Том 13, номер 3,  2007                                           ISSN 1609 - 3143

 

Физическое образование в вузах

 

Издательский Дом  Московского Физического общества

 

Редколлегия журнала "Физическое  образование в вузах"

Главный редактор

               Крохин Олег Николаевич - академик, Московский инженерно-физический институт (государственный  университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.  

Заместители Главного редактора

               Гладун Анатолий Деомидович - Московский физико-технический институт (государственный  университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
               Николаев Владимир Иванович - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Центр переподготовки научно-педагогических кадров МГУ, Москва, Россия.
               Суханов Александр Дмитриевич - Российский университет дружбы народов, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия.
               Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетический институт (технический университет), Московское физическое общество, Москва, Россия.

Редакционная коллегия

               Гороховатский Юрий Андреевич - Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.   
               Кудрявцев Николай Николаевич - Московский физико-технический институт (государственный  университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
               Колесников Юрий Леонидович - Санкт-Петербургский  государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, Россия.
               Лебедев Юрий Анатольевич - Объединённое физическое общество РФ, Москва, Россия.
               Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное объединение "Росучприбор", Москва, Россия.
               Рудой Юрий Григорьевич - Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
               Светозаров Владимир Владимирович -  НТЦ "ВЛАДИС", Московский  инженерно-физический институт (государственный  университет), Москва, Россия.
               Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет), Москва, Россия.
               Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет им. М.В. Ломо-носова, Москва, Россия.
               Чернышев Виктор Викторович - Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н.Е. Жуковского, Москва, Россия.

Ответственный секретарь
Калачев Николай Валентинович - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН,  Московское физическое общество, Москва, Россия.

Техническая редакция

               Березин Павел Дмитриевич - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.
Черткова Ирина Николаевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.

  • Издательский дом МФО, 2007 г.

 

Физическое образование в вузах
Т. 13, N 3, 2007
Содержание

3 О развитии физического мышления
А.С. Кондратьев, А.В. Ляпцев, Е.В. Ситнова
13 Эволюция содержания физического образования в связи с использованием Интернета
В.В. Солонин
24 Новейшие достижения оптики и их отражение в современном физическом образовании
В.А. Алешкевич
41 Термодинамические уравнения состояния классического идеального газа и их обобщение
посредством "эффективных" параметров. II. Квантовое обобщение

Ю.Г. Рудой, Ю.П. Рыбаков, И. Кейта
57 О квазистационарном приближении в задачах гидродинамики идеальной несжимаемой жидкости в курсе общей физики
А.А. Лукьянов, А.А. Иванов
70 Изучение теплоемкости низкотемпературных структур в курсе общей физики
A. Feher, А.А. Мамалуй, Е.С. Сыркин
80 Зоны Френеля и весенние заморозки
Ш.Н. Магдеев, А.В. Самохин
83 Изучение динамического хаоса в общем курсе физики
М.С. Мартынов, Ю.Г. Долотин, В.Н. Юшин
95 Определение параметров колебательных процессов, протекающих в трансформаторе в задачах курса общей физики
С.В. Иванников
107 Цифровая нелинейная обработка интерферограмм
Н.Г. Власов, С.М. Кулиш
110 Автоматизированная система физического эксперимента в учебном процессе
Л.П. Авакянц, П.Ю. Боков, А.А. Иванцов, И.В. Митин, И.А. Китов, А.М. Салецкий, А.В. Червяков
119 Применение методов математического моделирования физических экспериментов в студенческих дипломных проектах
И.Г. Лебо
139 Современные методы физического эксперимента в исследовательском обучении студентов физике поверхности конденсированных веществ
И.И. Хинич
149 Аннотации

 

