Московского Физического Общества серия "Б" "Физическое образование в ВУЗах"
Крохин Олег Николаевич - член-корреспондент Российской Академии наук, Московский инженерно-физический институт (технический университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.
Грибков Владимир Алексеевич - Московский инженерно-физический институт (технический университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия. Суханов Александр Дмитриевич - Московский государственный университет, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия. Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетичесий институт, Московское физическое общество, Москва, Россия.
Бруццоне Орасио - Университет Буенос- Айреса, Буенос-Айрес, Аргентина. Быковский Юрий Алексеевич - Московский инженерно-физический институт, Москва, Россия. Врублевски Анжей - Варшавский университет, Варшава, Польша. Вэр Кеннет - Агентство ядерной защиты, Александрия, США. Гладун Анатолий Деомидович - Московский государственный технологический университет (СТАНКИН), Москва, Россия. Кренцис Радий Павлович - Уральский государственный технический университет, Екатеринбург, Россия. Кунце Ганс Иохим - Рурский университет, Бохум, ФРГ. Ли Синг - Наньянгский технический университет, Сингапур. Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное объединение "Росучприбор",Москва, Россия. Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет), Москва, Россия. Чернышев Виктор Викторович - Военно-воздушная инженерная академия им.Н.Е. Жуковского, Москва, Россия.
Техническая редакция Калачев Николай Валентинович - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия. Кулыбин Виктор Михайлович - Издательский Дом МФО, Москва, Россия. Перегудова Елена Нинелевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия. @ Издательский дом МФО, 1995 г.
Московского Физического Общества серия "Б" "Физическое образование в ВУЗах" Т. 1, N 1, 1995 Содержание 3 Физика и естествознание: вчера, сегодня, завтра А.Д. Суханов 17 Курс общей физики в техническом университете А.М. Васильев, Б.А. Векленко, А.А. Детлаф, О.А. Евтихиева, В.А. Касьянов 25 Многоуровневый физический практикум и пути его реализации в учебном процессе Г. Г. Спирин 31 Физический практикум - с мелом или с прибором? Ю.С. Песоцкий 39 Лекционные демонстрации по курсу общей физики B.C. Спивак, К.С. Болотина, Ю.И. Селин, А.Т. Комов 47 Компьютерное и видеосопровождение лекций по общей физике Р.П. Крецис, Ф.А. Сидоренко, Д.В. Крото.в 53 Физические проблемы современной минералогии М.И. Новгородова 57 Релятивистское движение в ядрах галактик в курсе общей физики Д. Габузда 65 Стохастичность в истории развития физики 75 Аннотации 78 Abstract
MOSCOW PHYSICAL SOCIETY Series "B" "Physics in Higher Education" V.I, N1,1995. ABSTRACT 3 Physics and nature science: yesterday, today, tomorow A.D. Suchanov 17 General physics in technical university A.M. Vasiliev, B.A. VekJenko, A.A. Detlaf, 0.A. Evtikhieva, V.A. Kasyanov 25 Multelevel physics training and way of its realization in educational process G.G. Spirin YU.S. Pesotsky V.S. Spivac, R.S. Bolotina, Yu.l. Selin, A.T. Komov 47 Computer and video accompaniment for general physics lecturies: new technologies R.P. Krentsis, F.A. Sidorenko, D.V. Krotov 53 Physics problem in modern mineralogy M.I. Novgorodova 57 Relativistic motion in the nuclei of galaxies 47 in general physics course D. Gabuzda 65 Arbitrariness in the development of physics A. Wroblewski 75 Аннотации 78 Abstract
АННОТАЦИИ
ФИЗИКА И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА А.Д. Суханов Российский научный центр физического образования при МГУ В рамках концепции универсального эволюционизма (идея ноосферы В.И. Вернадского) рассматриваются три уровня единства - единство знания и культуры в целом - единство естествознания - единство физики как фундамента. Для достижения указанной цели следует провести глубокий анализ реального содержания и тенденций развития физики как науки, отказаться от стандартных подходов к ее содержанию и структуре.
