Том 15, номер 1, 2009               ISSN 1609 - 3143

 

 Физическое образование в вузах

 

Издательский Дом  Московского Физического общества

 

Редколлегия журнала "Физическое  образование в вузах"

Главный редактор

               Крохин Олег Николаевич - академик, Московский инженерно-физический институт (государственный  университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.  

Заместители Главного редактора

               Гладун Анатолий Деомидович - Московский физико-технический институт (государственный  университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
               Николаев Владимир Иванович - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Центр переподготовки научно-педагогических кадров МГУ, Москва, Россия.
               Суханов Александр Дмитриевич - Российский университет дружбы народов, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия.
               Шапочкин Михаил Борисович - НТЦ "ЛАБЭКС", Московское физическое общество, Москва, Россия.

Редакционная коллегия

               Гороховатский Юрий Андреевич - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.            
               Кудрявцев Николай Николаевич - Московский физико-технический институт (государственный  университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
               Колесников Юрий Леонидович - Санкт-Петербургский  государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, Россия.
               Лебедев Юрий Анатольевич - Объединённое физическое общество РФ, Москва, Россия.
               Песоцкий Юрий Сергеевич - Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), Москва, Россия.
               Рудой Юрий Григорьевич - Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
            Светозаров Владимир Владимирович -  НТЦ "ВЛАДИС", Московский  инженерно-физический институт (государственный  университет), Москва, Россия.
               Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет), Москва, Россия.
               Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
               Чернышев Виктор Викторович - Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н.Е. Жуковского, Москва, Россия.

Ответственный секретарь

               Калачев Николай Валентинович - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН,  Московское физическое общество, Москва, Россия.

Техническая редакция

               Березин Павел Дмитриевич - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.
               Черткова Ирина Николаевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.

Издательский дом МФО, 2009 г.

 

 

Физическое образование в вузах
Т. 15, N 1, 2009

Содержание
3 Проблемы физического образования и пути их решения в свете материалов Х-й конференции «Современный физический практикум»
Г.П. Стефанова, М.Б. Шапочкин, Н.В. Калачев, В.В. Смирнов, А.М. Лихтер, О.М. Алыкова
14 Проблемно-ориентированный лабораторный практикум с элементами деятельностного подхода как средство закрепления знаний по методам математической физики
Н.В. Калачев, А.В. Смирнов, О.В. Мирзабекова
19 Межпредметная связь между физикой и теоретическими основами электротехники
И.В. Белицын, Т.В. Котырло, Г.Г. Спирин, В.И. Шишковский
32 Физический практикум в системе сквозного проектирования
В.В. Меркулова, М.И. Шафиев
44 Автоматизированная лабораторная установка для определения угла Брюстера
Е.Э. Фискинд, Е.О. Левашкина, О.П. Матвеев
49 Эксперименты по поляризации света
Ю.А. Бражкин, С.Г. Каленков, В.В. Нижегородов
54 К проблеме оптимизации организационной структуры и методического обеспечения физического практикума
Т.М. Елканова
60 Лабораторный практикум по радиоактивности и радиоактивным излучениям
В.А. Белянин
73 Методика проблемного обучения физики в техническом университете на основе информационных технологий
Т.В. Котырло, Г.Г. Спирин, И.В. Белицын, А.В. Макаров
84 Преподавание физики в нефизических вузах
И.Д. Котляров
91 Компьютерные технологии при осуществлении школьных физических экспериментов
А.В. Ельцов, И.А. Захаркин, В.А. Степанов
100 Проблемы создания школьного компьютеризированного практикума по физике и возможные пути их решения
Н.К. Ханнанов, Д.М.Жилин, С.В. Хоменко, А.Ю. Цуцких, М.М. Сазонов, О.А. Поваляев
114 Критерии оценки контрольных работ на подготовительных курсах
А.В. Бурмистров
122 Учебная литература по физике в свете изменения государственных образовательных стандартов: проблемы, перспективы, развитие
А.В. Никифоров, А.С. Цыбина
129 Аннотации
134 Реклама

Physics in Higher Education
V. 15, N 1, 2009
The contents
3 Problems of Physical Education  and Way of Their Decision in the Light of Materials of Хth Conference «Modern Physical Practice»
G.P. Stefanova, M.B. Shapochkin, N.V. Kalachev, V.V. Smirnov, A.M. Lihter, O.M. Alykova
14 The Problem-Focused Laboratory Practical Work with Elements the Activity Approach as Means of Fastening of Knowledge on Methods of Mathematical Physics
N.V. Kalachev, A.V. Smirnov, O.V. Mirzabekova
19 Intersubject Communication between Physics and Theoretical Bases Electrical Engineers
I.V. Belitsyn, T.V. Kotyrlo, G.G. Spirin, V.I. Shishkovsky
32 Physical Practical Work in System of Through Designing
V.V. Merkulova, M.I. Shafiev
44 Automated Laboratory Installation for Definition of Brewster’s Angle
E.E. Fiskind, E.O. Levashkina, O.P. Matveev
49 Experiments on Light Polarization
J.A. Brazhkin, S.G. Kalenkov, V.V. Nizhegorodov
54 On a Problem of Optimization of Organizational Structure and Methodical Background of a Physical Practical Work
T.M. Elkanova
60 Laboratory Practical Work on a Radio-Activity and to Radioactive Radiations
V.A. Belyanin
73 Technique of Problem Education of Physics at Technical University on the Basis of  Information Technologies
T.V. Kotyrlo, G.G. Spirin, I.V. Belitsyn, A.V. Makarov
84 Physics Teaching in Non-Physical High Schools
I.D. Kotlyarov
91 Computer Technologies at Realization of School Physical Experiments
A.V. Eltsov, I.A. Zakharkin, V.A. Stepanov
100 Problems of Creation of the School Computerized Practical Work on the Physicist and Possible Ways of Their Decision
N.K. Khannanov, D.M. Zhilin, S.V. Khomenko, A.Yu. Tsutskih,
M.M. Sazonov, O.A. Povalyaev
114 Criteria of an Estimation of Examinations on Preparatory Courses
A.V. Burmistrov
122 Educational Literature on the Physicist in the Light of Change of the State Educational Standards: Problems, Prospects, Development
A.V. Nikiforov, A.S. Tsybina
129 Abstracts
134 Information

