Том 20, номер 2, 2014               ISSN 1609 - 3143

Физическое образование в вузах

Издательский Дом Московского Физического общества

Совет журнала

Крохин Олег Николаевич – главный редактор, академик РАН, проф. МИФИ
Гладун Анатолий Деомидович – заместитель главного редактора, проф. МФТИ
Калашников Николай Павлович — заместитель главного редактора, проф., зав. каф. НИЯУ МИФИ
Николаев Владимир Иванович — заместитель главного редактора, проф. МГУ им. М.В. Ломоносова,
Шапочкин Михаил Борисович — заместитель главного редактора, проф., председатель Правления МФО
Колесников Юрий Леонидович — проф., проректор НИУ СПбИТМО
Кудрявцев Николай Николаевич — проф., ректор МФТИ (ГУ)
Стриханов Михаил Николаевич — ректор НИЯУ МИФИ, проф.
Сысоев Николай Николаевич — проф., декан физфака МГУ им. М.В. Ломоносова
Хохлов Дмитрий Ремович — проф., зав. каф. МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН

Редакционная коллегия

Ответственный секретарь
Калачев Николай Валентинович -- старший научный сотрудник отдела ученого секретаря ФИАН, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана и Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат физико-математических наук

Гороховатский Юрий Андреевич — проф., зав. каф. РГПУ им. А.И. Герцена
Завестовская Ирина Николаевна — директор Института магистратуры НИЯУ МИФИ, декан Высшей школы физиков им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ, ведущий научный сотрудник ФИАН
Лебедев Владимир Сергеевич — проф., зав. каф. МФТИ (ГУ)
Лебедев Юрий Анатольевич — проф., зам. Председателя Правления Объединённого физического общества РФ
Морозов Андрей Николаевич — проф., зав. каф. НИУ МГТУ им. Н.Э. Баумана
Песоцкий Юрий Сергеевич — проф., ген. дир. ассоциации «Марпут»
Пурышева Наталия Сергеевна — проф., зав. каф. МПГУ
Салецкий Александр Михайлович — проф., зав. каф. МГУ им. М.В. Ломоносова
Спирин Геннадий Георгиевич — проф., каф. МАИ
Стефанова Галина Павловна — проф., первый проректор Астраханского госуниверситета
Рудой Юрий Григорьевич — проф. РУДН
Чернышев Виктор Викторович — проф., каф. ВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Техническая редакция

Березин Павел Дмитриевич -- руководитель РИИС ФИАН.
Алексеева Татьяна Валерьевна -- инженер РИИС ФИАН.
Алексеева Татьяна Викторовна -- редактор РИИС ФИАН.

Издательский дом МФО, 2013 г.

 

Физическое образование в вузах
Т. 20, N 2, 2014

Содержание
3 Физики о философии
В.И. Попков
14 Исторический аспект преподавания физики в высшей школе: понятие плотности состояний в оптике, квантовой физике и физике твердого тела
С.В. Гапоненко, В.Н. Хильманович
25 О нормировке в курсе общей физики
В.И. Николаев, Т.А. Бушина
31 О системе естественнонаучного образования студентов физических специальностей вузов
Е.Ю. Семенова
37 Биофизические модели в электрографии
В.В. Галанин
46 Кривые Лиссажу и симметрия
Б.С. Рыбин, А.Е. Сергеева
57 Замечания об импульсе и моменте импульса статических полей
В.И. Цой
65 Формирование навыков самостоятельной работы как основы НИР студентов в техническом вузе
Е.Н. Бауло
71 Организация и контроль формирования компетенций студентов при изучении физики
Л.В. Кучеренко
78 Педагогические условия формирования профессиональных компетенций на занятиях по физике в техническом ВУЗе
О.Ф. Лапаник, И.М. Слабженникова, Л.М. Яковенко
88 Уроки наноэлектроники. 6. Начала спинтроники в концепции «снизу – вверх»
Ю.А. Кругляк
109 Эффект Тальбота. I. Дифракция на одномерных решетках
Е.В. Смирнов, Б.Г. Скуйбин, Л.К. Мартинсон
122 Бесконтактное измерение активного и индуктивного сопротивлений соленоида
А.Г. Черных
131 Глоссарий по физике: веление времени
А.В. Самохин, М.Н. Рыжкова
140 Исследовательский эксперимент по волновой оптике в уровневой подготовке преподавателей физики
О.А. Рогожникова, К.Г. Никифоров
149 Индивидуализация образовательных маршрутов студентов при подготовке физиков и педагогов-физиков на уровне бакалавриата
Д.А. Исаев, Г.М. Чулкова
154 Интеграция содержания образования на предметной основе проблематики современных наукоемких технологий при подготовке педагогических кадров по физике
Ю.С. Остроумова
164 Технология физического эксперимента: оптические свойства твердых тел
М.А. Горяев, А.П. Смирнов
169 О факторах, повышающих мотивационную компоненту физического образования в вузах МЧС России
А.Н. Крылов, В.И. Слуев
177 Аннотации

