Том 18, номер 1, 2012               ISSN 1609 - 3143

Физическое образование в вузах

Издательский Дом Московского Физического общества

Совет журнала

Крохин Олег Николаевич - главный редактор, академик РАН, научный руководитель Высшей школы физиков НИЯУ МИФИ, проф., доктор физико-математических наук
Гладун Анатолий Деомидович - заместитель главного редактора, проф. МФТИ (ГУ), доктор физико-математических наук Николаев Владимир Иванович -- заместитель главного редактора, проф. МГУ им. М.В. Ломоносова, директор ЦПНПК при МГУ, доктор физико-математических наук
Николаев Владимир Иванович — заместитель главного редактора, проф. МГУ им. М.В. Ломоносова, директор ЦПНПК при МГУ, доктор физико-математических наук.
Суханов Александр Дмитриевич -- заместитель главного редактора, проф. РУДН, директор Центра естественнонаучного образования Минобрнауки РФ при РУДН, доктор физико-математических наук
Шапочкин Михаил Борисович -- заместитель главного редактора, председатель Правления МФО, проф., доктор физико-математических наук
Колесников Юрий Леонидович -- проректор СПбГУ ИТМО, проф., доктор физико-математических наук
Кудрявцев Николай Николаевич -- ректор МФТИ (ГУ), член-корреспондент РАН, проф., доктор физико-математических наук
Стриханов Михаил Николаевич -- ректор НИЯУ МИФИ, проф., доктор физико-математических наук
Трухин Владимир Ильич -- декан физфака МГУ им. М.В. Ломоносова, проф., доктор физико-математических наук

Редакционная коллегия

Ответственный секретарь
Калачев Николай Валентинович -- старший научный сотрудник отдела ученого секретаря ФИАН, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана и Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат физико-математических наук

Гороховатский Юрий Андреевич -- зав. каф. РГПУ им. А.И. Герцена, проф., доктор физико-математических наук
Завестовская Ирина Николаевна -- декан Спецфака МИФИ, доц., кандидат физико-математических наук
Калашников Николай Павлович -- зав. каф. НИЯУ МИФИ, проф., доктор физико-математических наук
Лебедев Владимир Сергеевич -- зав. каф. МФТИ (ГУ), проф., доктор физико-математических наук
Лебедев Юрий Анатольевич -- зам. Председателя Правления Объединённого физического общества РФ, доктор физико-математических наук
Песоцкий Юрий Сергеевич -- ген. директор ООО "Марпут", проф., доктор педагогических наук
Пурышева Наталия Сергеевна -- зав. каф. МПГУ, проф., доктор педагогических наук
Рудой Юрий Григорьевич -- проф. РУДН, доктор физико-математических наук
Салецкий Александр Михайлович -- зав. каф. МГУ им. М.В. Ломоносова, проф., доктор физико-математических наук
Спирин Геннадий Георгиевич -- зав. каф. МАИ (ГТУ), проф., доктор технических наук
Чернышев Виктор Викторович -- зав. каф. ВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, проф., кандидат технических наук

Техническая редакция

Березин Павел Дмитриевич -- руководитель РИИС ФИАН.
Алексеева Татьяна Валерьевна -- инженер РИИС ФИАН.
Алексеева Татьяна Викторовна -- редактор РИИС ФИАН.

 

Издательский дом МФО, 2010 г.

 