 

Выпуск данного номера осуществлен при финансовой поддержке
ООО "Издательство ЛАНЬ"

Физическое образование в вузах
УЧРЕДИТЕЛИ ЖУРНАЛА:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Международная Ассоциация Разработчиков и Производителей Учебной Техники
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 019360 от 2 ноября 1999 г.
119991, Москва В-333,               Телефоны: (499)132-66-51
Ленинский пр. 53,                                    Факс: (499)132-66-51
Издательский дом МФО                          E-mail: kalachev@sci.lebedev.ru
8-903-268-3560 Ирина Николаевна                      E-mail: pavel@lebedev.ru

Уважаемые коллеги!
Издательский дом Московского Физического общества продолжает подписку на журнал "Физическое образование в вузах". Учредителями журнала являются Министерство образования и науки РФ, Московское Физическое общество и МАРПУТ. Редколлегию журнала составили видные ученые-специалисты в области физического образования России, сотрудники Минобрнауки и Минобороны РФ. Наш журнал двуязычный (принимаются статьи на русском и английском языках) и распространяется в странах СНГ.
Главный редактор журнала - академик Российской академии наук, профессор МИФИ, зам. директора Физического института им. П.Н. Лебедева РАН О.Н. Крохин.
 Данный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ.
Web страница журнала в сети Интернет: http://pinhe.lebedev.ru
Здесь можно найти Авторский указатель за 1995–2009 гг.
Основные разделы журнала
1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже.
2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах.
3. Современный лабораторный практикум по физике.
4. Демонстрационный лекционный эксперимент.
5. Информационные технологии в физическом образовании.
6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях.
7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента.
8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами.
9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Журнал издается объемом около 12 печатных листов, ежеквартально, тиражом около 500 экз.
Просим Вас присылать в адрес нашей редакции статьи, относящиеся к тематике нашего журнала (желательно на базе опыта вашего вуза). Размер статьи не должен превышать 15 стр. (включая рисунки и литературу). Для публикации необходимо выслать в адрес редакции 2 экз. статьи в твердой копии. Необходимо приложить также дискету с электронной версией статьи, набранной в WINWORD 6.0/95. (Параметры набора статьи: шрифт - Тimes New Roman Cyr., размер 10; отступы - верхний - 2,2 см; нижний - 7 см; левый - 3 см; правый - 4,5 см; интервал - полуторный). Рисунки представлять в отдельном файле в формате TIFF, JPG, BMP, PCX. Разрешение полутоновых рисунков (фотографий) должно быть не менее 150 точек на дюйм (dpi), черно-белых (графиков и схем) – не менее 300 точек на дюйм. Необходимо указать место работы авторов, почтовый и электронный адреса, а также название статьи на английском языке. Для ускорения публикации желательно выслать ее по электронной почте в адрес редакции. Статьи должны сопровождаться аннотацией на русском и английском языках.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что авторам, кафедры которых подпишутся на наш журнал, будет даваться преимущество при публикации статей, информационных сообщений об издаваемых Вами книгах и методических пособиях, а также Ваших сообщений рекламного характера.
Мы готовы опубликовать Ваши рекламные материалы, заказные статьи, коммерческие проекты. Информацию о расценках на эти услуги и условиях подписки можно получить в редакции.
Подписавшись на журнал, Ваша кафедра окажет содействие развитию физического образования в России, поможет общению преподавателей физики России и стран СНГ.
Журнал внесен в "Каталог. Газеты и журналы. 2-е полугодие 2009 года. Агентство "Роспечать". Индекс 71371.

УСЛОВИЯ ПОДПИСКИ
Стоимость подписки на год c 1 января 2009 г. – 1100 рублей (включая НДС).
Банковские реквизиты ООО "Издательского дом МФО":
р/с N 40702810038280100249 в Донском отделении СБ N 7813, г. Москва, Сбербанк России ОАО,
г. Москва. к/с N 30101810400000000225, БИК 044525225, ИНН N 7736045853, КПП 773601001.
В платежке указать назначение платежа "За подписку на журнал" и точный адрес для рассылки.

 

Глубокоуважаемые коллеги!
      Редакция журнала подготовила компакт-диск, на котором можно найти все статьи, выпущенные в журналах с 1995 по 2009 гг. Стоимость диска с пересылкой составляет 500 руб. Заявки на изготовление и пересылку диска просим присылать по электронной почте в адрес редакции: kalachev@sci.lebedev.ru или по телефону: (499) 132-6651 Николай Валентинович или Ирина Николаевна.
Выпускающий редактор М.Б. Шапочкин

 

Проблемы физического образования и пути их решения в свете материалов Х-й конференции «Современный физический практикум»
Г.П. Стефанова*, М.Б. Шапочкин, Н.В. Калачев, В.В. Смирнов*, А.М. Лихтер*, О.М. Алыкова*
Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, г. Москва
*Астраханский государственный университет
kalachev@sci.lebedev.ru, kof@aspu.ru