Physics in Higher Education
V. 20, N 2, 2014
The contents
3 Physicists about Philosophy
V.I. Popkov
14 The Historical Aspect of Teaching Physics in Higher School: the Concept of Density of States in Optics, Quantum Physics and Solid-State Physics
S.V. Gaponenko, V.N. Khilmanovich
25 On Normalization Procedure in General Physics Course
V.I. Nikolaev, T.A. Bushina
31 On the System of Science Education Students Physical Specialties
E.U. Semenova
37 Physical Fundamentals of Electrography
V.V. Galanin
46 Lissajous Сurves and Symmetry
B.S. Rybin, A.E. Sergeeva
57 The Remarks on Momentum and Angular Momentum of Static Fields
V.I. Tsoy
65 Forming of Independent Work Skills as Basis of Scientific and Research Work of Students in Technical Higher Educational Institution
E.N. Baulo
71 Organization and Control of the Formation of Competencies of Students in the Study of Physics
L.V. Kucherenko
78 Pedagogical Conditions of the Professional Competences Formation in Studies of Physics at Technical University
O.F. Lapanik, I.M. Slabzhennikova, L.M. Jakovenko
88 Lessons of Nanoelectronics. 6. Basics of Spintronics by «Bottom – Up» Approach
Yu.A. Kruglyak
109 Talbot Effect I. Diffraction on One-Dimensional Gratings
E.V. Smirnov, B.G. Skuybin, L.K. Martinson
122 Non-Contact Measurement of Active and Inductive Reactance of the Solenoid from the Phase Shift between the External Magnetic Field and the Induced Currents Field
A.G. Chernykh
131 Glossary in Physics: Imperative of the Time
A.V. Samokhin, M.N. Ryzhkova
140 Research Experiment on Wave Optics in Level Training of Physics Teacher
O.A. Rogozhnikova, K.G. Nikiforov
149 Individualization of Students’ Educational Route in Physics Training of Bachelors in the Areas of «Physics» and «Pedagogical Education»
D.A. Isaev, G.M. Chulkova
154 The Integration of the Content of Education on the Subject Basis of the Perspective of Modern High Technologies by the Preparation of Pedagogical Shots on Physics
Yu.S. Ostroumova
164 The Technology of the Physical Experiment: Optical Properties of Solids
М.А. Goryaev, А.P. Smirnov
169 On the Factors Increasing the Motivational Component in Teaching Physics in Higher Educational Establishments of EMERCOM of Russia
А.N. Кrylov, V.I. Sluev
177 Abstracts

УДК 53; 378
Физики о философии
Владимир Иванович Попков
Брянский государственный технический университет
241035 Брянск; Бульвар 50-летия Октября, 7; e-mail: popkov@tu_bryansk.ru

Рассматриваются взгляды выдающихся физиков на философию и влияние философии на развитие физической науки.
Ключевые слова: физика; философия; философские проблемы физики; квантовая механика; теория относительности; материализм; позитивизм.


