Том 16, номер 1, 2010               ISSN 1609 - 3143

 

 Физическое образование в вузах

 

Издательский Дом  Московского Физического общества

 

Редколлегия журнала "Физическое образование в вузах"

Совет журнала

Крохин Олег Николаевич — главный редактор, академик РАН, проф. НИЯУ МИФИ, зам. директора ФИАН.
Гладун Анатолий Деомидович — заместитель главного редактора, зав. каф. МФТИ (ГУ), проф.
Николаев Владимир Иванович — заместитель главного редактора, проф. МГУ им. М.В. Ломоносова, директор ЦПНПК при МГУ.
Суханов Александр Дмитриевич — заместитель главного редактора, проф. РУДН, генеральный директор Российского научного центра физического образования.
Шапочкин Михаил Борисович — заместитель главного редактора, председатель Правления МФО, проф.
Колесников Юрий Леонидович — проректор СПбГУ ИТМО, проф.
Кудрявцев Николай Николаевич — ректор МФТИ (ГУ), проф.
Трухин Владимир Ильич — декан физфака МГУ им. М.В. Ломоносова, проф.

Редакционная коллегия

Гороховатский Юрий Андреевич — зав. каф. РГПУ им. А.И. Герцена, проф.
Завестовская Ирина Николаевна – зам. декана Спецфака МИФИ, доц.
Калашников Николай Павлович – зав. каф. общей физики НИЯУ МИФИ, проф.
Лебедев Владимир Сергеевич – зав. каф. МФТИ (ГУ), проф.
Лебедев Юрий Анатольевич — зам. Председателя Правления Объединённого физического общества РФ.
Песоцкий Юрий Сергеевич — ген. директор ООО "Марпут", проф.
Пурышева Наталия Сергеевна – зав. каф. МПГУ, проф.
Салецкий Александр Михайлович – зав. каф. МГУ им. М.В. Ломоносова, проф.
Спирин Геннадий Георгиевич — зав. каф. МАИ (ГТУ), проф.
Рудой Юрий Григорьевич — проф. РУДН.
Чернышев Виктор Викторович — зав. каф. ВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, проф.

Ответственный секретарь

Калачев Николай Валентинович — зам. ученого секретаря ФИАН, доцент.

Техническая редакция

Березин Павел Дмитриевич — руководитель РИИС ФИАН.
Черткова Ирина Николаевна — ведущий редактор РИИС ФИАН.

Издательский дом МФО, 2009 г.

 

Физическое образование в вузах

Т. 16, N 1, 2010
Содержание

3 Осцилляции нейтрино
Н.Г. Гончарова, Э.И. Кэбин
13 Некоторые аспекты преподавания курса астрофизики в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете
Р.Х. Бекяшев
17 Формирование основных понятий при изучении темы "Динамика вращательного движения" в курсе общей физики технического вуза
В.А. Елисеев, Н.С. Пашкевич
22 Дидактические аспекты открытой обучающей среды непрерывного физического образования
А.Ф. Ан
33 Связь силы Ампера с силой Лоренца (Сила Лоренца - Эффект Холла - Сила Ампера)
Н.П. Калашников, С.Е. Муравьев
36 Распределения термоэлектронов по энергиям и скоростям
С.В. Фомин, Д.Н. Лукичёв, А.С. Красников
46 Изучение закона изменения напряженности магнитного поля витка с током с помощью нелинейного индукционного датчика
Б.В. Карелин, Н.Р. Кустова
50 Экспериментальное изучение нормальной дисперсии света в лаборатории оптики в курсе общей физики
Д.Н. Лукичёв, С.В. Фомин, А.С. Красников
58 Опытная проверка результатов расчета потенциала электростатического поля, создаваемого полусферическим электродом (лекционная демонстрация)
Р.Х. Бекяшев, Л.А. Игнатьева
69 О разработке варианта использования информационных технологий в преподавании физики в техническом вузе
О.Н. Третьякова
81 Проблема трудоустройства будущих учителей физики
В.И. Данильчук, В.Е. Коробов
88 Принцип Ферма и законы геометрической оптики при углубленном изучении курса физики в средней школе
С.В. Фомин, Д.Н. Лукичёв, А.С. Красников
94 Обучение студентов педвуза основам электроники
В.Б. Венславский
105 Составление вопросов как метод активизации познавательной деятельности студентов
Т.М. Елканова
109 Спецкурс "Экспериментальная физика" в Академической гимназии СПбГУ и развитие   способностей старшеклассников к исследовательской деятельности
С.С. Пивоваров, В.Б. Божевольнов
114 Системный подход к построению интегрированного курса физики медицинского вуза
Н.Е. Дерябина, A.Г. Дерябина, Г.Я. Камашев
121 Аннотации
127 Реклама


