Том 19, номер 4, 2013               ISSN 1609 - 3143

Физическое образование в вузах

Издательский Дом Московского Физического общества

Совет журнала

Крохин Олег Николаевич – главный редактор, академик РАН, проф. МИФИ
Гладун Анатолий Деомидович – заместитель главного редактора, проф. МФТИ
Калашников Николай Павлович — заместитель главного редактора, проф., зав. каф. НИЯУ МИФИ
Николаев Владимир Иванович — заместитель главного редактора, проф. МГУ им. М.В. Ломоносова,
Шапочкин Михаил Борисович — заместитель главного редактора, проф., председатель Правления МФО
Колесников Юрий Леонидович — проф., проректор НИУ СПбИТМО
Кудрявцев Николай Николаевич — проф., ректор МФТИ (ГУ)
Стриханов Михаил Николаевич — ректор НИЯУ МИФИ, проф.
Сысоев Николай Николаевич — проф., декан физфака МГУ им. М.В. Ломоносова
Хохлов Дмитрий Ремович — проф., зав. каф. МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН

Редакционная коллегия

Ответственный секретарь
Калачев Николай Валентинович -- старший научный сотрудник отдела ученого секретаря ФИАН, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана и Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат физико-математических наук

Гороховатский Юрий Андреевич — проф., зав. каф. РГПУ им. А.И. Герцена
Завестовская Ирина Николаевна — директор Института магистратуры НИЯУ МИФИ, декан Высшей школы физиков им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ, ведущий научный сотрудник ФИАН
Лебедев Владимир Сергеевич — проф., зав. каф. МФТИ (ГУ)
Лебедев Юрий Анатольевич — проф., зам. Председателя Правления Объединённого физического общества РФ
Морозов Андрей Николаевич — проф., зав. каф. НИУ МГТУ им. Н.Э. Баумана
Песоцкий Юрий Сергеевич — проф., ген. дир. ассоциации «Марпут»
Пурышева Наталия Сергеевна — проф., зав. каф. МПГУ
Салецкий Александр Михайлович — проф., зав. каф. МГУ им. М.В. Ломоносова
Спирин Геннадий Георгиевич — проф., каф. МАИ
Стефанова Галина Павловна — проф., первый проректор Астраханского госуниверситета
Рудой Юрий Григорьевич — проф. РУДН
Чернышев Виктор Викторович — проф., каф. ВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Техническая редакция

Березин Павел Дмитриевич -- руководитель РИИС ФИАН.
Алексеева Татьяна Валерьевна -- инженер РИИС ФИАН.
Алексеева Татьяна Викторовна -- редактор РИИС ФИАН.

Издательский дом МФО, 2013 г.

 

Физическое образование в вузах
Т. 19, N 4, 2013

3 Эволюционно-синергетическая парадигма в физическом образовании
В.А. Алешкевич, П.Н. Белкин
16 Метод проектов как альтернатива реализации всемирной инициативы CDIO
О.М. Алыкова, В.В. Смирнов
27 Обучение курсу физики на английском языке: синергетика двуязычного обучения студентов технического вуза
В.С. Михалкин
35 Сверхпроводимость в курсе общей физики
А.А. Мамалуй, Е.С. Сыркин, А.Я. Дульфан, К.А. Минакова
46 Использование современного физического оборудования в лаборатории атомной физики кафедры общей физики НИЯУ МИФИ
Н.А. Иванова, Н.А. Клячин, Ф.Н. Маркун, А.Ю. Матрончик, Б.Н. Мещерин, К.С. Мозгов, С.В. Облизина, М.В. Пентегова, Е.М. Серебрякова
59 Получение изображения в телескопических системах при наблюдении объектов через турбулентную атмосферу методом линейного восстановления фазового распределения
И.М. Бельдюгин , М.И. Крымский, К.М. Крымский
70 Уроки наноэлектроники. 4. Термоэлектрические явления в концепции «снизу–вверх»
Ю.А. Кругляк
86 Особенности изучения модуля «Физические основы механики» в курсе общей физики (из опыта работы)
А.В. Черных
93 О статистическом смысле средней абсолютной ошибки результатов физических измерений в лабораторном практикуме по физике
Н.С. Бухман, Л.М. Бухман
101 Новые средства для подготовки будущих учителей физики и технологии к обучению электронике на профильном уровне
В.Б. Венславский, Н.В. Калачев, А.В. Пономарёв, А.В. Смирнов, С.А. Смирнов
107 Магистерская программа «Современное естествознание» – концепция, структура, содержание
Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев, Л.В. Королева, Е.Б. Петрова
117 Системно_деятельностный подход к обучению естествознанию в школе
Н.И. Одинцова
126 О деятельности школьной академии естественных наук при Петрозаводском государственном университете
Т.А. Андреева, Л.С. Вагнер
132 К проблеме формирования физико-технической компетентности студентов-физиков педагогических вузов и старших школьников
А.С. Чиганов, В.И. Якушевич
147 Историческая реконструкция науки и ее методов в физическом образовании в медицинских университетах
А.В. Коржуев, Е.Л. Рязанова
155 Аннотации

