Том 14, номер 1,  2008                                           ISSN 1609 - 3143

 

 Физическое образование в вузах

 

Издательский Дом  Московского Физического общества

 

Редколлегия журнала "Физическое  образование в вузах"

Главный редактор

               Крохин Олег Николаевич - академик, Московский инженерно-физический институт (государственный  университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.  

Заместители Главного редактора

               Гладун Анатолий Деомидович - Московский физико-технический институт (государственный  университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
               Николаев Владимир Иванович - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Центр переподготовки научно-педагогических кадров МГУ, Москва, Россия.
               Суханов Александр Дмитриевич - Российский университет дружбы народов, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия.
               Шапочкин Михаил Борисович - НТЦ "ЛАБЭКС", Московское физическое общество, Москва, Россия.

Редакционная коллегия

               Гороховатский Юрий Андреевич - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.            
               Кудрявцев Николай Николаевич - Московский физико-технический институт (государственный  университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
               Колесников Юрий Леонидович - Санкт-Петербургский  государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, Россия.
               Лебедев Юрий Анатольевич - Объединённое физическое общество РФ, Москва, Россия.
               Песоцкий Юрий Сергеевич - Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), Москва, Россия.
               Рудой Юрий Григорьевич - Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
               Светозаров Владимир Владимирович -  НТЦ "ВЛАДИС", Московский  инженерно-физический институт (государственный  университет), Москва, Россия.
               Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет), Москва, Россия.
               Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
               Чернышев Виктор Викторович - Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н.Е. Жуковского, Москва, Россия.

Ответственный секретарь

               Калачев Николай Валентинович - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН,  Московское физическое общество, Москва, Россия.

Техническая редакция

               Березин Павел Дмитриевич - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.
               Черткова Ирина Николаевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.

Издательский дом МФО, 2008 г.

 

Физическое образование в вузах
Т. 14, N 1, 2008
Содержание

3 "Комплементарность" физики и математики в учебных программах общенаучных дисциплин
Н.М. Кожевников
11 Моделирование при обучении физиков-теоретиков в классическом университете
М.Г. Стуленков, А.А. Червова
16 О преподавании дисциплин  "Электротехника" и "Радиотехника" на физических факультетах педвузов
В.Д. Сёмаш
20 Применение разноуровневых задач в учебном процессе
В.С. Бабаев
23 Рассмотрение некоторых вопросов физики полимеров в курсе общей физики
Е.В. Простомолотова
30 Системообразующие связи в физических и химических системах
Н.Е. Дерябина, А.Г. Дерябина
35 Изучение спектра излучения нагретого вольфрама
М.Б.Шапочкин
42 Теоретическое предсказание и  экспериментальная проверка частоты звука при вдувании воздуха в бутылку
С.В. Бубликов, А.Е. Бойкова, Н.А. Быков
45 Обучение моделированию управляемых физических систем
С.В. Борисёнок
54 Сочетание традиционных и современных компьютерных технологий в лабораторном практикуме
Н.Н. Безрядин, Т.В. Прокопова, Е.М. Агапова, Л.В. Васильева
61 Цикл переносных лабораторных работ по дисциплинам "Физика" и "Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг"
Н.В. Калачёв, С.М. Кокин, В.А.  Никитенко, Е.К. Силина, М.В. Бахарев, А.О. Воробьёв
70 Разработка программного обеспечения для численного моделирования перколяции в двумерных регулярных структурах
А.С. Алешкин,  А.С. Беланов,  Д.О. Жуков
77 Численное моделирование перколяционных процессов в двумерных регулярных структурах
А.С. Алешкин,  А.С. Беланов,  Д.О. Жуков
89 Изучение состояния знаний студентов о естественнонаучных методах познания
Е.А. Бершадская
104 Исследовательский подход в обучении физике на этапе довузовской подготовки старшеклассников
О.В. Козачкова, Н.К. Щепкина
113 Электронный учебно-методический комплекс и дистанционное изучение курсов "Физика" и "Концепция современного естествознания" в техническом вузе
В.В. Горбачев, А.Ф. Смык
120 Аннотации
125 Информация

