Журнал

Московского

Физического

Общества серия "Б"

"Физическое образование в ВУЗах"

 

Главный редактор

Крохин Олег Николаевич - член-корреспондент Российской лкадемин наук, Московский инженерно-физический институт (технический университет). Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.

Заместители Главного редактора

Грибков Владимир Алексеевич - Московский инженерно-физический институт (технический университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия.

Суханов Александр Дмитриевич - Московский государственный университет, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия.

Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетический институт, Московское физическое общество, Москва, Россия.

Редакционная коллегия

Бруццоне Орасио - Университет Буенос- Айреса, Буенос-Айрес, Аргентина.

Быковский Юрий Алексеевич - Московский инженерно-физический институт, Москва, Россия.

Врублевски Анжей - Варшавский университет, Варшава, Польша.

Гладун Анатолий Деомидович - Московский государственный технологический университет (СТАНКИН), Москва, Россия.

Кренцис Радий Павлович - Уральский государственный технический университет, Екатеринбург, Россия.

Кунце Ганс Иохим - Рурский университет, Бохум, ФРГ.

Ли Синг - Наньянгский технический университет, Сингапур.

Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное объединение "Росучприбор", Москва, Россия.

Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет), Москва, Россия.

Чернышев Виктор Викторович - Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского, Москва, Россия.

Техническая редакция

Калачев Николай Валентинович - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия.

Кулыбин Виктор Михайлович - Издательский Дом МФО, Москва, Россия.

Перегудова Елена Нинелевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия.

© Издательский дом МФО. 1995 г.

 

 

Журнал

Московского

Физического

Общества серия "Б"

"Физическое образование в ВУЗах" T 1, N 2, 1995

 

Содержание

4 Современный физический практикум

В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров

35 Физические явления как основа содержания курса общей физики в высшем техническом учебном заведении

В.М.Янко

41 Физическое образование: прагматизм или развитие мышления?

А.Д. Гладун, О.Н. Голубева, А.Д. Суханов

55 О преодолении разрыва между естественнонаучным и гуманитарным знанием

Е.Д. Никитин, В.В. Чернышев

61 Индивидуализация практических занятий по физике на основе средств вычислительной техники

Н.А. Клещева

71 Синтезированные голографические элементы-киноформы - в курсе общей физики

А.А. Городецкий, А.И. Фишман

85 К работе магнитной силы над движущимися проводниками, несущими ток

Э. Келли, А. Маркес

91 Индуктивность в системах с распределением тока, зависящим от времени

Д. Грондона, Э. Келли, А. Маркес

99 Вовлечение в исследования как элемент процесса обучения. Модель и некоторый опыт.

СингЛи

128 Аннотации

132 Abstracts

 

JOURNAL of the

MOSCOW

PHYSICAL SOCIETY Series "B"

"Physics in Higher Education" V. 1, ?2,1995.

 

4 A modern physics training laboratory

V.V.Svetozarov, Yu.V. Svetozarov

35 Physical phenomena as a base for a course of general physics in higher technical school

V.M. Yanko

41 Physics education: pragmatism or the development of thinking?

A.D. Gladun, O.N. Golubeva, A.D. Sukhanov

55 On overcoming the gap betvreen natural and humanitarian knowledge

E.D. Nikitin. V.V. Chernyshev

61 The individualization of practical studies of physics on the basis of computer techniques

N.A. Kleshcheva

71 Synthesized holographic elements - kinoforms - in a course of general physics

A.A. Gorodetsky, A.I. Fishman

85 On the work of the magnetic force on current carrying moving conductors

H.Kelly, A. Marquez

91 On inductance in systems with a time dependent current distribution

O. Grondona, H. Kelly, A. Marquez

99 Research transfer as an educational process. A model and some experience

S.Lee

128 Аннотации

132 Abstracts

 

 

АННОТАЦИИ

 

СОВРЕМЕННЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров

Научно-технический центр "ВЛАДИС"

Московский Государственный Инженерно-физический институт (технический университет)

Представлено описание комплекса аппаратуры, предназначенной для интенсивного экспериментального изучения физики в системе многоуровневого инженерного образования. Основу практикума составляют модульные учебные комплексы (настольные микролаборатории), реализующие на рабочем месте десятки экспериментов по разделам изучаемых дисциплин. Практикум поставляется учебным заведениям СНГ. и к 1995 г. он уже эксплуатируется более чем в 60 учебных заведениях различных уровней - от школ до университетов.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ КАК ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ В ВЫСШЕМ ТЕХНИЧЕСКОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В.М. Янко

Курганский машиностроительный институт

Предлагается новый подход к преподаванию физики в высшем техническом учебном заведении, который автор успешно использует уже много лет. Главным в этом подходе является то, что содержание курса представляется в виде физических явлений, т.е. объектом изучения становится конкретное физическое явление.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРАГМАТИЗМ ИЛИ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ?