 

Physics in Higher Education
V. 19, N4, 2013

The contents
3 Electromagnetism and the Surrounding World
V.A. Aleshkevich, P.N. Belkin
16 The Projects Method as an Alternative to the Implementation of the Global Initiative CDIO
O.M. Alykova, V.V. Smirnov
27 Physical Course Instructions in English: Synergetic in Science–Teaching of Technical University Students
V.S. Mikhalkin
35 Superconductivity in the Course of General Physics
A.A. Mamaluy, E.S. Syrkin, A.Ya. Dul’fan, K.A. Minakova
46 The Use of Modern Physical Equipment in the Laboratory of Atomic Physics of the Department of General Physics of the NRNU MEPhI
N.A. Ivanova, N.A. Klyachin, Ph.N. Markun, A.Yu. Matronchik, B.N. Mesherin, K.S. Mozgov, S.V. Oblizina, M.V. Pentegova, E.M. Serebryakova
59 Image Obtaining in Telescopic Systems When Observed Through the Turbulent Atmosphere Using the Method of Linear Restoration of Phase Distribution
I.M. Bel’dygin , M.I. Krymsky, K.M. Krymsky
70 Lessons of Nanoelectronics. 4. Thermoelectric Phenomena by «Bottom – Up» Approach
Yu.A. Kruglyak
86 Features of the Study Module «Physical Basis of Mechanics» in the Course of General Physics (out from of experience of working)
A.V. Chernykh
93 On the Statistically Average Absolute Error in the Results of Physical Measurements in Laboratory Workshop on Physics
N.S. Bukhman, L.M. Bukhman
101 New Tools for the Preparation of Future Teachers of Physics and Technology to Learning Electronics to Specialized Level
V.B. Venslavskij, N.V. Kalachev, A.V. Ponomarev, A.V. Smirnov, S.A. Smirnov
107 The Master Program «The Modern Natural Sciences» – Concept, Structure, Contents
L.N. Zavarykina, M.Yu. Korolev, L.V. Koroleva, E.B. Petrova
117 System-Activity Approach to Learning Science in School
N.I. Odintsova
126 Functioning of the School Academy of Natural Sciences in Petrozavodsk State University
T.A. Andreeva, L.S. Wagner
132 The Problem of the Physical and Technical Competence of Students-physicists, Teachers and Senior School Children
A.S. Chiganov, V.I. Yakushevich
147 Historical Reconstruction of Science and it’s Methods in the Content of Physics Education in Medical Universities
A.V. Korjuev, E.L. Ryazanova
155 Abstracts

 

УДК 008.2; 27; 504.3; 530.18; 575.832
Эволюционно синергетическая парадигма в физическом образовании
Виктор Александрович Алешкевич1, Павел Николаевич Белкин2
1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
e-mail: victoraleshkevich@rambler.ru
2 Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова;
e-mail: belkinp@yandex.ru

Рассматриваются истоки современной научной парадигмы, основные принципы синергетики и условия возникновения хаоса и самоорганизации открытых систем. Приводятся примеры самоорганизации, точек бифуркации и явлений дивергенции в природе и обществе.
Ключевые слова: эволюция, самоорганизация, хаос, бифуркация, дивергенция.