Physics in Higher Education
V. 14, N 1, 2008
The contents

3 Physics and Mathematics "Сomplementary" in Education Programs for General Science Subjects
N.M. Kozhevnikov
11 Simulation in Training Physicists-Theorists at Classical University
M.G. Stulenkov, A.A. Chervova
16 About Teaching of Соurses "Electrotechnique" and "Radiotechnique" on Physical Faculties of Pedagogical Universities
V.D. Semash
20 The Use of Level-Distinguished Problems in Educational Process
V.S. Babaev
23 The Study of Some Questions of Polymer Physics in the  Framework of General Physics Course
E.V. Prostomolotova
30 System Generating Relations in Physical and Chemical Systems
N.E. Deryabina, A.G. Deryabina
35 Studying of a Spectrum of Radiation Heated Tungsten
M.B. Shapochkin
42 Theoretical Prediction and Experimental Proof of Audio Frequency when Blowing up Air into a Bottle
S.V. Bublikov,  A.E. Boikova, N.A. Bykov
45 The Stude of  Controlled Physical System Modeling
S.V. Borisyonok
54 Combination of Traditional and Modern Computer Technologies in a Laboratory Practical Work
N.N. Bezrjadin, T.V. Prokopova, E.M. Agapov, L.V. Vasileva
61 Cycle of Portable Laboratory Works on Disciplines of "Physicist" and "Methods and Devices of the Control of Environment and Ecological Monitoring"
N.V.  Kalachev, S.M. Kokin, V.A. Nikitenko, E.K. Silin, M.V. Baharev, A.O. Vorobyov
70 Development of Software for Numerical Modeling Percolation in Bidimentional Regular Structures
A.S. Alyoshkin, A.S. Belanov, D.O. Zhukov
77 Numerical Modeling of Percolation Processes in Bidimentional Eegular Structures
A.S. Alyoshkin, A.S. Belanov, D.O. Zhukov
89 Studying of Students Knowledge Condition About Natural-Science Cognition Methods
E.A. Bershadskaya
104 Exploring Approach in Teaching Physics at the Before-university Stage
O.V. Kozachkova, N.K. Shepkina
113 Electronic Studying-methodical Complex and Remote Studying of Courses of "Physicist" and "Concept of Modern Natural Sciences" in a Technical College
V.V. Gorbachev, A.F. Smyk
120 Abstracts
125 Information

 

"Комплементарность" физики и математики в учебных программах общенаучных дисциплин
Н.М. Кожевников
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
195251 Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
e-mail: nkozhevn@mail.ru

Проанализирован уровень взаимовлияния общей физики и высшей математики в учебных программах современной высшей школы. Показано, что математической основой курса общей физики могут быть школьные знания по математике, в связи с чем этот курс должен начинаться с первого семестра. Курс высшей математики,  ориентированный на формирование математических понятий и изучение абстрактных математических структур, для раскрытия содержания и иллюстрации математических идей, образов и методов опирается как на школьную, так и на вузовскую физику.

 

Моделирование при обучении физиков-теоретиков в классическом университете
М.Г. Стуленков, А.А. Червова
Волжский государственный инженерно-педагогический университет
603004 г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9
e-mail: stulenkov@gmail.com

Статья посвящена роли моделирования в обучении студентов, специализирующихся на теоретической физике. Достоинства компьютерных моделей, их педагогическая ценность и практическое применение - основные темы статьи. Приведена модель актуальной задачи о тонких сверхпроводящих пленках, являющаяся выполняемой студентом-теоретиком дипломной работой. Данный пример хорошо иллюстрирует основные доводы в пользу моделирования при обучении в классическом университете.

 

О преподавании дисциплин  "Электротехника" и "Радиотехника" на физических факультетах педвузов
В.Д. Сёмаш
Московский педагогический государственный университет
119435, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 29
e-mail: witold44@mail.ru

Предлагается ввести в педвузах при подготовке учителей физики изучение единой дисциплины под рабочим названием "Электрорадиотехника и электроника" независимо от траектории обучения. Обсуждаются принципы отбора материала, содержание разделов дисциплины и методические подходы к ее преподаванию.

 

Применение разноуровневых задач в учебном процессе
В.С. Бабаев
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Гимназия N 293 г. Санкт-Петербурга

Применение разноуровневых физических задач в учебном процессе позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению учащихся, осуществить мониторинг знаний учащихся. Анализ результатов этого мониторинга дает возможность вносить коррективы в учебный процесс.

 

Рассмотрение некоторых вопросов физики полимеров в курсе общей физики
Е.В. Простомолотова
119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 2
Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
kipr@polly.phys.msu.ru

Обсуждается возможность изложения отдельных вопросов физики полимеров при преподавании курса общей физики студентам младших курсов физических специальностей. Для изложения многих основополагающих результатов физики полимеров достаточно знаний курса общей физики и основ высшей математики. Рассмотрение отдельных вопросов физики полимеров в рамках курса общей физики позволяет расширить кругозор студентов младших курсов путем их знакомства с последними достижениями современной науки, что создает основу для более раннего включения студентов в научно-исследовательский процесс.