Физическое образование в вузах
Т. 18, N 1, 2012
Содержание

Содержание
3 К 80-летию О.Н. Крохина
4 К 80-летию В.В. Чернышева
5 Принцип минимума "действия" в явлениях теплопереноса
Г.Г. Спирин, Д.В. Василевский, Е.А. Симахин
12 Структура и содержание основных понятий дисциплины "Статистическая термодинамика" с позиций достижений современной физики и физического образования
В.М. Гольдман, В.И. Новоселов
22 Модульный подход как средство повышения качества обучения
Н.И. Анисимова, Ю.А. Гороховатский, Е.А. Карулина, И.О. Попова, В.И. Сельдяев
29 Специфика подготовки будущих учителей физики к инновационной деятельности
О.А. Крысанова
44 Комплексный подход к преподаванию курса общей физики при подготовке бакалавров инженерных специальностей
О.Я. Березина, Л.С. Вагнер, Н.Ю. Ершова, Е.Л. Казакова, Е.В. Мошкина, О.В. Сергеева
56 Обучение физическим методам исследования в системе подготовки магистров естественнонаучного образования
Л.Н. Заварыкина, Н.И. Одинцова
62 Формирование у будущих учителей физики готовности к освоению содержания современных наукоемких технологий
Ю.С. Остроумова, В.П. Соломин, С.Д. Ханин
74 К вычислению ёмкости двух проводящих тел
В.А. Саранин
81 К анализу модели тонкой оптической линзы
В.В. Ивченко
87 Формирование профессиональных компетенций на лабораторных работах по физике
И.М. Слабженникова, О.Ф. Лапаник
95 Адаптационный подход в лабораторном практикуме по механике
Ж.Ю. Нестерова, К.С. Нестеров, М.А. Никитин, А.В. Пец, В.В. Федотов
100 Использование пакетов прикладных программ при моделировании физического эксперимента
Г.А. Копылов, П.С. Орлов
109 Новые варианты использования информационных и мультимедийных технологий для реализации непрерывного высшего профессионального образования
А.С. Чирцов, М.В. Абутин, В.П. Марек, С.В. Микушев
126 Совершенствование физического образования на основе SADT-методологии деятельности
Г.Н. Лобова
133 Некоторые аспекты непрерывного физического образования в системе школа-педагогический вуз
А.М. Цатурян
140 Информационно-измерительные системы для проблемно-ориентированных физических практикумов с удаленным доступом
Н.В. Калачев, А.В. Смирнов, С.А. Смирнов
148 Аннотации
153 Реклама

Physics in Higher Education
V. 18, N 1, 2012
The contents

3 Heartily Congratulations to Our Jubilee’s Men (O.N. Krokhin)
4 Heartily Congratulations to Our Jubilee’s Men (V.V. Chernyshev)
5 Principle of a Minimum of Action in the Heat Conductivity Phenomena
G.G. Spirin, D.V. Vasilevskiy, E.A. Simakhin
12 The Structure and Contents of the Basic Notions of the Discipline "Statistical Thermodynamics" in View of the Latest Achievements in Modern Physics and Teaching Physics
V.M. Goldman, V.I. Novoselov
22 Modularism as a Factor of Education Quality Enhancement
N.I. Anisimova, Yu.A. Gorokhovatsky, E.A. Karulina, I.O. Popova, V.I. Seldyaev
29 Specificity of Preparing Future Teachers of Physics to Innovative Activity
O.A. Krysanova
44 Integrated Approach to General Physics Course Training for Bachelor of Engineering
О.Ja. Berezina, L.S. Vagner, N.Ju. Ershova, E.L. Kazakova, E.V. Moshkina, O.V. Sergeeva
56 Teaching Physics Research Methods at Postgraduate Level (Master’s Programs at Natural Sciences Departments)
L.N. Zavarykina, N.I. Odintsova
62 Developing of the Future Physics Teachers Readiness of Mastering the Content of Modern High Technologies
Yu.S. Ostroumova, V.P. Solomin, S.D. Khanin
74 About Calculation of Capacity of Two Conductive Bodies
V.A. Saranin
81 To the Analysis of Model of a Thin Optical Lens
V.V. Ivchenko
87 Formation of Professional Competences at the Laboratory Studies in Physics
I.M. Slabzhennikova, O.F. Lapanik
95 Adaptive Approach in the Laboratory Workshop on the Mechanics
J.Yu. Nesterova, K.S. Nesterov, M.A. Nikitin, A.V. Pets, V.V. Fedorov
100 The Physical Experiment of the Computer Model by Applied Program to Operation System
G.A. Kopylow, P.S. Orlov
109 New Ways of Information and Multimedia Technologies’ Usage for Realization of Continues High Professional Education
A.S. Chirtsov, M.V. Abutin, V.P. Marek, S.V. Mikushev
126 Development of Physical Education Based on SADT Activity Methodology
G.N. Lobova
133 Some Aspects of Life Long Physical Education in the School System-Pedagogical Institute
A.М. Tsaturyan
140 Information-measuring System for Problem-oriented Physics Workshops with Remote Access
N.V. Kalachev, A.V. Smirnov, S.A. Smirnov
148 Abstracts
153 Information

 