УДК 53:621.382
Метод проектов как альтернатива реализации всемирной инициативы CDIO
Ольга Михайловна Алыкова, Владимир Вячеславович Смирнов
Астраханский государственный университет
414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а; e-mail: vsmirnov@aspu.ru , kof@aspu.ru

В настоящее время все большую популярность в качестве инструмента подготовки инженерных кадров приобретает всемирная инициатива CDIO. Соглашаясь с ее основными идеями, авторы показывают возможность использования хорошо известного метода проектов для формирования у студентов необходимых компетенций. В работе приведены примеры реализации ряда проектов, начиная с идеи, и заканчивая получением свидетельств об интеллектуальной собственности, патентов. Необходимым условием реализации метода проектов является привлечение студентов к научно-техническим исследованиям, начиная с младших курсов.
Ключевые слова: метод проектов, дипломное проектирование, эксперимент, физические явления.

УДК 802–07: 853
Обучение курсу физики на английском языке: синергия двуязычного обучения студентов технического вуза
Владимир Сергеевич Михалкин
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова;
e_mail: rsg07_8185@udm.net

В статье представлены научно-методические аспекты двуязычного обучения курсу общей физики в категориях синергетической концепции образования, как открытой саморазвивающейся системы, в которой эволюционные этапы ее развития прерываются точками бифуркации, после которых происходит ветвление и диверсификация путей эволюции. За бифуркационную точку зарождения этапа двуязычного обучения принят переход от аддитивной совокупности компонентов раздельного обучения предмету (физике) и английскому языку, к совокупности элементов, связанных по неклассической схеме боровской дополнительности «и-и». Ее освоение облегчается феноменом апперцепции, проявляющейся в осознанности восприятия нового от предыдущего индивидуального опыта.
Ключевые слова: английский язык как средство обучения, синергетика, феномен апперцепции; факторы, организация и принципы двуязычного обучения, pro and contra билингвизма в естественнонаучном образовании.

УДК 538.945
Сверхпроводимость в курсе общей физики
Андрей Александрович Мамалуй1, Евгений Соломонович Сыркин2,
Анна Яковлевна Дульфан1, Ксения Александровна Минакова1
1 Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», г. Харьков, ул. Фрунзе,21 (Украина);
e-mail: kseniatrushina@list.ru
2 Физико-технический институт низких температур им. Б.И. Веркина НАН Украины,
г. Харьков, пр. Ленина, 47 (Украина); e-mail: syrkinyes@yahoo.com

Статья посвящена изложению в курсе физике единственного известного сегодня бездиссипативного макроскопического квантового явления – сверхпроводимости. Предлагаемый подход чрезвычайно актуален в реальных условиях недостатка часов, выделяемых учебными планами для изложения этой бурно развивающейся области физики и техники. Материал апробирован при чтении лекций по общей физике и
спецкурсов на физико-техническом факультете НТУ «ХПИ».
Ключевые слова: магнитный поток, плотность сверхпроводящего тока, эффект Джозефсона.

УДК 53.05
Использование современного физического оборудования в лаборатории атомной физики кафедры общей физики НИЯУ МИФИ
Наталья Анатольевна Иванова, Николай Альбертович Клячин, Филипп Николаевич Маркун, Алексей Юрьевич Матрончик, Борис Николаевич Мещерин, Константин Сергеевич Мозгов,
Светлана Васильевна Облизина, Муза Вячеславовна Пентегова, Елена Михайловна Серебрякова
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 115409 Москва, Каширское шоссе, 31 кафедра общей физики; e-mail: uran-o2@yandex.ru , phmcs@rambler.ru , matronchik2004@mail.ru, meshcherin@gmail.com , av11066@akado.ru , oblizina@mail.ru , penteg@yandex.ru, serebr_el@mail.ru

Обсуждаются технические характеристики, достоинства, недостатки и другие особенности нового лабораторного практикума фирмы PHYWE, которые были обнаружены в процессе наладки, тестирования и проведения контрольных измерений на некоторых лабораторных установках этой фирмы, поступивших на кафедру Общей физики НИЯУ МИФИ. Указанные лабораторные работы были предназначены для лаборатории «Атомная физика», в которой занимаются студенты НИЯУ МИФИ в пятом семестре.
Ключевые слова: лаборатория атомной физики, рентгеновские спектры, постоянная Планка.