Physics in Higher Education
T. 13, N 3, 2007
The contents


3 The Mental Development in Physics Learning
A.S. Kondratyev, A.V. Liapzev, E.V. Sitnova
13 Evolution of the Content of Physical Education in Connection with the Internet
V.V. Solonin
24 New Achievements of Optics and Their Reflection in the Modern Physics Education
V.A. Aleshkevich
41 Thermodynamic Equations of State for the Classical Ideal Gas and their Generalization via the "Effective" Parameters. II. The Quantum Generalization
Yu.G. Rudoy, Ya.P. Rybakov, I. Keita
57 About Quasi Stationary Approach in Problems of Hydrodynamics of an Ideal Incompressible Liquid in a Course of the General Physics
A.A. Lukjanov, A.A. Ivanov
70 Study of Heat Capacity of Low Dimensional Structures in the Course General Physics
A. Feher, A.A. Mamalui, E.S. Syrkin
80 Fresnel Zones and Spring Frost 
Sh.N. Magdeev, A.V. Samokhin
83 Studying the Dynamic Chaos in the General Course of Physics
M.S. Martynov, Y.G. Dolotin, V.N. Yushin
95 Definition of Parameters of the Oscillatory Processes Proceeding in the Transformer in Tasks of a Course of the General Physics
S.V. Ivannikov
107 Digital Nonlinear Interferogram Treatment
N.G. Vlasov, S.M. Kulish
110 The Automatic System of Managing Physical Experiment in Educational Institutions
L.P. Avakyants, P.Yu. Bokov, A.A. Ivantsov, I.V. Mitin, I.A. Kitov,
A.M. Saletsky, A.V. Chervyakov
119 Application of Methods of the Mathematical Simulation of Physical Experiments in the Student Diploma Projects
I.G. Lebo 
139 Modern Methods of Physical  Experiment in Student Research  Teaching of Condensed Substances Surface  Physics
I.I. Khinich
149 Abstracts

 

 

О развитии физического мышления
А.С. Кондратьев, А.В. Ляпцев, Е.В. Ситнова
Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена

В работе рассматривается вопрос о развитии физического мышления на примере сопоставления качественного анализа уравнений и строгого численного расчета движения <качающейся> машины Атвуда. Проблема может быть проанализирована как в рамках курса классической механики в теоретической физике, так и в рамках общего курса физики.

 

Эволюция содержания физического образования в связи с использованием Интернета
В.В. Солонин
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
390000 Рязань, ул. Свободы, 46.
solons@dialup.etr.ru

В связи с использованием Интернет выявлены принципы эволюции содержания физического образования, которые дополняют и ограничивают принципы формирования традиционного содержания.

 

Новейшие достижения оптики и их отражение в современном физическом образовании
В.А. Алешкевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
физический факультет
e-mail: ava@genphys.phys.msu.ru

Два последних десятилетия охарактеризованы многочисленными выдающимися достижениями по физике: создание фемтосекундных лазеров с пиковой интенсивностью порядка 1021 W/cm2, создание оптико-волоконных систем связи со скоростью передачи информации 1015 c-1, лазерное охлаждение атомов до температур  10-8 К, строительство телескопов с супервысоким разрешением и т.д. В этой статье в рамках курса общей физики будут обсуждены вышеупомянутые и другие проблемы. Они отражены в новом учебнике "Оптика", который был написан автором этой статьи.

 

Термодинамические уравнения состояния классического идеального газа и их обобщение посредством "эффективных" параметров.
II. Квантовое обобщение
Ю.Г. Рудой 1), Ю.П. Рыбаков 2), И. Кейта 2)
Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва
1) Центр естественнонаучного образования, е-mail: rudikar@mail.ru
2) Кафедра теоретической физики, е-mail: ibrahimakeita@mail.ru

Продолжено начатое в [1] рассмотрение методики обобщения термодинамических уравнений состояния (УС) для классического идеального газа в рамках курса общей физики (КОФ) с применением зависящих от температуры "эффективных" параметров. В [1] термическое и калорическое УС обобщались на релятивистский случай закона дисперсии частиц посредством введения эффективного показателя однородности. В настоящей работе аналогичный подход обобщен на квантовый случай посредством введения эффективного "обменного" взаимодействия. При этом удается избежать введения не используемых в КОФ понятий химического потенциала и вторичного квантования.

