Том 15, номер 4, 2009               ISSN 1609 - 3143

 

 Физическое образование в вузах

 

Издательский Дом  Московского Физического общества

 

Редколлегия журнала Физическое образование в вузах.

Совет журнала

Крохин Олег Николаевич — главный редактор, академик РАН, проф. НИЯУ МИФИ, зам. директора ФИАН.
Гладун Анатолий Деомидович — заместитель главного редактора, зав. каф. МФТИ (ГУ), проф.
Николаев Владимир Иванович — заместитель главного редактора, проф. МГУ им. М.В. Ломоносова, директор ЦПНПК при МГУ.
Суханов Александр Дмитриевич — заместитель главного редактора, проф. РУДН, генеральный директор Российского научного центра физического образования.
Шапочкин Михаил Борисович — заместитель главного редактора, председатель Правления МФО, проф.
Колесников Юрий Леонидович — проректор СПбГУ ИТМО, проф.
Кудрявцев Николай Николаевич — ректор МФТИ (ГУ), проф.
Трухин Владимир Ильич — декан физфака МГУ им. М.В. Ломоносова, проф.

Редакционная коллегия

Гороховатский Юрий Андреевич — зав. каф. РГПУ им. А.И. Герцена, проф.
Завестовская Ирина Николаевна – зам. декана Спецфака МИФИ, доц.
Калашников Николай Павлович – зав. каф. общей физики НИЯУ МИФИ, проф.
Лебедев Владимир Сергеевич – зав. каф. МФТИ (ГУ), проф.
Лебедев Юрий Анатольевич — зам. Председателя Правления Объединённого физического общества РФ.
Песоцкий Юрий Сергеевич — ген. директор ООО«Марпут».
Пурышева Наталия Сергеевна – зав. каф. МПГУ, проф.
Салецкий Александр Михайлович – зав. каф. МГУ им. М.В. Ломоносова, проф.
Спирин Геннадий Георгиевич — зав. каф. МАИ (ГТУ), проф.
Рудой Юрий Григорьевич — проф. РУДН.
Чернышев Виктор Викторович — зав. каф. ВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, проф.

Ответственный секретарь

Калачев Николай Валентинович — зам. ученого секретаря ФИАН, доцент.

Техническая редакция

Березин Павел Дмитриевич — руководитель РИИС ФИАН.
Черткова Ирина Николаевна — ведущий редактор РИИС ФИАН.

Издательский дом МФО, 2009 г.

Физическое образование в вузах
Т. 15, N 4, 2009

3 Эвристическая ценность идей статистической кванто-термодинамики для современного курса общей физики
О.Н. Голубева, А.Д. Суханов
13 Принцип наименьшего действия в курсе общей физики
А.А. Човпан
22 Систематизация учебных физических моделей курса физики для нефизических специальностей
В.В. Фоменко
30 Элементы физики низкоразмерных систем в подготовке педагогических кадров
А.Ю. Дашина, М.С. Иванова, В.Г. Соловьев, С.Д. Ханин, М.В. Яников
39 О проблемах отбора содержания задач по физике как средства гуманитаризации физического образования
В.И. Данильчук, Д.В. Коврижных
44 Количественная оценка модели бесконечно глубокой прямоугольной потенциальной ямы
В.В. Ивченко
51 Формулы Ефименко (Oleg D. Jefimenko) и поле излучения диполя Герца
Г.Н. Гайдуков, А.С. Овчинников
57 О поляризации колебаний оптического поля и поляризации пучка света
В.П. Рябухо
66 О существовании конечных незамкнутых силовых линий магнитного поля
А.В. Гусев
76 Формализм Каданова_Бейма при изучении неравновесных явлений в квантовых системах
А.С. Кондратьев, Д.В. Скоропад
82 Комплексные практические работы по методике обучения физике как интегрирующая составляющая методического комплекса, используемого при обучении студентов в педагогическом университете
Б.А. Комаров
93 Эффект Комптона в курсе общей физики
С.В. Фомин, Д.Н. Лукичев, А.С. Красников
102 Влияние задач с рассеянными данными на повышение эффективности обучения физике
С.В. Ганина, Х.Й. Воолайд
109 О естественнонаучном компоненте экономического образования в высшей школе
О.Н. Голубева, Б.Л. Свистунов, А.Д. Суханов
114 Инновационные аспекты применения качественных методов при обучении физике
А.С. Кондратьев, Л.А. Ларченкова, А.В. Ляпцев
127 Аннотации
132 Реклама