УДК 378.016:53
Исторический аспект преподавания физики в высшей школе: понятие плотности состояний в оптике, квантовой физике и физике твердого тела
Сергей Васильевич Гапоненко1, Валентина Николаевна Хильманович2
1Институт физики им. Степанова НАН Беларуси г. Минск, Беларусь, 220072, пр. Независимости 68; e-mail: nanoscience@tut.by
2Гродненский государственный медицинский университет г. Гродно, Беларусь; e-mail: valentina-gr@yandex.ru

Рассматривается исторический аспект возникновения и развития понятия плотности состояний. Показывается важность этого понятия в квантовой физике, оптике и физике твердого тела, его универсальный, междисциплинарный характер, роль в современной физике. Подчеркиваются некоторые проблемные аспекты, разрешение которых важно для понимания студентами взаимодействия поля и вещества.
Ключевые слова: оптика, квантовая физика, физика твердого тела, плотность состояний, история развития, интегральная и локальная плотности состояний.

УДК 531.8; 539.1; 537; 535
О нормировке в курсе общей физики
Владимир Иванович Николаев, Татьяна Андреевна Бушина
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, физический факультет; e-mail: bushina@rambler.ru

Обсуждаются примеры применения процедуры нормировки из различных разделов курса общей физики. Показано, что во всех случаях нормировка – это устранение неоднозначности в количественном выражении физической величины.
Ключевые слова: нормировка, курс общей физики, потенциальная энергия, гравитационный потенциал, вероятность, энтропия, температура, электростатический потенциал, векторный потенциал, шкала твердости, музыкальная шкала.

УДК 53:372.8
О системе естественнонаучного образования студентов физических специальностей вузов
Елена Юрьевна Семенова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
191186 Санкт-Петербург, Россия, наб. реки Мойки, д. 48; e-mail: phys@herzen.spb.ru

На основании анализа содержания университетской профессиональной подготовки студентов в области физики и ее преподавания сделан вывод о необходимости построения единой взаимно согласованной системы естественнонаучного образования, органически включенной в систему профессиональной подготовки.
Ключевые слова: естественнонаучная подготовка, фундаментальная подготовка по физике, профессиональная подготовка.

УДК 577.3
Биофизические модели в электрографии
Владимир Валерьевич Галанин
Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ»
443001, Самара, ул. Чапаевская, 227; e-mail: galanin_v@hotmail.com

Обсуждаются вопросы моделирования электрической активности биологических объектов, изучаемые в курсе физики высших учебных заведений.
Ключевые слова: электрическая активность органов и тканей; токовый диполь; электрокардиография.

УДК 378.147.88:004.94
Кривые Лиссажу и симметрия
Борис Семенович Рыбин, Александра Евгеньевна Сергеева
Одесская национальная академия пищевых технологий,
65039 Одесса, Украина, ул. Канатная, 112; e-mail: borisrybin@ukr.net , aeserg@ukr.net

Показано, что все фигуры Лиссажу – симметричные кривые. Рассмотрены виды симметрии, присущие этим кривым. Введено понятие ориентации для фигур Лиссажу. Исследовано влияние начальной фазы на форму и ориентацию фигур Лиссажу. Основные выводы проиллюстрированы соответствующими графиками.
Ключевые слова: фигуры Лиссажу, центральная симметрия, зеркальная симметрия, взаимная симметрия, ориентация кривой.

УДК 537
Замечания об импульсе и моменте импульса статических полей
Валерий Иванович Цой
Саратовский государственный университет,
410012 Саратов, Россия; e-mail: TsoyVI@info.sgu.ru

Рассмотрены примеры передачи импульса статического электромагнитного поля источникам. Анализируется различие в импульсах, передаваемых электрическим зарядам при выключении магнитного поля плоского соленоида и круглого соленоида. Показано, что в некоторых случаях передаваемый зарядам момент импульса поля нельзя выразить с помощью вектора Пойнтинга и необходимо описание с помощью векторного потенциала и зарядов.
Ключевые слова: импульс статического поля, вектор Пойнтинга, векторный потенциал.

