Том 14, номер 2  2008                                           ISSN 1609 - 3143

 

 Физическое образование в вузах

 

Издательский Дом  Московского Физического общества

 

Редколлегия журнала "Физическое  образование в вузах"

Главный редактор

               Крохин Олег Николаевич - академик, Московский инженерно-физический институт (государственный  университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.  

Заместители Главного редактора

               Гладун Анатолий Деомидович - Московский физико-технический институт (государственный  университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
               Николаев Владимир Иванович - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Центр переподготовки научно-педагогических кадров МГУ, Москва, Россия.
               Суханов Александр Дмитриевич - Российский университет дружбы народов, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия.
               Шапочкин Михаил Борисович - НТЦ "ЛАБЭКС", Московское физическое общество, Москва, Россия.

Редакционная коллегия

               Гороховатский Юрий Андреевич - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.            
               Кудрявцев Николай Николаевич - Московский физико-технический институт (государственный  университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
               Колесников Юрий Леонидович - Санкт-Петербургский  государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, Россия.
               Лебедев Юрий Анатольевич - Объединённое физическое общество РФ, Москва, Россия.
               Песоцкий Юрий Сергеевич - Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), Москва, Россия.
               Рудой Юрий Григорьевич - Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
               Светозаров Владимир Владимирович -  НТЦ "ВЛАДИС", Московский  инженерно-физический институт (государственный  университет), Москва, Россия.
               Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет), Москва, Россия.
               Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
               Чернышев Виктор Викторович - Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н.Е. Жуковского, Москва, Россия.

Ответственный секретарь

               Калачев Николай Валентинович - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН,  Московское физическое общество, Москва, Россия.

Техническая редакция

               Березин Павел Дмитриевич - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.
               Черткова Ирина Николаевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.

Издательский дом МФО, 2008 г.

 

Физическое образование в вузах
Т. 14, N 2, 2008
Содержание
3 Академик И.К. Кикоин - выдающийся ученый, гражданин, человек
(к 100-летию со дня рождения)

С.Д. Лазарев
10 О роли подсказки в преподавании
В.И. Николаев
25 О предстоящем в 2011 году переопределении килограмма, ампера, кельвина и моля
Г.М. Трунов
36 К намечаемому переопределению основных единиц СИ
А.Д. Суханов, О.Н. Голубева
40 Формула для критического поля сверхпроводящего перехода и смежные вопросы в вузовском курсе физики
С.Н. Сазонов
49 Рационализация некоторых записей студентов в тетрадях
Г.А. Розман
56 Физика в системе целевой подготовки контингента обучаемых технических вузов
Ю.А. Андреенко, А.Е. Пареньков, К.Л. Косырев, В.А. Косарев
63  Разработка интегрированной интернет-системы для обработки и управления данными при дистанционной поддержке изучения физики в техническом вузе
Л.И. Аладинская, А.С. Беланов, С.А. Лесько
78 К вопросу о реализации принципа профессиональной направленности при дистанционном изучении физики будущими инженерами
О.В. Мирзабекова
84 Приближение "эффективной массы" в дисциплинах специальности "Радиофизика и электроника"
К.Т. Ермаганбетов, Л.В. Чиркова
92 Технологический подход к исследовательской работе студентов
Г.Н. Лобова
101 Уточнённый метод Клемана и Дезорма для определения отношения СP/CV
П.М. Меднис
106 Эксперимент для объяснения явления самоиндукции
Н.Я. Молотков, О.В. Ломакина, А.А. Егоров
113  Информационные и коммуникационные технологии в профессиональном физическом образовании
В.А. Гуртов, И.В. Климов, А.И. Назаров
125 Дистанционное изучение физики: от школьника до студента-заочника
О.Я. Березина, А.И. Назаров, С.А. Чудинова, А.Ю. Алексеев
134 Фундаментальная подготовка по курсу общей физики в педагогическом университете
В.И. Коломин
140 Аннотации

Physics in Higher Education
T. 14, N 2, 2008
The contents

3 Academician I.K. Kikoin - the Outstanding Scientist, the Citizen, the Person  (to Century from the Date of a Birth)
С.D. Lazarev
10 On the Role of the Prompt in the Teaching
V.I. Nikolaev
25 About Forthcoming Redefinition of the Kilogram, Ampere, Kelvin and Mole in 2011
G.M. Trunov
36 To the Planned Redefinition on the Basic Units SI
A.D. Sukhanov, O.N. Golubeva
40 Formula for the Transition Field of type - 1 Superconductor and the Nearest Problems  in the University Textbooks on Physics
S.N. Sazonov
49 Rationalization of Some Records of Students in Writing-Books
G.A. Rozman
56 Physics in the System of Intentional Learning of Students in Technical Universities
Yu.A. Andreenko, A.E. Parenkov, K.L. Kosirev, V.A. Kosarev
63 Development Integrated Internet System of Processing and Managements Data for Remote Support of Studying Physics in the Technical College
L.I. Aladinskaja, A.S. Belanov, S.A. Lesko
78 To Question about Realization of Principle of Professional Orientation at the Controlled  from Distance Teaching Physics of Future Engineers
O.V. Mirzabekova
84 The Formalism of Effective Mass for Subjects of Specialty "Radiophysics and Electronics"
K.T. Ermaganbetov, L.V. Chirkova
92 Technological Approach to the Students Research Activity
G.N. Lobova
101 Making More Precise the Clement and Desormes Method of Definition of the Relation СP/CV
P.M. Mendis
106 Experiment for a Substantiation of the Phenomenon of a Self-Induction
N.Ja. Molotkov, O.V. Lomakina, A.A. Egorov
113 Information and Communication Technologies in Professional Physical Education
V.A. Gurtov, I.V. Klimov, A.I. Nazarov
125 Distance Education of Physics: from Schoolboy to External Student
O.J. Berezina, A.I. Nazarov, S.A. Chudinova, A.J. Alekseev
134 Fundamental Training at the Course of the General Physics at Pedagogical University
V.I. Kolomin
140 Abstracts