Наши юбиляры

Олег Николаевич КРОХИН


14 марта 2012 года исполнилось 80 лет ученому с мировым именем, академику Российской академии наук, главному редактору нашего журнала Олегу Николаевичу Крохину.
Олег Николаевич Крохин получил блестящее образование, окончив в 1955 году Отделение ядерной физики МГУ им. М.В. Ломоносова. За прошедшие годы своими научными исследованиями он внес большой вклад в развитие физики лазеров и взаимодействия излучения с веществом. Им опубликовано более 300 научных работ, в том числе три научные монографии и ряд учебных пособий. Он является руководителем научной школы в области квантовой радиофизики и физики плазмы. Среди его учеников свыше 30 кандидатов и докторов наук.
Академик О.Н. Крохин ведет большую научно(организационную работу как член Бюро Отделения общей физики и астрономии РАН, член экспертного совета ВАК и многих других советов, главный редактор и член редколлегий целого ряда научных журналов. Многогранность личности О.Н. Крохина проявляется в том, что в его жизни научные интересы гармонично сочетаются с неустанной заботой о подготовке новых поколений высокопрофессиональных и широко образованных исследователей и инженеров. В связи с этим особенно хотелось бы отметить вклад Олега Николаевича Крохина в развитие физического образования в нашей стране. Он многие годы преподает в Московском инженерно-физическом институте. При его активном участии был создан и успешно работает специальный факультет физики – в настоящее время – Высшая школа физиков им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ. Олег Николаевич – научный руководитель Высшей школы физиков. В 2000 г. за работу по подготовке высококвалифицированных специалистов О.Н. Крохин награжден премией Президента РФ в области образования. В последние годы О.Н.Крохин внес вклад в развитие и усовершенствование системы высшего и среднего образования по физике. Он возглавлял Секцию физики Экспертной комиссии РАН по анализу и оценки научного содержания государственных образовательных стандартов и учебных материалов для высшей и средней школы, является членом совета по
образованию РАН. О.Н. возглавляет Межрегиональное общественное движение России "Физика и образование". Неоценимый вклад был внесен О.Н. Крохиным в создание и организацию регулярного издания нашего журнала, первого в России и одного из немногих в мире журналов, посвященных проблемам высшего физического образования. За прошедшие годы Олег Николаевич много сделал для роста престижа этого издания. Редакционная политика журнала направлена на то, чтобы публиковать статьи не только по методическим вопросам преподавания физики в системе высшего образования, но и по актуальным научным проблемам.
Редакционная коллегия журнала "Физическое образование в вузах" горячо поздравляет Олега Николаевича с юбилеем. Мы желаем ему дальнейших научных свершений, долгой и благополучной жизни, чтобы его талант ученого-физика, педагога и организатора и впредь проявлялся во всех его начинаниях на благо физики и физического образования.

 

Виктор Викторович ЧЕРНЫШЕВ


15 января члену редколлегии нашего журнала профессору Чернышеву исполнилось 80 лет.
Профессор Чернышев В.В. входит в состав редколлегии практически со дня основания журнала. Жизненный путь Виктора Викторовича связан со службой в Вооруженных Силах России. С 12 лет он учился в Саратовском Суворовском военном училище, затем служил в воинской части, в 1952 году поступил в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. После окончания учебы был оставлен в кадрах академии, и занимался проблемами квантовой электроники. После выхода в отставку в 1988 году и до конца существования академии им Жуковского в 2011 году занимал должность заведующего кафедрой физики. В.В. Чернышев награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР III степени", а так же нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации". Редколлегия журнала "Физическое образование в вузах" сердечно поздравляет Виктора Викторовича с юбилеем и желает ему еще долгих лет плодотворной деятельности, семейного благополучия, здоровья и душевного спокойствия!

 

УДК 612.014.46.21
Принцип минимума "действия" в явлениях теплопереноса
Геннадий Георгиевич Спирин, Дмитрий Валентинович Василевский, Евгений Алексеевич Симахин
Московский авиационный институт, 125933, Москва, Волоколамское ш., д. 4;
e-mail: se29@mail.ru , spirinas@mail.ru

"Действие", являющиеся аналогом энергии электростатического поля, предложено использовать в качестве характеристики стационарного температурного поля.
Ключевые слова: теплопроводность, действие, температурное поле, элементарная ячейка.