УДК 378.14+001
Формирование навыков самостоятельной работы как основы НИР студентов в техническом вузе
Елена Николаевна Бауло
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет 690087 Россия, г. Владивосток, ул. Луговая 52 «Б»; e-mail: bauloelena@mail.ru

Организация и планирование самостоятельной работы студентов позволяет сформировать будущего специалиста путём индивидуальной познавательной деятельности. Формирование навыков самостоятельной работы дает возможность наиболее полно раскрывать способности обучаемого, реализовывать его творческий и
исследовательский потенциал, что позволяет в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская работа, учебно-исследовательская работа студентов.

УДК 53+378.14
Организация и контроль формирования компетенций студентов при изучении физики
Лилия Владимировна Кучеренко
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, 690087, г. Владивосток, ул. Луговая 52 б, е-mail: lvk_07@mail.ru

Обсуждаются результаты оценки степени сформированности компетенций студентов направления 111500.62 «Промышленное рыболовство» при изучении физики с использованием материалов организационного и методического обеспечения.
Ключевые слова: компетентностный подход, балльно-рейтинговая система контроля, фонд оценочных средств.

УДК 530
Педагогические условия формирования профессиональных компетенций на занятиях по физике в техническом ВУЗе
Ольга Федоровна Лапаник, Ирина Михайловна Слабженникова, Людмила Михайловна Яковенко
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, 690087, г. Владивосток, ул. Луговая 52б; e-mail: lapanikof@rambler.ru

Рассматриваются педагогические условия, реализованные в учебном процессе на кафедре физики в Дальневосточном рыбохозяйственном университете. Предлагаются различные формы и методы проведения самостоятельной работы. Показано, что модернизация учебного процесса в соответствии с новыми стандартами образования способствует формированию профессиональных компетенций в процессе обучения в техническом университете.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, самостоятельная работа, уровни сформированности, мотивация обучения.

УДК 537.1
Уроки наноэлектроники. 6. Начала спинтроники в концепции «снизу – вверх»
Юрий Алексеевич Кругляк
Одесский государственный экологический университет, Одесса, Украина; e-mail: quantumnet@yandex.ua

В рамках концепции наноэлектроники «снизу – вверх» рассматриваются ключевые темы спинтроники – спиновый вентиль, граничное сопротивление при несовпадении мод проводимости, спиновые потенциалы и разность нелокальных спин-потенциалов, спиновый момент и его транспорт, обращение намагниченности спиновым током, поляризаторы и анализаторы спинового тока.
Ключевые слова: нанофизика, наноэлектроника, спинтроника, спиновый вентиль, спиновый потенциал, спиновый момент, спиновый транспорт, спиновый ток, намагниченность, топологический диэлектрик, уравнение диффузии, баллистический транспорт.

УДК 535.41(778.38)
Эффект Тальбота. I. Дифракция на одномерных решетках
Евгений Васильевич Смирнов, Борис Георгиевич Скуйбин, Леонид Карлович Мартинсон
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
105005, Москва, 2-я Бауманская, 5; e-mail: seva09@rambler.ru

Дан обзор исследований по дифракции волн различной природы на дифракционных решетках в ближней зоне – дифракции Френеля. Отмечены особенности самоизображения структуры решетки – ковра Тальбота – для случаев пропускающей и отражающей решеток. Дан анализ эффекта Лоу и рассмотрены возможности интерферометра Тальбота–Лоу в исследовании волновых свойств очень крупных молекул. Подчеркнута необходимость изучения дифракции Френеля и ее практических приложений в курсе общей физики технических университетов.
Ключевые слова: дифракционные решетки, явление самоизображения, ковер Тальбота, интерферометр Тальбота–Лоу.

УДК 53.02
Бесконтактное измерение активного и индуктивного сопротивлений соленоида
Анатолий Григорьевич Черных
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева;
660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89; e-mail: agchernyh@mail.ru

Приводится описание лабораторной установки для измерения разности фаз между внешним переменным полем и полем индукционных токов. Показано, что разность фаз можно определить из отношения амплитуд ЭДС, наведенных в индукционном датчике внешним полем и полем индукционных токов. На основе измерений разности фаз проведено бесконтактное измерение индуктивного и активного сопротивлений исследуемого соленоида.
Ключевые слова: разность фаз, индукционные датчики, бесконтактное измерение электропроводности и индуктивности соленоида.

