Физическое образование
в вузах
Издательский Дом Московского Физического общества
Редколлегия журнала "Физическое образование
в вузах"
Главный редактор
Крохин Олег Николаевич - академик, Московский
инженерно-физический институт (государственный университет), Физический
институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.
Заместители Главного редактора
Гладун Анатолий Деомидович - Московский
физико-технический институт (государственный университет), Долгопрудный
Московской области, Россия.
Николаев Владимир Иванович - Московский
государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Центр переподготовки научно-педагогических кадров
МГУ, Москва, Россия.
Суханов Александр Дмитриевич - Российский университет
дружбы народов, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия.
Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетический
институт (технический
университет), Московское физическое общество, Москва, Россия.
Редакционная коллегия
Гороховатский Юрий Андреевич - Российский
государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.
Кудрявцев Николай Николаевич - Московский
физико-технический институт (государственный университет), Долгопрудный Московской
области, Россия.
Колесников Юрий Леонидович - Санкт-Петербургский
государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург,
Россия.
Лебедев Юрий Анатольевич - Объединённое
физическое общество РФ, Москва, Россия.
Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное
объединение "Росучприбор", Москва, Россия.
Рудой Юрий Григорьевич - Российский университет
дружбы народов, Москва, Россия.
Светозаров Владимир Владимирович - НТЦ "ВЛАДИС",
Московский инженерно-физический институт (государственный университет), Москва,
Россия.
Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный
институт (технический университет), Москва, Россия.
Трухин Владимир Ильич - Московский государственный
университет им. М.В. Ломо-носова, Москва, Россия.
Чернышев Виктор Викторович - Военно-воздушная
инженерная академия им. профессора Н.Е. Жуковского, Москва, Россия.
Ответственный секретарь
Калачев Николай Валентинович - Физический институт
им. П.Н. Лебедева РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия.
Техническая редакция
Березин Павел Дмитриевич - Физический
институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.
Черткова Ирина Николаевна - Физический институт им.
П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.
- Издательский дом МФО, 2007 г.
Физическое образование в вузах
Т. 13, N 4, 2007
Содержание
3 IX Международная конференция "Физика в системе
современного образования" (ФССО
- 07)
9 Система подготовки магистров по физике конденсированного
состояния
на факультете физики РГПУ им. А.И. Герцена
Н.И. Анисимова, Ю.А. Гороховатский, В.М. Грабов
16 Общий физический практикум в курсе общей физики
И.В. Митин, А.М. Салецкий, А.И. Слепков
25 Критерии оценки качества учебной литературы по физике
и их реализация
в издательской деятельности
Н.М. Кожевников, А.В. Никифоров
31 Фейнманова модель "Объект плюс его окружение" и ансамблевое описание
в современной физике
О.Н. Голубева, А.Д. Суханов
38 Математическое моделирование при изучении физики
В.В. Глазков, А.С. Кондратьев, А.В. Ляпцев
53 Назначение и опыт проведения интернет-олимпиад по физике
В.В. Монахов, С.К. Стафеев, Л.А. Евстигнеев, А.Ф. Кавтрев, В.Е. Фрадкин
64 Информационные и коммуникационные технологии в исследовательско-ориентированном
обучении
студентов физическим основам твердотельной электроники
А.И. Назаров, С.Д. Ханин, И.И. Хинич
76 Интегральный курс лекций "Конденсированное состояние
вещества: от структурных
единиц до живой материи"
Г.А. Миронова
92 Учебные физические модели как основа фундаментализации
и структурирования курса
общей физики для нефизических
специальностей
В.В. Фоменко
99 Организация познавательной деятельности учащихся на основе
использования разных
уровней
методологии физики
C.В. Бубликов, И.А. Баширова, М.С. Красин
105 Многомерное структурирование учебного
материала как пример инновационного обучения
физике в вузе
А.В. Ермаков
112
Изучение динамического хаоса в курсах теоретической физики:
классическая механика
и статистическая физика в педагогических вузах (методический аспект)
П.А. Райгородский