УДК 536 (378)
Структура и содержание основных понятий дисциплины "Статистическая термодинамика" с позиций достижений современной физики и физического образования
Владимир Моисеевич Гольдман, Виктор Иванович Новоселов
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева,
e-mail: vnovoselov@tgspa.ru , goldmanvm@yandex.ru

Приведены аргументы в пользу того, что термодинамика должна излагаться на завершающем этапе изучения физики в рамках курса "Статистическая термодинамика". Для предлагаемого курса приведены определения термодинамического состояния, энтропии, макроскопической системы, получена функция распределения Гиббса.
Ключевые слова: статистическая термодинамика, термодинамическое состояние, функция распределения, энтропия.

УДК 378
Модульный подход как средство повышения качества обучения
Надежда Ивановна Анисимова, Юрий Андреевич Гороховатский, Елена Анатольевна Карулина, Ирина Олеговна Попова, Валерий Иванович Сельдяев
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48; e-mail: n_anisim@mail.ru

Обсуждаются возможности повышения качества обучения через внедрение модульного подхода и использование балльно-рейтинговой системы оценивания результата в процессе подготовки учителей физики в педагогических вузах.
Ключевые слова: модульное построение обучения, балльно-рейтинговая система оценивания, компетенции.

УДК 371.31:53
Специфика подготовки будущих учителей физики к инновационной деятельности
Оксана Анатольевна Крысанова
Самарский государственный университет, e-mail: koassu@mail.ru

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущего учителя физики в инновационной деятельности. Представлены структурные компоненты интеллектуально-личностного потенциала будущего учителя физики, актуализирующиеся в инновационной деятельности, характеризующейся риском и разрешением ситуаций неопределенности. Особое внимание уделяется использованию ситуационных методических задач, сконструированных на основе методологии физики, исследовательской деятельности. Решение данного типа задач моделирует инновационную деятельность учителя физики.
Ключевые слова: инновационная деятельность, интеллектуально-личностный потенциал, ситуационная методическая задача.
 
УДК 378.147
Комплексный подход к преподаванию курса общей физики при подготовке бакалавров инженерных специальностей
Ольга Яковлевна Березина, Людмила Сауловна Вагнер, Наталья Юрьевна Ершова, Елена Лионовна Казакова,
Елена Викторовна Мошкина, Ольга Владимировна Сергеева
Петрозаводский государственный университет, e-mail: berezina@petrsu.ru, ekazakova@petrsu.ru , osergeeva@petrsu.ru

Описана организация учебного процесса при обучении физике бакалавров инженерных специальностей, включающая как традиционные, так и новые формы проведения занятий, ставящая целью реализацию компетентностного подхода в высшем образовании. Анализируется опыт применения балльно-рейтинговой системы оценивания успеваемости студентов.
Ключевые слова: компетентностный подход; комплексная организация учебного процесса; компьютерное моделирование; балльно-рейтинговая система оценки успеваемости.

УДК 378.2 + 53.02/082/09
Обучение физическим методам исследования в системе подготовки магистров естественнонаучного образования
Лариса Николаевна Заварыкина, Наталия Игоревна Одинцова
Московский педагогический государственный университет, Кафедра физики для естественных факультетов
119435, г. Москва, Малая Пироговская, д. 1; e-mail: lor30@mail.ru

В статье обсуждается вопрос о преподавании дисциплины "Теоретические основы физических методов исследования в естествознании" в системе подготовки магистров естественнонаучного образования. Концепция рассматриваемого курса базируется на понимании того, что профессиональная подготовка магистров естественнонаучного образования предполагает знание как теоретических, так и экспериментальных основ физических методов исследования в естествознании. В процессе преподавания дисциплины обращается внимание на широкие инновационные возможности физических методов исследования в различных приоритетных областях естествознания.
Ключевые слова: обучение, магистратура, естествознание, концепция, теоретические основы, физические методы исследования.

