Том 12, номер 2, 2006 ISSN 1609 - 3143

Физическое
образование
в вузах

Издательский Дом МосковскогоФизическогообщества


Редколлегия журнала "Физическое образование в вузах"

Главный редактор

Крохин Олег Николаевич - академик, Московский инженерно-физический институт (государственный  университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.  

Заместители Главного редактора

Гладун Анатолий Деомидович - Московский физико-технический институт (государственный  университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
Николаев Владимир Иванович - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Центр переподготовки научно-педагогических кадров МГУ, Москва, Россия.
Суханов Александр Дмитриевич - Российский университет дружбы народов, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия.
Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетический институт (технический
университет), Московское физическое общество, Москва, Россия.

Редакционная коллегия

Кудрявцев Николай Николаевич - Московский физико-технический институт (государственный  университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
Колесников Юрий Леонидович - Санкт-Петербургский  государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт - Петербург, Россия.
Лебедев Юрий Анатольевич - Объединённое физическое общество РФ, Москва, Россия.
Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное объединение "Росучприбор", Москва, Россия.
Рудой Юрий Григорьевич - Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
Светозаров Владимир Владимирович -  НТЦ "ВЛАДИС", Московский  инженерно-физический институт (государственный  университет), Москва, Россия.
Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет), Москва, Россия.
Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
Чернышев Виктор Викторович - Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н.Е. Жуковского, Москва, Россия.

Ответственный секретарь

Калачев Николай Валентинович - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН,  Московское физическое общество, Москва, Россия.

Техническая редакция

Березин Павел Дмитриевич - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.
Черткова Ирина Николаевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.


Издательский дом МФО, 2006 г.

 

Физическое образование в вузах
Т. 12, N 2, 2006
Содержание

3 Наши юбиляры
8 О дидактических достоинствах курсафизики
В.И. Николаев
15 Может ли масса превращаться в энергию?
Г.А. Розман, С.В. Панькова
20 Почему Эйнштейн отказался от эфира? (об экспериментальных основаниях Специальной теории относительности)
Г.А. Розман, И.И. Моисеев
29 Радужные голограммы
В.П. Рябухо
41 Достижения физической науки в лекционный процесс: введение в спиновую электронику
А.С. Борухович
50 Опыт создания обменной сети разработчиков ипотребителей учебной техники и продукции Ассоциации кафедр физики технических вузов Российской Федерации
Г.Г. Спирин, О.Н. Третьякова, Ю.С. Кондачков, К.Л. Саркисян, А.М. Цурков
61 Организация внутренней дифференциации изучения физики в техническом вузе на основеинформационного подхода
А.А. Червова, А.А. Толстенева
70 Вывод формулы Саха в рамках курса общей физики
А.А. Иванов, Е.А. Вострикова
76 Некоторые методические вопросы применения компьютерного эксперимента в физическом образовании
А.М. Толстик
85 Комплекс компьютерных моделирующих лабораторных работ по физике: принципы разработки и опыт применения в учебном процессе
Н.С. Кравченко, О.Г. Ревинская, В.А. Стародубцев
96 Изучение основ спектрального анализа на базе "Виртуального монохроматора"
В.А. Белавин, В.А. Квливидзе, М.В. Терешонок
106 Об определении вязкости воздуха по времени его свободного истечения через капилляр
Б.В. Карелин, Н.Р. Кустова
109 Изучение дисперсионных свойств изгибных волн в пружине
H.Г. Ждановa, И.А. Сергачев, А.С. Сергеев, Р.Ф. Стрюнгис, А.П. Пятаков
118 Аннотации

 

