.V. Prokopova, T.A. Rozhkova, Y.A. Boldyreva.  Adaptation of school graduates to the teaching of physics in high school.// Proceedings of the International School – Seminar «Physics in higher and secondary education in Russia.» – Moscow. – 2012. – pp. 40–41 [in russian].

The Origin and Resolving the Problem of Matter Dualism
A.F. Smyk
Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI) 64, Leningradskiy prospect, 125319 Moscow, Russia;
e-mail: afsmyk@mail.ru
Received February 9, 2014 PACS 01.10.Cr, 01.65.+g, 01.60.+q, 03.65.–w

The article deals with the historical and scientific concept of the origin of wave-particle duality of matter of de Broglie. In the proposed scheme, the genesis of de Broglie’s ideas highlighted various factors in its significance: Einstein’s hypothesis of light quanta, relativity theory, research on the nature of X-rays in the experimental laboratory brother M. de Broglie, optical-mechanical analogy, as well as the personal aspect, related to the origin, education and development of the French scientific and philosophical traditions.
Keywords: Louis de Broglie,  wave mechanics, phase waves,  quantum mechanics,
A. Einstein, light quanta, the duality of light, wave-particle duality of matter.
References

  1. A.F. Smyk. From de Broglie’s waves to quantum mechanics. – M.: MADI, 2013. – 232 pp. [in Russian].
  2. Yurii Borisovich Rumer: XX–th century physics. – Novosibirsk: ARTRA, 2013. – 592 pp. [in Russian].
  3. V.P. Vizgin. Metaphysical aspects of “Einstein’s curve”// Metaphysics, 2013, n. 1, pp. 108-125 [in Russian].
  4. A.F. Smyk. Genesis of  de Broglie’s idea about wave-particle duality // VIET, 2012, n. 2, pp. 22-42 [in Russian].
  5. Louis de Broglie. Selected scientific papers. V.1. – M.: Logos, 2010. – 556 pp. [in Russian].
  6. I.Yu. Kobzarev, L.B. Okun. About the photon mass// UFN, 1968, v. 95, n.1, pp. 131-137 [in Russian].
  7. Luo J. et al. New experimental limit of the photon rest mass with rotating torsion balance // Phys. Rev. Letters. – 2003. – Vol. 90. – P. 081801-4.
  8. A.F. Smyk. Nonmaterial matter waves of de Broglie // Physical education in high schools, 2012, vol. 18, no. 4, pp. 19-29 [in Russian].
  9. Louis de Broglie. Selected scientific papers. Vol. 3. – M.: Academy of Media Industry, 2013. – 524 pp. [in Russian].

The Learning of the Mechanics of Non-Uniform Motion using Virtual Tribometer
A.P. Kudrya, Y.M. Naslednikov, A.G. Stibaev, K.A. Timolyanov

Don State Technical University
Gagarin square 1, Rostov-on-Don, 344000, Russia
E-mail: an.kudrya2010@ya.ru, hexman@live.ru, ka300790@gmail.com
Received October 10, 2014 PACS 07.05.Tp, 46.55.+d, 62.20.Qp, 81.40.Pq

This article discusses the didactic features of learning the mechanics of non-uniform motion in the presence of friction using a virtual tribometer. The comparative advantages of virtual tribometer which can be used on lectures, practical and laboratory classes are shown in the article.
Keywords: laboratory tribometer; computer modeling; virtual experiment; static friction and sliding friction.
References