УДК 372.853
Формирование у будущих учителей физики готовности к освоению содержания современных наукоемких технологий
Юлия Сергеевна Остроумова, Валерий Павлович Соломин, Самуил Давидович Ханин
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
e-mail: sinklit@mail.ru

Обосновывается целесообразность и раскрывается содержание системно-деятельностного подхода к формированию у будущих учителей готовности к освоению содержания современных наукоемких технологий, формулируются положения, которые могут быть положены в основу обновления предметного содержания и организации обучения в рассматриваемом аспекте, предлагаются технологические средства, отвечающие целям подготовки педагогических кадров по физике.
Ключевые слова: современные наукоемкие технологии, практико-ориентированное исследовательское обучение, системно-деятельностный подход, критерии отбора предметного содержания, требования к организации процесса обучения.

УДК 537.211
К вычислению ёмкости двух проводящих тел
Владимир Александрович Саранин
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко,
427621, г. Глазов, ул. Первомайская, 25; e-mail: val_sar@yandex.ru , saranin@ggpi.org

В рамках единого подхода решается задача о нахождении ёмкости двух проводящих тел в двух разных постановках: 1) проводники соединены проволочкой пренебрежимо малой ёмкости и заряжаются от одной из клемм источника напряжения; 2) проводники изолированы друг от друга и заряжены равными по величине противоположными зарядами. Конкретные вычисления проведены для двух шаров. Показано, что в некоторых случаях уже первое приближение метода электрических изображений дает результаты, близкие к математически строгому решению.
Ключевые слова: ёмкость двух проводников, метод электрических изображений, заряженные шары.

УДК 378.147:53
К анализу модели тонкой оптической линзы
Владимир Валериевич Ивченко
Херсонский государственный морской институт; e-mail: reterty@gmail.com

Одной из наиболее известных моделей в курсе геометрической оптики является модель тонкой оптической линзы. В данной работе, путем численных расчетов исследованы особенности этой модели. В частности, показано, что ее границы применимости определяются не только соотношением между толщиной линзы и модулями радиусов кривизны, но и геометрическим типом линзы, а также относительным показателем преломления ее материала.
Ключевые слова: модель тонкой оптической линзы; границы применимости модели.

УДК 530
Формирование профессиональных компетенций на лабораторных работах по физике
Ирина Михайловна Слабженникова, Ольга Федоровна Лапаник
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, 690087, г. Владивосток, ул. Луговая 52б,
e-mail: ims2710@gmail.com

В статье с позиции компетентностного подхода рассматривается организация учебной деятельности студентов Дальрыбвтуза при обучении дисциплинам естественнонаучного цикла. Авторы на примере учебно-исследовательской работы по оптике показали, что предложенный подход способствует развитию творческого отношения к учебе, развитию способностей использовать на практике теоретические знания и планировать физические исследования.
Ключевые слова: компетентностный подход, учебно-исследовательская работа, определение длины волны излучения.

УДК 530.12:531[.18+51]
Адаптационный подход в лабораторном практикуме по механике
Жанна Юрьевна Нестерова, Кирилл Сергеевич Нестеров, Михаил Анатольевич Никитин, Александр Васильевич Пец, Владимир Владимирович Федотов
Российский государственный университет им. И. Канта
236041, г. Калининград, ул. А. Невского, д. 14; e-mail: Zhanna196406@rambler.ru

Рассматриваются возможности создания лабораторных работ по физическому практикуму с использованием простых и дешевых цифровых и периферийных устройств. На примере конкретных лабораторных работ показано, что предлагаемый подход значительно расширяет возможности физического практикума и адаптирует его к современной измерительной технике.
Ключевые слова: физические эксперименты; лабораторные работы по физике; виртуальные приборы.

УДК 378.02; 372.8; 53.08
Использование пакетов прикладных программ при моделировании физического эксперимента
Геннадий Алексеевич Копылов, Павел Сергеевич Орлов
Ярославская государственная сельскохозяйственная академия
150042, г. Ярославль, Тутаевское шоссе, 58; e-mail: ps2009yasam@mail.ru

Рассмотрена возможность создания "электронных" вариантов физического лабораторного практикума с использованием широкодоступных и простых прикладных программ.
Ключевые слова: моделирование, физический эксперимент, прикладные программы.