УДК 004.932
Получение изображения в телескопических системах при наблюдении объектов через турбулентную атмосферу методом линейного восстановления фазового распределения
Игорь Михайлович Бельдюгин, Михаил Ильич Крымский, Кирилл Михайлович Крымский
ОАО НЦЛСК «Астрофизика», Московский физико-технический институт (государственный университет); e-mail: krymskii.km@mipt.ru 

Развит алгоритм оптического наблюдения удаленных объектов через турбулентную атмосферу без традиционного использования для этой цели средств адаптивной оптики. Предложен численный метод обработки наблюдаемых изображений, позволяющий исключить фазовые искажения, внесённые неоднородностью атмосферы. Разработанный алгоритм может быть использован как основа для курсовых и
дипломных проектов, а также для постановки лабораторной работы для студентов старших курсов ВУЗов физических специальностей.
Ключевые слова: телескопические системы, турбулентная атмосфера, удалённый объект, компенсация аберраций, волновой фронт, аппаратная функция, плоскость регистрации интенсивности.

УДК 537.1
Уроки наноэлектроники. 4. Термоэлектрические явления в концепции «снизу–вверх»
Юрий Алексеевич Кругляк
Одесский государственный экологический университет, Одесса, Украина;
e-mail: quantumnet@yandex.ua

В рамках концепции «снизу–вверх» современной наноэлектроники рассматриваются термоэлектрические явления Зеебека, Пельтье, показатели качества и оптимизация термоэлектриков.
Ключевые слова: наноэлектроника, молекулярная электроника, снизу–вверх, электронная проводимость, моды проводимости, проводники n-типа, проводники p-типа, графен.

УДК 372.853
Особенности изучения модуля «Физические основы механики» в курсе общей физики (из опыта работы)
Александра Валерьевна Черных
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
119992, г. Москва, Малая Пироговская, д. 29; e-mail: fu3rh@mail.ru

В этой статье на примере модуля «Физические основы механики» описываются особенности системы организации учебного процесса студентов с использованием модульной технологии.
Ключевые слова: модульная технология обучения, моделирование физических систем, график учебного процесса, индивидуальная консультация.

УДК 372.853+53.088
О статистическом смысле средней абсолютной ошибки результатов физических измерений в лабораторном практикуме по физике
Николай Сергеевич Бухман, Любовь Михайловна Бухман
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
443001, Самара, ул. Молодогвардейская, 194; e-mail: nik3141rambler@rambler.ru

Проанализированы различные способы статистической обработки экспериментальных данных в физическом лабораторном практикуме. Сделан вывод о допустимости использования средней абсолютной погрешности серии измерений. Указаны доверительные вероятности для доверительных интервалов с полушириной в одну, две и три исправленных средних абсолютных погрешности серии измерений.
Ключевые слова: преподавание физики, лабораторный практикум, теория ошибок.

УДК 378.016
Новые средства для подготовки будущих учителей физики и технологии к обучению электронике на профильном уровне
Владимир Борисович Венславский1, Николай Валентинович Калачев3,
Андрей Викторович Пономарёв1, Александр Викторович Смирнов2,
Сергей Александрович Смирнов2
1 Забайкальский государственный университет,
672045, г. Чита, ул. Бабушкина 129; e-mail: venslv@mail.ru
2 Московский педагогический государственный университет,
119435, г. Москва, М. Пироговская, 29; e-mail: smirnovav@rambler.ru
3 Финансовый университет при Правительстве РФ,
125993, г. Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: nkalachev@fa.ru

Авторы предлагают дополнить компетентностные модели подготовки будущих учителей физики и технологии специальными компетенциями, ориентированными на подготовку к обучению электронике в школе на профильном уровне. Формирование специальных компетенций предлагается осуществлять участием студентов в учебном проектировании.
Ключевые слова: компетентностные модели, подготовка учителя физики, обучение электронике, учебное проектирование.

УДК 378.1
Магистерская программа «Современное естествознание» – концепция, структура, содержание
Лариса Николаевна Заварыкина, Максим Юрьевич Королев, Людмила Васильевна Королева, Елена Борисовна Петрова
Московский педагогический государственный университет; e-mail: maxkor67@mail.ru , 1960_15@list.ru

В статье представлена концепция, структура и содержание магистерской программы «Современное естествознание». Подробно рассматриваются учебный план магистратуры, образовательные технологии, методика проведения научно-исследовательской работы студентов, научных семинаров, естественнонаучного лабораторного практикума, подготовка научного проекта и магистерской диссертации.
Ключевые слова: педагогическое образование, магистерская программа, современное естествознание, инновационные образовательные технологии, научный семинар, научный проект, естественнонаучный лабораторный практикум.