121 Учебная лаборатория "Физика низких температур"
Е.С. Платунов, И.В. Баранов, А.Е. Платунов
128 Аннотации
132 Информация
Physics in Higher Education
T. 13, N 4, 2007
The contents
3 Decision of IX International Conference "Physics
"(PSME-07)
9 Professional Training System in Terms of Masters'
Program "Physics of Condensed
Matter" in Herzen State
Pedagogical University of Russia
N.I. Anisimova, Yu.A. Gorohovatsky, B.M. Grabov
16 General Physical Practical Work in a Course of the General
Physics
I.V. Mitin, A.M. Saletsky, A.I. Slepkov
25 Certification Criteria of Textbooks Guality on Physics
and Their Reallization in the Publishing Practice
N.M. Kozhevnikov, A.V. Nikiforov
31 The Feynman Model "Object and the Rest of Universe" and
the Ensemble Approach
in the Modern Physics
O.N. Golubjeva, A.D. Sukhanov
38 Mathematical Modeling at Physics Studying
V.V. Glazkov, A.S. Kondratyev, A.V. Lyaptsev
53 Purpose and Experience of Carrying out of the Internet
Olympiads on the Physics
V.V. Monahov, S.K. Stafeev, L.A. Yevstigneyev, A.F. Kavtrev, V.E. Fradkin
64 Information and Communication Technologies in Research-Oriented
Student Teaching of Solid-State Electronics Physical Principles
A.I. Nazarov, S.D. Khanin, I.I. Khinich
76 General Lecture Course "Condensed State of Matter: From
Structural Units to Life Matter"
G.A. Mironova
92 Educational Physical Models as Basis of Fundamentalisation
and Structurizations
of the General Physics Course for Non Physical Specialties
V.V. Fomenko
99 Managing the
Сognitive
Activity of the Pupils on the Basis of Various Levels
of Physics Methodology Use
S.V. Bublikov, I.A. Bachyrova, M.S. Krasin
105 Multidimensional Structurization of a Teaching Material
as an Example of Innovative Training to the Physicist in
High School
A.V. Ermakov
112
Dynamic Chaos Studying in the Theoretical Physics Teaching:
The Classical Mechanics
and the Statistical Physics in Pedagogical High Schools (Methodical Aspect)
P.A. Raygorodsky
121 Educational Laboratory "Physics of Low Temperatures"
E.S. Platunov, I.V. Baranov, A.E. Platunov
128 Abstracts
132 Information
Выпуск данного номера осуществлён при финансовой поддержке
ООО "Лань"
Физическое образование в вузах
УЧРЕДИТЕЛИ ЖУРНАЛА:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
РНПО "РОСУЧПРИБОР"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации
по печати.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N019360 от
2 ноября 1999 г.
119991, Москва В-333,
Телефоны: (499)132-66-51
Ленинский пр. 53,
Факс: (499)132-66-51
Издательский дом МФО
E-mail: kalachev@sci.lebedev.ru
8-903-268-3560 Ирина Николаевна E-mail:
pavel@lebedev.ru
Уважаемые коллеги!
Издательский дом Московского Физического общества продолжает подписку
на журнал "Физическое образование в вузах". Учредителями журнала являются
Министерство образования и науки РФ, Московское Физическое общество и
РНПО "Росучприбор". Редколлегию журнала составили видные ученые-специалисты
в области физического образования России, сотрудники Минобрнауки и Минобороны
РФ. Наш журнал двуязычный (принимаются статьи на русском и английском
языках) и распространяется в странах СНГ.
Главный редактор журнала академик Российской академии наук, профессор
МИФИ, зам. директора Физического института им. П.Н. Лебедева РАН О.Н.
Крохин.
Данный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы
преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством
общения кафедр физики вузов стран СНГ.
Web страница журнала в сети Интернет: http://pinhe.lebedev.ru/.
Здесь можно найти Авторский указатель за 1995-2007 гг.
Основные разделы журнала
1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса
физики в вузе, техникуме, колледже.
2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах.
3. Современный лабораторный практикум по физике.
4. Демонстрационный лекционный эксперимент.
5. Информационные технологии в физическом образовании.
6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных
средних учебных заведениях.
7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента.
8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами.
9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Журнал издается объемом около 12 печатных листов, ежеквартально, тиражом
около 500 экз.