УДК 53.01;53.07;53.535.007;538.945.91
Новые варианты использования информационных и мультимедийных технологий для реализации непрерывного высшего профессионального образования
Александр Сергеевич Чирцов, Михаил Викторович Абутин, Вероника Петровна Марек, Сергей Владимирович Микушев
Санкт-Петербургский государственный университет, физический факультет; e-mail: Alex_chirtsov@mail.ru

Статья посвящена вопросам использования информационных, мультимедийных и телекоммуникационных технологий для интенсификации профессионального обучения студентов бакалавриата и магистратуры образовательного направления Прикладные математика и физика и обеспечения непрерывности формирования компетенций для самостоятельной научной деятельности. Обсуждаются новые возможности использования технологий стереоскопических визуализаций для сопровождения учебно-научного процесса в физике. Обсуждается пример построения индивидуальной траектории бакалавра, обеспечивающий непрерывный переход от
активных форм освоения учебного материала к самостоятельным научным исследованиям.
Ключевые слова: физика, компьютерное моделирование, мультимедийный сборник, виртуальный конструктор, Java – апплеты, стереоскопические визуализации, фемтосекундный лазер, высокотемпературная сверхпроводимость, гистерезис левитационных сил.

УДК 378.147:53
Совершенствование физического образования на основе SADT-методологии деятельности
Галина Николаевна Лобова
Омский государственный технический университет, пр. Мира, 11, 644050, г.Омск, Россия; e-mail: lobova_galina@mail.ru

Предложен вариант совершенствования физического образования на основе овладения студентами методологией структурного анализа и проектирования (SADT). Методология, как "компас", ведет мышление студента в поиске выхода из противоречивых ситуаций. Доказано повышение эффективности деятельности, выполняемой студентами по SADT-технологии, и развитие их личности.
Ключевые слова: методология, технология, функциональная система, модель, диаграмма.

УДК 37.0; 373
Некоторые аспекты непрерывного физического образования в системе школа-педагогический вуз
Армен Мишаевич Цатурян
Ванадзорский государственный педагогический институт; e-mail: evrika24@rambler.ru

Статья посвящена краткому обзору основных методических и психолого-педагогических моментов, связанных с последовательной реализацией системы непрерывного педагогического образования на этапе средняя школа-педагогический вуз. Особое внимание уделено вопросам, связанным с соотношением категорий знание-понимание и эволюции используемого математического аппарата на указанном этапе.
Ключевые слова: непрерывное образование, обратная связь образовательных программ, иерархия различных моделей, методологические принципы, моделирование.

УДК 378.147:88
Информационно-измерительные системы для проблемно-ориентированных физических практикумов с удаленным доступом
Николай Валентинович Калачев, Александр Викторович Смирнов, Сергей Александрович Смирнов
МПГУ, кафедра теории и методики обучения физике, Москва, М. Пироговская, 29,
E-mail: kalachev@sci.lebedev.ru , smirnovav@rambler.ru , drv.serge@gmail.com

Обсуждаются возможности применения информационно-измерительных систем (ИИС) при проведении проблемно-ориентированных физических практикумов в педагогических и других университетах, как для дневных отделений, так и в условиях открытого образования. Описываются блок-схема ИИС, различные датчики и методы преобразования информации АЦП и ЦАП.
Ключевые слова: информационно-измерительные системы, проблемно-ориентированные практикумы, датчики, дистанционные лабораторные работы.

 

Abstracts
Principle of a Minimum of Action in the Heat Conductivity Phenomena
G.G. Spirin, D.V. Vasilevskiy, E.A. Simakhin
Moscow Aviation Institute, 125933, Moscow, Volokolamsk sh., 4;
e-mail: se29@mail.ru , spirinas@mail.ru

The action, being analog of energy of an electrostatic field, it is offered to use as the characteristic of a stationary temperature field.
Keywords: thermal conductivity, action, temperature field, the elementary cell.

The Structure and Contents of the Basic Notions of the Discipline "Statistical Thermodynamics" in View of the Latest Achievements in Modern Physics and Teaching Physics
V.M. Goldman, V.I. Novoselov
Tobolsk State Social-Pedagogical Academy, e-mail: vnovoselov@tgspa.ru, goldmanvm@yandex.ru

The arguments are given to prove that thermodynamics should be taught at the final stage of studying physics in the course of “Statistical thermodynamics”. For the given course the notions of thermodynamic state, entropy, macroscopic system are suggested; Gibbs distribution function is received.
Keywords: statistical thermodynamics, thermodynamic state, distribution function, entropy.