УДК 373.5
Системно-деятельностный подход к обучению естествознанию в школе
Наталия Игоревна Одинцова
Московский педагогический государственный университет; e-mail: n_odints@pochta.ru

Описаны проблемы, связанные с внедрением в практику школы нового интегрированного предмета – естествознания. Предложены пути их решения на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Высказана идея о том, что курс естествознания должен включать две содержательные линии: «система знаний о природе» и «методы научного познания».
Ключевые слова: современное естествознание, методика обучения естествознанию, интегрированный курс, системно-деятельностный подход, содержательные линии.

УДК 374.31
О деятельности школьной академии естественных наук при Петрозаводском государственном университете
Татьяна Александровна Андреева, Людмила Сауловна Вагнер
Петрозаводский государственный университет
185910 г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33; e-mail: antanya1959@mail.ru; lwagner@psu.karelia.ru

Рассказывается об опыте работы Школьной Академии естественных наук (ШАЕН), созданной при Петрозаводском государственном университете. На примере направления «физика» указываются виды и формы занятий, позволяющие повысить интерес учащихся общеобразовательных школ к изучению естественных наук.
Ключевые слова: модульный подход, многоуровневый метод обучения, профильное обучение.

УДК 373.5
К проблеме формирования физико-технической компетентности студентов-физиков педагогических вузов и старших школьников
Андрей Семенович Чиганов, Валерий Иванович Якушевич
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Институт математики, физики и информатики; e-mail: yakushevich@mail.ru

В статье рассматривается необходимость целенаправленного формирования у студентов-физиков педагогических вузов комплексной системы знаний, репродуктивных умений и творческих способностей, которую мы назвали физико-технической компетентностью учителя. Как это следует из названия, такая компетентность предполагает намеренное усиление теоретической и экспериментальной компоненты по сравнению с дидактической.
Ключевыеслова:компетентность учителя, студенты-физики, репродуктивная способность.

УДК 60
Историческая реконструкция науки и ее методов в физическом образовании в медицинских университетах
Андрей Вячеславович Коржуев, Елена Леонтьевна Рязанова
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
e-mail: akorjuev@mail.ru, scarobey64@mail.ru

В статье обсуждаются некоторые содержательные линии, проецирующие конструирование физического образования в медицинских вузах в ракурс ретроспективной рефлексии, и вытекающие из них исторические примеры историзации обучения физике.
Ключевыеслова:обучение физике в медицинских вузах, ретроспективная рефлексия содержания знания и методов его получения, мембранная теория в биофизике, потенциал покоя и его экспериментальная регистрация.

 

Abstracts

Electromagnetism and the Surrounding World
V.A. Aleshkevich1, P.N. Belkin2
1Moscow State University. M.v. Lomonosov Moscow State University;
e-mail: victoraleshkevich@rambler.ru
2Kostroma State University. N.a. Nekrasov; e-mail: belkinp@yandex.ru

The new concept of the disciplines «Electromagnetism», «Electrodynamics» etc. adjusted
for outstanding scientific achievements and technical developments in the field of electromagnetism is proposed. These achievements have changed not only the environment, but also the mentality and thinking of homo sapiens. This is the main argument in favor of the need for updating programs and educational literature.
Keywords:electromagnetism, concept of the disciplines, scientific achievements, technical developments, programs, educational literature.


The Projects Method as an Alternative to the Implementation of the Global Initiative CDIO
O.M. Alykova, V.V. Smirnov
Astrakhan State University; e-mail: kof@aspu.ru

Nowadays more and more popular as a tool for training engineers acquires global initiative CDIO. While agreeing with the basic ideas, the authors demonstrate the use of a well-known projects method for the formation of students the necessary competencies. The work provides examples a number of projects, beginning with the idea and finishing reception of documents of title. Necessary condition for the implementation projects method is to attract students to scientific and technical research, beginning with the first courses.
Keywords:method of projects, diploma planning, experiment, physical phenomena.


Physical Course Instruction in English: Synergetic in Science–Teaching of Technical University Students
V.S. Mikhalkin
Izhevsk State Technical University; e-mail:  rsg07-8185@udm.net

The article deals with methodical aspects of bilingual training of physics in categories of synergetic model of education, as an open system in which possibilities of qualitative growth are created at the expense of change of interaction of its subsystems. For bifurcation point of the beginning of bilingual training is taken to be transition from additive set of components of separated training to the physics and English language to the set of components, connected on the nonclassical scheme «and-and» in combination with mutual complementary by N. Bohr. Instruction this set of components is facilitated by a phenomenon apperception, which manifests itself in sensibleness of perception from the previous individual experience.
Keywords: English language as Medium for Instruction, synergetics; phenomenon apperception; factors of the organization and principles of bilingual training, pro and contra of
bilingual training in science – teachings.