16 – 19 сентября 2008 года в Астраханском государственном университете проходила X-я Международная учебно-практическая конференция стран Содружества "Современный физический практикум".
Организаторами конференции являлись Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Ассоциация кафедр физики технических вузов России, Астраханский государственный университет, Министерство образования и науки Астраханской области, Московское физическое общество, Журнал "Физическое образование в вузах". В конференции приняли участие более 300 ученых и специалистов из восьмидесяти городов России, Германии, Белоруссии, Украины, Казахстана, Латвии и Узбекистана, в том числе 85 участников прибыли из 33 городов. В программу конференции было включено 221 доклад.
Открыл конференцию проректор по науке АГУ, профессор, д.ф.н. Г.Г. Глинин: «Мы рады приветствовать наших гостей, участников конференции, на Астраханской земле, в Астраханском государственном университете. Вы прибыли в наш город в дни, когда он готовится отметить свое 450-летие, и, конечно, это дает возможность познакомиться с преобразованиями в городе, с его достопримечательностями. Желаю участникам конференции успешной работы».
С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель министра образования и науки Астраханской области А.Л. Хаченьян.
Открыл пленарное заседание сопредседатель Программного комитета конференции академик РАН О.Н. Крохин: «Уважаемые гости, участники конференции. Наша конференция является традиционной и мы рады, что на сей раз, она проводится в Астрахани, в Вашем университете, о котором я заочно знаю много хорошего. И мне приятно отметить, что эта информация подтвердилась в полном объеме. Хотелось бы поблагодарить членов локального оргкомитета за ту огромную подготовительную работу, которую они провели. Надеюсь, что и наше пребывание в Вашем городе и работа конференции будут плодотворными. Спасибо за внимание».
На пленарном заседании выступили с докладами: Первый проректор АГУ, доктор педагогических наук, профессор Стефанова Г.П.; доктор технических наук, профессор кафедры «Плазменные энергетические установки» МГТУ им. Н.Э. Баумана, А.М. Зимин; к.ф.-м.н, доцент кафедры Электрофизики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (Украина) Иванюта А.Н., доктор физ.-мат. наук, профессор кафедры лазерной физики и спектроскопии Белорусского государственного университета Толстик А.Л., доктор физико-математических наук, профессор СПб ГПУ Кожевников Н.М., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ТОиМПФ МПГУ Пурышева Н.С., представитель фирмы PHYWE (Германия) Кузнецова М.А., доктор педагогических наук, генеральный директор МАРПУТ Песоцкий Ю.С.
На конференции была организована работа четырех секций:
1-я секция «Концептуально-методические вопросы физического практикума»;
2-я секция «Лекционный и лабораторный физический эксперимент в вузе»;
3-я секция «Специальный физический практикум»;
4-я секция «Физический практикум в школе»;
и действовали:
выставка учебно-научного оборудования по физике для вузов и школ (совместно с фирмой PHYWE (Германия), РНПО "Русучприбор", фирмой LD Didactic GmbH (Германия) и др.), а также Круглый стол – «Компьютерные методы в физике: вычислительный эксперимент, виртуальные лаборатории, автоматизация эксперимента, обработка и визуализация экспериментальных данных».
  