 

Физическое образование в вузах
УЧРЕДИТЕЛИ ЖУРНАЛА:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Международная Ассоциация Разработчиков и Производителей Учебной Техники
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 019360 от 2 ноября 1999 г.
119991, Москва В-333,                                   Телефоны: (499)132-66-51
Ленинский пр. 53,                                                                                          Факс: (499)132-66-51
Издательский дом МФО                                                                          E-mail: kalachev@sci.lebedev.ru
8-903-268-3560 Ирина Николаевна                                                        E-mail: pavel@lebedev.ru
Уважаемые коллеги!
Издательский дом Московского Физического общества продолжает подписку на журнал "Физическое образование в вузах". Учредителями журнала являются Министерство образования и науки РФ, Московское Физическое общество и МАРПУТ. Редколлегию журнала составили видные ученые-специалисты в области физического образования России, сотрудники Минобрнауки и Минобороны РФ. Наш журнал двуязычный (принимаются статьи на русском и английском языках) и распространяется в странах СНГ.
Главный редактор журнала  академик Российской академии наук, профессор МИФИ, зам. директора Физического института им. П.Н. Лебедева РАН О.Н. Крохин.
Данный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ.
Web страница журнала в сети Интернет: http://pinhe.lebedev.ru .


Здесь можно найти Авторский указатель за 1995-2008 гг.
Основные разделы журнала
1.     Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже.
2.     Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах.
3.     Современный лабораторный практикум по физике.
4.     Демонстрационный лекционный эксперимент.
5.     Информационные технологии в физическом образовании.
6.     Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях.
7.     Текущая практика маломасштабного физического эксперимента.
8.     Связь общего курса физики с другими дисциплинами.
9.     Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Журнал издается объемом около 12 печатных листов, ежеквартально, тиражом около 500 экз.
Просим Вас присылать в адрес нашей редакции статьи, относящиеся к тематике нашего журнала (желательно на базе опыта вашего вуза). Размер статьи не должен превышать 15 стр. (включая рисунки и литературу). Для публикации необходимо выслать в адрес редакции 2 экз. статьи в твердой копии. Необходимо приложить также дискету с электронной версией статьи, набранной в WINWORD 6.0/95. (Параметры набора статьи: шрифт Тimes New Roman Cyr., размер 10; отступы верхний 2,2 см; нижний 7 см; левый 3 см; правый 4,5 см; интервал полуторный). Рисунки представлять в отдельном файле в формате TIFF, JPG, BMP, PCX. Разрешение полутоновых рисунков (фотографий) должно быть не менее 150 точек на дюйм (dpi), черно-белых (графиков и схем) - не менее 300 точек на дюйм. Необходимо указать место работы авторов, почтовый и электронный адреса, а также название статьи на английском языке. Для ускорения публикации желательно выслать ее по электронной почте в адрес редакции. Статьи должны сопровождаться аннотацией на русском и английском языках.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что авторам, кафедры которых подпишутся на наш журнал, будет даваться преимущество при публикации статей, информационных сообщений об издаваемых Вами книгах и методических пособиях, а также Ваших сообщений рекламного характера.
Мы готовы опубликовать Ваши рекламные материалы, заказные статьи, коммерческие проекты. Информацию о расценках на эти услуги и условиях подписки можно получить в редакции.
Подписавшись на журнал, Ваша кафедра окажет содействие развитию физического образования в России, поможет общению преподавателей физики России и стран СНГ.
Журнал внесен в "Каталог. Газеты и журналы. 2-е полугодие 2008 года. Агентство "Роспечать". Индекс 71371.


УСЛОВИЯ ПОДПИСКИ
Стоимость подписки на год c 1 января 2008 г. - 1000 рублей (включая НДС).
Банковские реквизиты ООО "Издательского дом МФО":
р/с N 40702810038280100249 в Донском отделении СБ N 7813, г. Москва, Сбербанк России ОАО,
г. Москва. к/с N 30101810400000000225, БИК 044525225, ИНН N 7736045853, КПП 773601001.
В платежке указать назначение платежа "За подписку на журнал" и точный адрес для рассылки.
Глубокоуважаемые коллеги!
Редакция журнала подготовила компакт-диск, на котором можно найти все статьи, выпущенные в журналах с 1995 по 2008 гг. Стоимость диска с пересылкой составляет 500 руб. Заявки на изготовление и пересылку диска просим присылать по электронной почте в адрес редакции: kalachev@sci.lebedev.ru или по телефону: (499) 132-6651 Николай Валентинович или Ирина Николаевна.
Выпускающий редактор Николаев В.И.