  1. Approximately programs discipline «Physics» of the Federal component of the cycle of general mathematical and scientific discipline for State Educational Standards 3rd generation. Num. NMS-09/6 of 08.04.2009 http://www.siurgtu.ru.
  2. S.E. Haykin, Physical fundamentals of mechanics (Nauka, Moscow, 1971).
  3. V.V. Volkov, A.P. Kudrya, Y.M. Naslednikov, Physics in Higher Education V. 17, 3, 82 (2011).
  4. A.P. Kudrya, V.P. Bereza, E.V. Bogoslavskaya, Static and sliding friction (DSTU, Rostov-on-Don, 2010).
  5. A.P. Kudrya, V.S. Kunakov,Y.M. Naslednikov, A.G. Stibaev, Physics in Higher Education V. 19, 2, 123 (2013).
  6. A.P. Kudrya, A.G. Stibaev, A.Y. Shpolyanskiy, Y.M. Naslednikov, Methodological appropriateness some of the virtual physical experiments. Problems of modern physical education: school and university: scientific works IV Interregional Scientific and Practical Conference (RIO AGPA, Armavir, 2011).

 

Training Workshop on Physics and Its Role in Shaping the Critical Thinking of Students of Technical Colleges
A.V. Chernykh

Moscow State Pedagogical University; e-mail: fu3rh@mail.ru
Received October 12, 2014 PACS 01.40.-d, 01.40.Fk

This article describes the role of seminars in the formation of the critical thinking of students. Considered the main types of training seminars. We suggest one a of the most efficient methods of formation of critical thinking of students at seminars by means of modular technology of training.
Keywords: modular technology education, training seminar; critical thinking.
References

  1. Purysheva N.S., Chernykh A.V. Theoretical and methodological basis of modular technology education general physics students of technical colleges. М: Publishing house MFIs. 2014. 189 p.
  2. Troitsky I.V., Troitsky D.I. Rating the student in the physical education. Congress of Russian physicists lecturers «Physical education in the XXI century». Abstracts. М: Faculty of Physics MSU behalf M.V. Lomonosov. 23-30 June 2000. – 120 p.
  3. https://ru.wikipedia.org, date of circulation 18.08.2014.

Once Again, the Effectiveness of Dimensional Analysis
G.M. Trunov
Perm National Research Polytechnic University
29 Komsomolskiy prospekt, Perm, 614990, Russia; e-mail: plazma@perm.ru
Received August 12, 2014 PACS 06.20.Jr

The analysis of dimensions is shown, that magnetic interaction cannot be presented in the form similar to the gravitational and electric interactions, which are described, accordingly, by the Newton’s law of gravity and Coulomb’s law.
Keywords: the International System of Units (the SI), the CGS system, dimensional analysis,
the Newton’s law of gravity, the Coulomb’s law.
References

  1. Y.V. Nemtchinov. Legislative and applied metrology. No. 4, 59 (2003). – № 4 [in Russian].
  2. G.M. Trounov. Physics in Higher Education. Vol. 7, No. 4, 12 ( 2001) [in Russian].
  3. O.P. Spiridonov. Fundamental physical constants (Higher school, Moscow, 1991) [in Russian].
  4. Physical encyclopedia. Vol. 2 (Great Russian Encyclopedia, Moscow,1990) [in Russian].
  5. G. Huntley. Dimensional Analysis (World, Moscow,1970) [in Russian].
  6. Y.M. Brooke, A.L. Stasenko. About Modern Physics – to teacher (Knowledge, Moscow, 1975) [in Russian].
  7. A.G. Bloody, A.A. Vorobyov. Zadachnik po physics (Integral Press, Moscow, 1997) [in Russian].

Technology of Formation of the Critical Thinking of Students of Technical Colleges on Practical Classes
A.V. Chernykh

Moscow State Pedagogical University; e-mail: fu3rh@mail.ru
Received October 12, 2014 PACS 01.40.-d, 01.40.Fk

This article describes the functions of the three phases: challenge; comprehension, reflection shaping critical thinking. Are given examples of application of these techniques, such as: the provision of information in the clusters; sheet problem solving; summary table
«plus, minus, interesting» on the practical classes.
Keywords: critical thinking, invocation, comprehension, of reflexion, information.
References

  1. Chernykh A.V., Rigina I.V., Rozanova T.S. Fundamentals of molecular physics and thermodynamics: study guide for interuniversity use for students engineering – of technical specialties of all studying forms. – Krasnoyarsk: SibGTU, 2009. - 175 p. [in Russian].
  2. http://pk14.ru/wp-content/uploads/ Development of critical thinking students’ pedkolledzha. pdf, (datum  05.08.2014). [in Russian].