В актовом зале, где проводились открытие конференции и пленарное заседание, по периметру разместилась выставка-ярмарка учебно-научного оборудования по физике для вузов и школ. В зале были представлены образцы лабораторно-демонстрационного оборудования ведущих мировых производителей, таких как фирма PHYWE (Германия), фирма LD Didactic GmbH (Германия), РНПО "Русучприбор", НПК «Дидактика- модуль» и других. Большая часть оборудования была предоставлена хозяином конференции – Астраханским государственным университетом (АГУ). На время ее проведения лабораторные установки фирмы PHYWE (Германия), которые уже более пяти лет используются в учебном процессе университета, были установлены в актовом зале. Технические возможности установок и методику проведения самих опытов продемонстрировали студенты вторых и третьих курсов факультета физики и электроники АГУ. Необходимо отметить их хорошую подготовку и свободное владение как аппаратными средствами, так и теоретическим материалом. В зале были представлены установки лабораторий «Механики», «Термодинамики», «Электричество и магнетизма», «Оптики и атомной физики». В целом лабораторный парк университета составляет более пятидесяти установок фирмы PHYWE (Германия), которые наряду, с другим, имеющимся оборудованием, позволяют на высоком уровне реализовать учебный процесс.
На заседании секции "Концептуально-методические вопросы физического практикума" (руководители секции проф. Гладун А.Д., Гороховатский Ю.А.) было заслушано семь докладов ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Черноголовки, Астрахани и Петрозаводска. Повышенный интерес у участников заседания секции вызвал доклад авторов И.Н. Завестовской, О.Н. Крохина, В.В. Шестакова
(г. Москва) об организации специализированного физического практикума студентов МИФИ на базе ФИАН в рамках Высшей школы физиков им. Н.Г. Басова МИФИ-ФИАН. Описанный в докладе опыт сотрудничества вуза и академического института признан весьма успешным и рекомендован в качестве возможной модели организации учебно-исследовательской работы специализированного практикума студентов в ведущих вузах страны, осуществляющих профессиональную подготовку физиков. В известном смысле созвучным указанному докладу явилось сообщение коллектива авторов РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) об организации специализированного физического практикума магистров по физике конденсированного состояния на базе созданного в этом университете НИИ физики. Выполнение комплекса экспериментальных исследований на базе центров коллективного пользования указанного НИИ позволяет магистрантам не только получить ясное представление о современной технике физического эксперимента, но и подготовить магистерскую диссертацию на высоком экспериментальном уровне. Опыт РГПУ им. А.И. Герцена по подготовке магистров наук может быть использован в практике исследовательских университетов страны. На заседании секции также рассматривались проблемы экспериментальной подготовки по физике студентов нефизических специальностей (коллектив авторов МПГУ, г. Москва), методические аспекты использования новых информационных технологий в физическом практикуме.
На заседании секции «Лекционный и лабораторный эксперимент в вузах» (руководители секции: профессор МГАИ (ТУ) Г.Г. Спирин, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана А.Н. Морозов, профессор СПбГПУ Н.М. Кожевников) было заслушано 12 устных докладов. На заседании секции присутствовало около 25 человек.
Наиболее интересные доклады были посвящены совершенствованию физического практикума, диверсификации его содержания и технической реализации с учетом разного уровня подготовки студентов, разных форм обучения и различной профессиональной ориентации учебного процесса. В частности, в докладе А.Н. Морозова и Н.А. Задорожного «Лабораторный практикум по физике с элементами научно-исследовательской работы» предложена методика проведения занятий с наиболее подготовленными студентами в специально образованных группах. Этим студентам предлагаются лабораторные работы по физике, требующие более глубокого понимания фундаментальных законов. Представляет интерес практика подключения аспирантов и магистрантов для проведения занятий со студентами младших курсов.
В докладе Х.З. Устока, В.А. Жачкина, П.И. Жидкина, И.А. Жукова,
И.Г. Иванова «Повышение эффективности лабораторного практикума по физике для студентов-заочников» обсуждается другая актуальная проблема: как обеспечить высокий уровень усвоения экспериментального компонента физики у студентов при остром дефиците времени общения студентов с преподавателем. Авторы предлагают в этом случае задавать студентам домашние лабораторные работы, которые требуют минимума технических средств, доступных на бытовом уровне.
С большим интересом собравшиеся выслушали сообщение
С.Г. Гильмияровой «Физический практикум в американских университетах», которое позволило выявить некоторые недостатки нашей системы, и, в то же время, убедиться в достаточно высоком уровне организации российского физического практикума.
В ряде докладов подробно анализировались вопросы технической реализации  лабораторного физического практикума для различных условий проведения учебного процесса. Среди этих докладов можно отметить следующие: В.А. Алехин, А.А. Задерновский, Б.В. Зудин, В.Д. Парамонов «Миниатюрная физическая лаборатория «Электричество и магнетизм» МФЛЭМ-1», Н.В. Калачев и другие «Цикл переносных лабораторных работ по дисциплинам «Физика» и «Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг», О.Я. Березина, А.И. Назаров «Применение демонстрационной магнитной доски в лабораторном практикуме по оптике», Д.Е. Капуткин, С.И. Курашов и другие «Опыт использования лабораторного оборудования PHYWE в физическом практикуме Института базового образования МИСиС»; М.Б. Шапочкин «Изучение статистики Бозе-Эйнштейна».
Следует также отметить доклад Т.Я. Дубнищевой и А.Д. Рожковского «Использование компьютерных лабораторных работ для изучения динамики нелинейных колебательных процессов», в котором рассмотрен цикл компьютерных демонстраций по нелинейным колебаниям для дисциплин «Физика» и «Концепции современного естествознания».
К сожалению, на секции недостаточно рассматривались лекционные физические эксперименты, значение которых в настоящее время возрастает в связи с тенденцией к теоретизации вузовских курсов общей физики.
На заседании секции: «Специальный физический практикум» было запланировано к рассмотрению 14 устных и 38 стендовых докладов. Этими докладами были представлены вузы с широкой географией: от западных регионов России до Сибири и от Вологодской области до Астрахани. Были заслушаны также зарубежные доклады из Украины и Белоруссии. Заседание секции происходило 18 сентября с 10-00 до 13-30 под председательством профессора СПбГПУ
В.К. Иванова и профессора АГУ А.У. Джалмухамбетова.
Поскольку не все докладчики смогли приехать в Астрахань, программа устных выступлений была скорректирована. На секции присутствовало и участвовало в обсуждении докладов 20 человек. Было произнесено 10 докладов. Все присутствовавшие отметили высокий научный и методический уровень произносимых докладов. Основной лейтмотив: специальный практикум, помимо получения специальных знаний по физике, развивает и инициирует у студентов творческие способности при решении физических проблем. Наибольший интерес и дискуссию вызвали следующие доклады: Г.В. Васильева и др. «Экспериментальные практикумы по оптоинформатике и прикладной голографии для вузов РФ» (СПбГУ ИТМО); О.М. Алыковой «Содержание и методика преподавания спецфизпрактикума «Физические основы передачи информации с применением компьютера»» (АГУ); Л.Ю. Леоновой и др. «Специальный физический практикум для магистров, обучающихся по программе «Физика оптических явлений»» (ВГУ); Ю.Г. Мартыненко и др. «Робототехнические соревнования как новая образовательная технология в механике управляемого движения» (НИИ механики МГУ); И.В. Разумовской и др. «Форма и организация спецпрактикума по физике твердого тела для магистрантов науки по направлению «Физика»» (МПГУ); а также ряд докладов, представленных НИИ механики МГУ: М.З. Досаева, Ю.Д. Селюцкого «Двухзвенный флюгер в потоке воздуха»; А.В. Ленского, А.М. Формальского «Маятник с маховиком: конструкция, управление»; Ю.Д. Селюцкого и др. «Экспериментальное определение ориентации и угловой скорости тела».
На заседании секции «Физический практикум в школе» заслушано 8 докладов, 4 доклада представлено на стендах.
В докладах отражены результаты исследований, направленных на совершенствование методики формирования у школьников экспериментальных умений при выполнении как фронтальных лабораторных работ по физике, так и физического практикума. Некоторые доклады посвящены расширению тематики лабораторных работ, модернизации приборной  базы, использованию информационных технологий (ИТ) в физическом эксперименте. При этом были предложены различные варианты компьютеризированных лабораторных работ, в которых компьютер используется как элемент экспериментальной установки. В других докладах рассматриваются проблемы организации  деятельности учащихся при выполнении учебного физического эксперимента: реализация личностно-ориентированного обучения, формирование у учащихся умения измерять физические величины и пр.
Проведение конференции "Современный физический практикум" в центрах субъектов РФ вызывает большой интерес у местных преподавателей физики не только вузов, но и средних общеобразовательных учреждений, а также студентов. Для учителей физики и студентов это, пожалуй, единственная возможность послушать известных физиков-педагогов о проблемах физического образования, его достижениях и путях развития, пообщаться с ведущими учеными и педагогами, познакомиться на выставке с современными учебными оборудованием.
Как показывает практика, привлечение к участию в работе конференции ведущих физиков страны существенно повышает научно-методический уровень пленарных докладов. Проблему качества и актуальности пленарных докладов решает Программный комитет, который «заказывает» доклады известным специалистам в области физического практикума.
В рамках X-й Международной конференции «Современный физический практикум» 18 сентября 2008 года после окончания секционных заседаний проводилась экскурсия в технопарк АГУ. Технопарк был создан в 2005 году. Его ядро – Региональный центр нанотехнологий и наноиндустрии. В Технопарке установлено уникальное научно-исследовательское оборудование импортного и отечественного производства: туннельный сканирующий микроскоп, установка для вертикального выращивания нанотрубок фирмы ULVAC (Япония), установка «Фотон» для получения металлоуглеродных нанокомпозитов, просвечивающий электронный микроскоп, два учебных нанотехнологических комплекса концерна «Наноиндустрия».
В АГУ сложился коллектив ученых, имеющих опыт исследований тонких пленок, ультрадисперсных нанопорошков и кластеров. Создана совместная с Институтом физики твердого тела (ИФТТ) РАН научно-исследовательская лаборатория, которая сотрудничает с Московским институтом электронной техники (МИЭТ), Центром коллективного пользования «Нанотехнологии в электронике» (г. Зеленоград), Московским институтом стали и сплавов (МИСиС) и МГУ. Важнейшей задачей Центра является создание технологических линий для получения и исследования нанопорошковых материалов и углеродных нанотрубок, изучение возможности их использования в регуляции процессов жизнедеятельности биологических систем, разработке нанопродуктов для сельского и рыбного хозяйства.
В рамках этих исследований коллективом получены следующие гранты:
· грант Минобразования на проведение научных исследований (проф. Карпасюк В.К.);
· грант по программе «СТАРТ-2006» - проект по производству косметической нанопродукции на основе грязей озера Тинаки (проф. Кондратенко Е.И.).
На заключительном пленарном заседании 19 сентября было принято следующее решение конференции:

РЕШЕНИЕ
Х-й Международной учебно-методической конференции
"Современный физический практикум"
Не допустить снижения роли эмпирического компонента дисциплины «Физика» в государственных образовательных стандартах третьего поколения.
Считать актуальным направлением совершенствования лабораторного физического практикума диверсификацию его содержательного и технического компонента с учетом различий в формах учебного процесса, уровне подготовки и профессиональной ориентации студентов.
Усилить внимание к лекционному физическому эксперименту в вузах, разработать комплекты простых и доступных опытов для физических кабинетов средних школ.
Укрепить взаимодействие школ и вузов по созданию центров коллективного пользования коллекциями лабораторных и демонстрационных опытов по физике.
Рекомендовать учебно-методическим комиссиям по физике УМО по специальностям и направлениям подготовки разработать содержание физического практикума, его организацию и методику проведения с целью формирования у студентов обобщенных методов решения профессиональных задач на основе знаний курса общей физики.
Рекомендовать кафедрам физики естественных факультетов университетов предварять практикум пропедевтическими лекциями и занятиями, так как отсутствие вступительных экзаменов по физике привело к тому, что большинство студентов нефизических специальностей имеет уровень знаний по физике, не соответствующий требованиям вузов.
Рекомендовать Президиуму Научно-методическому совету по физике Министерства образования и науки РФ:
– разработать и утвердить «Требования к оснащению физического практикума и демонстрационных физических кабинетов»;
– включить в примерную программу курса физики, разрабатываемую для стандартов третьего поколения, указание на неукоснительное исполнение вузами «Требований к оснащению физического практикума и демонстрационных физических кабинетов»;
– провести работы по созданию на конкурсной основе типового описания лабораторных работ и демонстраций;
– организовать проведение экспертизы производимого учебно-лабораторного и демонстрационного оборудования, с выработкой рекомендаций для вузов по закупке этого оборудования;
– провести анализ методической обоснованности применения виртуальных лабораторных работ и лабораторных работ удаленного доступа через сеть Интернет.
Рекомендовать Министерству образования и науки РФ:
– возобновить программу целевого финансирования кафедр физики, предназначенного как для закупки нового учебного оборудования, так и для ремонта и модернизации имеющегося на кафедрах;
– ввести в штатное расписание вузов должностей демонстраторов кафедр физики и мастеров по ремонту физического оборудования со специальными повышенными окладами;
– создать в регионах центры коллективного пользования и ремонта учебного оборудования.
Рекомендовать вузам:
– организовать переход к стационарному лабораторному практикуму с закреплением необходимого аудиторного фонда;
– организовать лаборатории НИРС повышенной сложности для наиболее успевающих студентов;
– разработать требования к персоналу учебных лабораторий и демонстраторам.
Одобрить практику создания и использования в учебном процессе сложных экспериментальных исследовательских комплексов коллективного пользования. Продолжить поиск адекватных учебно-методических технологий обучения студентов на таких комплексах.
Для обработки результатов измерений и расширения возможностей использования лабораторных установок рекомендовать внедрение компьютеров в учебный процесс.
В очередной раз обратить внимание Министерства образования и науки на недопустимое положение физики в базисных учебных планах для классов всех профилей, кроме тех, в которых физика изучается в объеме 5 часов в неделю. Считать обязательным проведение физического практикума в классах, изучающих физику на базовом уровне.
Министерству образования и науки необходимо решать проблему обеспечения школ и педвузов современным учебным оборудованием, обеспечивающим решение задач физического образования, поставленных образовательным стандартом.
Обратить внимание Министерства образования и науки РФ на контроль качества производимого школьного демонстрационного и лабораторного оборудования по физике.
Предложить Президиуму РАН возобновить работу Комитета по научно - технической терминологии. Обратить внимание авторов учебников и учебных пособий по физике, рецензентов, работников издательств на необходимость упорядочения терминологии в учебной литературе по физике.
Считать необходимым издание пособий для учителей и учащихся по физическому практикуму, учитывающих специфику изучения физики в классах разных профилей.
Рекомендовать авторам учебников и учебных пособий для высшей и средней школы усилить экспериментальный компонент учебных пособий, в том числе, с использованием современных полиграфических средств.
В журнале "Физическое образование в вузах" регулярно помещать сведения об имеющихся и создаваемых учебных фильмах по физике с указанием адресов фирм-производителей учебной видеопродукции.
Рекомендовать провести следующую XI конференцию "Современный физический практикум" в 2010 году в г. На этой конференции заслушать информацию Ученого секретаря конференции о ходе реализации настоящих рекомендаций.

Проблемно-ориентированный лабораторный практикум с элементами деятельностного подхода как средство закрепления знаний по методам математической физики
Н.В. Калачев, А.В. Смирнов*, О.В. Мирзабекова**
Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, г. Москва
*Московский педагогический государственный университет
**Астраханский государственный технический университет
kalachev@sci.lebedev.ru, smirnovav@rambler.ru, omirzabekova@yandex.ru

Известно, что методы математической физики широко используются для оценки и прогноза практически значимых задач в профессиональной деятельности инженеров. В данной статье рассматривается один из возможных подходов формирования у студентов – будущих инженеров представлений о методах математической физики средствами проблемно-ориентированного лабораторного физического практикума (на примере изучения механических колебаний различных колебательных систем). Представленная методика способствует обучению студентов освоению методов математической физики на уровне решения проблемно-ориентированных профессиональных задач связанных с проектированием различного рода технических колебательных систем.