Superconductivity in the Course of General Physics
A.A. Mamaluy1, E.S. Syrkin2, A.Ya. Dul’fan1, K.A. Minakova1
1 National Technical University «Kharkiv Polytechnic Institute», Kharkov, UL. Frunze, 21 (Ukraine); e-mail: kseniatrushina@list.ru
2Institute of low temperature physics. B.i. verkin, National Academy of Sciences of Ukraine, Kharkov, etc. 47 Lenina (Ukraine); e-mail: syrkinyes@yahoo.com
The article is devoted to consideration of a physics course the only known for today non- dissipative macroscopic quantum phenomenon – superconductivity. The suggested approach is extremely important in real-world conditions, the lack of hours that are released educational plans for the presentation of this developing field of physics and engineering. The material was tested at lecturing in General Physics and special courses on Physics and Engineering of the NTU «KPI».
Keywords:magnetic flux, supercurrent density, Josephson Effect.


The Use of Modern Physical Equipment in the Laboratory of Atomic Physics of the Department of General Physics of the NRNU MEPhI
N.A. Ivanova, N.A. Klyachin, Ph.N. Markun, A.Yu. Matronchik,
B.N. Mesherin, K.S. Mozgov, S.V. Oblizina, .M.V. Pentegova,
E.M. Serebryakova
National Research Nuclear University MEPhI, Moscow; e-mail: uran-o2@yandex.ru, phmcs@rambler.ru, matronchik2004@mail.ru, meshcherin@gmail.com, av11066@akado.ru, oblizina@mail.ru, penteg@yandex.ru, serebr_el@mail.ru
Discusses the technical characteristics, advantages, disadvantages and other features of the new laboratory exercises firm PHYWE, which were discovered in the process of adjustment, testing and inspection on some laboratory facilities of this company, received at the Department of General physics of the NRNU MEPhI. These labs were designed for the laboratory of Atomic physics, in which students of MEPI in the fifth semester.

Keywords: laboratory of atomic physics, x-ray spectra, the Planck constant.

Image Obtaining in Telescopic Systems When Observed Through the Turbulent Atmosphere Using the Method of Linear Restoration of Phase Distribution
I.M. Bendygin , M.I. Krymsky, K.M. Krymsky
NCLSK «Astrophysics», Moscow Institute of physics and technology (State University); e-mail: krymskii.km@mipt.ru
The algorithm of optical supervision of remote objects through the turbulent atmosphere without traditional use for this purpose of means of adaptive optics is developed. The numerical method of processing of the observed images, allowing to exclude the phase distortions brought by heterogeneity of the atmosphere is offered. The developed algorithm can be used as a basis for academic year and degree projects, and also for statement of laboratory work for students of older years of higher education institutions of physical specialties.
Keywords: telescopic systems, turbulent atmosphere, remote object, compensation of aberrations, wave front, hardware function, plane of registration of intensity.


Lessons
of Nanoelectronics. 4. Thermoelectric Phenomena by «bottom – up» Approach
Yu.A. Kruglyak
Odessa State environmental University, Odessa, Ukraine; e-mail: quantumnet@yandex.ua
Thermoelectric phenomena of Seebeck, Peltier, quality indicators and thermoelectric optimization are discussed in the frame of the «bottom – up» approach of modern nanoelectronics. Keywords: nanoelectronics, molecular electronics, bottom-up fashion, electronic conductivity,
conductivity, n-type conductors, p-type conductor, Graphene.


Features of the Study Module «Physical Basis of Mechanics» in the Course of General Physics (out from of experience of working)
A.V. Chernykh
Moscow Pedagogical State University, 119435, Moscow, Russia, M. Pirogovskaya, 29, e-mail: fu3rh@mail.ru
In this paper, on an example of the module «Physical principles of mechanics» describes the features system the organization of educational process of students using modular technology.
Keywords:modular technology training, simulation of physical systems, the time schedule of the educational process, individual consultation.