Physics in Higher Education
V. 15, N 4, 2009
The contents

3 Heuristic Value of Ideas of Statistical Quantum-Thermo-Dynamics for Present-Day Course of General Physics
O.N. Golubjeva, A.D. Sukhanov
13 Principle of Least Action in Physics for the Technical Universities
A.A. Chovpan
22 Ordering of Ideal Educational Physical Models in the General Physics Course for Non Physical Specialties
V.V. Fomenko
30 Elements of Physics of Low-Dimensional Systems in the Training of Teachers
A.Y. Dashina, M.S. Ivanova, V.G. Solovyev, S.D. Khanin, M.V. Yanikov
39 About the Difficulties of Selection of Physics Problems Contents as the Tool of Humanitarization of Physical Education
V.I. Danilchuk, D.V. Kovrizhnykh
44 Quantitative Estimation of Model Infinitely Deep Rectangular Potential Well
V.V. Ivchenko
51 O.D. Jefimenko‘s Formulae and Radiation Field of Hertz‘s Dipole
G.N. Gaidukov, A.S. Ovchinnikov
57 About Polarization of Optical Field Vibrations and Polarization of Light Beam
V.P. Ryabukho
66 About Existence of Final Not Closed Force Lines of a Magnetic Field
A.V. Gusev
76 Kadanov-Beim’s Formalism at Study of the Non-equilibrium Phenomena in Quantum Systems
A.S. Кondratyev, D.V. Skoropad
82 Integrated Practical Works on Case Study Approach as Integrating Part of Methodological Complex, Using in Teaching the Students in the Pedagogical University
B.A. Komarov
93 Compton Effect Experimental and Theoretical Investigation in the General and Theoretical Physics Course
S.V. Fomin, D.N. Lukichev, A.S. Krasnikov
102 The Effect of Dispersed Data Problems on Physics Teaching Efficiency
S.V. Ganina, H.Y. Voolaid
109 On Natural Science Component of Economic Education in the University
O.N. Golubjeva, B.L. Svistunov, A.D. Sukhanov
114 Innovation Aspects of Qualitative Methods in Physics Teaching
A.S. Kondratyev, L.A. Larchenkova, А.V. Lyapzev
127 Abstracts
132 Information

 

Эвристическая ценность идей статистической кванто-термо-динамики для современного курса общей физики
УДК 536.7
Ольга Наумовна Голубева,  Александр Дмитриевич Суханов
Российский университет дружбы народов, Москва
e-mail:ogol@oldi.ru
Предлагается  подход для преодоления кризисного состояния в преподавании физики, основанный на современных результатах теоретико-физических исследований в области квантово-тепловых явлений. Обосновывается идея междисциплинарного объединения разделов курса общей физики на основе критериев, позволяющих определять место физических теорий в общей системе физического знания.
Ключевые слова: междисциплинарность,  регулярное и стохастическое воздействия, ансамбли Больцмана и Гиббса, кванто-термо-стат,  квантовые и тепловые флуктуации, вакуум, корреляции, (ћ-k)-динамика, структура физики.