 

О квазистационарном приближении в задачах гидродинамики идеальной несжимаемой жидкости в курсе общей физики
А.А. Лукьянов а-в), А.А. Иванов а,в)
а) Московский физико-технический институт,
б) Российский государственный социальный университет
в) Российский научный центр "Курчатовский институт"
E-mail: lukianaa@mail.ru

Рассмотрены две задачи: 1) о поршне, выдавливающем жидкость из широкого горизонтального цилиндра через малое отверстие, и 2) об истечение жидкости из широкого вертикального открытого цилиндрического сосуда через малое отверстие внизу. Рассмотрены начальные (нестационарные) стадии движения жидкости, которые невозможно описать в рамках уравнения Бернулли.

 

Изучение теплоемкости низкотемпературных структур в курсе общей физики
A. Feher*, А.А. Мамалуй**, Е.С. Сыркин***
*Pavol Jozef Safarik University in Kosice, Srobarova,2, 04180 Kosice, Slovak Republic, E-mail: alexander.feher@upjs.sk
**Национальный Технический Университет  "Харьковский Политехнический Институт" , кафедра общей и экспериментальной физики, ул. Фрунзе, 21, 61002 Харьков, Украина, E-mail: mamlui@kpi.kharkov.ua
***Физико-технический институт низких температур им.Б.И.Веркина Национальной Академии наук Украины
пр. Ленина, 47, 61103 Харьков, Украина, E-mail: syrkin@ilt.kharkov.ua

Анализируются основные отличительные особенности законов дисперсии и плотности состояний фононных спектров в слоистых системах, у которых межслоевое взаимодействие значительно слабее внутрислоевого (<низкоразмерная> структура). С помощью полученной плотности состояний вычислена низкотемпературная теплоемкость  и выяснены пределы применимости дебаевского приближения для таких структур.

 

Зоны Френеля и весенние заморозки
Ш.Н. Магдеев, А.В. Самохин
ФГОУ ВПО "Владимирский государственный университет"
Муромский институт (филиал), 602264, Муром, ул. Орловская, 23

Для объяснения причин весенних заморозков и резких понижений температуры в другие времена года предполагается, что это может быть связано с перекрытием центральных зон Френеля на Солнце планетами Меркурий или Венера и Луной.

 

Изучение динамического хаоса в общем курсе физики
М.С. Мартынов, Ю.Г. Долотин, В.Н. Юшин
Академия Федеральной Службы Охраны России, г. Орел

Освещается опыт введения в содержание курса физики технического вуза достижений современной науки. Рассматривается методика формирования у обучающихся понимания роли нелинейности, неустойчивости в процессе эволюции, в возникновении динамического хаоса.

 

Определение параметров колебательных процессов, протекающих в трансформаторе в задачах курса общей физики
С.В. Иванников
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва

С позиций физики электромагнитных явлений рассматриваются причинно-следственные связи процессов, развивающихся в трансформаторе в режиме замкнутой вторичной электрической цепи. Для определения параметров электрических цепей трансформатора в учебно-исследовательских целях представлен простой расчетный аппарат, основанный на использовании метода векторных диаграмм.
Показано соответствие используемого расчётного аппарата физической природе колебательных процессов в электрических цепях трансформатора. Приведены решения новым методом стандартных задач по определению параметров электрических цепей трансформатора на уровне, доступном для студентов-физиков и учащихся профильных лицеев.

 

Цифровая нелинейная обработка интерферограмм
Н.Г. Власов, С.М. Кулиш
МГТУ "Станкин", г. Москва

Описан нелинейный алгоритм цифровой обработки интерферограмм, позволяющий увеличить чувствительность и оценить уровень шумов.

 

Автоматизированная система физического эксперимента в учебном процессе
Л.П. Авакянц, П.Ю. Боков, А.А. Иванцов, И.В. Митин, И.А. Китов, А.М. Салецкий, А.В. Червяков
Москва, физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра общей физики
E-mail: mitin@genphys.phys.msu.ru

Разработан и создан программно-аппаратный комплекс на базе автоматизированной системы сбора экспериментальных данных и управления физическим  экспериментом, что позволяет заменить многочисленные дорогостоящие измерительные приборы в экспериментальных установках, как в учебных, так и научных лабораториях. Автоматизированные экспериментальные установки (лабораторные работы) и описания к ним  (учебно-методические разработки) успешно используются не только в учебном процессе в общем физическом практикуме физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, но и в других высших учебных заведениях России и стран СНГ.