 

Системообразующие связи в в физических и химических системах
Н.Е. Дерябина
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Факультет психологии, кафедра  психологии образования и педагогики
А.Г. Дерябина

Ижевская государственная медицинская академия,
Кафедра физики с курсом высшей математики
В статье приводится описание основных видов системообразующих связей в физических и химических системах. Предлагается при обучении физике и химии использовать схемы процессов, дающих наглядное представление о взаимодействующих объектах и видах системообразующих связей между ними.

 

Изучение спектра излучения нагретого вольфрама
М.Б. Шапочкин
НТЦ "ЛАБЭКС"
111250, Москва, проезд завода Серп и Молот, д. 3А

Описывается исследования по измерению распределения энергии излучения в спектре вольфрама. Показано, что результаты эксперимента хорошо иллюстрируют распределение Планка для фотонов бозе-частиц, имеющих нулевой спин.

 

Теоретическое предсказание и  экспериментальная проверка частоты звука при вдувании воздуха в бутылку
С.В. Бубликов, А.Е. Бойкова, Н.А. Быков
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург 

Предложен содержательный прием активизации познавательной деятельности учащихся, состоящий в сочетании теоретического прогнозирования и экспериментальной проверки частоты звука при вдувании воздуха в бутылку.

 

Обучение моделированию управляемых физических систем
С.В. Борисёнок
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург

В рамках предписательного подхода обсуждается возможность обучения основам прикладной теории управления как интегральной составляющей современного курса физики. Управляющее моделирование может быть эффективно реализовано в двух формах: аналитическое исследование и имитационное моделирование. Отдельно мы описываем важный частный случай диссипативных систем. Также демонстрируется приложение традиционных методов управления к квантовой системе.

 

Сочетание традиционных и современных компьютерных технологий в лабораторном практикуме
Н.Н. Безрядин, Т.В. Прокопова, Е.М. Агапова, Л.В. Васильева
Воронежская государственная технологическая академия

Представлен опыт работы кафедры физики технологической академии по формированию учебно-методического комплекса, сочетающего натурный учебный  эксперимент и максимально приближенный  к нему компьютерный вариант лабораторного практикума. Виртуальный эксперимент рассматривается как методическое указание на электронном носителе, предназначенное для подготовки студентов к выполнению лабораторной работы на приборном макете. Предлагается вариант адаптационного, восстанавливающего школьные знания обучения в рамках данного учебно-методического комплекса.

 

Цикл переносных лабораторных работ по дисциплинам "Физика" и "Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг"
Н.В. Калачёв, С.М. Кокин*, В.А.  Никитенко*, Е.К. Силина**,
М.В. Бахарев*, А.О. Воробьёв*
Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук
*Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),
**Российский государственный открытый технический университет путей сообщения
E-mail: kokin1@comtv.ru

Предложен еще один метод организации учебного процесса: использование портативных переносных комплектов оборудования, пригодных для выполнения лабораторных работ сразу по нескольким дисциплинам как общего характера (например, по физике), так и, по специальным. Например, будущие инженеры-экологи на старших курсах должны выполнять работы по дисциплинам "Метрология", "Радиационная экология", "Экология электромагнитного излучения" "Шум и вибрации" "Методы и приборы контроля окружающей среды", для чего могут применяться практически одни и те же приборы. В качестве примера приводится краткое описание нескольких лабораторных работ, созданных на базе компьютерной измерительной системы и портативных приборов, используемых в экологических измерениях.

 

Разработка программного обеспечения для численного моделирования перколяции в двумерных регулярных структурах
А.С. Алешкин,  А.С. Беланов,  Д.О. Жуков
Московский государственный университет приборостроения и информатики
zhukovDm@yandex.ru

В статье рассмотрены вопросы разработки специального программного обеспечения для численного моделирования и визуализации образования групп (кластеров) исключенных узлов в регулярных двумерных структурах, имеющих топологию дерева Кейли, квадратной, треугольной, шестиугольной решеток и решетки с топологией 3,122, которое может быть использовано при подготовки студентов по специальности "Прикладная математика и физика", в том числе как одна из методик компьютерного обучении и практика проведения численного эксперимента.

 

Численное моделирование перколяционных процессов в двумерных регулярных структурах
А.С. Алешкин,  А.С. Беланов,  Д.О. Жуков
Московский государственный университет приборостроения и информатики
zhukovDm@yandex.ru

В статье рассмотрены вопросы численного моделирования (эксперимента) образования групп (кластеров) исключенных узлов в регулярных двумерных структурах, имеющих топологию дерева Кейли, квадратной, треугольной, шестиугольной решеток и решетки с топологией 3,122. Численное моделирование подобных процессов может быть использовано для подготовки студентов по специальности "Прикладная математика и физика" в качестве специального компьютерного практикума.