Принцип наименьшего действия в курсе общей физики
УДК 53.07.07
Анна Алексеевна Човпан
Национальный технический университет
«Харьковский политехнический институт»
61002, Харьков, ул. Фрунзе, 21
e-mail:chovpan_s@ukr.net
В данной работе предлагается введение дополнительных глав, таких как «Принцип наименьшего действия. Формализм Лагранжа»,  в курс общей физики в технических вузах. Написание данной работы продиктовано в первую очередь необходимостью модификации курса общей физики, который излагается в технических вузах Украины. Предполагается также, что изложение формализма Лагранжа позволит подготовить студентов младших курсов к восприятию специальных дисциплин их будущих инженерных профессий и приобрести навыки для решения сложных инженерных задач. Такая работа была проведена на кафедре общей и экспериментальной физики в НТУ «ХПИ».
Ключевые слова: принцип наименьшего действия, формализм Лагранжа, курс физики в технических вузах.

Систематизация учебных физических моделей курса физики для нефизических специальностей
УДК 53:37.022
Владимир Валентинович Фоменко
Государственная летная академия Украины, г. Кировоград
e-mail:vfom@ukr.net
Рассмотрены вопросы структурирования и систематизации идеальных учебных физических моделей курса общей физики для нефизических специальностей вузов. Предложены варианты систематизации по различным основаниям, приведены соответствующие примеры.
Ключевые слова: курс общей физики, учебные физические модели.

Элементы физики низкоразмерных систем в подготовке педагогических кадров
УДК 372.853
Алёна Юрьевна Дашина1, Марина Семёновна Иванова2, Владимир Гаевич Соловьев2, Самуил Давидович Ханин1,Михаил Владимирович Яников2
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, кафедра физической электроники, 191186  Санкт-Петербург, Россия
e-mail:dashinaa@mail.ru 

2Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова,  кафедра физики, 180760  Псков, Россия
e-mail:solovyev_v55@mail.ru

Показаны возможности и обоснована целесообразность включения элементов физики низкоразмерных систем в содержание общего курса физики при подготовке педагогических кадров. Определены методические подходы к их освоению.
Ключевые слова: физика, физика низкоразмерных систем, физика наноструктур, преподавание физики в вузе, подготовка педагогических кадров, исследовательская деятельность студентов.

О проблемах отбора содержания задач по физике как средства гуманитаризации физического образования
УДК 378.1.147+372.853
Валерий Иванович Данильчук, Денис Викторович Коврижных*
Волгоградский государственный педагогический университет
*Волгоградский государственный медицинский университет
e-mail:president@vspu.ru
В статье показаны некоторые проблемы отбора содержания задач по физике как средства гуманитаризации физического образования. Приведены примеры задач из российских и зарубежных учебников по физике, демонстрирующих различные подходы к представлению условий задач, в том числе профилизирующих задач, которые могут быть применены на нефизических факультетах на примере медвуза.
Ключевые слова: содержание задач по физике, гуманитаризация физического образования.

Количественная оценка модели бесконечно глубокой прямоугольной потенциальной ямы
УДК 372.853
Владимир Валериевич Ивченко
Херсонский государственный морской институт
e-mail:reterty@gmail.com
В работе рассмотрены границы применимости модели бесконечно глубокой потенциальной ямы. Анализ сопровождается количественными оценками, сделанными для гетеропереходов и атомных ядер.
Ключевые слова: бесконечно глубокая потенциальная яма, границы применимости модели.

Формулы Ефименко (Oleg D. Jefimenko) и поле излучения диполя Герца
УДК 537.876.22
Геннадий Николаевич Гайдуков,
Александр Сергеевич Овчинников
Московский институт электронной техники (Технический университет)
124498, Москва, Зеленоград, проезд 4806, д. 5
e-mail:gaid@gf.miee.ru
Представлено решение традиционно трудной для курса общей физики задачи о поле излучения диполя Герца. Решение получено с опорой на малоизвестные замечательные формулы  О.Д. Ефименко. Формулы являются обобщением законов Кулона и Био– Савара–Лапласа на случай нестационарных источников электрического и магнитного полей и справедливы для безграничной, однородной, линейной и изотропной среды.
Ключевые слова: обобщение законов Кулона и Био–Савара–Лапласа; поле излучения диполя Герца.