 

Применение методов математического моделирования физических экспериментов в студенческих дипломных проектах
И.Г. Лебо
Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (Технический университет)
119454 Москва, пр. Вернадского, 78
E-mail: lebo@mirea.ru

На примере студенческих дипломных работ, выполненных в МИРЭА, МИФИ и ВМК МГУ под руководством автора статьи, проведен анализ и сформулированы методические рекомендации по использованию "вычислительного эксперимента" в дипломных проектах.

 

Современные методы физического эксперимента в исследовательском обучении студентов физике поверхности конденсированных веществ
И.И. Хинич
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Набережная р. Мойки, 48, 191186, Санкт-Петербург, Россия

Рассматриваются методические подходы к изучению возможностей структурных исследований поверхности твердых тел методами зондовой микроскопии и вторично-электронной спектроскопии в учебно-исследовательской деятельности студентов старших курсов вузов. Показано, что при соответствующей методике проектирования и организации этой деятельности она способствует формированию методологической культуры студентов в области физического эксперимента и пониманию взаимосвязи между экспериментом, теорией и практикой.

 

The Mental Development in Physics Learning
A.S. Kondratyev, A.V. Liapzev, E.V. Sitnova
A. Herzen's Russian State Pedagogical University

The development of physics thinking involving the qualitative analysis of the equations of motion and the exact numerical calculations is demonstrated in the case of a swinging Atwood's machine. The problem can be analyzed either in the frame of the course of Classical Mechanics in Theoretical Physics or in the general course of physics.

 

Evolution of the Content of Physical Education in Connection with the Internet
V.V. Solonin
Ryazansk State University bearing the name S.A. Esenin

In connection with the use the Internet are revealed the principles of the evolution of the content of the physical education, which supplement and limit the principles of the formation of the traditional content.

 

New Achievements of Optics and Their Reflection in the Modern Physics Education
V.A. Aleshkevich
M.V. Lomonosov Moscow State University, Physics Department

The last two decades are characterized by numerous outstanding achievements in the field of optics: generation of femtosecond laser pulses with  peak intensity  of the order of 1021W/cm2 , creation of optical  fiber communication systems with bit rate of 1015 c-1, laser cooling of atoms up to temperatures of 10-8 K, building of telescopes with super high resolution, etc.
In this presentation mentioned above and other problems are discussed in the frames of general physics course and reflected in the new text-book "Optics", which had been written by the author of this presentation.

 

Thermodynamic Equations of State for the Classical Ideal Gas and their Generalization via the "Effective" Parameters.
II. The Quantum Generalization

Yu.G. Rudoy, Ya.P. Rybakov, I. Keita
117198, Moscow, People's Friendship University of Russia

The unified method for describing of the ideal classical gas in the course of general physics is considered. It is based on the use of the "effective" thermodynamic parameters depending upon the temperature. The thermal and caloric equation of state (usually known as equipartition law for the inner energy) is generalized by means of the effective quantum-statistical potential and all the corrections are calculated explicitly.

 

About Quasi Stationary Approach in Problems of Hydrodynamics of an Ideal Incompressible Liquid in a Course of the General Physics
A.A. Lukjanov а-b), A.A. Ivanov b-c)
а) Moscow Physic Technical Institute,
b) The Russian State Social University
c) The Russian Centre of Science

The two problems ((1) about piston which press out the liquid from cylindrical horizontal vessel through a small hole and (2) about flow of liquid from wide open vertical cylindrical vessel through a small hole in bottom) are considered. The initial (nonsteady) stages of a motion of liquid (which can't be described by Bernoulli's equation)
are considered.