 

Изучение состояния знаний студентов о естественнонаучных методах познания
Е.А. Бершадская
Военно-технический университет
143900, Московская область, г. Балашиха, ул. Карбышева, 8
e-mail: cognit@orc.ru

В статье кратко рассмотрены теоретические основания, позволяющие спроектировать систему средств диагностики знаний студентов технических вузов о естественнонаучных методах познания и умений применять их в учебной деятельности. Приведены образцы диагностических заданий, результаты обследования студентов первого курса ВТУ и анализ полученных данных. 

 

Исследовательский подход в обучении физике на этапе довузовской подготовки старшеклассников
О.В. Козачкова, Н.К. Щепкина
Амурский государственный университет (АмГУ)
675027, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21
Е-mail:  kontes@list.ru

В статье рассматриваются современные представления об исследовательском подходе к обучению. Показана возможность применения методов учебного исследования в предметном обучении (на примере физики). Обосновывается целесообразность применения данного метода как доминирующего на этапе довузовской подготовки старшеклассников.

 

Электронный учебно-методический комплекс и дистанционное изучение курсов "Физика" и "Концепция современного естествознания" в техническом вузе
В.В. Горбачев, А.Ф. Смык
Московский государственный университет печати

Рассмотрены вопросы использования современных дистанционных технологий в учебном процессе по курсам физики и КСЕ.

 

 

Physics and Mathematics "Complementary" in Education Programs for General Science Subjects
N.M. Kozhevnikov
St-Petersburg State Polytechnic University
General physics and high mathematics mutual influence in contemporary university programs is analyzed. It is shown that the mathematical principles of general physics course could be drawn from the secondary school providing this course inclusion into the first semester schedule. The high mathematics course is oriented to abstract structures investigation and is based on both secondary school and high school physics.

 

Simulation in Training Physicists-Theorists at Classical University
M.G. Stulenkov, A.A. Chervova
Volzhsky State Engineering and Pedagogical University
The article is devoted to a role of simulation in training the students who specialize in the theoretical physics. Advantages of computer models, their pedagogical value and practical application are the basic themes of the article. The model of an actual problem about thin superconducting films is produced here. It is degree work carried out by the student-theorist. The example well illustrates the basic reasons in favor of simulation in training at classical university.

 

About Teaching of Courses "Electrotechnique" and "Radiotechnique" on Physical Faculties of Pedagogical Universities
V.D. Semash
Moscow State Pedagogical University, Faculty of Physics and Informing Technologies
Study of uniform course "Electroradiotechnique and electronics" is proposed on physical faculties of pedagogical universities for training teachers of physics independently of education's trajectories. Principles of selection study's materials, maintenance of course's issues and methodical methods of its teaching are discussed. 

 

The Use of Level-Distinguished Problems in Educational Process
V.S. Babaev
The St.-Petersburg State Sea Technical University
The use of level-distinguished problems in educational process allows realizing an individual approach in teaching pupils and putting into practice monitoring of their knowledge. Analysis of results of this monitoring enables to correct the educational process.

 

The Study of Some Questions of Polymer Physics in the Framework of General Physics Course
E.V. Prostomolotova
Physical Faculty of the M.V. Lomonosov Moscow State University
kipr@polly.phys.msu.ru

In the paper we discuss the possibility of the teaching of polymer physics in the framework of general physics course. Many of fundamental results of polymer physics can be understood founding on knowledge of general physics course and higher mathematics. The study of some questions of polymer physics and modern science achievements in the framework of general physics course broad knowledge and range of interests of students and allow involving them into the research work earlier.

 

System Generating Relations in Physical and Chemical Systems
N.E. Deryjabina
M.V. Lomonosov Moscow State University 
A.G. Deryabina
The Izhevsk State Medical Academy

In the article the description of basic kinds of system-generating relations in physical and chemical systems is discussed. It is recommended to use schemes of processes giving visual performance of interacting objects and some kinds of the system-generating relations between them in learning physics and chemistry sciences.

 

Studying of a Spectrum of Radiation Heated Tungsten
M.B. Shapochkin
Scientific and Technological Centre "LABEKS"
It is described researches on measurement of distribution of energy of radiation in a tungsten spectrum. It is shown, that results of experiment well illustrate Planck's distribution for photons of the boze-particles having zero spin.