 

Physics in Higher Education
V. 16, N 1, 2010
The contents

3 Neutrino Oscillations
N.G. Goncharova, E.J. Kabin
13 Some Aspect of Teaching Astrophysics at the St.-Petersburg State Marine Technical University
R.H. Bekyashev
17 The Formation of Basic Concepts at Studying of the Theme "Dynamics of Rotational Movement" in a Course of General Physics for Technical University
V.A. Eliseev, N.S. Pashkevich
22 The Didactical Aspects of the Open Training Environment of the Continuous Physical Education
A.F. An
33 Relation between the Lorentz and Ampere Forces (The Lorentz Force - the Hall Effect - the Ampere Force)
N.P. Kalashnikov, S.E. Muraviev
36 Experimental Research of Function Distribution for Thermoelectrons by Energies and Velocities
S.V. Fomin, D.N. Lukichev, A.S. Krasnikov
46 The Study of Intensity Changing Law of Magnetic Field Current Coil with Nonlinear Induction Transmitter
B.W. Karelin, N.R. Kustova
50 The Experimental Studying of Normal Dispersion of Light in a Course of General Physics in the Optics Laboratory
D.N. Lukichev, S.V. Fomin, A.S. Krasnikov
58 Experimental Verification of Calculations of Electrostatic Field Potential Produced by Electrodes Differing in Geometry (Lecture Demonstration)
R.H. Bekyashev, L.A. Ignatieva
69 About One Variant Using IT-technology for Teaching Physics in the Technical University
O.N. Tretyakova
81 The Employment Problem of Future Teachers of Physics
V.I. Danilchuk, V.Ye. Korobov
88 Fermat’s Principle and Laws of Ray Optics in Advanced Course of Physics at Secondary School
S.V. Fomin, D.N. Lukichev, A.S. Krasnikov
94 Teaching of Pedagogical University Students to Foundations of Electronics
V.B. Venslavsky
105 Questionnaire to the Phrases, Laws and Phenomena as a Method of Activization of the Students Cognitive Activity
T.M. Elkanova
109 Specialized Course of Studies "Еxperimental Physics" in Academic Gymnasium of St-Petersburg State University and Development of Research Activity of High-school Students
S.S. Pivovarov, V.B. Boghevol’nov
114 System Approach to the Development of the Integrated Academic Course of Physics for Medical High School
N.E. Deryabina, A.G. Deryabina, G.Ya. Kamashev
121 Abstracts
127 Information

 

 

Осцилляции нейтрино
УДК 539.1
Наталья Георгиевна Гончарова, Эдуард Иоханнесович Кэбин
МГУ им. М.В. Ломоносова, Отделение ядерной физики, 119992
E-mail: n.g.goncharova@gmail.com ; ekabin@gmail.com
Последнее десятилетие было временем выдающегося открытия в области физики частиц – экспериментально подтверждена гипотеза нейтринных осцилляций. Изложение физики нейтринных осцилляций стало предметом лекционных курсов на Отделении ядерной физики МГУ им. Ломоносова. Статья посвящена краткому описанию современной ситуации в физике нейтринных осцилляций.

Некоторые аспекты преподавания курса астрофизики в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете
УДК 372.8(378)
Ризван Хусяинович Бекяшев
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ)
190008, СПб, ул. Лоцманская, д. 3
E-mail: a.s.s.88@mail.ru
Обсуждаются проблемы преподавания курса астрофизики в ГМТУ. Обоснована важность преподавания данного курса для студентов специальности "Физика", перечислены меры, способствующие качественному преподаванию курса. Показана роль действующей обсерватории – Главной астрономической обсерватории Российской академии наук (ГАО РАН) – в вопросах популяризации астрономии.