УДК 004.415.535
Глоссарий по физике: веление времени
Анатолий Васильевич Самохин, Мария Николаевна Рыжкова
Муромский институт (филиал) ФГОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»; e-mail: masmash@mail.ru

Проведен анализ современных справочных материалов по физике. Выявлены недостатки глоссариев по физике и сформулированы требования к формированию глоссария. Приведен пример формирования глоссария в соответствии с выдвинутыми требованиями.
Ключевые слова: глоссарий, физика, уровни обучения.

УДК 378.14
Исследовательский эксперимент по волновой оптике в уровневой подготовке преподавателей физики

Олеся Анатольевна Рогожникова1,2, Константин Георгиевич Никифоров1
1 Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского ул. Ст. Разина, 26, 248023, Калуга, Россия; e-mail: mixaol@mail.ru
2 Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко Тирасполь, Молдова; e-mail: kgn@kspu.kaluga.ru

Рассмотрены актуальные аспекты формирования исследовательской компетентности бакалавра-магистра педагогического (физического) образования. Описан разработанный исследовательский эксперимент (лабораторный практикум), базирующийся на современных достижениях физической оптики.
Ключевые слова: преподаватель физики, исследовательская компетентность,
исследовательский эксперимент, волновая оптика.

УДК 378.14.014.13
Индивидуализация образовательных маршрутов студентов при подготовке физиков и педагогов-физиков на уровне бакалавриата

Дмитрий Аркадьевич Исаев, Галина Меркурьевна Чулкова
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»; 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1; e-mail: da.isaev@m.mpgu.edu, chulkova@rplab.ru

Описывается предметная подготовка по физике бакалавров по направлениям «Педагогическое образование» и «Физика», которая осуществляется на факультете физики и информационных технологий МПГУ таким образом, что студенты каждого из направлений имеют возможность выстраивать собственный образовательный маршрут вплоть до изменения направления образования с педагогического на научное или наоборот. Гибкость образовательных маршрутов, определяемая современными нормативными документами, имеет на факультете свою достаточно длительную историю и традиции.
Ключевыеслова: блочный учебный план, многоуровневая модель образования, учебные планы по сдвоенным профилям, курсы по выбору.

УДК 53:372.8, 537.1
Интеграция содержания образования на предметной основе проблематики современных наукоемких технологий при подготовке педагогических кадров по физике

Юлия Сергеевна Остроумова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48; e-mail: sinklit@mail.ru

Обосновывается необходимость и раскрывается сущность интеграции содержания образования при подготовке педагогических кадров по физике. Показаны возможности реализации интеграции содержания образования на предметной основе проблематики современных наукоемких технологий.
Ключевыеслова: интеграция фундаментальной и прикладной составляющих содержания образования, моно- и полидисциплинарная интеграция знаний, интеграция учебной, исследовательской и проектной деятельности, интеграция предметной и методической подготовки.

УДК 535.3
Технология физического эксперимента: оптические свойства твердых тел
Михаил Александрович Горяев, Александр Павлович Смирнов
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48; e-mail: phys-el@mail.ru

Рассмотрена возможность обучения технологии и развития культуры физического эксперимента на примере решения задачи определения показателя преломления порошкообразных твердых тел. Обсуждаются все основные этапы исследования – от постановки эксперимента до окончательной обработки полученных результатов.
Ключевые слова: культура физического эксперимента, показатель преломления, порошкообразные материалы, иммерсионный метод.

УДК 378.8:53
О факторах, повышающих мотивационную компоненту физического образования в вузах МЧС России

Андрей Николаевич Крылов1, Владимир Иванович Слуев2
1 Академия Государственной противопожарной службы МЧС России; e-mail: kran.84@mail.ru
2 Академия Государственной противопожарной службы МЧС России; e-mail: vsluev@yandex.ru

Рассматривается вопрос актуальности изучения курса физики в высших учебных заведениях МЧС России. Предложена концепция повышения качества преподавания курса физики в этих учебных заведениях. Обоснована необходимость дополнительных профессиональных знаний, которыми должен обладать преподаватель физики вуза МЧС России для своей успешной деятельности.
Ключевыеслова: совершенствование преподавания физики, связь со специальными дисциплинами, физика в вузах МЧС России.