Physics in Higher Education

T. 12, N 2, 2006
The contents

3 Our Celebrants
8 On Didactic Merits of General Physics
V.I. Nikolaev
15 Can Mass Turn into Energy?
G.А. Rozman, S.V. Pan'kova
20 Why Einstein Rejected Ether Hypothesis? (On the Experimental Foundation of the Special Theory of Relativity)
G.А. Rozman, I.I. Moiseev
29 Rainbow Holograms
V.P. Ryabukho
41 Achievements of Physical Science in the Lecture Process: Conducting into Spin Electronics
A.S. Borukhovich
50 Attempt of Creation Transfer Network Creators and Consumers Educational Equipment and Production for Association Physics Sub-faculties at a Technical Universities of Russian Federation
G.G. Spirin, O.N. Tretyakova, Yu.S. Kondachkov, K.L. Sarkisyan, A.M. Tsurkov
61 Organization of the Internal Differentiation of Physics Teaching in Technical VUZ (Institute of Higher Education) on the Basis of Information Approach
A.A. Chervova, A.A. Tolsteneva
70 The Derivation of Saha Equation Within the Framework of General Physics
A.A. Ivanov, E.A. Vostrikova
76 The Methodical Questing of Employment of Computer Experiments in Physical Education
A.M. Tolstik
85 The Complex of Computer Modeling Physics Laboratory Works: Principles of Elaboration and Experience of Application in Educational Process
N.S. Kravchenko, O.G. Revinskaya and V.A. Starodubtsev
96 Studying of Bases of the Spectral Analysis on the Basis of the "Virtual Monochromator"
V.A. Belavin, V.A. Kvlividze, M.V. Tereshonok
106 About Determination of Air Viscosity by the Time of its Free Flow through the Capillary
B.W. Karelin, N.R. Kustova
109 Study of the Dispersion Properties of the Flexural Waves in the Spring
N.G. Zhdanova, I.A. Sergachev, A.S. Sergeev, R.F. Stryungis, A.P. Pyatakov
118 Abstracts

Наши Юбиляры

ПРОФЕССОРУ ВЛАДИМИРУ ИВАНОВИЧУ
НИКОЛАЕВУ - 70 ЛЕТ!

29 марта исполнилось 70 лет профессору кафедры общей физики Николаеву Владимиру Ивановичу. Думается, на физическом факультете МГУ нет сотрудников и студентов, которые бы не знали его. Владимир Иванович является одним из ведущих лекторов физического факультета. Его лекции отличаются глубокой продуманностью, строгой логикой и ясностью изложения, широким охватом материала. Прекрасно прочитанные, содержащие отточенные определения и формулировки физических законов, лекции В.И. Николаева легко конспектируются и служат надежным базисом при изучении соответствующих разделов физики, поэтому они пользуются у студентов большой популярностью. По результатам анкетирования и опроса студентов в 2003 году В.И. Николаев былудостоен звания "Преподаватель года".

Вся трудовая деятельность В.И. Николаева связана с Московским университетом. Окончив физический факультет и аспирантуру, Владимир Иванович с 1963 г. работает на кафедре общей физики, став в 1981 г. профессором. Он читал семестровые курсы лекций для студентов 1 и 2 курсов по разделам "Механика", "Молекулярная физика", "Электричество и магнетизм", а также спецкурсы для студентов старших курсов и аспирантов "Физика магнитных явлений", "Мессбауэровская спектроскопия магнитоупорядоченных систем", "Прикладная мессбауэровская спектроскопия", "Релаксационные явления в эффекте Мессбауэра".

Профессор В.И. Николаев является замечательным методистом. Своим богатым преподавательским опытом он щедро делится с другими. Более 10 лет он руководил семинаром по методике преподавания физики для молодых преподавателей. Многим сотрудникам кафедры эти семинары помогли освоить основы педагогического мастерства. Теперь очень много физических законов и определений мы формулируем "по Николаеву". С 1991 г. В.И. Николаев является директором Центра переподготовки научно-педагогических кадров МГУ (бывший факультет повышения квалификации), где ведет большую организационную работу. При Центре им был организован Лекторий для учителей физики г. Москвы, который, начиная с 1992 г., трижды в годв период осенних, зимних ивесенних школьных каникул проводитсвои лекционные сессии.

За свою многолетнюю плодотворную работу В.И. Николаев в 2000 г. был удостоен звания "Заслуженный профессор Московского университета", ав 2003 г. стал победителем конкурса, посвященного 70-летнему юбилею физического факультета, в номинации "Педагогическая деятельность". С 2002 г. является членом Президиума Научно-методического Совета по физике Минобразования РФ. Он уделяет также много внимания распространению физических знаний и методических разработок в вопросах преподавания, являясь заместителем главного редактора журнала "Физическое образование в вузах" и членомредколлегии РЖ "Физика".