Формирование основных понятий при изучении темы "Динамика вращательного движения" в курсе общей физики технического вуза
УДК 37.01:681.3
Владимир Александрович Елисеев, Наталья Сергеевна Пашкевич
Воронежский государственный технический университет
394026, г. Воронеж, Московский проспект, 14
E-mail: eva@phis.vorstu.ru , pns-vrn@mail.ru
При переходе на двухуровневую систему подготовки специалистов важно сохранить фундаментальную компоненту знаний и сформировать целостное представление о системе понятий при изучении физики. С этих позиций в статье представлено изложение для бакалавров основных законов темы динамики вращательного движения и их использования в других частях курса физики.

Дидактические аспекты открытой обучающей среды непрерывного физического образования
УДК 378:53:004
Александр Федорович Ан
ГОУ ВПО "Владимирский государственный университет"
Муромский институт (филиал),
602264, Муром, ул. Орловская, 23
E-mail: anaf1@yandex.ru
Рассматриваются модель и дидактический потенциал информационно-обучающей среды в системе непрерывного физического образования. Создание такого ресурса позволит осуществить преемственность различных ступеней обучения физике, активизировать творческий потенциал учащихся, индивидуализировать учебно-познавательный процесс.

Связь силы Ампера с силой Лоренца (Сила Лоренца - Эффект Холла - Сила Ампера)
УДК 530.1
Николай Павлович Калашников, Сергей Евгеньевич Муравьев
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
115409 Москва, Каширское ш., д. 31, кафедра общей физики,
кафедра теоретической ядерной физики
kalash@msiu.ru, mura@theor.mephi.ru
Рассматривается механизм передачи силы Лоренца проводнику в целом (силы Ампера) от носителей тока. Разбираются неточности в изложении этого вопроса в современных учебниках физики. Обсуждается связь силы Ампера с силой Лоренца.

Распределения термоэлектронов по энергиям и скоростям
УДК 53 (077)
Сергей Викторович Фомин, Дмитрий Николаевич Лукичёв, Анатолий Сергеевич Красников
Рязанский государственный университет
E-mail: s.fomin@rsu.edu.ru
В статье рассматриваются теоретические основы статистики Ферми–Дирака, с предельным переходом ее в классическую статистику Максвелла. Предлагается методика экспериментального изучения распределения термоэлектронов по энергиям и скоростям. В ходе выполнения работы снимаются вольтамперные характеристики вакуумного триода. Проводя графическое и аналитическое дифференцирование, получают функции распределения.

Изучение закона изменения напряженности магнитного поля витка с током с помощью нелинейного индукционного датчика
УДК 621.3.013:621.317.712
Борис Вадимович Карелин, Наталья Ринатьевна Кустова
Воронежский филиал Российского государственного открытого технического университета путей сообщения
394026, г. Воронеж, ул. Урицкого, 75а
E-mail: nkustova@rambler.ru
Предлагается метод изучения магнитного поля витка с током путем сравнения экспериментально полученной зависимости напряженности вдоль оси витка с соответствующей теоретической зависимостью с использованием индуктивного датчика с ферритовым сердечником. Описывается соответствующая лабораторная установка, приводятся результаты эксперимента.

|Экспериментальное изучение нормальной дисперсии света в лаборатории оптики в курсе общей физики
УДК 53 (077)
Дмитрий Николаевич Лукичёв, Сергей Викторович Фомин Анатолий Сергеевич Красников
Рязанский Государственный Университет имени С.А. Есенина
E-mail: dmitluk@mail.ru
В данной работе рассматривается механизм нормальной дисперсии на основе классической электронной теории света. Представлена методика эксперимента по определению показателя преломления стеклянной призмы. Произведены оценочные расчёты показателя преломления  стекла с точки зрения электронной теории.

Опытная проверка результатов расчета потенциала электростатического поля, создаваемого полусферическим электродом (лекционная демонстрация)
УДК 530 (077.7)
Ризван Хусяинович  Бекяшев, Любовь Анатольевна Игнатьева
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
190008, СПб, ул. Лоцманская, д. 3
E-mail: a.s.s.88@mail.ru
Приведена методика расчетов электростатического потенциала и напряженности поля, создаваемых полусферическим электродом. Проверка правильности расчетов осуществляется с помощью устройства для измерения потенциалов электростатических полей, датчиком которого является коронирующее острие. Приведены описание экспериментальной установки и методика проведения лекционной демонстрации на ее базе.