Просим Вас присылать в адрес нашей редакции статьи, относящиеся к тематике
нашего журнала (желательно на базе опыта вашего вуза). Размер статьи
не должен превышать 15 стр. (включая рисунки и литературу). Для публикации
необходимо выслать в адрес редакции 2 экз. статьи в твердой копии. Необходимо
приложить также дискету с электронной версией статьи, набранной в WINWORD
6.0/95. (Параметры набора статьи: шрифт Тimes New Roman Cyr., размер
10; отступы верхний 2,2 см; нижний 7 см; левый 3 см; правый
4,5 см; интервал полуторный). Рисунки представлять в отдельном файле
в формате TIFF, JPG, BMP, PCX. Разрешение полутоновых рисунков (фотографий)
должно быть не менее 150 точек на дюйм (dpi), черно-белых (графиков и
схем) - не менее 300 точек на дюйм. Необходимо указать место работы авторов,
почтовый и электронный адреса, а также название статьи на английском
языке. Для ускорения публикации желательно выслать ее по электронной
почте в адрес редакции. Статьи должны сопровождаться аннотацией на русском
и английском языках.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что авторам, кафедры которых
подпишутся на наш журнал, будет даваться преимущество при публикации
статей, информационных сообщений об издаваемых Вами книгах и методических
пособиях, а также Ваших сообщений рекламного характера.
Мы готовы опубликовать Ваши рекламные материалы, заказные статьи, коммерческие
проекты. Информацию о расценках на эти услуги и условиях подписки можно
получить в редакции.
Подписавшись на журнал, Ваша кафедра окажет содействие развитию физического
образования в России, поможет общению преподавателей физики России и
стран СНГ.
Журнал внесен в "Каталог. Газеты и журналы. 1-е полугодие 2008 года.
Агентство "Роспечать". Индекс 71371.
УСЛОВИЯ ПОДПИСКИ
Стоимость подписки на год c 1 января 2008 г. - 1000 рублей (включая
НДС).
Банковские реквизиты ООО "Издательского дом МФО":
р/с 40702810038280100249 в Донском отделении СБ ? 7813, г. Москва,
Сбербанк России ОАО,
г. Москва. к/с 30101810400000000225, БИК 044525225, ИНН 7736045853,
КПП 773601001.
В платежке указать назначение платежа "За подписку на журнал" и точный
адрес для рассылки.
Глубокоуважаемые коллеги!
Редакция журнала подготовила компакт-диск, на котором можно найти все
статьи, выпущенные в журналах с 1995 по 2007 гг. Стоимость диска с пересылкой
составляет 500 руб. Заявки на изготовление и пересылку диска просим присылать
по электронной почте в адрес редакции: kalachev@sci.lebedev.ru или по
телефону: (499) 132-6651 Николай Валентинович или Ирина Николаевна.
Выпускающий редактор Суханов А.Д.
IX Международной конференции
"Физика в системе современного образования"
(ФССО - 07)
Международная конференция "Физика в системе современного образования
- ФССО - 07" была проведена под эгидой Министерства образования
и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образовании
Российской Федерации с 04 июня по 08 июня 2007 г. в Санкт-Петербурге
на базе Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцена (РГПУ). В подготовке и проведении конференции наряду с
сотрудниками РГПУ принимали участие сотрудники МГУ им. М.В. Ломоносова,
Московского физико-технического университета, Санкт-Петербургского
государственного университета, Санкт-Петербургского государственного
политехнического университета, Санкт-Петербургского государственного
университета информационных технологий, механики и оптики, других вузов
и организаций города.
Общее количество зарегистрированных участников - 317 человек. На конференции
были представлены доклады представителей учебных и научных учреждений
Белоруссии, Украины, Латвии, Казахстана, Узбекистана, Швеции, Швейцарии,
Германии, Израиля, а также представителей 69 городов Российской Федерации.
Наиболее многочисленными были делегации Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего
Новгорода.
На конференции работали 8 секций и три круглых стола, выставки учебного
оборудования и новых учебных изданий по физике. Было проведено 15 заседаний,
заслушано 99 произносимых докладов и обсуждено 230 стендовых доклада.
На конференции работали следующие секции:
1. Профессиональное физическое образование.
На секции было представлено 8 произносимых докладов и 55 стендовых. Тематика
представленных докладов была самой разнообразной: это и результаты разработки
новых экспериментальных работ и демонстрационных экспериментов, и опыт
внедрения новых методик в преподавание физики в вузе, а также новых форм
контроля знаний студентов, и особенности внедрения информационных технологий
в процесс физического образования.
2. Физика в системе инженерного образования.
На секции было представлено 11 устных докладов и 15 стендовых докладов.
В заседаниях секции приняло участие от 25 до 35 человек. Особенностью
проведения секции стала "самоорганизация" представленных докладов по
небольшому числу актуальных проблем. Ранее, на предыдущих конференциях,
тематика докладов была очень широкой и касалась самых разных (в том
числе частных) вопросов преподавания физики в циклах ЕН, ОПД и СД.