 

Академик И.К. Кикоин - выдающийся ученый, гражданин, человек
(к 100-летию со дня рождения)

28 марта 2008 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося ученого, дважды Героя Социалистического Труда академика И.К. Кикоина. Академик И.К. Кикоин входит в плеяду ученых, определивших лицо науки нашей страны, ему принадлежит выдающаяся роль в решении атомной проблемы в СССР. С его именем связаны многие достижения как в фундаментальной физике, так и в решении важнейших задач Атомного проекта в нашей стране. Под руководством И.К. Кикоина в нашей стране создана уникальная промышленность по разделению изотопов урана. И.К. Кикоин сыграл громадную роль в формировании современного уровня физического образования. Его деятельность в этой области оказала большое влияние на формирование физического мышления у целого поколения исследователей нашей страны.
Исаак Константинович Кикоин родился 28 марта 1908 года в провинциальном городе Жагары, расположенном вблизи столицы Литвы - Вильнюса, в семье школьного учителя. Родители Исаака Константиновича были людьми культурными и образованными, они свободно владели несколькими иностранными языками, отец преподавал в школе математику и латинский язык. В 1923 году И.К. Кикоин в Пскове, куда к тому времени переехала семья, в пятнадцатилетнем возрасте закончил школу N 1 имени Л.М. Поземского. Поскольку в институт по правилам того времени можно было поступать только с 17 лет, Исаак Константинович поступает в Псковское землемерное училище (позднее - Землеустроительный техникум), который заканчивает в 1925 году. Влияние отца, прекрасные школьные педагоги по физике и математике во многом определили выбор будущей профессии И.К. Кикоина - он решает стать физиком и в 1925 году поступает на физико-механический факультет Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина. После окончания института в 1930 году Исаак Константинович получает направление в Ленинградский физико-технический институт, в котором он начал работать будучи студентом. Руководитель ЛФТИ академик А.Ф. Иоффе, царящая в институте атмосфера научного творчества оказали большое влияние на формирование И.К. Кикоина как ученого. Его научная деятельность началась еще на студенческой скамье, первая научная работа, посвященная исследованию роли свободных электронов в ферромагнетиках, была опубликована в 1929 году. В 1930 году И.К. Кикоин был направлен академиком А.Ф. Иоффе на стажировку в ведущие научные институты Германии и Голландии, где посетил Лейденскую лабораторию, а также лаборатории таких известных физиков как Рентген, Дебай и др. Работы, выполненные
И.К. Кикоиным в предвоенные 1930 - 1941 годы, посвящены исследованиям в области физики конденсированного состояния материи, они принесли ему мировую известность. Наиболее значительные из полученных в этот период результатов - открытие (совместно с М.М. Носковым) нового фотомагнитного эффекта в полупроводниках, вошедшего в историю физики, как эффект Кикоина-Носкова; обнаружение аномального эффекта Холла в ферро- и пара- магнетиках
(в литературе известен как эффект Холла-Кикоина); обнаружение и измерение эффекта Холла и эффекта изменения сопротивления в магнитном поле в жидких металлах; первое измерение гиромагнитного отношения в сверхпроводниках. В 1934 году И.К. Кикоин в Ленинградском физико-техническом институте защищает диссертацию на соискание степени доктора физико-математических наук (утверждена в 1935 году), посвященную открытию и исследованию фотомагнитного эффекта в кристаллах закиси меди. В 1936 году И.К. Кикоин переезжает в г. Свердловск, где был создан новый научный центр - Уральский физико-технический институт. В этом институте И.К. Кикоиным были продолжены начатые в Ленинграде исследования в области физики твердого тела. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война круто изменила характер исследований, проводимых И.К. Кикоиным. Он переключается на решение прикладных задач, важных для повышения обороноспособности страны. В 1942 году под руководством
И.К. Кикоина была разработана и внедрена на заводе новая система электрических измерений постоянных токов большой величины. Эта работа была удостоена в том же году Государственной премии, вскоре после этого (в 1943 году) И.К. Кикоин избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР.
В 1943 году в Советском Союзе начинаются работы по Атомному проекту, основной задачей которого было создание атомного оружия. И.К. Кикоин был среди первых ученых нашей страны, которые начали под руководством И.В. Курчатова решать эту задачу. И.К. Кикоин возглавил одно из ведущих направлений Атомного проекта - получение урана, обогащенного делящимся изотопом уран-235. Он переезжает в Москву и начинает работать в лаборатории N 2 (ныне Российский Научный Центр "Курчатовский Институт"), в создании которой он принял активное участие. В качестве научного руководителя проблемы разделения изотопов урана И.К. Кикоин фактически связал воедино лабораторные экспериментальные и теоретические исследования с конструкторскими решениями и разработкой технологических процессов. Его точка зрения была решающей в большинстве ключевых вопросов. И.