Use of Experimental Problems in Teaching of Physics
E.I. Palchikov1,2, V.A. Seleznyov1, E.G. Alekseev1

1 National Research University Novosibirsk State University, Pirogova st., 2, Novosibirsk, 630090, Russia
2 Lavrentyev Institute of Hydrodynamics of SB RAS, Acad. Larentyev prosp., 15, Novosibirsk, 630090, Russia; e-mail: palchikov@hydro.nsc.ru

Received October 20, 2014 PACS 01.40.gb;01.50.My;01.40.Fk

The original technique of training in physics with use of demonstration of mysterious physical experiment and the offer to explain is described. For the solution of a problem it is necessary to conduct tiny scientific research, to repeat experiment, to offer theoretical model of the phenomenon and to commit clear result of research to paper. Experimental problems are used during more than 30 years in the general course of lectures for physical department of Novosibirsk State University «Introduction to technique of physical experimentation».
Keywords: teaching methods and strategies, demonstration experiments and problems, research in physics education.
References

  1. Palchikov E.I. Why in the refrigerator products are drying? Kvant (magazine). – 1977. – № 4. – P. 44-45 [in Russian].
  2. Palchikov E.I. What color is «brilliant green» (dye)? Kvant (magazine). – 1978. – № 7. – P. 27-28 [in Russian].
  3. Palchikov E.I. Why water pipes are singing. Kvant (magazine). – 1984. – № 7. – P. 30-32 [in Russian].
  4. Palchikov E.I. The the striped sky or polarized light from the sky. Siberian physical magazine. – 1995. – № 5 [in Russian].
  5. Palchikova I.G., Palchikov E.I. Demonstrations of wave properties of light. Granular structure of laser light. Siberian physical magazine. – Novosibirsk: SB RAS, Institute of nuclear physics. – 1999. – № 1. – P. 17-26 [in Russian].
  6. Jearl Walker. The Flying circus of Physics (With answers). John Wiley & Sons Inc. 2nd ed. 2006. – 331 p.
  7. House of entertaining science. Was founded in 1934 by Y0.I. Perelman [electronic resource]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дом занимательной науки [in Russian]
  8. Mishkevich G.I. Doktor of entertaining sciences: Life and creativity of Yakov Isidorovich Perelman. – M.: Knowledge, 1986. 192 p. [in Russian] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Yakov_Perelman [in English].
  9. Dr. Frank Oppenheimer [electronic resource].URL: http://www.exploratorium.edu/about/history/frank

Vector Diagram and Graphics of Fraunhofer Diffraction on Slit and Grating
Alexander Tyushev, Peter Bugakov
Siberian State Academy of Geodesy 630108, Novosibirsk, Plakhotnogo Street, 10;
e-mail: tyushev@ngs.ru
Received October 20, 2014 PACS 01.50.ht

In this article two computer programs are presented: «OscillSum.exe» and «Difraction.exe». The first program illustrates the composition of two harmonic oscillation in in real-time, using the vector diagrams method. The second program illustrates Fraunhofer diffraction on a slit and a grating by graphics and vector diagrams associated with this graphics..
Keywords: computer programs, composition harmonic oscillation, vector diagrams, Fraunhofer diffraction, graphics.
References

  1. I.V. Savel’ev. «Course of general physics». Part 1. Moscow, «Science», 1982, p. 198-199.
  2. A.N. Tyushev. «Physics in summary interpretation». Part 2. Oscillations. Waves. Wave optics. Tutorial. – Novosibirsk, SSAG, 2002, pages 64-64, 73-74.