На конференции ФССО-07 можно выделить несколько тем, вокруг которых
и проходила дискуссия на секции "Физика в системе инженерного образования":
· проблема мотивации студентов к изучению физики на разных уровнях обучения
в вузе;
· методика изложения материала по современным вопросам естествознания
и техники в курсе общей физики;
· особенности проведения модернизации технической базы кафедр физики
в условиях повышения уровня финансирования высшего образования;
· соотношение фундаментального и прикладного компонентов физического
образования.
3. Физика в системе естественнонаучного образования.
На секции было представлено 8 произносимых и 12 стендовых докладов.
Участники заседания отметили необходимость организации широкого обсуждения
проектов ГОС ВПО по разделам, относящимся к физическому образованию,
а также принятия мер, исключающих возможность поступления на естественно-научные
и инженерно-технические направления специализации абитуриентов, не
имеющих положительной аттестации по дисциплине "Физика".
4. Подготовка педагогических кадров по физике.
На секции было представлено 14 произносимых и 47 стендовых докладов.
В работе секции приняло участие порядка 50-60 человек. Все участники
секции единодушно считают полезным обмен опытом и считают необходимым
продолжение в будущем работы данной секции. На секции были рассмотрены
доклады, касающиеся совершенствования системы организации учебного
процесса, совершенствования отбора содержания курсов общей и теоретической
физики в соответствии с уровнем развития науки и требованиями подготовки
учителей современной школы. Ряд докладов был посвящен совершенствованию
курсов электротехники, радиотехники и электроники в связи с переходом
на микропроцессорную технику и цифровую систему обработки сигналов.
В ряде докладов были представлены разработки новых лабораторных и демонстрационных
физических экспериментов, разработки лабораторных практикумов по отдельным
разделам физики, включая ядерную физику. На заседаниях секции отмечена
необходимость подробного обсуждения процессов, возникающих при "входе"
в Болонский процесс, и конструктивных разработок по различным положениям
Болонской конвекции. Отмечалось также, что переход только на двухуровневую
подготовку учителей физики неизбежно приведет к снижению качества подготовки
учителей, т.к. основная масса будет получать образование в рамках бакалавриата.
Участники конференции отметили необходимость создания учебника, написанного
специально для студентов педагогических университетов, в котором будут
особо отражены вопросы курса физики для школ.
5. Физика в системе общего среднего образования.
На секции было представлено 13 произносимых и 21 стендовый доклад. В
работе секции приняло участие более 100 человек, в том числе учителя
школ. Анализ докладов позволяет сделать выводы о том, что в настоящее
время:
· активно разрабатываются методики, связанные с обучением физике в профильной
школе, в частности методики создания и проведения элективных курсов,
методики предпрофильной подготовки, методики работы с одаренными учащимися,
методики организации учебно-исследовательской деятельности, основанной
на методологии научного познания;
· возрастает интерес к учебному физическому эксперименту, в частности
разрабатываются новые демонстрационные опыты, лабораторные работы, внедряется
в практику работы и осваивается оборудование нового поколения;
· углубляется связь обучения в школе с наукой и вузовской наукой, в
школьное образование вживаются методы и техника из науки, в частности,
в содержание учебно-исследовательской деятельности школьников внедряются
методы математического моделирования;
· разрабатываются новые современные методы оценки деятельности учащихся;
· развиваются интегративные тенденции в преподавании и междисциплинарные
связи;
· развиваются связи и происходит обмен опытом преподавания физики в
международном масштабе.
Участники конференции отметили очень широкий спектр рассматриваемых вопросов
и предложили в связи с невозможностью заслушивания большего количества
докладов организовать форум для обсуждения проблем, затронутых на конференции,
для чего можно использовать, например сайт РГПУ имени А.И. Герцена.
6. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании
физики.
На секции было представлено 12 произносимых и 49 стендовых докладов.
По результатам заседаний необходимо отметить возросший уровень материалов,
представляемых на секцию, одобрить опыт Санкт-Петербурга по организации
и проведению Интернет-олимпиад по физике. Участники конференции считают
актуальной задачу привлечения молодежи к физическим, наукоемким и высокотехнологическим
отраслям знаний и организации экскурсий участников будущей конференции
по лабораториям ведущих вузов Санкт-Петербурга физико-математической
ориентации.
7. Физика в современной естественнонаучной картине мира.