 

Abstracts


Physicists about Philosophy
V.I. Popkov
Bryansk State Technical University; e-mail: popkov@tu-bryansk.ru

Views of outstanding physicists at philosophy and influence of philosophy on development of a physical science are considered.
Keywords: physics; philosophy; philosophical problems of physics; the quantum mechanics; the relativity theory; materialism; positivism.

The Historical Aspect of Teaching Physics in Higher School: the Concept of Density of States in Optics, Quantum Physics and Solid-State Physics
S.V. Gaponenko1, V.N. Khilmanovich2
1 B. I. Stepanov Institute of Physics of the National Academy of Sciences of Belarus (head of the Laboratory of Nano-optics, professor, doctor of physics and mathematics, member of the National Academy of Sciences), Minsk, Belarus (220072, Nezavisimosti Ave 68); e-mail: nanoscience@tut.by
2 Grodno State Medical University (Department of medical and biological physics, senior lecturer, candidate of pedagogical sciences), Grodno, Belarus; e-mail: valentina-gr@yandex.ru

In the article is examined the historical aspect of the origin and development of the concept of density of states. The importance is shown of the concept of density of states in quantum physics, solid-state physics and optics, its versatile and multidisciplinary character, its place in the modern physics. The article highlights some problematic aspects, that are important for the understanding by students the interaction of field and matter.
Keywords: optics, quantum physics, solid-state physics, density of states, history of development, integral and local densities of states.

On Normalization Procedure in General Physics Course
V.I. Nikolaev, T.A. Bushina
M.V. Lomonosov Moscow State University, physics department; e-mail: bushina@rambler.ru
Examples of application of the normalization procedure from the different sections of the general physics course are discussed. It is shown that in all cases the normalization is disambiguation of quantitative expression of physical value.
Keywords: normalization, general physics course, potential energy, gravitational potential, probability, entropy, temperature, electrostatic potential, vector potential, hardness
scale, musical scale.

On the System of Science Education Students Physical Specialties

    1. Semenova

Herzen State Pedagogical University of Russia; e-mail: phys@herzen.spb.ru

Discusses the role and content of a broad scientific education in the University training specialists in the field of physics and its teaching.
Keywords: natural scientific training, fundamental preparation in physics, professional training.

Biophysical Electrography Models

    1. Galanin

Samara Medical Institute «REAVIZ»
443001, Samara, Chapaevskaya st., 227; e-mail: galanin_v@hotmail.com

In this work problems of the electrical activity simulation of biological objects, teaching in a course of physics in medical university, are discussed.
Keywords: electrical activity of organs and tissues; current dipole; electrocardiography.

Lissajous Сurves and Symmetry
B.S. Rybin, A.E. Sergeeva
Odessa National Academy of Food Technologies, Kanatnaya str, 112, 65039, Odessa, Ukraine;
e-mail: borisrybin@ukr.net ,aeserg@ukr.net

Lissajous figures was demonstrated to be symmetric curves. Types of symmetry inherent in these curves are considered. The concept of orientation for Lissajous figures is introduced. The effect of initial phase on the shape and orientation of Lissajous figures is investigated. The main results are illustrated with the help of plots.
Keywords: Lissajous figures, central symmetry, mirror symmetry, mutual symmetry, oriented curve.

The Remarks on Momentum and Angular Momentum of Static Fields
V.I. Tsoy
Saratov State University, Astrakhanskaya str. 83, 410012, Saratov, Russia; e-mail: TsoyVI@info.sgu.ru

The examples of transfer of a momentum of a static electromagnetic field to sources are considered. The distinction in pulses transmitted to electrical charges at switching off a magnetic field of the flat solenoid and the round solenoid is analyzed. It is shown that in some cases the transferred angular momentum of a field cannot be expressed with Poynting vector and the description with the vector potential and charges is necessary.
Keywords: static field momentum, Poynting vector, vector potential.