 

Межпредметная связь между физикой и теоретическими основами электротехники
И.В. Белицын, Т.В. Котырло, Г.Г. Спирин*, В.И. Шишковский
Алтайский государственный  технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул
*Московский авиационный институт (технический университет)

Авторами предложена и разработана математическая модель и методика расчета электромагнитного поля, создаваемого воздушной линией электропередач. Обсуждаются межпредметные связи между физикой и теоретическими основами электротехники.

 

Физический практикум в системе сквозного проектирования
В.В. Меркулова, М.И. Шафиев*
Астраханский инженерно-строительный институт
414056 г. Астрахань, ул. Татищева, 18, Vera_fizika@mail.ru
*Астраханский государственный университет
414056 г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, shfievmi@mail.ru

В данной работе рассмотрены методические вопросы по созданию специального физического практикума для студентов строительных специальностей, который учитывает профессиональную специфику студентов. Показано, что эффективность изучения физики повышается при наличии взаимосвязи физики с будущей профессиональной деятельностью студента. Приведены примеры реализации методики сквозного проектирования в физическом лабораторном практикуме.
 

Автоматизированная лабораторная установка для определения угла Брюстера
Е.Э. Фискинд, Е.О. Левашкина, О.П. Матвеев
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
E-mail: fiskind@ntspi.ru

Разработана и создана автоматизированная лабораторная установка для изучения поляризации света при отражении света от поверхности диэлектрика, характеризуемая  высокой точностью измерения угла Брюстера. ПК используется для  генерации импульсов управления, обеспечивающих поворот оптических элементов, и регистрации сигнала фотодатчика. Программное обеспечение позволяет выводить на монитор график зависимости сигнала фотодатчика от угла падения света на стеклянную пластинку.


Эксперименты по поляризации света
Ю.А. Бражкин, С.Г. Каленков, В.В. Нижегородов
Московский государственный технический университет "МАМИ"
Россия, 107023, Москва, ул. Б. Семеновская, д. 38, МГТУ "МАМИ", кафедра физики
E-mail: brazhkin48@mail.ru

Приводится описание и экспериментальная реализация опытов по демонстрации поляризационных явлений в оптике. Представлены схемы экспериментов по наблюдению поляризационных эффектов  при прохождении света через скрещенные поляризаторы. Внесение в схему эксперимента третьего поляризатора приводит к появлению света на экране.  Эксперимент распространён на случаи лазерного источника света, отражения света под углом Брюстера. Приводятся фотографии установок, реализующих данные эффекты.


К проблеме оптимизации организационной структуры и методического обеспечения физического практикума
Т.М. Елканова
Северо-Осетинский государственный университет
362000, г. Владикавказ, ул. Маркуса, 24
tamel@inbox.ru

Предложены методы активизации познавательной деятельности и развития творческой самостоятельности студентов  в процессе выполнения физического практикума.  Описаны методические пособия новой структуры.


Лабораторный практикум по радиоактивности и радиоактивным излучениям
В.А. Белянин
Марийский государственный университет
424002, г. Йошкар-Ола, ул. Коммунистическая, 44
E-mail: skva12@mail.ru

Обсуждается структура и содержание учебного лабораторного практикума по исследованию явления радиоактивности и радиоактивных излучений, а также опыт его использования при подготовке будущих учителей физики. Описаны особенности лабораторных работ, составляющих практикум. Рассматриваются варианты включения компьютера в состав лабораторных установок.
 

Методика проблемного обучения физики в техническом университете на основе информационных технологий
Т.В. Котырло, Г.Г. Спирин*, И.В. Белицын, А.В. Макаров
Алтайский государственный  технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул
*Московский авиационный институт (технический университет)

Авторами на конкретном примере (применение теоремы Остроградского-Гаусса) предложена и разработана методика включения компьютерных демонстраций и эксперимента, для проблемного обучения, стимулирующего разрешение проблемной ситуации.


Преподавание физики в нефизических вузах
И.Д. Котляров
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
lrpg@mail.ru

В предлагаемой статье рассматриваются проблемы с преподаванием физической компоненты курса «Концепции современного естествознания» (КСЕ) в нефизических вузах и пути их решения. Предложены межпредметные связи КСЕ в рамках подготовки экономистов-математиков. Составлена предварительная программа по физической компоненте для экономистов-математиков.
 

Компьютерные технологии при осуществлении школьных физических экспериментов
А.В. Ельцов, И.А. Захаркин, В.А. Степанов
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
390000 г. Рязань ул. Свободы 46
a.eltsov@rsu.edu.ru

Авторами предложена и разработана методика компьютерных демонстраций, значительно расширяющая возможности модельного демонстрационного эксперимента, что позволяет в школьной физической лаборатории моделировать и наблюдать многие, ранее недоступные для изучения, явления.
 

Проблемы создания школьного компьютеризированного практикума по физике и возможные пути их решения
Н.К. Ханнанов, Д.М.Жилин, С.В. Хоменко, А.Ю. Цуцких, М.М. Сазонов, О.А. Поваляев
ООО «Научные развлечения», г. Москва
Oleg_povalyaev@mail.ru

Разработан практикум по физике для 10-11 классов средней школы, базирующийся на применении мининоутбука в качестве инструмента сбора данных, их обработки и представления результатов, а также использовании лабораторного оборудования, спроектированного с учетом применения датчиков. Практикум включает как постановку традиционных опытов с использованием новых возможностей по получению и обработке данных, так и эксперименты, выполнение которых ранее в школе не представлялось возможным. Большое внимание в работе уделено дидактическим проблемам, в частности, поиску оптимального сочетания автоматической и ручной обработки данных и реализации его в компьютерной программе, оценке ошибок измерений, выполняемых с помощью датчиков физических величин. Рассмотрены вопросы, касающиеся технической простоты и безопасности оборудования, необходимости сознательной компоновки учащимися экспериментальной установки из отдельных элементов.
 

Критерии оценки контрольных работ на подготовительных курсах
А.В. Бурмистров
Егорьевский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО МГТУ «Станкин»
140300, Егорьевск, Московская область, ул. Профсоюзная, д. 34.
e-mail: av_burmistrov@rambler.ru

Предлагаются критерии оценки для двух типов контрольных работ на подготовительных курсах по физике. Первый тип по составу варианта подобен варианту ЕГЭ, второй соответствует традиционным вступительным экзаменам. Проводится сопоставление предложенных критериев с критериями, применявшимися на ЕГЭ. Результаты могут представлять интерес для преподавателей подготовительных курсов и членов приёмных комиссий.
 