На секции было представлено 8 произносимых и 13 стендовых докладов. Тематика
докладов была сосредоточена на трех основных направлениях:
· новые достижения физики в области космологии, существенно расширяющие
представления о физической картине мира;
· учебно-методические проблемы, связанные с созданием современных УМК
по дисциплинам, в которых рассматриваются фундаментальные физические
представления о мире, а также с созданием комплекса аудио-визуальных
средств предъявления информации;
· организационно-методические вопросы, связанные с проведением Федерального
Интернет-экзамена по КСЕ.
В докладах и дискуссии было отмечено, что в настоящее время уделяется
весьма недостаточное внимание отражению фундаментальных физических основ
эволюции и строения мира в соответствующих учебных дисциплинах. Было
признано целесообразным усилить освещение данных вопросов в учебных курсах
и программах, для чего обратиться к НМС по физике и КСЕ с предложением
о корректировке Примерных учебных программ по физике и КСЕ, а также внесении
дополнений в перечень компетенций выпускников вуза.
Участники заседания единодушно отметили неудовлетворительную ситуацию,
сложившуюся в связи с проведением Федерального Интернет-экзамена по КСЕ:
неадекватность содержательной части тестового материала целям и задачам
данной дисциплины, а также существенные недоработки в области критериев
оценки знаний студентов на основе тестирования. В связи с этим было принято
решение обратиться в НМС по КСЕ со следующими предложениями:
· провести экспертизу существующих тестовых материалов;
· существенно скорректировать систему дидактических единиц для контроля
знаний и критериев оценки знаний в интересах адекватного отражения целей
и задач данной дисциплины, а также необходимых компетенций выпускника
вуза в области современного естествознания;
· довести до сведения Федерального агентства по надзору в области образования
оценку научно-педагогической общественности сложившейся ситуации и предложение
об обязательном привлечении НМС по КСЕ к деятельности по разработке
и экспертизе материалов для тестового контроля знаний;
8. Особенности содержания и методики математического образования
физиков.
На секции было представлено 9 произносимых и 18 стендовых докладов. Участники
конференции уделили особое внимание вопросам математического и компьютерного
моделирования физических явлений и опытов, а также причинам возникновения
и способам преодоления математических затруднений, возникающих в процессе
обучения физике. Данная секция была включена в программу конференции
впервые, и участники заседания секции единодушно отметили необходимость
включать ее в программу будущих конференций ФССО.
Кроме секционных заседаний в программе конференции состоялось заседание
3-х круглых столов "История преподавания физики в России", "Новые подходы
к преподаванию традиционных разделов физики" и "Опыт использования лаборатории
цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе". Заседание круглых
столов прошли удивительно активно, докладчикам задавались многочисленные
вопросы, не менее десятка присутствующих выступили с кратким изложением
своего мнения по высказанной докладчикам тематике.
Конференция констатирует.
1. Необходимость сохранения в вузах возможности реализации, как двухуровневой
траектории "бакалавр-магистр", так и моноуровневой траектории "специалист"
с сохранением возможности перехода между ними.
2. Необходимость наметившейся тенденции к изменению формата конференции
в целом в интересах усиления ее "просветительской" и дискуссионной функций,
что позволит участникам знакомиться с новой информацией не только в области
методики преподавания физики, но и в сфере современных общефизических
проблем.
3. Целесообразность при подготовке следующей конференции ФССО-09 более
точно определить круг обсуждаемых проблем, при необходимости организовав
круглые столы по соответствующим темам. На пленарном заседании наметить
"вектор обсуждения" этих проблем.
4. Наличие положительного эффекта от реализации национального проекта
"Образование" с надеждой на его продолжение.
Конференция постановляет:
1. Обратиться в НМС по физике с предложением организовать совместный
с Национальным аккредитационным Агентством в сфере образования анализ
содержания тестов контроля остаточных знаний по физике для естественно-научных
(нефизических) направлений специализации, а также критериев оценки результатов
тестирования.
2. Поддержать инициативу по созданию в Санкт-Петербурге интерактивного
музейно-образовательного центра по оптике на базе СПбГУ ИТМО.
3. Конференция поручает Оргкомитету провести анализ и отбор материалов,
подлежащих публикации в журнале "Физическое образование в вузах".
4. Конференция рекомендует провести следующую X конференцию "Физика в
системе современного образования" в 2009 году в г. Санкт-Петербурге на
базе Российского государственного педагогического университета им. А.И.
Герцена.