А.Д. Гладун,

Московский Государственный технологический университет- "Станкин"

О.Я. Голубева, А.Д. Суханов

Российский научный центр физического образования (МГУ, РУДН )

Показано, что на пороге третьего тысячелетия в условиях лавинного роста информации и быстрых изменений социально-экономической обстановки неизбежны коренные изменения приоритетов и акцентов в системе знания и образования. Фундаментальность, целостность и личностная направленность - вот основные черты новой парадигмы образования. Проблема состоит в разумном сочетании фундаментальной, общепрофессиональной и специальной компоненты высшего образования.

 

О ПРЕОДОЛЕНИИ РАЗРЫВА МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ И ГУМАНИТАРНЫМ ЗНАНИЕМ

Е.Д. Никитин

Музей природы при МГУ

В.В. Чернышев

Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского

Весьма перспективным является построение учебных естественнонаучных и гуманитарных курсов на принципах теории единства природы и человека - хомонатурологии. Такие установки хомонатурологии как универсализация понятий, закономерностей и информации в целом, несомненно должны быть использованы при решении проблемы системного объединения естественнонаучного и гуманитарного знания.

 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Н.А. Клещева

Дальневосточный Государственный технический университет

В статье рассматриваются вопросы организации индивидуализированного на базе ЭВМ обучения на практических занятиях по физике. Предлагается схема типологизации студентов на занятиях, описываются алгоритмы контроля знаний и решения задач для различных типологических групп студентов, разработаны принципы назначения оптимального педагогического сценария обучения решению задач для каждого студента.

 

СИНТЕЗИРОВАННЫЕ ГОЛОГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ - КИНОФОРМЫ - В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

А.А. Городецкий, А.И. Фишман

Казанский Государственный университет

В данной работе кратко изложен принцип действия киноформных элементов и их приближений - многоуровневых фазовых голограмм. В качестве иллюстраций рассмотрены киноформы осесимметричной и цилиндрической линз, их двух- , трех- и четырехуровневых приближений. С помощью векторных диаграмм дана наглядная интерпретация принципа действия этих элементов.

 

К РАБОТЕ МАГНИТНОЙ СИЛЫ НАД ДВИЖУЩИМИСЯ ПРОВОДНИКАМИ, НЕСУЩИМИ ТОК

Э. Келли, А. Маркес

Институт физики плазмы, Университет Буэнос-Айреса - КОНИСЕТ, Аргентина

Используя простейший пример, обсуждается физическая природа работы магнитной силы над движущимися проводниками, несущими ток.

 

ИНДУКТИВНОСТЬ В СИСТЕМАХ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ТОКА, ЗАВИСЯЩИМ ОТ ВРЕМЕНИ

Д. Грондона, Э. Келли. А. Маркес

Институт физики плазмы, Университет Буэнос-Айреса - КОНИСЕТ, Аргентина

Представлено обобщение определения самоиндуктивности среды, несущей ток, включающей ситуации, в которых возникают распределения тока, зависящие от времени. Также показано, каким образом возможно обычные определения самоиндукции вывести вновь в четких дефинициях. Представлена также простая аналитическая задача диффузии.

 

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. МОДЕЛЬ И НЕКОТОРЫЙ ОПЫТ.

Синг Ли

Нань Янгский Технологический Университет, Национальный институт образования, Сингапур

Предлагается модель вовлечения в научные исследования посредством организации регионального центра, построенного как замкнутая среда для исследований, объединяющая все технические и физические элементы, необходимые дня поддержания уровня научных исследований. Такой центр мог бы использовать свои ресурсы и возможности для передачи технологии исследований по определенным темам в другие группы, имеющие интерес и предложения в интересующих областях. Предложенный метод включает интенсивные, индивидуально подогнанные программы, снабженные необходимым оборудованием и необходимой поддержкой. Обучающие программы объединены в 32 пакета с соответствующим оснащением, включающим требуемое оборудование по плазменному фокусу. Эти программы привели к развитию исследований в области физики плазмы в 16 институтах в II развивающихся странах.