К. Кикоин лично руководил пуско-наладочными работами в решающие моменты. В результате была создана отечественная технология разделения изотопов урана, основанная на диффузии газа через пористые перегородки, и пущены заводы по выпуску высококонцентрированного урана-235. Большую роль в решение этой задачи в чрезвычайно сжатые сроки сыграли такие качества И.К. Кикоина, как редкое сочетание таланта ученого, инженера и научного руководителя крупных коллективов. В 1949 и в 1951 году были проведены первые успешные испытания советского атомного оружия. Все работы по Атомному проекту проводились в сверхсекретном режиме. Какие-либо публикации в открытой печати, связанные с научно-техническими исследованиями, проводимыми в рамках реализации Атомного проекта, были полностью запрещены.
В 1953 году И.К. Кикоин избирается действительным членом Академии наук СССР. В середине 50-х годов наряду с работой по атомной проблеме И.К. Кикоин возобновляет в Курчатовском институте  фундаментальные исследования в области физики конденсированного состояния материи. Он всесторонне изучает фотомагнитный эффект в монокристаллах германия и кремния. Была открыта анизотропия четного и нечетного фотомагнитных эффектов , что позволило создать микроскопическую теорию фотомагнитных явлений в полупроводниках с анизотропным характером закона дисперсии носителей. Впервые обнаруженные осцилляции фотомагнитного сигнала с магнитным полем при низких температурах в полупроводниковых кристаллах антимонида индия и арсенида индия привели к радикальной перестройке теории кинетических явлений в полупроводниках при низких температурах, выявив особую роль температурной неравновесности в электронной подсистеме. Был обнаружен и исследован фотомагнитный эффект на р-n переходе, изучена кинетика фотомагнитного сигнала. Было показано, что при возбуждении избыточных электронов и дырок в полупроводнике, находящемся в магнитном поле,  заряженными частицами (протоны, a-частицы) возникают явления, которые имеют внешнюю аналогию с эффектами при освещении полупроводника светом (радиационноэлектромагнитный эффкт). Результаты, полученные И.К. Кикоиным и его учениками при исследовании фотомагнитного эффекта, привели фактически к созданию законченной главы в современной физике полупроводников.
В 1964 году И.К. Кикоиным (совместно с Лазаревым С.Д.) открыт фотопьезоэлектрический эффект в полупроводниках, заключающийся в возникновении электрического поля и соответствующей электродвижущей силы в освещенном полупроводнике, подвергнутом деформации. Исследование гальваномагнитных явлений в ферромагнитных сплавах из неферромагнитных компонент, проведенное И.К. Кикоиным в 60-х годах, привело к обнаружению аномально большого эффекта Холла в этих сплавах, а также выявило, что основной механизм взаимодействия в этом эффекте связан с взаимодействием электронов проводимости с возбуждением спиновой системы. Большую роль для понимания природы металлического состояния сыграли уникальные эксперименты И.К. Кикоина по измерению электропроводности ртути в закритической области температур и давлений (1965 - 1967 г.). Был наблюден фазовый переход диэлектрик - металл при изменении расстояния между атомами, обусловленный сжатием ртутного пара при высоких температурах. Эти исследования имеют фундаментальное значение для теории фазовых переходов металл - диэлектрик и общей теории проводимости в нерегулярных системах.
Вклад И.К. Кикоина в науку не ограничивается его физическими исследованиями. Не менее плодотворна его деятельность в подготовке научных кадров. И.К. Кикоин уделяет большое внимание воспитанию молодой научной смены. Он читал лекции по общей физике в Ленинградском политехническом институте
(1932 - 1936 г.), Свердловском политехническом институте (1937 - 1941 г.), Московском инженерно-физическом институте (1945 - 1954 г.) и в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (1954 - 1966 г.). На физическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова И.К. Кикоин студентам
1 - 2 курса читает механику, молекулярную физику, электричество и оптику. Лекции И.К. Кикоина - богатые и яркие по содержанию, строгие по изложению - пользовались большой популярностью у студентов. Лекции всегда сопровождались интересными демонстрациями, которым Исаак Константинович придавал большое значение. Для студентов, которым И.К. Кикоин читал лекции, он организовал на физфаке МГУ имени М.В. Ломоносова физический кружок, куда мог записаться каждый желающий. В кружке по тематике, предложенной И.К. Кикоиным, студенты вели самостоятельные экспериментальные научные исследования. И.К. Кикоин еженедельно по вечерам приезжал в лабораторию, выделенную для этого на физфаке, и лично руководил работой студентов. Большинство членов кружка под руководством И.К. Кикоина вышли на уровень серьезных научных исследований, некоторые из них на год раньше срока защитили дипломные работы, почти все записавшиеся в кружок со временем стали кандидатами и докторами наук.
Лекции И.К. Кикоина по механике, прочитанные в МГУ имени