5. Участники конференции отмечают высокий уровень организации и проведения
IX международной конференции "Физика в системе современного образования
(ФССО-2007)" и выражают глубокую благодарность за ее организацию руководству
РГПУ им. А.И. Герцена, ректору университета Г.А. Бордовскому, Организационному
комитету, технической группе и всем, кто содействовал успешному проведению
конференции.
Оргкомитет
Система подготовки магистров по физике конденсированного
состояния на факультете физики РГПУ им. А.И. Герцена
Н.И. Анисимова, Ю.А. Гороховатский, В.М. Грабов
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, vmgrabov@yandex.ru
В работе обобщен опыт подготовки студентов по образовательной программе высшего
профессионального образования в рамках магистерской программы
"Физика конденсированного
состояния вещества"
.
Общий физический практикум в курсе общей физики
И.В. Митин, А.М. Салецкий, А.И. Слепков
МГУ им. М.В. Ломоносова
Изложена история развития общего физического практикума на физическом
факультете МГУ. Продемонстрировано, что общий физический практикум является
важнейшей формой обучения студентов-физиков. Показана эффективность внедрения
в обучение современных технологий.
Критерии оценки качества учебной литературы по физике и их реализация
в издательской деятельности
Н.М. Кожевников1, А.В. Никифоров2
1Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
195251 Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
e-mail: nkozhevn@mail.ru
2ООО
"Издательство Лань"
192029 Санкт-Петербург, Общественный пер., 5
e-mail: nikiforov@lpbl.spb.ru
Проанализированы критерии оценки качества учебной литературы, которые
используются Научно-методическим советом по физике Министерства образования
и науки РФ при решении вопроса о присвоении грифа учебным изданиям. Основное
внимание среди этих критериев уделено соответствию содержания и структуры
пособия требованиям ГОС, научному и методическому уровню изложения материала,
степени освещения практических вопросов и т.п. Отмечена важность переиздания
классических учебных пособий по физике как отечественных, так и зарубежных
авторов.
Фейнманова модель "Объект плюс его окружение"
и ансамблевое описание в современной физике
О.Н. Голубева, А.Д. Суханов
Российский университет дружбы народов
ogol@oldi.ru
Рассмотрена предложенная Р. Фейнманом модель описания природы "объект плюс его
окружение" и показана ее универсальность. Продемонстрирована эффективность
данной модели с позиций классификации используемых в физике типов статистического
описания на ансамбль Больцмана и ансамбль Гиббса, а также целесообразность
ее использования в процессе преподавания физики.
Математическое моделирование при изучении физики
В.В. Глазков, А.С. Кондратьев, А.В. Ляпцев
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Проанализированы методологические особенности математического моделирования
в процессе обучения физике. Приводится пример задачи, которая может рассматриваться
как вычислительный эксперимент.
Назначение и опыт проведения интернет-олимпиад по физике
В.В. Монахов
Санкт-Петербургский государственный университет,
198504, СПб, Старый Петергоф, ул.Ульяновская, д.1, НИИФ, v.v.monahov@mail.ru
С.К. Стафеев
Естественнонаучный факультет СПбГУ ИТМО, 197101,СПб, Кронверкский пр.,
д.49 stafeev@phdep.ifmo.ru
Л.А. Евстигнеев
Физический факультет СПбГУ, 198504, СПб, Старый Петергоф, ул.Ульяновская,
д.1, НИИФ leon_legion@mail.ru
А.Ф. Кавтрев
Центр дополнительного образования Кировского района СПб, KAF@kirov.spb.ru
В.Е. Фрадкин
ИПТО РАО, 191119, СПб, ул. Черняховского, д.2, vef@yandex.ru
В работе описана созданная авторами Интернет-система для проведения олимпиад
и творческих состязаний по физике. Она позволяет проводить олимпиады с
большим числом учащихся и осуществлять непрерывный мониторинг результатов.
Сформулировано назначение интернет-олимпиад [1, 2]. Описан состав программного
обеспечения, подробно разобраны варианты реализации практических туров
олимпиад. Обсуждаются результаты проведения олимпиад в СПб и Ленинградской
области и перспективы развития системы интернет-олимпиад.
Информационные и коммуникационные технологии в исследовательско-ориентированном
обучении студентов физическим основам твердотельной электроники
А.И. Назаров
Петрозаводский государственный университет
пр. Ленина, 33, 185910 г. Петрозаводск, Россия
С.Д. Ханин, И.И. Хинич
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Набережная р. Мойки, 48, 191186, Санкт-Петербург, Россия
На предметном материале физических основ твердотельной электроники раскрыты
возможности, которые открывает использование информационных и коммуникационных
технологий в исследовательско-ориентированном обучении студентов физических
факультетов вузов.