Учебная литература по физике в свете изменения государственных образовательных стандартов: проблемы, перспективы, развитие
А.В. Никифоров, А.С. Цыбина
ООО «Издательство «ЛАНЬ»
192029 Санкт-Петербург, Общественный пер., д. 5
E-mail: lan@lpbl.spb.ru

Рассматриваются проблемы соответствия учебной литературы государственным образовательным стандартам третьего поколения, критерии оценки качества учебной литературы, изменения в образовательных методиках и в преподавании современного курса физики в вузах.

 

Abstracts

Problems of Physical Education  and Way of Their Decision in the Light of Materials of Хth Conference «Modern Physical Practice»
G.P. Stefanova*, M.B. Shapochkin, N.V. Kalachev, V.V. Smirnov*, A.M. Lihter*, O.M. Alykova*
Physical Institute of P.N. Lebedev of the Russian Academy of Sciences, the Moscow Physical Society, Moscow
*Astrakhan’  State University
kalachev@sci.lebedev.rukof@aspu.ru

Representatives of Program and organizational committees and organizers of conference have presented the report on the last conference, have summed up the last discussions, and have planned ways of the decision of problems of physical education to high schools of our country. Decision of Хth conference «Modern physical practical work» is published.


The Problem-Focused Laboratory Practical Work with Elements the Activity Approach as Means of Fastening of Knowledge on Methods of Mathematical Physics
N.V. Kalachev, A.V. Smirnov *, O.V. Mirzabekova **
Physical Institute of P.N. Lebedev of the Russian Academy of Sciences, Moscow
*Moscow Pedagogical State University
**Astrakhan State Technical University
kalachev@sci.lebedev.rusmirnovav@rambler.ruomirzabekova@yandex.ru

It is known, that methods of mathematical physics are widely used for estimation and the forecast of practically significant problems in professional work of engineers. In given article one of possible approaches of formation at students – the future engineers of representations about methods of mathematical physics by means of the problem-focused laboratory physical practical work (on an example of studying of mechanical fluctuations of various oscillatory systems) is considered. The presented technique promotes training of students to development of methods of mathematical physics at level of the decision of the problem-focused professional problems connected with designing of a various sort of technical oscillatory systems.


Intersubject Communication between Physics and Theoretical Bases Electrical Engineers
I.V. Belitsyn, T.V. Kotyrlo, G.G. Spirin*, V.I. Shishkovsky
Altay State Technical University of I.I. Polzunov, Barnaul
*Moscow Aviation Institute (Technical University)

Authors offer and develop mathematical model and a design procedure of the electromagnetic field created by an air-line of electricity transmissions. Intersubject communications between physics and theoretical bases electrical engineers are discussed.

Physical Practical Work in System of Through Designing
V.V. Merkulova, M.I. Shafiev*
The Astrakhan construction institute
414056 Astrakhan, Tatischev’s street, 18, Vera_fizika@mail.ru
*Astrakhan state university
414056 Astrakhan, Tatischev’s street, 20а, shfievmi@mail.ru

In the given work methodical questions on creation of a special physical practical work for students of building specialties which considers professional specificity of students are considered. It is shown, that efficiency of studying of physics is improved in the presence of interrelation of physics with the future professional work of the student. Examples of realization of a technique of through designing in a physical laboratory practical work are resulted.

Automated Laboratory Installation for Definition of Brewster’s Angle
E.E. Fiskind, E.O. Levashkina, O.P. Matveev
Nizhniy Tagil State Socially-pedagogical Academy
E-mail: fiskind@ntspi.ru

The automated laboratory installation for studying of light polarization is developed and created at reflection light from a surface dielectric characterized by high accuracy of measurement of Brewster’s angle. The personal computer is used for generation of impulses of the management providing turn of optical elements, and registration of a signal of the photogauge. The software allows deducing on the monitor the schedule of dependence of a signal of the photogauge from an angle of falling of light on a glass plate.

Experiments on Light Polarization
J.A. Brazhkin, S.G. Kalenkov, V.V. Nizhegorodov
Moscow State Technical University "MAMI"
Russia, 107023, Moscow, B. Semenovskaja’s street, 38
E-mail: brazhkin48@mail.ru

The description and experimental realization of experiences on demonstration of the polarizing phenomena in optics is resulted. Schemes of experiments on supervision of polarizing effects are submitted at light passage through the crossed polarizers. Entering into the scheme of experiment of the third polarizer leads to light occurrence on the screen. Experiment is extended to cases of a laser light source, light reflection under Brewster’s angle. Photos of the installations realizing given effects are resulted.

On a Problem of Optimization of Organizational Structure and Methodical Background of a Physical Practical Work
T.M. Elkanova
The North Ossetia State University
362000, Vladikavkaz, Markus street, 24
tamel@inbox.ru

Methods of activization of cognitive activity and development of creative independence of students in the course of performance of a physical practical work are offered. Methodical grants of new structure are described.

Laboratory Practical Work on a Radio-Activity and to Radioactive Radiations
V.A. Belyanin
Mari State University
424002, Ioshkar Ola, street Communistic, 44
E-mail: skva12@mail.ru

The structure and the maintenance of an educational laboratory practical work on research of the phenomenon of a radio-activity and radioactive radiations, and also experience of its use is discussed by training of the future teachers of physics. The peculiar features of the laboratory assignments making a practical work are described. Variants of inclusion of the computer in structure of laboratory installations are considered.

Technique of Problem Education of Physics at Technical University on the Basis of Information Technologies
T.V. Kotyrlo, G.G. Spirin*, I.V. Belitsyn, A.V. Makarov
Altay State Technical University of I.I. Polzunov, Barnaul
*Moscow Aviation Institute (Technical University)

Authors on a concrete example (application of the theorem Ostrogradsky-Gauss) offer and develop a technique of inclusion of computer demonstrations and experiment, for the problem training stimulating the permission of a problem situation.