О разработке варианта использования информационных технологий в преподавании физики в техническом вузе
УДК 53.371
Ольга Николаевна Третьякова
Московский авиационный институт (государственный технический университет)
E-mail: tretiyakova_olga@mail.ru
Статья посвящена разработке одного варианта создания клиент-серверных моделей для использования Интернет в дистанционном обучении физике студентов технического вуза и проблеме применения IT-технологий к решению задач компьютерного 3D-моделирования лабораторного физического практикума.

Проблема трудоустройства будущих учителей физики
УДК 378.37+371.124:53
Валерий Иванович Данильчук, Владимир Егорович Коробов
Волгоградский государственный педагогический университет
E-mail: vek@vspu.ru
На основании анкетирования студентов старших курсов физического факультета в статье показано, что главной проблемой при трудоустройстве выпускников является низкая защищенность учителя. Предложены варианты решения проблемы.

Принцип Ферма и законы геометрической оптики при углубленном изучении курса физики в средней школе
УДК 535.31
Сергей Викторович Фомин, Дмитрий Николаевич Лукичёв, Анатолий Сергеевич Красников
Рязанский государственный университет
E-mail: s.fomin@rsu.edu.ru
Данная статья посвящена изучению принципу Ферма. Этот принцип описывает, что свет проходит путь, который занимает меньше всего времени. Основываясь на принципе Ферма, выводятся два закона геометрической оптики – закон отражения и закон преломления света.

Обучение студентов педвуза основам электроники
УДК 370.179.1
Владимир Борисович Венславский
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н.Г. Чернышевского
672045, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, ФМФ
E-mail: venslav@mail.ru
Понимание основ электроники автор статьи связывает с необходимостью применения математических моделей на основе системных законов Кирхгофа в графической форме.

Составление вопросов как метод активизации познавательной деятельности студентов
УДК 371.3
Тамара Михайловна Елканова
ГОУ ВПО "Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова"
362000, г. Владикавказ, ул. Маркуса, 24
E-mail: tamel@inbox.ru
Предложен и проиллюстрирован конкретными примерами метод, позволяющий  усилить развивающий, креативный характер обучения физике.

Спецкурс "Экспериментальная физика" в Академической гимназии СПбГУ и развитие способностей старшеклассников к исследовательской деятельности
УДК 372.853;373.545
Сергей Сергеевич Пивоваров, Владислав Борисович Божевольнов
Академическая гимназия Санкт-Петербургского государственного университета
E-mail: sergeip@SP5253.spb.edu
Рассмотрены вопросы организации лабораторного физического практикума и исследовательской деятельности старшеклассников на базе спецкурса "Экспериментальная физика" в системе физического образования Академической гимназии СПбГУ. Приведены описание программы и структуры спецкурса, а также организация исследовательских работ старшеклассников на базе спецкурса. Показана возможность использования лабораторной и учебно-методической базы спецкурса в качестве ресурсного центра для старшеклассников области и регионов.

Системный подход к построению интегрированного курса физики медицинского вуза
УДК 372.141.853.851:378.661
Наталья Евгеньевна Дерябина, Алла Григорьевна Дерябина, Геннадий Яковлевич Камашев
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Ижевская государственная медицинская академия, г. Ижевск
E-mail: alpha.pg@mtu-net.ru
Описывается разработанная на основании системного подхода программа интегрированного курса физики медицинского вуза, соединяющая в логической последовательности, физические, биофизические, технические, математические и информационные знания и умения, необходимые как для усвоения данного курса, так и для обучения другим учебным дисциплинам.

 

Neutrino Oscillations
N.G. Goncharova, E.J. Kabin
Lomonosov Moscow State University, Nuclear Physics Dept., 119992
E-mail: n.g.goncharova@gmail.com ; ekabin@gmail.com
The last decade was a time of outstanding discovery in the particle physics: hypothesis of neutrino oscillations was confirmed experimentally. The problems connected with neutrino oscillations detection become the topic of courses on "Particle Physics" at Nuclear Physics Department of Moscow State University. This paper gives a short outline of contemporary state in the physics of neutrino oscillations.
Key words: neutrino masses, neutrino oscillations.