О поляризации колебаний оптического поля и поляризации пучка света
УДК 535.51; 535-6
Владимир Петрович Рябухо
Саратовский государственный университет
Саратов,Астраханская ул.,  83
Институт проблем точной механики и управления РАН
Саратов, Рабочая ул. 24
e-mail:rvp@sgu.ru
Обсуждаются физические различия в понятиях поляризация колебаний оптического поля и поляризация пучка света. Рассматривается поляризационная структура колебаний оптических полей, образующихся при суперпозиции ортогонально линейно поляризованных плоских и сферических монохроматических волн, рассеянных полей и лазерных пучков, прошедших через многомодовое оптическое волокно. Обсуждаются пространственно-временные аналогии в пространственной структуре поляризации рассеянной монохроматической волны и во временной динамике поляризации колебаний частично-когерентного волнового поля.
Ключевые слова: поляризация света, интерференция поляризованного света, многократное рассеяние, спекл-структура, многомодовое оптическое волокно, хаотическая поляризация, частично-когерентный свет.

О существовании конечных не замкнутых силовых линий магнитного поля
УДК 537.612.2
Анатолий Владимирович Гусев
Объединенный институт ядерных исследований, МО, г. Дубна
e-mail:gusev@jinr.ru
В статье выводятся формулы для расчета магнитного поля и его силовых линий для цилиндрических и кольцевых магнитов. Приводится конкретный пример не замкнутой силовой магнитной линии конечной длины. Показаны  различные семейства таких линий.
Ключевые слова: магнитное поле, силовые линии магнитного поля.

Формализм Каданова-Бейма при изучении неравновесных явлений в квантовых системах
УДК 372.853
Александр Сергеевич Кондратьев, Д.В. Скоропад
РГПУ им. А.И.Герцена
Обсуждается и демонстрируется на двух примерах универсальный характер метода квантовых функций Грина и его эффективность при описании различных неравновесных свойств физических систем. Вариант Каданова-Бейма зависящих от времени гриновских функций используется для описания перехода от обобщенного квантового кинетического уравнения к классическому кинетическому уравнению Больцмана. Обосновывается справедливость кинетических уравнений феноменологической теории Ландау-Силина для нормальных ферми-жидкостей при конечной температуре.
Ключевые слова: квантовые функции Грина, корреляционная энергия, спектральная функция, уравнение Каданова-Бейма, уравнение Больцмана.

Комплексные практические работы по методике обучения физике как интегрирующая составляющая методического комплекса, используемого при обучении студентов в педагогическом университете
УДК 378.016:53
Борис Алексеевич Комаров
Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена
e-mail:ba_komarov@mail.ru
Представлен механизм организации практических работ при обучении студентов, который может быть реализован при двухступенчатом университетском образовании (бакалавриат, магистратура), при подготовке к работе в профильной школе.
Предложен универсальный алгоритм построения комплекса лабораторных работ по физике, который может найти применение при организации учебного процесса в педагогических вузах, на курсах повышения квалификации педагогических работников. Приводятся примеры построения лабораторных работ с использованием универсального алгоритма.
Ключевые слова: обучение, интеграция, системный подход.

Эффект Комптона в курсе общей физики
УДК 53 (077)
Сергей Викторович Фомин, Дмитрий Николаевич Лукичев,
Анатолий Сергеевич Красников
Рязанский государственный университет
e-mail:s.fomin@rsu.cdu.ru
В статье описана лабораторная работа по изучению эффекта Комптона, с использованием прибора-имитатора. В данной лабораторной работе определяется изменение длины волны при комптоновском рассеянии. Полученный результат сравнивается с теоретическим.
Ключевые слова: Эффект Комптона; рассеяние свободными электронами, длина волны; длина волны; модель.