Physics Teaching in Non-Physical High Schools
I.D. Kotlyarov
The St.-Petersburg State Engineering-Economic University
lrpg@mail.ru

In offered article problems with teaching physical course components of "the Concept of modern natural sciences» (CMNS) in non-physical high schools and a way of their decision are considered. Intersubject communications CMNS within the limits of education of economists-mathematicians are offered. The preliminary program on physical a component for economists-mathematicians is made.

Computer Technologies at Realization of School Physical Experiments
A.V. Eltsov, I.A. Zakharkin, V.A. Stepanov
S.A. Yesenin Ryazan State University
390000 Ryazan of street of Freedom 46
a.eltsov@rsu.edu.ru

Authors offer and develop the technique of computer demonstrations considerably expanding possibilities of modeling demonstration experiment that allows to model and observe in school physical laboratory many, earlier inaccessible to studying, the phenomena.

Problems of Creation of the School Computerized Practical Work on the Physicist and Possible Ways of Their Decision   
N.K. Khannanov, D.M. Zhilin, S.V. Khomenko, A.Yu. Tsutskih, M.M. Sazonov, O.A. Povalyaev
Open Company «Scientific Entertainments», Moscow
Oleg_povalyaev@mail.ru

On the physicist the practical work is developed for 10-11 classes of the high school, based on application of the minilaptop as the tool of data gathering, their processing and representation of results, and also use of the labware designed taking into account application of gauges. The practical work includes as statement of traditional experiences with use of new possibilities on reception and data processing, and the experiments which performance earlier at school was not represented possible. The big attention in work is given didactic problems, in particular, to search of an optimum combination of automatic and manual data processing and its realisation in the computer program, an estimation of errors of the measurements which are carried out by means of gauges of physical sizes. The questions, concerning technical simplicity and safety of the equipment, necessity of conscious configuration by pupils of experimental installation from separate elements are considered.

Criteria of an Estimation of Examinations on Preparatory Courses
A.V. Burmistrov
Egorevsky Institute of Technology (branch)  MSTU "Stankin"
140300, Egoryevsk, the Moscow area, street Trade-union, 34.
E-mail: av_burmistrov@rambler.ru

Criteria of estimation for two types of examinations on preliminary courses on the physicist are offered. The first type on variant structure is similar to variant Unified State Examination (USE), the second corresponds to traditional entrance examinations. Comparison of the offered criteria to the criteria applied on USE is spent. Results can be of interest for teachers of preliminary courses and members of admission commissions.

Educational Literature on the Physicist in the Light of Change of the State Educational Standards: Problems, Prospects, Development
A.V. Nikiforov, A.S. Tsybina
Open Company "Publishing House "LAN"
192029 St.-Petersburg, the Obschestvenniy lane, 5
E-mail: lan@lpbl.spb.ru

Problems of conformity of the educational literature to the state educational standards of the third generation, criteria of an estimation of quality of the educational literature, change in educational techniques and in teaching of a modern course of physics in high schools are considered.

 

 

Информация
ООО «Издательский дом МФО»
119991, Москва, Ленинский проспект, 53
тел.: 8 (916) 680-88-68

ООО «Издательский дом МФО» дистрибьютор учебной техники по физике для вузов. Учебное оборудование может использоваться в качестве лабораторной поддержки при изучении общего курса физики, спецкурсов и при проведении НИР со студентами. Самостоятельно функционирующие установки выпускаются тематическими комплектами. Циклы лабораторных работ служат для формирования у студентов инженерно-физического мышления в области классической и квантовой физики, иллюстрируют области их практического применения. Учебное оборудование позволяет проводить лабораторные занятия методом многоуровневой тематической фронтальности. В настоящее время можно купить со склада в Москве следующее оборудование:

– по разделу МЕХАНИКА (комплект лабораторного оборудования –3 установки):

1. МОДЕЛЬ КОПРА
2. МАХОВИК
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ПУЛИ МЕТОДОМ ФИЗИЧЕСКОГО МАЯТНИКА

– по разделу МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (комплект лабораторного оборудования – 6 установок):

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОЙ ТЕПЛОТЫ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ И
ИЗМЕНЕНИЯ ЭНТРОПИИ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ ОЛОВА
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЕМКОСТЕЙ МЕТОДОМ
КЛЕЙМАНА-ДЕЗОРМА
3. ИЗМЕРЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ВОЗДУХА МЕТОДОМ НАГРЕТОЙ НИТИ
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ВНУТРЕННЕГО ТРЕНИЯ
ВОЗДУХА И СРЕДНЕЙ ДЛИНЫ СВОБОДНОГО ПРОБЕГА
5. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАКУУМА
6. ИЗУЧЕНИЕ КАЛОРИМЕТРА

– по разделу СТАТИСТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА (комплект лабораторного оборудования – 6 установок):

1. ИЗУЧЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСВЕЛЛА
2. ИЗУЧЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БОЛЬЦМАНА.
3. ИЗУЧЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БОЗЕ-ЭЙНШТЕЙНА ДЛЯ ФОТОНОВ
4. ИЗУЧЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕРМИ-ДИРАКА ДЛЯ ЭЛЕКТРОНОВ
ПРОВОДНИКА.
5. ИЗУЧЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕРМИ-ДИРАКА ДЛЯ ЭЛЕКТРОНОВ
ПОЛУПРОВОДНИКА N 1.
6. ИЗУЧЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕРМИ-ДИРАКА ДЛЯ ЭЛЕКТРОНОВ
ПОЛУПРОВОДНИКА N 2.
– по разделу ФИЗИКА НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ПЛАЗМЫ (комплект лабораторного оборудования – 4 установки):

1. ОПТИЧЕСКИЙ МЕТОД ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПЛАЗМЫ
2. ЗОНДОВЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПЛАЗМЫ
3. ЭФФЕКТ РАМЗАУЭРА
4. ИЗУЧЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕРМИ-ДИРАКА ДЛЯ ЭЛЕКТРОНОВ ПРОВОДНИКА

Учебные установки успешно эксплуатируются во многих учебных вузах России и стран СНГ, имеют сертификаты качества. Технические паспорта включают методическое обеспечение для большинства лабораторных установок, в том числе, на персональных компьютерах.