М.В. Ломоносова, в 1956 году были изданы, в 1963 году вышел в свет курс по молекулярной физике. Книга "Молекулярная физика" имела большой успех, в течение многих лет она была единственной рекомендованной книгой в программе по молекулярной физике для физических факультетов. И.К. Кикоин читал лекции по общей физике в МГУ имени М.В. Ломоносова около 10 лет. Он оказал большое влияние на формирование физического мышления у многих физиков нашей страны.
И.К. Кикоин считал, что подготовку ученого лучше вести со школьной скамьи - отсюда его внимание к школе. В середине 60-х годов он пришел к выводу, что научное и техническое будущее страны требует пересмотра школьного образования по физике. Он предлагает новые школьные программы по физике. В них подчеркивалось, что физика должна изучаться как экспериментальная наука, в ней излагаются наиболее важные технические применения ее закономерностей. Под руководством И.К. Кикоина в свете новых школьных программ были переработаны учебники по физике для 6 - 7 классов (автор учебников - Перышкин А.В., эти учебники впоследствии были удостоены Государственной премии), вместе с братом А.К. Кикоиным был написан учебник по физике для 8 класса, который был рекомендован Министерством просвещения в качестве стабильного. Исаак Константинович заботился о развитии системы выявления молодых талантов в стране. Он возглавлял (1965 - 1984 г.) Всесоюзный комитет по школьным олимпиадам, организовал вместе с академиком А.Н. Колмогоровым школу-интернат с физико-математическим уклоном для детей немосквичей - победителей областных олимпиад. В стенах этого заведения одаренные школьники осваивают азы науки в живом общении с выдающимися учеными. Для школьников старших классов И.К. Кикоин совместно с академиком А.Н. Колмогоровым создал не имеющий мировых аналогов физико-математический журнал "Квант", главным редактором которого он работал до конца соей жизни (1970-1984 г.).
Научная деятельность в области физики конденсированного состояния и педагогическая деятельность академика И.К. Кикоина проводились параллельно с его ответственной и напряженной работой руководителя проблемы разделении изотопов урана. Усилиями И.К. Кикоина и возглавляемых им коллективов в 50-е годы технология разделении изотопов урана была радикально изменена. На смену газодиффузионной технологии пришла более совершенная центробежная технология, основанная на работе газовых центрифуг. Это потребовало решения широкого круга задач в самых разных областях науки и техники. Центробежная технология по сравнению с газодиффузионной технологией позволила в десятки раз уменьшить расход электроэнергии при одинаковом выпуске обогащенного урана. По уровню технологии разделении изотопов урана наша страна превзошла другие страны и занимает лидирующее место в мире. Огромная промышленность по разделении изотопов урана, в становлении которой выдающуюся роль сыграл академик И.К. Кикоин, служит в настоящее время для производства ядерного топлива для атомных станций.
В 70-е годы в Курчатовском институте под руководством И.К. Кикоина были начаты научные исследования новых методов - лазерного и плазменного - разделения изотопов урана и других элементов, и получены первые успешные результаты. Возможности, открывающиеся при использовании этих методов, в настоящее время исследуются во многих лабораториях мира.
Наряду с работой по развитию и усовершенствованию методов разделения изотопов урана в Курчатовском институте И.К. Кикоиным были проведены исследования по широкому кругу проблем атомной науки и техники. Была успешно решена проблема дистанционной регистрации взрывов атомных и водородных бомб. Для этого потребовалось создать комплекс аппаратуры для обнаружения инфразвуковых колебаний и радиоактивных продуктов в атмосфере, сигналов электромагнитного излучения и сейсмических сигналов, возникающих при атомных взрывах. Проведенные исследования, отмеченные Ленинской премией, сыграли большую роль при заключении соглашения о запрещении испытаний ядерного оружия.
Новые важные научные результаты были получены академиком
И.К. Кикоиным в области молекулярной квантовой кинетики газов, физики ядерных реакторов нового типа с газообразным делящимся веществом, термоядерной плазмы, радиохимии. Были развиты на промышленном уровне методы разделения стабильных изотопов ряда элементов, необходимых для техники и медицины, создана первая высокооборотная медико-биологическая ультрацентрифуга.
За большие заслуги перед Родиной академик И.К. Кикоин был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, он награжден семью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды, "Знак Почета", другими орденами и медалями. И.К. Кикоин - лауреат Ленинской и шести Государственных премий, ему присуждены Золотая медаль имени М.В. Ломоносова, а также медали имени И.В. Курчатова и П.Н. Лебедева.
Вся жизнь и деятельность И.К. Кикоина была посвящена служению науке и стране. Традиции, заложенные И.К. Кикоиным, его вклад в развитие науки и физического образования, в создание основанной на оригинальных физических принципах промышленности, не имеющей мировых аналогов, принадлежат не только мировой истории науки и техники, но и истории нашего Отечества.