 

ABSTRACTS

 

A MODERN PHYSICS TRAINING LABORATORY

V.V. Svetozarov, Yu.V. Svetozarov

Scientific-Engineering Center "VLADIS", Moscow State Institute of Engineering Physics (Technical Universily)

Description of a physics training laboratory intended for intensive experimental study of general physics in a system of multi-level engineering education is presented. The base of the physics training laboratory consists of module of training complexes (a table-top microlaboratory) realizing at the working place some tens of experiments related to various divisions of the disciplines under study. This physics training laboratory is supplied to educational institutes of the states of former Soviet Union, and at the present time is exploited in more than 60 educational establishments of different kinds from schools to universities.

 

PHYSICAL PHENOMENA AS A BASE FOR A COURSE OF GENERAL PHYSICS IN HIGHER TECHNICAL SCHOOL

V.M. Yanko

Kurgan Institute of Machinery

A new approach to teaching physics in higher technical institutions of education is presented, which we have used succentfully for many years. The main point in this approach is that the contents of the course are presented in the form of physical phenomena - the object of study becomes a specific physical phenomenon.

 

PHYSICS EDUCATION: PRAGMATISM OR THE DEVELOPMENT OF THINKING?

A.D. Gladun

Moscow State Institute of Technology "STANKIN", Russia

O.N. Golubeva, A.D. Sukhanov

Russian Scientific Center of Physics Education (MSU, RUFP)

It is shown that drastic changes in the priorities and accents in the system of knowledge and education are inevitable on the eve of the third millennium A.D. under conditions of an avalanche increase of information and rapid changes in social-economic conditions. The basic features of the new educational paradigm are fundamentality, integrity, and personal directivity. The problem is a wise combination of fundamental, basic professional education and the specialized components of higher education training.

 

ON OVERCOMING THE GAP BETWEEN NATURAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE

E.D. Nikitin

Museum of Nature, Moscow State University

V.V. Chernyshev N.E. Zhukovsky

Air Force Engineering Academy, Moscow, Russia

The construction of educational, natural, and humanitarian courses on principles of the theory of the unity at nature and person-homonaturalogy - is very promising. Such installations of homonaturology as the universalization of concepts laws and information as a whole, should be doubtless used in the solution of the problem of the systemic joining of natural and humanitarian knowledge.

 

THE INDIVIDUALIZATION OF PRACTICAL STUDIES OF PHYSICS ON THE BASIS OF COMPUTER TECHNIQUES

N.A. Kleshcheva

Far East State Technical University, Vladivostok, Russia

This paper deals with the problems of organization of individualized computer based training in practical classes of physics. It also considered algorithms of both checking the level of knowledges and skills and solution tasks for different typological groups of students.

 

SYNTHESIZED HOLOGRAPHIC ELEMENTS - KINOFORMS - IN A COURSE OF GENERAL PHYSICS

A.A. Gorodetsky, А.1. Fishman

Kazan State University, Tatarstan

The action principle of kinoforms elements and their applications - multilevel phase holograms - is briefly stated. As examples kinoforms of axysimetric and cylindrical lenses, and their two, three and four-levels approximations are considered. With the help of the vector diagrams, a clear interpretation of a principle of action of these elements is given.

 

ON THE WORK OF THE MAGNETIC FORCE ON CURRENT CARRYING MOVING CONDUCTORS

H.Kelly, A. Marquez

Instituto de Fisica del Plasma UBA - CONICET, Buenos Aires, Argentina

By using a simple example, we discuss the physical nature of the magnetic force on current-carrying moving conductors.

 

ON INDUCTANCE IN SYSTEMS WITH A TIME DEPENDENT CURRENT DISTRIBUTION

O. Grondona, H. Kelly, A. Marquez

Instituto de Fisica del Plasma UBA - CONICET Buenos Aires, Argentina

A general used definition for the self-inductance of a current-carrying medium that including situations in which a time-dependent current distribution arises is presented. It is also shown how in the usual definitions, a simple analytical diffusive problem is presented.

 

RESEARCH TRANSFER AS AN EDUCATIONAL PROCESS A MODEL AND SOME EXPERIENCE

S.Lee

Nanyang Technological University, National Institute of Education Singapore

A model for research transfer has been proposed whereby a regional centre is identified that has built up a self-contained environment for research incorporating all the technical and physics elements required for a sustained research effort. Such a centre could use its facilities and resources to transfer its research technology in the specific topic of its expertise to another group having interest and commitment in the subject area offered. The proposed method involves an intensive hands-on, individually tailored training program and follow-up equipment and assistance. The training programs incorporated the transfer of 32 packages of follow-up equipment, including full plasma focus facilities, and resulted in the initiation/strengthening of experimental plasma focus research in 16 institutions in 11 developing countries.