Влияние задач с рассеянными данными на повышение эффективности обучения физике
УДК 372.853
Светлана Владимировна Ганина, Хенн йоханович Воолайд
Тартуский университет
5101, Эстония, г. Тарту, ул. Тяхе, 4-305
e-mail:svetlana.ganina@khk.tartu.ee ; henn.voolaid@ut.ee
В статье изложены результаты исследования, проведённого на базе Тартуского университета. Авторами данной статьи разработана методика решения задач нового типа, которая хотя и базируется на методике решения классических задач, но при этом требует большей самостоятельности и аналитического мышления учащихся. Для решения предлагались задачи с рассеянными данными, т.е. такие задачи, где данные приведены отдельно от задачи и их больше или меньше, чем требуется для решения. Предметом данного исследования являлось влияние решения задач с рассеянными данными на эффективность обучения физике.
Ключевые слова: решение задач по физике, задачи с рассеянными данными, эффективность обучения физике, коэффициент эффективности.

О естественнонаучном компоненте  экономического образования в высшей школе
УДК 530
Ольга Наумовна Голубева*, Борис Львович Свистунов**, Александр Дмитриевич Суханов*
* Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
 e-mail:ogol@oldi.ru
**Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия
 e-mail:sbl@pgta.ru
Рассмотрены проблемы естественнонаучного образования студентов-экономистов и возможные последствия исключения дисциплины «Концепции современного естествознания» из Государственных образовательных стандартов 3-го поколения для экономических направлений и специальностей высшего образования.
Ключевые слова: естественнонаучное образование, государственные стандарты образования, студенты-экономисты

Инновационные аспекты применения качественных методов при обучении физике
УДК 372.853
Александр Сергеевич Кондратьев, Людмила Анатольевна Ларченкова, Александр Викторович Ляпцев
РГПУ им. А.И.Герцена
Обсуждается значение качественных методов при обучении физике. Выделяются основные аспекты применения качественных методов в обучении физике в современных условиях.  В частности подчеркивается особая роль качественных методов при использовании вычислительных методов для решения задачи. Приводятся примеры совместного использования качественных и вычислительных методов.
Ключевые слова: физическое образование; физические задачи; анализ решения; качественные методы; вычислительные методы.

Abstracts

Heuristic Value of Ideas of Statistical Quantum_Thermo_Dynamics for Present_Day Course of General Physics
O. Golubjeva, A. Sukhanov
Russian People Friendship University, Moscow
e-mail: ogol@oldi.ru
We suggest an approach for overcoming of crisis in the physics teaching based on modern results of theoretical-physics research in the area of quantum-thermal phenomena.
We ground an idea of interdisciplinary integration for chapters of General physics course on the base of criteria that allow us to locate the position of physical theories in the general system of physical knowledge.
Key words: interdisciplinary, regular and stochastic influence, Boltzmann and Gibbs ensembles, quantum-thermal-bath, quantum and thermal fluctuations, vacuum, correlation, (ћ -k) –dynamics, structure of physics.

Principle of Least Action in Physics for the Technical Universities
A.A. Chovpan
National Technical University «Kharkov Polytechnic Institute»
Frunze, 21, 61002, Kharkov, Ukraine
e-mail: chovpan_s@ukr.net
In this paper author propose the introduction the principle of least action and Lagrange’s formalism into the course of general physics in technical universities. Writing this paper was caused by necessity of modification course of general physics that teaching in technical universities. Moreover I suppose that studying Lagrange’s formalism must prepare students to understand special subjects of their future engineer professions and get habit in solving difficult engineer problems. That job carried out on department of general and experimental physics in National Technical University «Kharkov Polytechnic Institute».
Key words: principle of least action, Lagrange’s formalism, course of general physics in technical universities.