КУРС ОБЩЕЙ ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ А.М. Васильев, Б.А. Векленко, А.А. Детлаф, О.А. Евтихиева, В.А. Касьянов Московский энергетический институт ( технический университет ) Мировоззренческие аспекты, соотношение фундаментальных и прикладных теоретических представлений обсуждаются при анализе структуры программы и основных особенностей курса общей физики в многопрофильном техническом университете. Вопросы преемственности и модернизации курса и лабораторного практикума, организации учебного процесса, преподавания на иностранных языках рассматриваются как составная часть проблем интеграции университетских систем различных стран, мобильности студентов и конвертаций свидетельств об образовании.
МНОГОУРОВНЕВЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Г.Г. Спирин Московский государственный авиационный институт (технический университет ) Концепция многоуровневого физического практикума, предполагающая дифференцированное обучение студентов в лабораториях кафедр физики, нашла поддержку и одобрение педагогической общественности. Вместе с тем, реализация этой концепции в учебном процессе технического ВУЗа сопряжена с определенными трудностями как методического, так и технического характера. В предлагаемой статье рассматриваются различные аспекты данной проблемы на примере организации многоуровневого практикума на кафедре физики Московского государственного авиационного института (технический университет).
ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ - С МЕЛОМ ИЛИ ПРИБОРОМ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА В РАМКАХ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ 'УЧЕБНАЯ ТЕХНИКА" Ю.С. Песоцкий Российское научно-производственное объединение "Росучприбор " Рассматриваются вопросы создания и производства современного учебного оборудования для комплексного оснащения лабораторий и лекционнодемонстрационных кабинетов кафедр физики университетов и других высших учебных заведений.
ЛЕКЦИОННЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ B.C. Спивак, К.С. Болотин>, Ю.И. Селин, А.Т. Комов Московский энергетический институт ( технический университет ) Приводится описание демонстрационных устройств, демонстрационного оборудования и методического обеспечения, разработанных в рамках программы курса общей физики для технических университетов кафедрой общей физики и ядерного синтеза МЭИ совместно с РНПО "Росучприбор".
КОМПЬЮТЕРНОЕ И ВИДЕОСОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИКЕ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Р.П. Креицис, Ф.А. Сидоренко, Д.В. Кротов Уральский государственный политехнический университет Предлагается новая технология использования современных ТСО (компьютера, видеомагнитофона и видеокамеры) в поточных лекциях по физике. Описываются пакеты компьютерных программ, их дидактическое' наполнение и интерактивные возможности. Излагаются требования к демонстрационному компьютерному эксперименту. Отмечается эффективность объединения компьютерной и видеотехники при создании телефрагменгов по лекционному физическому эксперименту. Подчеркиваются положительные стороны использования новой технологии в обучении студентов.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МИНЕРАЛОГИИ М.И.Новгородова Институт геологии рудных месторождений РАН Современная минералогия использует достижения многих разделов физики для исследования реальной структуры минералов и их свойств. Обсуждается один из аспектов проблемы, связанный с природными адиабатическими процессами, протекающими при кристаллизации и последующих преобразованиях в динамично развивающихся природных системах в полях длительно действующих тектонических напряжений земной коры.
РЕЛЯТИВИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЯДРАХ ГАЛАКТИК В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ. Денис Габузда Физический институт им. П.Н.Лебедева РАН, Университет Калгари ( Канада ) В лекциях по специальной теории относительности обычно мало используются примеры релятивистского движения, имеющие место в природе на больших масштабах. Центральные области активных галактик дают несколько хороших примеров наблюдаемых релятивистских эффектов, обсуждение которых вполне доступно студентам младших курсов.
СТОХАСТИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИКИ Анжей К. Врублевски Институт экспериментальной физики, Варшавский университет, Польша Стохастичность в историческом развитии физики - троякой природы: во-первых, она определяется природными условиями, во-вторых, она имеет социальную и экономическую базу, в-третьих - диктуется свободой воли индивидуумов
ABSTRACT
PHYSICS AND NATURE SCIENCE: YESTERDAY,TODAY,TOMOROW A.D.Suchanov Russian scientific centre ol physical education at Moscow State University Within the framework of the conception of universal evolutionism (the idea noosphere of V.I. Vernadsky) are considered three levels of the unity - in knowledge and cultures as a whole - unity of natural science - unity ofphesics as its base. For achievement of the specified numose it is nesessury to conduct the deep analysis of the state of the art and development tendencies of physics as science, repudiate standart approch to the contens and structure of physics.