Интегральный курс лекций
"Конденсированное состояние вещества: от структурных единиц до живой
материи"
Г.А. Миронова
Физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
galina@genphys.phys.msu.ru
Описана структура интегрального курса лекций "Конденсированное состояние
вещества: от структурных единиц до живой материи", основанного на единой
концепции изложения материала, объединяющего фундаментальные традиционные
понятия и методы с последними достижениями физики, химии, биологии и других
естественнонаучных дисциплин. Пособие по курсу включает четыре части: 1)
структурные элементы и типы химических взаимодействий в конденсированных
средах, 2) периодические структуры (кристаллы), 3) неупорядоченные системы,
4) биологические структуры.
Учебные физические модели как основа фундаментализации и структурирования
курса общей физики для нефизических специальностей
В.В. Фоменко
Государственная летная академия Украины, г. Кировоград
E-mail: asup@glau.kr.ua
Рассмотрены вопросы фундаментализации и структурирования курса общей физики
для нефизических специальностей вузов в рамках его отдельных модулей. В
качестве структурных единиц концентрации материала предложены учебные физические
модели. Приведен пример модельной структуры модуля "Основы статистической
физики и термодинамики".
Организация познавательной деятельности учащихся
на основе использования разных уровней методологии физики
C.В. Бубликов, И.А. Баширова, М.С. Красин
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Предложен подход к организации познавательной деятельности учащихся на
уроках физики с опорой на разные уровни методологии базисной науки - физики.
Многомерное структурирование учебного материала
как пример инновационного обучения физике в вузе
А.В. Ермаков
Волжский государственный инженерно-педагогический университет
г. Нижний Новгород
В статье описывается метод многомерного структурирования учебной информации
по физике, позволяющий студентам успешно усваивать эту сложную информацию
на лекциях, семинарах и в процессе самостоятельной работы.
Изучение динамического хаоса в курсах теоретической физики: классическая
механика и статистическая физика в педагогических вузах (методический
аспект)
П.А. Райгородский
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
В статье рассмотрен вопрос сопоставления динамического и статистического
подходов к изучению динамического хаоса, что позволяет формировать современные
представления о физической картине мира и навыки работы с нелинейными и
статистическими моделями физики в вузе.
Учебная лаборатория "Физика низких температур"
Е.С. Платунов, И.В. Баранов
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых
технологий
А.Е. Платунов
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий,
механики и оптики
Представлено описание учебной лаборатории "Физика низких температур",
созданная на базе 14 многофункциональных учебных стендов. В состав учебного
стенда входят тепловые ячейки, специализированный контроллер и температурные
датчики. В данной лаборатории осуществляется подготовка бакалавров,
специалистов и магистров по специальности "Техника и физика низких температур".
Decision of IX International Conference "Physics
in System of Modern Education" (PSME-07)
Professional Training System in Terms of Masters' Program "Physics of Condensed
Matter" in Herzen State Pedagogical University of Russia
N.I. Anisimova, Yu.A. Gorohovatsky, B.M. Grabov
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
vmgrabov@yandex.ru
The advanced training system for students enrolled to the Master program
"010700 Physics (Physics of Condensed Matter)" in Herzen State Pedagogical
University of Russia is discussed.
General Physical Practical Work in a Course of the General Physics
I.V. Mitin, A.M. Saletsky, A.I. Slepkov
Moscow State University
In this paper the problems about the development and the role of physical
laboratory experiment in general physics are discussed. The brief information
about 100-year history of this form of education in physics department
of Moscow State University is presented. The peculiarities of development
of the physical laboratory experiment are considered from the point of
computerization. The examples of new modern and computerized physical laboratory
experiment are given.
Certification Criteria of Textbooks Quality on Physics
and Their Realization in the Publishing Practice.
N.M. Kozhevnikov, A.V. Nikiforov
Certification criteria of textbooks quality are analyzed which are used
by the Scientific - Methodical Council on Physics as a structure unit of
the Ministry of Science and Education of Russian Federation. Among these
criteria the main attention are focused on the textbook content and structure
correspondence to State Education Standards as well as on the scientific
and methodical level of the textbook, etc. The importance of classical
textbooks of domestic and foreign authors re-publishing is emphasized.