Наряду с преподавательской деятельностью, В.И. Николаев успешно занимается научной работой. Он - ученик И.К. Кикоина. В 1979 г. стал доктором физико-математических наук. К области его научных интересов относятся: физика магнитных явлений, физика твердого тела, мессбауэровская спектроскопия, физические свойства систем наночастиц. Им был получен ряд приоритетных научных результатов. В 1961 г. осуществил (в Институте атомной энергии) первые в СССР опыты по эффекту Мессбауэра с изотопом Fe57. Показал, что вероятность эффекта Мессбауэра зависит от магнитного состояния вещества. Им была выявлена особая роль ангармонизма колебаний атомов в тепловых свойствах наночастиц, предсказано существование нового фазового перехода - "парамагнетизм - индуцированный суперпарамагнетизм", введено представление о переходах более "мягких", чем фазовые переходы второго рода. В.И. Николаев подготовил 24 кандидатов и 2 докторов наук. Он автор более 250 научных и научно-методических работ. Является членом двух диссертационных советов при МГУ, членом Ученого Совета дополнительного образования. Много лет Владимир Иванович активно участвовал в работе общества "Знание". С лекциями объездил всю нашу страну. Являлся первым заместителем председателя Правления организации общества "Знание" МГУ.

31 марта состоялось торжественное заседание кафедры общей физики, посвященное 70-летию профессора В.И. Николаева. На этом заседании юбиляр выступил с лекцией "Физика и музыка". Выяснилось, что наряду с преподавательской и научной деятельностью он серьезно занимается игрой на гитаре (что, впрочем, давно знали сотрудники кафедры). Владимир Иванович с блеском исполнил ряд пьес и импровизаций, в том числе две пьесы собственного сочинения. Завершилась необычная лекция выступлением "инструментального ансамбля" под управлением В.И. Николаева в составе четырех человек с довольно экзотическим набором инструментов: лейденская банка, 2 кофейные банки с гвоздями, деканский колокольчик, деревянный ксилофон.

Владимир Иванович получил благодарности ректора МГУ академика В.А. Садовничего и декана физического факультета профессора В.И. Трухина - за многолетнюю плодотворную педагогическую, научную и методическую деятельность.

(Перепечатка из газеты "Советский физик" - органа Ученого Совета, деканата и общественных организаций физического факультета МГУ, N 3 (50)/2006, май - июнь).

Редакционная коллегия, сотрудники редакции сердечно поздравляют Владимира Ивановича с юбилеем и желают ему крепкого здоровья и больших творческих успехов на нелегком пути отечественной науки и педагогики.

 

 

15 мая 2006 года исполнилось 70 лет заместителю Главного редактора нашего журнала, академику МАН ВШ, член-корр. РАЕН, известному ученому и педагогу Суханову Александру Дмитриевичу.

Суханов А.Д. родился в г. Новосибирске, окончил в 1959 г. физический факультет МГУ, в 1971 г. защитил докторскую диссертацию в МГУ, доктор физико-математических наук, профессор. Он является лауреатом премии Президента России в области образования. Носит почетное звание "Заслуженный работник высшего образования РФ"

Научную работу в области теоретической физики начал около 50 лет назад в школе академика Н.Н. Боголюбова. Наряду с научной работой свыше 40 лет ведет преподавательскую работу в высшей школе, прежде всего, в области общей физики. В течение многих лет заведовал кафедрами в МГИ, МИИГА, ВЗИТЛП и РУДН., а также вел преподавательскую работу в МГУ им. М.В. Ломоносова, Нижегородском ГУ им Н.И. Лобачевского и в РГПУ им. А.И. Герцена (С.-Петербург). С 21.10.2000 г. по настоящее время работает директором Центра естественнонаучного образования (ЦЕНОГ) Минобрнауки России при РУДН, а также профессором кафедры физики МФТИ.

За прошедшее время А.Д. Суханов участвовал в разработке учебной Программы по курсу физики для инженерно-технических направлений и специальностей высшего образования, по дисциплине "Концепции современного естествознания", рекомендованных МО РФ в 2000 г., и ряда авторских программ по курсам "Фундаментальное естествознание", "Фундаментальные концепции и модели современной физики" и др.

Им опубликован также ряд учебников и учебных пособий по физике для вузов. В их числе "Лекции по квантовой физике" (Высшая школа, 1991 г. I изд., в настоящее время в этом же издательстве выходит в свет II дополненное и исправленное издание) и "Фундаментальный курсфизики" в 4-х томах.

С 1989 г. по 1997 г. А.Д. Суханов являлся заместителем председателя, а в настоящее время членом президиума и руководителем секции Научно-методического совета по физике Госкомвуза России, с 1992 г. по 2000 г членом Экспертного совета по общим естественнонаучным дисциплинам Минобразования РФ. В настоящее время является зам. Председателя НМС Минобрнауки по концепциям современного естествознания и главным редактором журнала "Вестник РУДН, Серия: фундаментальное естественнонаучное образование".