Ученик И.К. Кикоина
доктор физико-математических наук                                                                    С.Д. Лазарев


О роли подсказки в преподавании
В.И. Николаев
МГУ им. М.В. Ломоносова, физический факультет

Обсуждается вопрос о роли подсказки в преподавании физики. Рассматриваются различные виды подсказки. Приводятся примеры типовых ситуаций, в которых преподаватель, ведущий занятия, решает вопрос о выборе разновидности подсказки и о ее дозировке.

О предстоящем в 2011 году переопределении килограмма, ампера, кельвина и моля 
Г.М. Трунов
Пермский государственный технический университет

Проведен анализ отрицательных последствий, возникающих при переопределении килограмма и ампера с использованием фундаментальных констант - постоянной Планка h и элементарного заряда е. C использованием в качестве критерия постоянную тонкой структуры α, рассмотрен альтернативный вариант: переопределить килограмм как "массу определенного количества атомов углерода 12" и заменить четвертую основную единицу СИ ампер на единицу электрического заряда кулон (dim Q = Q). Эти преобразования сделают СИ более совершенной  и гармоничной системой единиц.


К намечаемому переопределению основных единиц СИ
А.Д. Суханов,  О.Н. Голубева

Комментарий редакции
В статье  Г.М. Трунова содержится весьма интересная информация о      возможном предстоящем переопределении основных единиц СИ, что отражает  положительные тенденции, которые в последние десятилетия проявились в решениях и рекомендациях Международного Комитета Мер и Весов (МКМВ). Их последовательное осуществление может привести в будущем к тому, что используемая (вместо СИ) система единиц вновь приобретет физическое  основание, будучи связанной с фиксированными значениями фундаментальных физических постоянных. В связи с этим хотелось бы высказать ряд соображений.


Формула для критического поля сверхпроводящего перехода и смежные вопросы в вузовском курсе физики
С.Н. Сазонов
Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12, кафедра физики

Анализируется содержание ряда отечественных и зарубежных учебников общей физики и физики сверхпроводников, излагающих вопрос о переходе сверхпроводника 1 рода в нормальное состояние во внешнем магнитном поле. Сделан вывод, что метод замены поля реальных токов полем фиктивной намагниченности ядер атомов сверхпроводника делает изложение материала более простым - и на уровне курса общей физики, и при рассмотрении ряда более сложных задач теории сверхпроводимости.

Рационализация некоторых записей студентов  в тетрадях
Г.А. Розман
Псковский государственный педагогический университет
E-mail: GRozman@psksu.ru

В статье рассматриваются типичные ошибки студентов при выполнении графических записей как на лекционных, так и на практических занятиях.


Физика в системе целевой подготовки контингента обучаемых технических вузов
Ю.А. Андреенко, А.Е. Пареньков, К.Л. Косырев, В.А. Косарев
ФГОУ ВПО Государственный технологический университет "МИСиС"

В статье приводятся данные экспериментальной подготовки обучаемых технических вузов по заказу предприятий  (целевая подготовка) в ГТУ МИСиС за период с 2000 года по 2006 год. Показано, что акцент предварительной подготовки на математику не является гарантом успешной учёбы для учащихся технических вузов. И наоборот, акцент на физику в предлагаемой системе дополнительной подготовки приводит к высоким результатам (более половины студентов экспериментальной группы учатся только на "хорошо" и "отлично"). Делается вывод о том, что математика, являясь "дисциплиной ума", играет важную роль в процессе целевой подготовки контингента обучаемых технических вузов, однако, физика как основа техники и как предмет, в котором наиболее значимо проявляется прикладная роль математики, является основой целевой подготовки обучаемых технических вузов.


Разработка интегрированной интернет-системы для обработки и управления данными при дистанционной поддержке изучения физики в техническом вузе
Л.И. Аладинская, А.С. Беланов, С.А. Лесько
Московский государственный университет приборостроения и информатики
107096, Москва, Россия, ул. Стромынка, д. 20
e-mail: L_Sergey@rambler.ru

Целью данной работы являлась разработка интегрированной системы управления дистанционной поддержкой изучения курса общей физики для нефизических специальностей технических вузов. Создана система, которая позволяет эффективно управлять нагрузкой учебного сервера и проводить полномасштабное обучение студентов по курсу физики с использованием разнообразной аудио- и видео- информации. Система содержит не только теоретический материал, иллюстрированный анимированными рисунками, но и лабораторные работы - демонстрации, выполнение которых позволяет обучаемому лучше разобраться в теоретическом материале. Кроме того, комплекс позволяет студентам научиться решать задачи, а также имеет функции контроля усвоения изучаемого материала и навыков решения задач.  Имеющийся в системе модуль сбора статистики позволяет создавать и обрабатывать различные виды отчетов, что делает процесс управления обучения эффективным.

 

К вопросу о реализации принципа профессиональной направленности при дистанционном изучении физики будущими инженерами
О.В. Мирзабекова
Астраханский государственный технический университет
omirzabekova@yandex.ru

Принцип профессиональной направленности является одним из ведущих в педагогике высшего профессионального образования. Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, в настоящее время вопрос о реализации данного принципа при дистанционном изучении физики будущими инженерами до сих пор остается не решенным. Поэтому перед теорией и методикой изучения физики студентами технических вузов возникает потребность поиска психолого-педагогической теории (концепции, идеи), опираясь на которую, можно выявить теоретические основы реализации принципа профессиональной направленности при дистанционном изучении физики с применением информационно- коммуникационных технологий. В качестве теоретической основы автором статьи предлагается использовать идею Н.Ф. Талызиной, согласно которой цели подготовки специалистов рассматриваются как система задач, возникающих перед будущими инженерами после окончания  вуза, но решать которые они должны научиться в  вузе.