On the Statistically Average Absolute Error in the Results of Physical Measurements in Laboratory Workshop on Physics
N.S. Bukhman, L.M. Bukhman
Samara State University of architecture and civil engineering
443001, Samara, st. Molodogvardeiskaya, 194; e-mail: nik3141rambler@rambler.ru
The various methods of experimental data processing in the physical laboratory workshop are compared. It is concluded that the admissibility of the use of the arithmetic mean of a series of errors of measurement. Shows the confidence the probability for confidence intervals with half width in one, two and three mean of series arithmetic errors.
Keywords:teaching physics, laboratory workshop, the theory of errors.

New Tools for the Preparation of Future Teachers of Physics and Technology to Learning Electronics to Specialized Level
V.B. Venslavskij1, N.V. Kalachev3, A.V. Ponomarev1, A.V. Smirnov2,
S.A. Smirnov2
1Zabajkal2skij State University; e-mail: venslv@mail.ru
2Moscow Pedagogical State University, 119435, Moscow, Russia, M. Pirogovskaya, 29, e-mail: smirnovav@rambler.ru
3Financial University under the Government of the Russian Federation 125993, Moscow, Leningradskiy Prospekt, 49, e-mail: nkalachev@fa.ru

The authors offer complete competency-based model for the preparation of future teachers of physics and technology of special competence-based training to teaching electronics at school on main level. Special skills are encouraged to involve students in school design.
Keywords:competency-based models, training teachers of physics, teaching electronics, instructional engineering.

The Master Program «The Modern Natural Sciences» – Concept, Structure, Contents
L.N. Zavarykina, M.Yu. Korolev, L.V. Koroleva, E.B. Petrova
Moscow Pedagogical State University (MPSU); e-mail: maxkor67@mail.ru, 1960_15@list.ru

The concept, structure and contents of the master program «The Modern Natural Sciences» is presented in article. Explicitly curriculum of master, educational technologies, technique of carrying out research of students, scientific seminars, natural-science laboratory course, preparation of the scientific project and master thesis are considered.
Keywords:pedagogical education, the master’s program, the modern natural sciences, innovative educational technologies, scientific seminar, scientific project, natural-science laboratory course.

System-Activity Approach to Learning Science in School
N.I. Odintsova
Moscow Pedagogical State University (MPSU); e-mail: n_odints@pochta.ru

The problems related to development of a new integrated school subject - Natural Science are described here. The ways of their solutions based on a system-activity approach to learning are proposed. The idea that the Natural Science course should include two content lines: «a system of knowledge about the nature» and «methods of scientific cognition» is put forward.
Keywords:modern natural science, methods of teaching natural science, integrated course, system-activity approach, content lines.

Functioning of the School Academy of Natural Sciences in Petrozavodsk State University
T.A. Andreeva, L.S. Wagner
Petrozavodsk State University
185910 Petrozavodsk, Pr. Lenina, 33; e-mail: antanya1959@mail.ru ; lwagner@psu.karelia.ru

The experience of work of the School Academy of natural sciences which was established in Petrozavodsk State University is considered. The paper presents the types and forms of studies which will help to increase the interest of high school students to natural sciences. The examples are taken from the physics department of the School Academy.
Keywords:modular approach, multilevel teaching method, specialized education.


The Problem of the Physical and Technical Competence of Students-physicists, Teachers and Senior School Children
A.S. Chiganov, V.I. Yakushevich
V.P. Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University, Institute of Mathematics, Physics and Informatics,
e-mail: chiganov58@mail.ru

The article discusses the need for purposeful formation of students of physics teachers integrated knowledge systems, reproductive abilities and creative abilities, which the authors called the physical and technical competence of the teacher. As the name suggests, this competence implies the intentional increasing theoretical and experimental components compared to the didactic.
Keywords:competence of the teacher, the student-physicists, reproductive ability.

Historical Reconstruction of Science and its Methods in the Content of Physics Education in Medical Universities
Andrey V. Korjuev, Elena L. Ryazanova
Moscow  Medical University by  I.M. Sechenov;  e-mail: akorjuev@mail.ru, scarobey64@mail.ru

«Content lines» in a process of focusing physics in medical high education in the field of retrospective reflection and examples of «historisation» medical physics are discussed in the article.
Keywords:studying physics in medical universities, retrospective reflection of knowledge content, membrane theory in biophysics, resting potential and its experimental detection.