GENERAL PHYSICS IN TECHNICAL UNIVERSITIES A.M. Vasffiev, B.A. Veklenko, A.A. Detlaf, O.A. Evtikhieva, V.A. Kasyanov Moscow Power-Engineering Institute ( technical university ) World outlook aspects and the balance of fundameatal and applied theoretical concepts are discussed in terms of analysis of the program structure and basic features of a general physics course in a multi-faceted technical university. Issues of continuity and modernization of courses and of laboratory training, organization of the educational process, and teaching in foreign languages are considered as a part of the problems of integration of the university systems of different countries, the mobility of students, and general acceptance of educational certificates.
MULTELEVEL PHYSICS TRAINING AND WAY OF ITS REALIZATION IN EDUCATIONAL PROCESS G.G. Spirin Moscow State Aviation Institute (technical university) The concept multi-level physics laboratory work, which supposes differentiation of training, for students in laboratories courses in physics, department, has found support and approval among the pedagogical community. At the same time, the realization of this concept in educational process at technical university of higher education entails certain difficulties of both a methodological and a technical nature. In the article, various aspects of this problam as considered, using the organization of multi-level laboratory work in the Physics Department of the Moscow State Aviation Institute ( technical university ) as an example.
ESTABLISHMENT OF EDUCATIONAL EQUIPMENT FOR MODERN PHYSICS LABORATORIES IN THE FRAMEWORK OF THE INTER - UNIVERSITY TECHNOLOGICAL PROGRAM "EDUCATIONAL INGINEERING " Yu. S. Pesotsky Russian research-and-production association "Rosuchpribor" Issues of establishment and manufacture of modern educational equipment for complex set-ups for laboratories and lecture-demonstrations classrooms in physics departments in universities and other institutes of higher education are considered.
ESTABLISHMENT OF A BASE DEMONSTRATION CLASSROOM IN THE GENERAL PHYSICS AND NUCLEAR FUSION DEPARTAMENT OF MPEI V.S. Spivak, K.S. Bolotina, Yu. 1. Selin, A.T. Komov Moscow Power - Engineering Institute ( MPEI ) ( technical university ) Demonstration set-ups and equipment and their methodical maintenance are described in the framework of a program for a general physics course for technical universities developed by the General Physics and Nuclear Fusion Department of MPEI together with the research and manufacturing organization Rosuchpribor.
COMPUTER AND VIDEO ACCOMPANIMENT FOR GENERAL PHYSICS LECTURIES: NEW TECHNOLOGIES R.P. Krentsis, F.A. Sidorenko, D.V. Krotov Ural State Politechnical University A new technology of use of the modern technical supports for teaching ( computer, videorecorder and videocamera ) in physics lectures is proposed. Computer program packages, their didactic filling and interactive capabilities are described. Requirements for demonstrations of computer experiments are stated. The effectiveness of unifying computer and video techniques by making videos about experimental physics lectures is noted. The positive aspects of using aew technologies in training of students are emphasized.
PHYSICS PROBLEM IN MODERN MINERALOGY М.I. Novgorodova Institute of Geology of Ore Deposits, Russian Academy of Science Modern mineralogy uses achievements of many areas of physics in order to study the real structure and properties of minerals. One aspect of the problam of natural adiabatic processes occurring during crystallization and following transformations in dynamically developed natural systems in the fields of longlasting pressure in the Earth's crust is analysed.
RELATIVISTIC MOTION IN THE NUCLEI OF GALAXIES IN GENERAL PHYSICS COURSE D. Gabuzda P.J4. Lebedev Physical Institute, Russian Academy of Sciences, University of Calgary, Canada In lectures about special relativity, usually few examples are presented of large scale relativistic motion occurring in nature. The central regions of active galaxies offer several good examples of observable relativistic effects, discussion of which is quite accessible to students in the early years at university.
ARBITRARINESS IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICS Andrzej K. Wroblewski Institute of Experimental Physics, Warsaw University, Poland Arbitrarineas in the development of physics сан be threefold: firstly dictated by the initial natural conditions; secondary resulting from social and economic matter; thirdly arising from strictii personal choice.
|