The Feynman Model "Object and the Rest of Universe" and
the Ensemble Approach in the Modern Physics
O.N. Golubjeva, A.D. Sukhanov
Russian People Friendship University, Moscow
ogol@oldi.ru
A model of the nature description "Object and the rest of Universe",
suggested by
R. Feynman, is examined and its universality is shown. The effectiveness
of the model in Physics and Physics teaching for the classification of
the statistical description types under Boltzmann assembly and Gibbs ensemble
is demonstrated.
Mathematical Modeling at Physics Studying
V.V. Glazkov, A.S. Kondratyev, A.V. Lyaptsev
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Methodological features of mathematical modeling in physics education are
analyzed. A problem is offered that can be considered as an example of
the computational experiment.
Purpose and Experience of Carrying out of the Internet Olympiads on the
Physics
V.V. Monahov, S.K. Stafeev, L.A. Yevstigneyev, A.F. Kavtrev, V.E. Fradkin
St. Petersburg
The Internet-system for carrying out of Olympiads and creative competitions
on Physics is described. It allows to organize Olympiads with great number
of pupils and to carry out continuous monitoring of the results. Goal of
the organization of Internet-Olympiads is formulated. The structure of
the software is described; examples of realization of practical tasks of
Olympiads are discussed in details. Results of carrying out of Olympiads
in Saint Petersburg and Leningrad region and prospects of development of
the Internet-Olympiads are discussed.
Information and Communication Technologies in Research-Oriented Student
Teaching of Solid-State Electronics Physical Principles
A.I. Nazarov
State University of Petrazavodsk
Lenin ave., 33, 185910, Petrazavodsk, Russia
S.D. Khanin, I.I. Khinich
Herzen's Russian State Pedagogical University
Moyka r. embankment, 48, 191186, St. Petersburg, Russia
Capabilities of utilization of information and communication technologies
in research-oriented student teaching of solid-state electronics physical
principles are uncovered.
General Lecture Course "Condensed State of Matter:
From Structural Units to Life Matter"
G.A. Mironova
Moscow State University
The structure of integrated course of lectures "Condensed state of matter:
from structural units to life matter" is described. The whole course is
based on the unified conception of contents statement, which combines the
fundamental traditional concepts and methods to the latest achievements
in physics, chemistry, biology and other natural sciences. The textbook
includes four following parts: 1) Structural elements and types of chemical
interactions of condensed matter, 2) Periodic structures (crystals), 3)
Unordered systems, 4) Biological structures.
Educational Physical Models as Basis of Fundamentalisation and Structurizations
of the General Physics Course for Non Physical Specialties
V.V. Fomenko
State Flight Academy of Ukraine, Kirovograd
Questions of fundamentalisation and structurization of the general physics
course for non physical specialties of high schools are considered within
the framework of its separate modules. As structural units of concentration
of material educational physical models are offered. The example of modeling
structure of the module "The Basis of Statistical Physics and Thermodynamics"
is given.
Managing the Cognitive Activity of the Pupils on the Basis of Various
Levels of Physics Methodology Use
S.V. Bublikov, I.A. Bachyrova, M.S. Krasin
The Herzen State Pedagogical University of Russia. Saint-Petersburg.
A method of managing the cognitive activity of the pupils at the lessons
of physics based on various levels of basic science methodology is suggested.
Multidimensional Structurization of a Teaching Material as an Example
of Innovative Training to the Physicist in High School
A.V. Ermakov
The Volga State Engineering-pedagogical University
Nizhni Novgorod
In article the method of multidimensional structurization of the educational
information on the physics is described, allowing students successfully
to acquire this difficult information at lectures, seminars and in the
course of independent job.
Dynamic Chaos Studying in the Theoretical Physics Teaching: The Classical
Mechanics and the Statistical Physics in Pedagogical High Schools (Methodical
Aspect)
P.A. Raygorodsky
Herzen's Russian State Pedagogical University, St. Petersburg
The article deals with comparison of the dynamic and statistic approaches
towards the dynamic chaos exploration that allows forming a contemporary
idea of the physic image of the world, experience in working with nonlinear
and statistic physic models in high school.
Educational Laboratory "Physics of Low Temperatures"
E.S. Platunov, I.V. Baranov
The St. Petersburg State University Low Temperature and Food Technologies
A.E. Platunov
The St. Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics
and Optics
The summary the description of educational laboratory "Physics of low temperature",
consist of 14 multipurpose educational stands. The structure of the educational
stand includes thermal cells, the specialized controller and temperature
sensors. In this laboratory there are training bachelors, engineers and
masters on a specialty "Techniques and physics of low temperatures". |