Forming of Independent Work Skills as Basis of Scientific and Research Work of Students in Technical Higher Educational Institution
E.N. Baulo
Far Eastern State Technical Fisheries University, 690087 Russia, Vladivostok, Lugovaya St. 52 b; e-mail: bauloelena@mail.ru
Organization and planning of students’ independent work let to form skills necessary for prospective specialist by means of individual learning activities. Forming of independent work skills reveals learner’s abilities, creative and research potential, that let him or her to be engaged in scientific and research work.
Keywords: students’ independent work, scientific and research work, educational and research work of students.

Organization and Control of the Formation of Competencies of Students in the Study of Physics
L.V. Kucherenko
Far Eastern State Technical Fisheries University, 690087 Russia, Vladivostok, Lugovaya St. 52 е-mail: lvk-07@mail.ru

Author presented the results assessment of degree of formation of competences of students’ direction 111500.62 «Industrial fishing» in the study physics using materials of organizational and methodological support.
Keywords: competence approach, ballroom-rating system, fund of assessment tools.

Pedagogical Conditions of the Professional Competences Formation in Studies of Physics at Technical University
O.F. Lapanik, I.M. Slabzhennikova, L.M. Jakovenko
Far Eastern State Technical Fisheries University
690087, Vladivostok, Lugovaya Str., 52-b; e-mail: lapanikof@rambler.ru

The questions of pedagogical conditions being realized in studies of the department of Physics at the Far Eastern Fishing University are discussed in this article. Different forms and methods of self-preparation work are offered here. It is shown that studies modernization in accordance with the new education standard leads to the professional competences formation in training at Technical University.
Keywords: professional competence, self-preparation work, levels of formation, studies motivation.

Lessons of Nanoelectronics.
6. Basics of Spintronics by «Bottom – Up» Approach
Yu.A. Kruglyak
Odessa State Environmental University, Odessa, Ukraine; e-mail: quantumnet@yandex.ua

Basic topics of spintronics such as spin valve, interface resistance due to mode mismatch, spin potentials, non-local spin voltage, spin moment and its transport, nanomagnet dynamics by spin current, polarizers and analyzers of spin current are discussed in the frame of the
«bottom – up» approach of modern nanoelectronics.
Keywords: nanophysicist, nanoelectronics, spintronika, spin gate, spin potential, spin angular momentum, spin transport, spin current, magnetization, topological dielectric, the equation of diffusion, the ballistic transport.

Talbot Effect I. Diffraction on One-Dimensional Gratings
E.V. Smirnov, B.G. Skuybin, L.K. Martinson
Bauman Moscow State Thechnical Univercity
105005, Moscow,  2th Baumanskaya, 5; e-mail: seva09@rambler.ru

The paper presents the review of research on diffraction of waves of various nature on diffraction gratings in the near zone – Fresnel diffraction. Considered are the peculiarities of self- imaging structure of the grating – carpet Talbot for cases of permeable and reflective gratings. Considered the effect of Low and possibilities of the interferometer Talbot-Low in the study of wave properties of very large molecules. Stressed the necessity of studying the Fresnel diffraction and its practical application in the course of General physics of technical universities.
Keywords: diffraction gratings, self-imaging phenomenon, Talbot carpet, Talbot-Lau interferometer.

Non-Contact Measurement of Active and Inductive Reactance of the Solenoid from the Phase Shift between the External Magnetic Field and the Induced Currents Field
A.G. Chernykh
Krasnoyarsk State Pedagogical University after V.P. Astafiev; 660049, Krasnoyarsk, st. Ada Lebedeva, 89; т. 8-913-182-63-91; e-mail: agchernyh@mail.ru

There is given the description of the laboratory setup for measuring the phase difference between the «external» alternating field and the field of induction currents. It is shown that the phase difference can be determined from the ratio of the EMF induced in an inductive sensor by the external field and the field of induction currents. Based on the phase difference measurements, conducted non-contact measurement of inductive and active resistens of solenoid being investigated.
Keywords: phase difference, induction sensors, non-contact measurement of electrical conductivity and inductance of the solenoid.