Ordering of Ideal Educational Physical Models in the General Physics Course for Non Physical Specialties
V.V. Fomenko
State Flight Academy of Ukraine, Kirovograd
e-mail: vfom@ukr.net
Questions of structuring and ordering of ideal educational physical models of the general physics course for non physical specialties of high schools are considered. Variants of ordering on the various bases are offered, the appropriate examples are given.
Key words: general physics course, educational physical models.

Elements of Physics of Low Dimensional Systems in the Training of Teachers
A.Y. Dashina1, M.S. Ivanova2, V.G. Solovyev2, S.D. Khanin1,
M.V. Yanikov2
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St._Petersburg
e-mail: dashinaa@mail.ru
2 Kirov State Pedagogical University, Pskov
e-mail: solovyev_v55@mail.ru
The paper presents the possibility and the expediency of incorporating elements of physics of low-dimensional systems in the content of general physics course in the training of teachers. The methodological approaches to their development are identified.
Key words: physics, physics of low-dimensional systems, physics of nanostructures, teaching physics in high school, training of teachers, research activity of students.

About the Difficulties of Selection of Physics Problems Contents as the Tool of Humanitarization of Physical Education
V.I. Danilchuk, D.V. Kovrizhnykh1
Volgograd State Pedagogical University
1 Volgograd State Medical University
e-mail: president@vspu.ru

Some difficulties of selection of Physics problems contents as the tool of humanitarization of physics education are described in the article. The examples of physics problems from Russian and English Physics textbooks are given in the article. They demonstrate various ways of representations of the contents of Physics problems, including the problems, which could be used for non-physical faculties on an example of medical university.
Key words: humanitarization of physics education, the contents of physics problems.

Quantitative Estimation of Model Infinitely Deep Rectangular Potential Well
V.V. Ivchenko
The Kherson State Marine Institute, Ukraine
E-mail: reterty@gmail.com
The limits of applicability of model of infinitely deep potential well are considered. Analysis is accompanied by quantitative estimations, done for hetero junctions and atomic nucleuses.
Key words: infinitely deep potential well, limits of applicability of model.

O.D. Jefimenko‘s Formulae and Radiation Field of Hertz‘s Dipole
G.N. Gaidukov, A.S. Ovchinnikov
Moscow institute of electronic engineering
e-mail: gaid@gf.miee.ru
The article deals with unknown for general public O.D. Jefimenko‘s formulae, wheat synthesize the well-known electrostatic and magneto static expressions for time dependent electric and magnetic fields. The solution of radiation problem of Hertz’s dipole is presented as their possible applications.
Key words: Expressions for time dependent electric and magnetic fields; radiation problem of Hertz’s dipole.

About Polarization of Optical Field Vibrations and Polarization of Light Beam
V.P. Ryabukho
The Saratov State University, Saratov,
Institute of Problems of Fine Mechanics and Handle of the Russian Academy of Sciences
e-mail: rvp@sgu.ru
Physical differences in concepts of polarization of optical field vibrations and of polarization of light beam are discussed. Polarizing structure of optical field vibrations formed by superposition of orthogonal line polarized plane and spherical monochromatic waves, of scattered field and laser beams past through multimode optical fiber is considered. Spatial temporal analogies in spatial structure of scattering monochromatic wave polarization and in time dynamics of polarization of partial coherent wave field are discussed.
Key words: polarization of light, interference of polarized light, multiple scattering, speckle-pattern, multimode optical fiber, random polarization, partial coherent light.

About Existence of Final Not Closed Force Lines of a Magnetic Field
A.V. Gusev
Joint Institute of Nuclear Researches, Moscow region, Dubna
e_mail: gusev@jinr.ru

In the article the formulas for calculation of a magnetic field and its force lines for cylindrical and ring-type magnets are injected. The particular example of a not closed power magnetic line of final length is resulted. The different sets of such lines are described.
Key words: magnetic field, magnetic field lines.