 

Study of Heat Capacity of Low Dimensional Structures in the General Physics Course
A. Feher*, A.A. Mamalui**, E.S. Syrkin***
*Pavol Jozef Safarik University in Kosice, Srobarova,2, 04180 Kosice, Slovak Republic
E-mail: alexander.feher@upjs.sk
**National Technical University "Kharkov Polytechnic Institute", the department of general and experimental physics, ul. Frunze, 21, 61002 Kharkov the Ukraine; E mail: mamlui@kpi.kharkov.ua
*** Physicotechnical Institute of Low Temperatures bearing  the name B.I. Verkin of the National Academy of the Sciences of the Ukraine, pr. Lenina, 47 61103 Kharkov the Ukraine, E-mail: syrkin@ilt.kharkov.ua

The particular features of dispersion laws and density of states of phonon spectra in the layer systems characterized by weak interlayer interaction (strong intralayer interaction)   are analyzed. By help receiving density of states the low temperature heat capacity are calculated and the possibilities of Debye model for these structures are studying.

 

Fresnel Zones and Spring Frost 
Sh.N. Magdeev, A.V. Samokhin
"Vladimir State University", Muromskiy Institute (branch)

For explaining the reasons for spring frost and sharp temperature decreases in other seasons is assumed that this can be connected with the overlap of the central Fresnel zones in the Sun with planets Mercury or Venus and by the Moon.

 

Studying the Dynamic Chaos in the General Course of Physics
M.S. Martynov, Y.G. Dolotin, V.N. Yushin
The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation, Oryol

The article describes the experience in the introduction of the modern scientific advances to the course of physics in the technical institute of higher education. The technique of representing to the students the role of nonlinearity, instability in the process of evolution and in the emergence of the dynamic chaos is considered.

 

Definition of Parameters of the Oscillatory Processes Proceeding in the Transformer in Tasks of a Course of the General Physics
S.V. Ivannikov
Moscow State Technical University bearing the name N.E. Bauman

From positions of physics of the electromagnetic phenomena relationships of cause and effect of the processes developing in the transformer in a mode of the closed secondary electric circuit are considered. For definition of parameters of electric circuits of the transformer in the research purposes the simple method of calculation based on use of
a method of vector diagrams is submitted.
Conformity of the used method of calculation to the physical nature of oscillatory processes in electric circuits of the transformer is shown. Decisions by a new method of standard tasks by definition of parameters of electric circuits of the transformer at a level accessible to students - physicists are resulted.

 

Digital Nonlinear Interferogram Treatment
N.G. Vlasov, S.M. Kulish
MGTU "STANKIN (Moscow Institute of Machine Tools and Tools)"

Here is described the nonlinear algorithm of digital interferogram treatment, which makes it possible to increase sensitivity and to estimate the level of noise.

 

The Automatic System of Managing Physical Experiment in Educational Institutions
L.P. Avakyants, P.Yu. Bokov, A.A. Ivantsov, I.V. Mitin, I.A. Kitov, A.M. Saletsky, A.V. Chervyakov
M.V. Lomonosov Moscow State University

A new software-equipped complex based on the automatic system of collecting experimental data and managing physical experiment have been developed and created. It allows replacing various measuring appliances in experimental installations both in educational and scientific laboratories. The automatic experimental installations (laboratory works) and their corresponding descriptions (methodological development) are productively applied in general-physics practical studies at physical faculty of Lomonosov Moscow State University and in other Russian and CIS higher education institutions as well.

 

Application of Methods of the Mathematical Simulation of Physical Experiments in the Student Diploma Projects
I.G. Lebo 
Moscow State Institute of Radio Engineering, Electronics and Automation (Technical University)

Based on the example of the student diploma works, executed in Moscow State Institute of Radio Engineering, Electronics and Automation (Technical University), Moscow Engineering Physics Institute (Technical University) and Moscow State University Faculty, of Computational Mathematics and Cybernetics under the management of author, is carried out the analysis and are formulated systematic recommendations regarding the use "computational experiment" in the diploma projects.

 

Modern Methods of Physical Experiment in Student Research  Teaching of Condensed Substances Surface  Physics
I.I. Khinich
A. Herzen's Russian State Pedagogical University

Methodical approaches to studying of possibilities of structural researches of solid state surfaces with the help of probe microscopy and secondary-electron spectroscopy methods as applied to educational and research last-term student activity are observed. It's shown that appropriate planning and organization methodic of this activity serves to building up of methodological culture among students in field of physical experiment as well as to understanding of correlation between experiment, theory and practice.