Some Aspect of Teaching Astrophysics at the St.-Petersburg State Marine Technical University
R.H. Bekyashev
St.-Petersburg State Marine Technical University
190008, St.-Petersburg, Lotsmanskaya, 3
E-mail: a.s.s.88@mail.ru
The paper deals with some problems of teaching the course of astrophysics at St.-Petersburg State Marine Technical University. It justifies this course importance to the students whose special field is physics. Considered in the paper are measures contributing to high teaching results. The work highlights the role of the Pulkovo Observatory, RAS, in astrophysics popularization.
Key words: astrophysics teaching, physics and astronomy relationship, observation of objects moving towards the Earth, automated facilities.

The Formation of Basic Concepts at Studying of the Theme "Dynamics of Rotational Movement" in a Course of General Physics for Technical University
V.A. Eliseev, N.S. Pashkevich
Voronezh State Technical University
E-mail: eva@phis.vorstu.ru  , pns-vrn@mail.ru
At transition to system with two levels of preparation of experts it is important to keep fundamental a component of knowledge and to generate full representation about system of concepts of the physicist. From these positions in work the explanation for bachelors of fundamental laws of theme of dynamics of rotational movement and their real uses in other parts of physics is presented.
Key words: the computer program for training; the fundamental education.

The Didactical Aspects of the Open Training Environment of the Continuous Physical Education
A.F. An
Murom Institute (branch) of Vladimir State University
E-mail: anaf1@yandex.ru
The model and didactical potential of the information-training environment in the system of the continuous physical education are considered. The creation of this resource will allow providing continuity of various stages of training in physics, to use creative potential of the students, to individualize educational and cognitional process.
Key words: continuous physical education; model; information-training environment; continuity of learning stages.

Relation between the Lorentz and Ampere Forces
(The Lorentz Force - the Hall Effect - the Ampere Force)
N.P. Kalashnikov, S.E. Muraviev
National Research Nuclear University “Moscow Engineering Physics Institute”
General Physics Department, Theoretical Physics Department
Kashirskoe shosse 31, 115409 Moscow. Russia
E-mail: kalash@mephi.ru, mura@theor.mephi.ru
The connection mechanism of a Lorentz force from carriers of current to the conductor as a whole is considered. The relation of the microscopic Lorentz force with the macroscopic Ampere force is proposed.
Keywords: The Lorentz force; the Hall Effect; the Ampere force.

Experimental Research of Function Distribution for Thermoelectrons by Energies and Velocities
S.V. Fomin, D.N. Lukichev, A.S. Krasnikov
Ryazan State University S. A. Esenin
E-mail: s.fomin@rsu.edu.ru
The paper considers theoretical foundations of Fermi-Dirac‘s statistic with its final transition to the Maxwell‘s one. A method of experimental research of function distribution of thermo electrons is developed. This method is realized through measuring and graphical differentiation of current-voltage characteristic of vacuum triode
Key words: Fermi-Dirac‘s statistic; Maxwell’s statistic, distribution function; model; triode graphical differentiation.

The Study of Intensity Changing Law of Magnetic Field Current Coil with Nonlinear Induction Transmitter
B.W. Karelin, N.R. Kustova
Voronezh Branch of Russian State Open Technical University of Railway Transport
394026, Voronezh, Urizkiy Street, 75a
E-mail: nkustova@rambler.ru
The method for studying the magnetic field coil with a current by comparing the experimentally obtained dependence of tension along the axis of the coil with the corresponding theoretical dependence with the use of an inductive sensor with ferrite core.  Describe the corresponding laboratory setup, the results of the experiment.
Key words: magnetic field; magnetic field intensity; electromagnetic induction; law of Biot-Savart-Laplace; inductive sensor.

The Experimental Studying of Normal Dispersion of Light in a Course of General Physics in the Optics Laboratory
D.N. Lukichev, S.V. Fomin, A.S. Krasnikov
Ryazan State University S. A. Esenin
E-mail: dmitluk@mail.ru
The mechanism of the normal dispersion on the basis of the classical electronic theory of light is considered in the given operation. The experimental technique by of refractive of a glass prism is presented. Estimate calculations of the exponent of refractive of glass from the point of view of the electronic theory are yielded.
Key words: prism, refraction.

Experimental Verification of Calculations of Electrostatic Field Potential Produced by Electrodes Differing in Geometry (Lecture Demonstration)
R.H. Bekyashev, L.A. Ignatieva
St.-Petersburg State Marine Technical University,
St.-Petersburg, 190008, Lotsmanskaya, 3
E-mail: a.s.s.88@mail.ru
The paper presents a procedure of calculating electrostatic potential and intensity produced by a hemispherical electrode and a thin wire ring. Calculations are verified using a device measuring electrostatic field potentials whose sensor is a corona point. Outlined in the paper are an experimental facility and a lecture demonstration based on it.
Key words: lecture demonstration, electrostatic field calculations, potential measurements with a corona – forming electrode, experimental verification of calculations.