Kadanov-Beim’s Formalism at Study of the Non-equilibrium Phenomena in Quantum Systems
A.S. Kondratyev, D.V. Skoropad
St. Petersburg, Russian State Pedagogical Hertsen University
e-mail: kondrat98926@yahoo.com

Universal character of a method of quantum Green functions and its efficiency is considered and shown on two instances at the exposition of various non-equilibrium properties of physical systems. Alternative Kadanov-Beim of time-dependent Green’s functions is used for the exposition of transition from the generalized quantum rate equation to classical rate Boltzmann equation. Justice of a rate equation of phenomenological theory of Landau-Silin for normal Fermi-liquids is justified at final temperature.
Key words: quantum Green functions, a correlation energy, a spectral function, Kadanov-Beim’s equation, Boltzmann equation.

Integrated Practical Works on Case Study Approach as Integrating Part of Methodological Complex, Using in Teaching the Students in the Pedagogical University
B.A. Komarov
St. Petersburg, Russian State Pedagogical Hertsen University
e_mail: ba_komarov@mail.ru.

The mechanism of organization of practical works in teaching the students is presented, which can be carried out in two-stage university education (baccalaureate, magistracy), in training for work in profile schools. The universal algorithm of structure of the complex of lab works on physics is proposed, which can find an application for organization the training in pedagogical universities and refresher training courses for teaching staff. It is made an example of a structure of lab works with using the versatile algorithm.
Key words: organization the training in pedagogical universities, integrating, system approach.

Compton Effect Experimental and Theoretical Investigation in the General and Theoretical Physics Course
S.V. Fomin, D.N. Lukichev, A.S. Krasnikov
Ryazan State University S.A. Esenin
e-mail: s.fomin@rsu.cdu.ru
In the present article the laboratory work devoted to Compton Effect investigation with the help of device simulator is described. In this laboratory work Wavelength change at Compton scattering is defined. The obtained value is compared with the heretical one.
Key words: Compton Effect; free-electron scattering; wavelength; model.

The Effect of Dispersed Data Problems on Physics Teaching Efficiency
S.V. Ganina, H.Y. Voolaid
Tartu University
e-mail: svetlana.ganina@khk.tartu.ee; henn.voolaid@ut.ee

This paper describes the results of research the purpose of which was to establish how solving dispersed data problems can affect learning efficiency in physics. The authors of this article created a new methodology of solving problems based on classical problem solving but demanding more independence and analytical thinking from students. A new type of problem has been offered for solving: so-called dispersed data problems with superfluous data. The efficiency of learning physics by solving this new type of problems was under research.
Key words: Solving Physics Problems, Dispersed Data Problems, Efficiency of Teaching learning Physics, Efficiency Increment.

On Natural Science Component of Economic Education in the University
O.N. Golubjeva*, B.L. Svistunov**, A.D. Sukhanov
* Russian Peoples Friendship University, Moscow, Russia
** State Technology Academy of Penza, Penza, Russia
e_mail: ogol@oldi.ru

Problems of natural-science education of students-economists are considered. Possible consequences of exception of course “Concept of modern natural sciences” from the State Educational Standards (the 3-rd generation) for economic lines and specialties of higher education are described.
Key words: natural-science education, state standards of education, students of economics education line

Innovation Aspects of Qualitative Methods in Physics Teaching
A.S. Kondratyev, L.A. Larchenkova, А.V. Lyapzev
St. Petersburg, Russian State Pedagogical Hertsen University
e-mail: kondrat98926@yahoo.com , larludmila@yandex.ru , lav@herzen.spb.ru

The meaning of qualitative methods in physical education is discussed. Principal aspects of application of qualitative methods in physics teaching are selected for the current state of education. In particular the significance of qualitative methods is emphasized when computational methods are used to solve a problem. Some examples of a combination of qualitative and computational methods are considered.
Key words: physical education, physical problem; analysis of solving; qualitative methods computational methods.