 

Theoretical Prediction and Experimental Proof of Audio Frequency when Blowing up Air into a Bottle
S.V. Bublikov, A.E. Boikova, N.A. Bykov
The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg

A substantial method of students' cognitive activity intensification consisting in theoretical prediction in combination with experimental proof of audio frequency when blowing up air into a bottle is suggested.

 

The Study of Controlled Physical System Modeling
S.V. Borisyonok
The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg

In the frame of prescriptive approach we discuss the possibilities to study basic applied control theory as an integral part of the modern physics education. Control modeling can be realized effectively in two forms: analytical investigation and simulation. We describe separately the important particular case of dissipative systems. We demonstrate also the application of the traditional control methods to a quantum system as well.

 

Combination of Traditional and Modern Computer Technologies in a Laboratory Practical Work
N.N. Bezrjadin, T.V. Prokopova, E.M. Agapov, L.V. Vasileva
The Voronezh State Technological Academy

The operational experience of physics department of technological academy on formation of the studying-methodical complex combining natural educational experiment and computer variant as much as possible approached to it of a laboratory practical work is presented. Virtual experiment is considered as methodical instructions on the electronic carrier, intended for preparation of students for performance of laboratory work on an instrument breadboard model. The variant of adaptable training restoring school knowledge within the limits of the given studying -methodical complex is offered.

 

Cycle of Portable Laboratory Works on Disciplines of "Physicist" and "Methods and Devices of the Control of Environment and Ecological Monitoring"
N.V. Kalachev, S.M. Kokin*, V.A. Nikitenko*, E.K. Silin**, M.V. Baharev*, A.O. Vorobyov*
P.N. Lebedev Physical Institute of the Russian Academy of Sciences
* Moscow State University of Railway Engineering (MIIT),
** Russian State Open Technical University of Railway Engineering
E-mail: kokin1@comtv.ru

One more method of the organization of educational process is offered: use of portable complete sets of the equipment, suitable for performance of laboratory works at once on several disciplines as general character (for example, on the physicist), and, on the special. For example, the future engineers-ecologists on older years should perform works on disciplines "Metrology", "Radiating Ecology", "Ecology of Electromagnetic Radiation" "Noise and Vibrations" "Methods and Devices of the Control of Environment" to what practically same devices can be applied. As an example the short description of the several laboratory works created on the basis of computer measuring system and portable devices, used in ecological measurements is resulted.

 

Development of Software for Numerical Modeling Percolation in Bidimentional Regular Structures
A.S. Alyoshkin, A.S. Belanov, D.O. Zhukov
The Moscow State University of Instrument Making and Computer Science
E-mail:  zhukovDm@yandex.ru

In this clause considered questions of development of the special software for numerical modeling and visualization of formation of groups clusters the excluded units in the regular bidimentional structures having topology of tree Kaily, square, triangular, six-coal lattices and a lattice with topology 3,122 which can be used at preparation of students on a specialty "the Applied mathematics and physics" including as one of techniques computer training and practice of carrying out are considered.

 

Numerical Modeling of Percolation Processes in Bidimentional Eegular Structures
A.S. Alyoshkin, A.S. Belanov, D.O. Zhukov
The Moscow State University of Instrument Making and Computer Science
E-mail:  zhukovDm@yandex.ru
In this paper considered questions of numerical modeling of formation of groups clusters the excluded units in the regular bidimentional structures having topology of tree Kaily, square, triangular, six-coal lattices and a lattice with topology 3,122 are considered. Numerical modeling of similar processes can be used for preparation of students on a specialty "the applied mathematics and physics" as a special computer practical work.

 

Studying of Students Knowledge Condition about Natural-Science Cognition Methods
E.A. Bershadskaya
Military-technical University (Russia)
In this paper the theoretical bases are briefly considered, allowing designing system of means for diagnostics of technical college's student's knowledge about natural-science cognition methods and skills to apply them in educational activity. There are given some samples of diagnostic tasks, results of first rate student's inspection in Military-technical University and the analysis of the received data.

 

Exploring Approach in Teaching Physics at the Before-university Stage
O.V. Kozachkova, N.K. Shepkina
Amur State University

The article gives some views on modern trends of exploring approach in studies. The opportunity to use some methods of exploring approach in the process of subject-studies is revealed (on the example of physics). In the article, the value of application of the given method, as dominating at the before-university stage, is declared.

 

Electronic Studying-methodical Complex and Remote Studying of Courses of "Physicist" and "Concept of Modern Natural Sciences" in a Technical College
V.V. Gorbachev, A.F. Smyk
The Moscow State University of the Press

Questions of use of modern remote technologies in educational process at courses
of physics and Concept of Modern Natural Sciences are considered.