Glossary in Physics: Imperative of the Time
A.V. Samokhin, M.N. Ryzhkova
Muromskiy Institute (branch) OF FGOU VPO «Vladimir State University of A.G. and N.G. Stoletovs»; e-mail: masmash@mail.ru

In the article the analysis of contemporary reference materials in physics is carried out. Deficiencies in the glossaries in physics are revealed and requirements for the formation of glossary are formulated. An example of the formation of glossary in accordance with the advanced requirements is given.
Keywords: glossary, physics, instruction levels.

Research Experiment on Wave Optics in Level Training of Physics Teacher
O.A. Rogozhnikova1,2, K.G. Nikiforov1
1 Kaluga State University im. K.E. Tsiolkovskiy; e-mail: kgn@kspu.kaluga.ru
2 Pridnestrovskiy State University im. T.G. Shevchenko; e-mail: mixaol@mail.ru

The actual aspects of formation of scientific competence at physics teacher training are considered. Research experiment based on the modern achievements in physical optics is described.
Keywords: physics teacher, scientific competence, research experiment, wave optics.

Individualization of Students’ Educational Route in Physics Training of Bachelors in the Areas of «Physics» and  «Pedagogical Education»
D.A. Isaev, G.M. Chulkova
Moscow State Pedagogical University; 1/1 M. Pirogovskaya Str., Moscow, 119991, Russian Federation. e-mail:  da.isaev@m.mpgu.edu, chulkova@rplab.ru

This article describes the physics training of Bachelors in two areas: «Pedagogical Education» and «Physics», which is realized at the Faculty of Physics and IT of MPSU in such a way: the students of any area have an opportunity to create their own educational routes up to changing the area of education from pedagogical to scientific or vice versa. The flexibility of educational routes defined by modern normative documents has its own rather a long history and traditions at the Faculty.
Keywords: block curriculum, multi-level model of education, curriculum of doubled profiles, elective courses.

The Integration of the Content of Education on the Subject Basis of the Perspective of Modern High Technologies by the Preparation of Pedagogical Shots on Physics
Yu.S. Ostroumova
The Russian state pedagogical university of A.I. Herzen
191186, St. Petersburg, Moyka River Emb., 48; e-mail: sinklit@mail.ru

The necessity is proved and the essence of the integration of the content of education is revealed by the preparation of students of pedagogical universities on physics. The possibilities of the realization of the integration of the content of the education on the subject basis of the perspective of modern high technologies are shown.
Keywords: the integration of the fundamental and applied components of the content of education, mono- and polydisciplinary integration of knowledge, the integration of educational, research and design activities, the integration of subject and methodical preparation.

The Technology of the Physical Experiment: Optical Properties of Solids
М.А. Goryaev, А.P. Smirnov
The Russian state pedagogical university of A.I. Herzen
191186, St. Petersburg, Moyka River Emb., 48; e-mail: phys-el@mail.ru

The possibility of the technological learning and of the physical experiment culture development is considered in the task of determining the powdery solids refractive index. The main studies, from the experiment setting to the final processing of the obtained results are discussed.
Keywords: culture of physical experiment, refractive index, powdered materials, immersion method.

On the Factors Increasing the Motivational Component in Teaching Physics in Higher Educational Establishments of EMERCOM of Russia
А.N. Кrylov1, V.I. Sluev2
1 Academy of the state fire-prevention service of MChS emergency and disaster relief ministry of Russia; e-mail: kran.84@mail.ru
2 Academy of the state fire-prevention service of MChS emergency and disaster relief ministry of Russia; e-mail: vsluev@yandex.ru

The issue concerning topicality of studying physics in higher educational establishments of EMERCOM of Russia is dealt with. The conception improving the quality of studying physics in such educational establishments is offered. Additional professional knowledge which teachers of physics in higher educational establishments of EMERCOM of Russia must possess for their successful training is pointed out.
Keywords: improvement in teaching physics, connection with special subjects, physics in higher educational establishments of EMERCOM of Russia.