Приближение "эффективной массы" в дисциплинах специальности "Радиофизика и электроника"
К.Т. Ермаганбетов, Л.В. Чиркова
Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова,
кафедра радиофизики и электроники
100000, ул. Университетская, 28, г. Караганда, Республика Казахстан
E-mail: ket@ksu.kz

Предлагается методика изложения формализма эффективной массы в дисциплинах специальности "Радиофизика и электроника". Основное внимание уделяется физическому смыслу понятия.


Технологический подход к исследовательской работе студентов
Г.Н. Лобова
Омский государственный технический университет
644050, г. Омск, пр. Мира, 11, РТФ, kpra@yandex.ru

В статье описано применение разработанной SADT-технологии к учебному процессу вуза для подготовки студентов к исследовательской работе. Результаты  применения доказали повышение эффективности деятельности студентов.


Уточнённый метод Клемана и Дезорма для определения отношения СP/CV
П.М. Меднис
Новосибирский государственный педагогический университет, кафедра общей физики
Россия, 630126, Новосибирск, Вилюйская 28
e-mail: pmednis@inbox.ru

Рассматривается метод Клемана и Дезорма для измерения отношения теплоемкостей газа          g= СР /CV,учитывающий условие постоянства числа частиц в системе. Выведенная формула позволяет получать более точные результаты измерений. При этом экспериментальная установка усложняется незначительно.


Эксперимент для объяснения явления самоиндукции
Н.Я. Молотков, О.В. Ломакина, А.А. Егоров
ГОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет"

При исследовании с помощью электронного осциллографа переходных процессов  в электрических цепях, имеющих одинаковое активное сопротивление, но различную индуктивность (L=0; L=/0), наглядно показано, что в случае замыкания цепи возникает ЭДС самоиндукции µsi<0, а в случае размыкания - µsi>0.


Информационные и коммуникационные технологии в профессиональном физическом образовании
В.А. Гуртов, И.В. Климов, А.И. Назаров
Петрозаводский государственный университет
пр. Ленина, 33, 185910 г. Петрозаводск, Россия
anazarov@petrsu.ru
С.Д. Ханин
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Набережная р. Мойки, 48, 191186, Санкт-Петербург, Россия

На предметном материале учебной дисциплины "Физические основы микро- и оптоэлектроники" раскрыты возможности, которые открывает использование информационных и коммуникационных технологий в профессиональной подготовке студентов физических факультетов вузов.


Дистанционное изучение физики: от школьника до студента-заочника
О.Я. Березина, А.И. Назаров, С.А. Чудинова, А.Ю. Алексеев
Петрозаводский государственный университет
пр. Ленина, 33, 185910 г. Петрозаводск, Россия
berezina@psu.karelia.ru

Описаны способы применения информационно-коммуникационных технологий  для помощи школьникам, абитуриентам и студентам различных форм обучения при изучении физики на примере программ дистанционного обучения, разработанных в ПетрГУ.


Фундаментальная подготовка по курсу общей физики  в педагогическом университете
В.И. Коломин
Астраханский государственный университет
Астрахань,  414056, ул. Татищева, 20 а, 8-8512-251818
E-mail: kolominagu@yandex.ru

Рассмотрена методическая система фундаментальной подготовки по курсу общей физики как основа формирования профессиональной компетентности студентов педагогических университетов.

Academician I.K. Kikoin - the Outstanding Scientist, the Citizen, the Person (to Century from the Date of the Birth)
С.D. Lazarev


On the Role of a Prompt in Teaching
V.I. Nikolaev
M.V. Lomonosov Moscow State University, Faculty of Physics 

The problem on the role of a prompt in teaching is discussed. The examples of the typical situations are shown when a teacher decides during a lesson the question on choosing a type of a prompt and on its measure.
 

About Forthcoming Redefinition of the Kilogram, Ampere, Kelvin and Mole in 2011
G.M. Trunov
Perm' State Technical University

It is considered negative moments connected with the redefinition of the kilogram and ampere with use of fundamental physical constants - the Plank constant h and elementary charge e. Using as criterion the fine structure constant ±, the alternative variant is considered: to redefine the kilogram as "the mass of a specified number of carbon-12 atoms" and inside the fourth basic unit of the SI "the ampere" to use the unit of electric charge "the coulomb" (dim Q = Q). These transformations will make SI more perfect and harmonious system of units.


To Planned Redefinition of the Basic Units SIК

A.D. Sukhanov, O.N. Golubeva
Peoples' Friendship University of Russia

The edition comment.
 

Formula for the Transition Field of Type - 1 Superconductor and the Nearest Problems in the University Textbooks on Physics
S.N. Sazonov
Ufa State Aviation Technical University

A survey of presentation of the question about SC - 1 transition into normal state, which was given in undergraduate textbooks on general physics and the physics of superconductors is carried out. The conclusion is made that the method of the substitution of the real currents magnetic fields onto the fictitious nuclear magnetization magnetic fields gives the simplification of the theme exposition.
 