Modularism as a Factor of Education Quality Enhancement
N.I. Anisimova, Yu.A. Gorokhovatsky, E.A. Karulina, I.O. Popova, V.I. Seldyaev
A.I. Herzen Russian State Pedagogical University; 191186, e-mail: n_anisim@mail.ru

Advantages of modular education and accumulation rating system for physics teachers training in pedagogical University are shown.
Keywords: modular education, rating system, competences.

Specificity of Preparing Future Teachers of Physics to Innovative Activity
O.A. Krysanova
St. Ak. Pavlov, 1, Samara, Russia, 443011, Samara State University,
Department of General and Theoretical Physics; e-mail: koassu@mail.ru

The article is dedicated to the problem of developing professional competence of a future teacher of Physics in innovative activity. It describes structural components of cognitive and personality potential of future teacher of Physics actualized in innovative activity that characterizes with risk and overcoming uncertainty. The author places special emphasis on situational methodical problems application, developed on the base of methodology of Physics, of research activity. The decision of such problems models an innovative activity of teacher of Physics.
Keywords: innovative activity, cognitive and personality potential, situational methodical problem.

Integrated Approach to General Physics Course Training for Bachelor of Engineering
О.Ja. Berezina, L.S. Vagner, N.Ju. Ershova, E.L. Kazakova, E.V. Moshkina, O.V. Sergeeva.
Petrozavodsk State University, 185910, Petrozavodsk, 33 Lenin Street,
E-mail: berezina@petrsu.ru , ekazakova@petrsu.ru , osergeeva@petrsu.ru

Organization of teaching situation in process of physics training for bachelors of Engineering is described in the article. It includes both traditional and new forms of giving classes. The aim of the suggested organization is to put into practice competency building approach in higher education. Experience in application of point rating classification for students academic progress scoring is analyzed.
Keywords: competency building approach; integrated approach to training; computer modeling; point rating classification for students academic progress scoring.

Teaching Physics Research Methods at Postgraduate Level (Master’s Programs at Natural Sciences Departments)
L.N. Zavarykina, N.I. Odintsova
Moscow Pedagogical State University, Subdepartment of physics for natural sciences
departments, Malaya Pirogovskaya 1, Moscow, 119435, e-mail: lor30@mail.ru

Authors address the issue of teaching "Theoretical foundations of physics research methods in natural sciences" course for postgraduate students of natural sciences departments. The concept of this course is based on the idea that professional training of postgraduate students of natural sciences departments should include theoretical and experimental foundations of physics research methods. The course is focused on enormous innovative potentials of physics research methods in different areas of natural sciences.
Keywords: teaching, postgraduate level, natural sciences, concept, theoretical foundations, physics research methods.

Developing of the Future Physics Teachers Readiness of Mastering the Content of Modern High Technologies
Yu.S. Ostroumova, V.P. Solomin, S.D. Khanin
A.I. Herzen Russian State Pedagogical University; e-mail: sinklit@mail.ru

The expediency is proved and the meaning of the system-activating method of training future teachers to be read to master the content of modern high technologies is shown, principles which can be taken as fundamentals of updating of the matter and the training organization are formulated, the technological means answering to the purposes of training physics teachers are offered.
Keywords: the modern high technologies, the practice-focused research training, system-activating method, criterions of selection of the subject content, the requirement to the organization of training process.

About Calculation of Capacity of Two Conductive Bodies
V.A. Saranin
Glazov State Pedagogical Institute, 427621, Glazov, Pervomaiskaya, 25;
e-mail: val_sar@yandex.ru , saranin@ggpi.org

Within the limits of the uniform approach the problem about a finding of capacity of two conductive bodies in two different statements is solved: 1) conductors are connected by a delay vary small capacity and charged from one of plugs of a source of a voltage; 2) conductors are isolated from each other and charged by opposite charges equal on value. Concrete calculations are lead for two spheres. It is shown, that in some cases already the first approach of a method of electric images yields the results close to mathematically accuracy solution.
Keywords: capacity of two conductors, a method of electric images, charging balls.

To the Analysis of Model of a Thin Optical Lens
V.V. Ivchenko
Kherson State Maritime Institute; e-mail: reterty@gmail.com

A model of thin optical lens is one of widespread models in a course a geometrical optics. In this work the features of this model are investigational by numerical calculations. In particular, it is shown that the limits of its applicability are determined not only relationship between thickness of lens and modules of curvature radiuses but also its geometrical type and relative index of refraction.
Keywords: a model of thin optical lens; the limits of applicability of model.