About One Variant Using IT-technology for Teaching Physics in the Technical University
O.N. Tretyakova
Moscow Aviation Institute (State Technical University)
E-mail: tretiyakova_olga@mail.ru 
Article is dedicated to the development of one version of creation the client–server models for the use the Internet in the remote education in physics of the students of technical universities  and in the problem of the application of IT- technologies to the solution of the problems of the computer 3d- simulation of laboratory course in practical physics.
Key words: IT- technology, the Internet, remote education in physics, computer 3d- simulation, program set, client-server model, laboratory course in practical physics.

The Employment Problem of Future Teachers of Physics
V.I. Danilchuk, V.Ye. Korobov
Volgograd State Pedagogical University
E-mail: vek@vspu.ru
On the basis of questioning of the undergraduates of Physics faculty it is shown in the article that the main problem at employment of graduates is low social security of the teacher. The variants of the problem solution are advised.
Key words: employment of Physics faculty graduates, social security of the teacher, questioning of students, national project.

Fermat’s Principle and Laws of Ray Optics in Advanced Course of Physics at Secondary School
S.V. Fomin, D.N. Lukichev, A.S. Krasnikov
Ryazan State University S. A. Esenin
E-mail: dmitluk@mail.ru
Limiting translation from ware optics to geometrical is considered in theatrical and the principle the Farm is formulated in the article. On its basis conclusion of laws of relation and refraction are shown. This article is devoted to the study of Fermat’s principle. This principle describes that the light travels the path which takes the least time. Two laws of ray optics - Specular reflection and – Snell’s law are derived from Fermat’s principle.
Key words: Fermat’s principle, refractive index, refraction of light, light reflection, optical wavelength.

Teaching of Pedagogical University Students to Foundations of Electronics
V.B. Venslavsky
N.G. Chernishevsky Transbaikal State Humanitarian-pedagogical University,
672045, g. Chita, ul. Babushkina, 129,
E-mail: venslav@mail.ru
The author connects understanding of Foundations of Electronics with the necessity to use the graphic representation of simulators made on the basis of Kirchhoff’s systemic laws.
Key words: electronics, mathematical modeling, pedagogical projection, linear system, electronic device.

Questionnaire to the Phrases, Laws and Phenomena as a Method of Activization of the Students Cognitive Activity
T.M. Elkanova
State Educational Institution of Higher Professional Education “North-Ossetia State University after K.L. Khetagurov”, 362000, Vladikavkaz, Markus street, 24
E-mail: tamel@inbox.ru
We have suggested and illustrated with examples the method which gives an opportunity to intensify the creative nature of teaching physics.
Key words: cognitive activity; physics; method of teaching.

Specialized Course of Studies "Experimental physics" in Academic Gymnasium of St.-Petersburg State University and Development of Research Activity of High-school Students
S.S. Pivovarov, V.B. Boghevol’nov
Academic Gymnasium of St.-Petersburg State University
E-mail: sergeip@SP5253.spb.edu
The paper dials with the problems of organization physical laboratory practical works and research activity for high-school students in the system of the physical education of Academic Gymnasium of St. Petersburg state university on the basis of special course of studies "Experimental physics". The mission and structure of the course and organization scientific - research activities of high-school students with the help of this course considered in this work. It was shown that it is possible to use the educational and laboratorial basis of the course for the work with high – school students of different regions for developing their educational and research activities.
Key words: educational and research activities; physical laboratory practical works; high – school students.

System Approach to the Development of the Integrated Academic Course of Physics for Medical High School
N.E. Deryabina, A.G. Deryabina, G.Ya. Kamashev
M.V. Lomonosov Moscow State University,
Izhevsk State Medical Academy
E-mail: alpha.pg@mtu-net.ru

The program of the integrated academic course of physics for medical high school developed on the basis of the system approach is discussed here. The program allows uniting logically knowledge and skills in the area of physics, biophysics, engineering sciences, mathematics and computer sciences that are necessary for mastering of physics in medical high school as well as for training other disciplines.
Key words: system approach, integrated academic course, higher education.