В научной области в настоящее время А.Д. Суханов занимается исследованиями проблемы взаимосвязи квантовой физики и статистической термодинамики, вопросами истории и методологии физики. По этим направлениям он сотрудничает с рядом научно-исследовательских институтов РАН (ФИАН, ИФРАН, ИИЕТ РАН, ЛТФ ОИЯИ и др.). По результатам научной работы им опубликован ряд статей в ведущих физических журналах, а также сделаны доклады на российских и международных конференциях. Всего А.Д. Суханов опубликовалоколо 270 научных работ.

В области издательской деятельности А.Д. Суханов участвовал в издании 4-х томного Сборника научных трудов П. Дирака (отв. редактор и составитель; М., Физматлит, 2002-2005). В настоящее время являюсь составителем и отв. редактором 12-томного издания Научных трудов Н.Н. Боголюбова (М., Наука), которое печатается попостановлению Президиума РАН.

Редакционная коллегия, сотрудники редакции сердечно поздравляют Александра Дмитриевича с юбилеем и желают ему крепкого здоровья и больших творческих успехов на нелегком пути отечественной науки и педагогики.

 

О дидактических достоинствах курса физики
В.И. Николаев
МГУ им. М.В. Ломоносова, физический факультет

Обсуждаются особенности терминологии современной физики как учебной дисциплины. Особое внимание уделено анализу понятийного аппарата физики, формулировкам определений физических величин и физических законов, а также часто встречающимся логическимошибкам.

Может ли масса превращаться в энергию?
Г.А. Розман, С.В. Панькова
Псковский государственный педагогический университет
180760, г. Псков, пл. Ленина 2
E-mail: rozman@psk.sovintel.ru

В статье проводится физико-философский анализ фразы, взятой в качестве заголовка темы обсуждения. Показывается, что ни с физической, ни тем более с философской точек зрения эта фраза не имеет смысла и не отражает содержания специальной теории относительности, на которую обычно ссылаются привысказывании подобной мысли.

Почему Эйнштейн отказался от эфира?
(об экспериментальных основаниях Специальной теории относительности)
Г.А. Розман
Псковский государственный педагогический университет
180760, г. Псков, пл. Ленина, 2
И.И. Моисеев
Псковский технический лицей, г. Псков, Некрасова, 9
E-mail: rozman@psk.sovintel.ru

В статье устанавливается противоречивость в поведении и свойствах эфира в трех принципиальных (в отношении поведения эфира) опытах. Проанализировав сложившуюся ситуацию в проблеме эфира, Эйнштейн делает "революционный шаг" - он отказывается от эфира как носителя электромагнитных колебаний. И тем самым утверждает реальность (материальность) самих электромагнитных волн. Это приводит к большим как физическим, так и философским следствиям, к созданию специальной теории относительности.

Радужные голограммы
В.П. Рябухо
Саратовский государственный университет
Институтпроблемточной механикии управления РАН
410026, Саратов, ул. Московская 155
E-mail: rvp@sgu.ru

В современном курсе волновой оптики физические принципы голографии рассматриваются, как правило, на основе схем записи голограмм в попутных (схема Лейта и Упатниекса) и во встречных (схема Денисюка) объектном и опорном пучках света. В статье обсуждаются методические вопросы записи и восстановления изображений с использованием метода и схем радужной голографии, имеющей в настоящее время наиболее широкое практическое распространение, благодаря возможности восстановления изображений в беломсвете обычных источникови технологически простомуспособу тиражирования таких голограмм.

Достижения физической науки в лекционный процесс: введение в спиновую электронику
А.С. Борухович
Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург
E-mail: A.S.Bor@rsvpu.ru 

Излагаются основные физические принципы работы устройств и необходимые требования к материалам, служащим базой бурно развивающейся отрасли физической электроники - спиновой микроэлектроники. Эти сведения в качестве достижений и проблем современной физической науки полезны для ознакомления студентов, как в специальных курсах, так и в курсеобщей физики.

Опыт создания обменной сети разработчиков и потребителей учебной техники ипродукции Ассоциации кафедр физики технических вузов Российской Федерации
Г.Г. Спирин, О.Н. Третьякова, Ю.С. Кондачков, К.Л. Саркисян, А.М. Цурков
Московский авиационный институт (государственный технический университет)

Предложена концепция и создана программная реализация модели взаимодействия удалённых научных центров кафедр физики вузов РФ на основе современных Web-технологий. Разработан Internet-сайт (ОСКАФ) Ассоциации кафедр физики технических вузов РФ. Целью данного Internet-ресурса, является организация взаимодействия в области обмена учебными материалами и создание системы дистанционного обучения.