Formation of Professional Competences at the Laboratory Studies in Physics
I.M. Slabzhennikova, O.F. Lapanik
Far_Eastern State Technical Fishery University, 690087, g. Vladivostok, ul. Meadow 52b;
E-mail: ims2710@gmail.com

The organization of students’ educational studies of natural sciences cycle from the point of competent approach in the Far Eastern Fishing University is being analyzed in this article. Taking as an example educational-research work in optics, the authors have proved that presented method is greatly conductive to the development of creative attitude to studies, to possibilities of theory usage in practice and planning of research in physics.
Keywords: competent approach, educational-research work, the determination of eradiation wave length.

Adaptive Approach in the Laboratory Workshop on the Mechanics
J.Yu. Nesterova, K.S. Nesterov, M.A. Nikitin, A.V. Pets, V.V. Fedorov
I. Kant Russian State University, Kaliningrag 236041, st. Nevskiy 14;
E-mail: Zhanna196406@rambler.ru

Consider creating a laboratory for physical workshop, using simple and cheap digital and peripheral devices. For example, specific laboratory work shows that the proposed approach significantly enhances physical workshop and adapts it to modern measurement techniques.
Keywords: physical experiments; laboratory works on physics; the virtual appliances.

The Physical Experiment of the Computer Model by Applied Program to Operation System
G.A. Kopylow, P.S. Orlov
Yaroslavl State Agricultural Science Academy; e-mail: ps2009yasam@mail.ru

The article offers a methodical approach to making the usage applied program to Operation System by realize of the Computer Model the Physical Experiment.
Keywords: model, physical experiment, applied program.

New Ways of Information and Multimedia Technologies’ Usage for Realization of Continues High Professional Education
A.S. Chirtsov, M.V. Abutin, V.P. Marek, S.V. Mikushev
Sankt-Petersburg State University, Physics Department; e-mail: Alex_chirtsov@mail.ru

The usage of informational, multimedia and telecommunication technologies for intensive professional teaching in the educational program "Applied Mathematics and Physics" and continuously formation of student’s research experience are considered. The new applications of modern stereoscopic 3d-visualisatiuon technologies on teaching are also discussed. The example of the personal bachelor’s trajectory providing the continuous student’s transition from learning to research is represented.
Keywords: physics, computer modeling, multimedia digest, virtual constructor, Java – applets, stereoscopic visualization, femtosecond laser systems, high-temperature superconductivity, levitation forcers’ hysteresis.

Development of Physical Education Based on SADT Activity Methodology
G.N. Lobova
Omsk State Technical University, Av. Mira, 11, 644050, Omsk, e-mail: lobova_galina@mail.ru

Variant of physical education perfection based on capturing Structured Analysis and Design Technique (SADT) was given. Methodology, as "compass", conducts thought of student to the search of exit from contradictory situations. We prove the effectiveness of activities carried out by students, using SADT-technology, and development of their personality.
Keywords: methodology, technology, functional system, model, diagram.

Some Aspects of Life long Physical Education in the School System-Pedagogical Institute
A.M. Tsaturyan
Vanadzor State Pedagogical Institute, e-mail: evrika24@rambler.ru

The article is a brief review of basic methodological and psychological-pedagogical issues connected with the impact realization of lifelong pedagogical education on the base of secondary school system-pedagogical institute. Issues relating to aspects of knowledge that is understanding and evaluation of mathematical means on this stage are of great concern.
Keywords: lifelong education, feedback of educational programs, hierarchy of different models, methodological principles, modeling.

Information-measuring System for Problem-oriented Physics Workshops with Remote Access
N.V. Kalachev, A.V. Smirnov, S.A. Smirnov
Moscow Pedagogical State University, M. Pirogovskaya 29, Moscow,
E-mail: kalachev@sci.lebedev.ru , smirnovav@rambler.ru , drv.serge@gmail.com

Discuss about possibilities of using of information-measuring systems during the problem oriented physics workshops in pedagogical and other universities, both for full-time tuition and open education. Describes a block-diagram of information-measuring system, various sensors and methods of data conversion the ADC and DAC.
Keywords: information-measuring systems, problem-oriented physics workshops, sensors, distance lab.