Rationalization of Some Records of Students in Writing-Books
G.A. Rozman
Pskov State Pedagogical University
E-mail: GRozman@psksu.ru

The article discusses the most common mistakes students make when taking notes of lectures and seminars.

Physics in the System of Intentional Learning of Students in Technical Universities
Yu.A. Andreenko, A.E. Parenkov, K.L. Kosirev, V.A. Kosarev
State Technological University "Moscow Institute of Steel and Alloys"

The study was performed on the results of experimental training of students in the technical universities on demand of the enterprises (so-called intentional learning). These results have been obtained on the evidence derived from the Technical State University over a period from 2000 to 2006 year. Our findings demonstrate that concentration of preliminary training on mathematics is not able to guarantee the successful study for the students of technical universities. But concentration on physics in suggested arrangement of extra training leads to more successful results of the education. In conclusion, mathematics as a "discipline of mind" plays an important role in the intentional learning of students in technical universities. However physics as a basis for engineering is a foundation of the intentional learning of students in technical universities.

Development Integrated Internet System of Processing and Managements Data for Remote Support of Studying Physics in the Technical College
L.I. Aladinskaja, A.S. Belanov, S.A. Lesko
The Moscow State University of Instrument Engineering and Computer Science
E-mail: L_Sergey@rambler.ru

The purpose of the given work was development of integrated system by remote support of studying of rate of the general physics for non physical specialties of technical colleges. The system which allows to operate effectively loading of an educational server is created and to spend full-scale training students at the rate of physics with use of various audio and video of the information. The system contains not only the theoretical material illustrated by animated figures, but also laboratory works - demonstrations which performance allows a trainee to understand a theoretical material better. Besides the complex allows students will learn to solve problems, and also has functions of the control of mastering of a studied material and skills of the decision of problems. A module of gathering of statistics available in system allows creating and processing various kinds of reports what to do managerial process of training effective.

To Question about Realization of Principle of Professional Orientation at the Controlled from Distance Teaching Physics of Future Engineers
O.V. Mirzabekova
Astrakhan State Technical University
omirzabekova@yandex.ru

Principle of professional orientation is one of leaders in pedagogic of higher professional education. However as an analysis of scientifically-methodical literature shows today a question about realization of this principle in distance teaching of physics of future engineers is still unsolved. Therefore before a theory and method of teaching of physics of students of technical institutes there is a necessity of search of, psychological - pedagogical theory (conception, idea), wish can expose theoretical bases of realization of principle of professional orientation in distance teaching of physics with the use of informational communicational technologies. As a theoretical basis the author offers to use Mrs. Talyzina's idea, according to specialists' training are considering as the system of problems (tasks) which arises before the future engineers after their graduation, but to solve which they are obliged while their education in the institute. 

The Formalism of Effective Mass for Subjects of Specialty "Radiophysics and Electronics"
K.T. Ermaganbetov, L.V. Chirkova
Karaganda State University of E.A. Buketova
Radio Physics and Electronics Departament
E-mail: ket@ksu.kz

The method give an account the formalism of effective mass is spare in this abstract. The attention is spare for physic meaning of effective mass.

Technological Approach to the Students Research Activity
G.N. Lobova
Omsk state Technical University
kpra@yandex.ru

In this paper has proposed SADT approach for the educational process. It has described the application of this technology to the student's preparation for the research activity. Results have shown increase of the student's activity.

Making More Precise the Clement and Desormes Method of Definition of the Relation Ср/CV
P.M. Mednis
Novosibirsk State Pedagogical University
pmednis@inbox.ru

The Clement and Desormes method for measuring the relation the heat capacities
g = СР/CV is considered in order to include the condition for the number of the particles in system to be constant. The new formulae derived leads to the more precise results of the measurement. The experimental setting in this case is no more complicated then usual one.

Experiment for a Substantiation of the Phenomenon of a Self-Induction
N.Ja. Molotkov, O.V. Lomakina, A.A. Egorov
The Tambov State Technical University

Investigating with the help of an electronic oscillograph transients in the electric circuits having identical active resistance, but various inductance (L=0; L=/0), it is evidently shown, that at closing of a circuit appears EMF of a self-induction  µsi < 0, and at disconnection of circuit - µsi > 0.

Information and Communication Technologies in Professional Physical Education
V.A. Gurtov, I.V.  Klimov, A.I.  Nazarov
Petrazavodsk State University
anazarov@petrsu.ru
S.D. Khanin
Herzen's Russian State Pedagogical University

Capabilities of information and communication technologies in professional physical education are described. As example content of micro- and optoelectronic courses are regarded.


Distance Education of Physics: from Schoolboy to External Student
O.J. Berezina, A.I. Nazarov, S.A. Chudinova, A.J. Alekseev
Petrozavodsk State University
berezina@psu.karelia.ru

Capabilities of information and communication technologies in physical education are uncovered. E-learning methods for schoolboys, external students and full students by the example of Petrozavodsk State University education programs are described.

Fundamental Training at the Course of the General Physics at Pedagogical University
V.I. Kolomin
Astrakhan State University
E-mail: kolominagu@yandex.ru

The methodical system of fundamental training at the course of General Physics as a basis of the formation of students' professional competence at pedagogical universities is considered.