Организация внутренней дифференциации изучения физики в техническом вузе на основе информационного подхода
А.А. Червова, А.А. Толстенева
Волжская государственная инженерно-педагогическая академия
603004, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9
nauka@vgipa.nnov.ru 

В статье рассматривается проблема организации внутренней дифференциации изучения физики в техническом вузе с учетом психологических особенностей учащихся, а именно - индивидуальных стилейкодирования информации.

Вывод формулы Саха в рамках курса общей физики
А.А. Иванов1,2, Е.А. Вострикова1
1) Российский Научный Центр "КурчатовскийИнститут", Пл. Курчатова 1, 123182, Москва, Россия
2) Московский физико-технический институт, Институтский пер. 9, Долгопрудный, 141700, Московскаяобл.,
e-mail: ivanov@ard.kiae.ru , vostr@ard.kiae.ru 

Предложенный вывод формулы Саха для случая двухуровневой модели может быть использован при изучении процессов равновесной ионизации в рамках курса "Основы физики плазмы", рассчитанного на студентов младших курсов физических специальностей. Получение константы равновесной ионизации основано не на использовании канонического распределения Гиббса для системс переменным числом частиц, а на вычислении вероятностей различных квантовыхсостояний с учетом их вырождения.

Некоторые методические вопросы применения компьютерного эксперимента в физическом образовании
А.М. Толстик
Томский государственный университет
E-mail: tolstik@phys.tsu.ru 

Обсуждаются вопрос об общей схеме преподавания физических наук в связи с развитием компьютерного эксперимента, а также методикапроведения компьютерноголабораторногопрактикума.

Комплекс компьютерных моделирующих лабораторных работпо физике: принципы разработки и опыт применения в учебном процессе
Н.С. Кравченко, О.Г. Ревинская, В.А. Стародубцев
Томский политехнический университет, 634034, Томск, пр. Ленина, 30
e-mail: ogr@tpu.ru

Проектирование и эксплуатация лабораторных работ с использованием компьютера являются одним из наиболее активно развивающихся направлений современной теории и методики преподавания физики. В данной статье проведен анализ вклада информационных технологий в современный учебный практикум. На основе общепедагогических предпосылок выдвинуты принципы разработки компьютерных моделирующих лабораторных работ пофизике. Описан опыт их применения в учебном процессе.

Изучение основ спектрального анализа на базе "Виртуального монохроматора"
В.А. Белавин, В.А. Квливидзе, М.В. Терешонок
НИИ Ядерной физикиМГУ, Москва, Ленинские горы
e-mail: kliv@srd.sinp.msu.ru

В работе представлена концепция реализации виртуального эксперимента по изучению основ спектрального анализа и работы оптического монохроматора для физического практикума вуза. Описаны технология моделирования экспериментальных спектров, основанная на реальной спектральной базе данных, полученной на высокоточном научном спектральном оборудовании, а также методика выполнения соответствующей лабораторной задачи практикума.

Об определении вязкости воздуха по времени его свободного истечения через капилляр
Б.В. Карелин, Н.Р. Кустова
Воронежский филиал Российского государственного открытого технического университета путей сообщения
394026, г. Воронеж, ул. Урицкого, 75а
E-mail: nkustova@rambler.ru 

Предлагается лабораторная работа по определению коэффициента вязкости воздуха, выполняемая с использованием оборудования, предназначенного для определения показателяадиабаты методом Клемана-Дезорма.

Изучение дисперсионных свойств изгибных волн в пружине
H.Г. Ждановa1, И.А. Сергачев2, А.С. Сергеев3, Р.Ф. Стрюнгис3, А.П. Пятаков3
1Лицей "Вторая школа", г. Москвы, ул. Фотиевой, 18
2Школа N192, г. Москва, Ленинскийпроспект, д. 34-А
3Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
119992 Москва, Ленинские горы, МГУ, физический факультет

Предлагается простая методика изучения особенностей распространения изгибных волн в тонких пластинках и стержнях на примере металлической пружины из ленты прямоугольного сечения. Данный метод позволяет продемонстрировать три типа волн распространяющихся в пружине: "быстрой" и "медленной" волны взаимно перпендикулярных поляризаций и продольно-изгибной волны с частотой отсечки. Разработанный метод может быть использован в лекционных демонстрациях и в учебном эксперименте по основам теории колебаний и теории волн.

 

Our Celebrants

On Didactic Merits of General Physics
V.I. Nikolaev
M.V. Lomonosov Moscow State University, Faculty of Physics
The peculiarities of terminology of modern physics as the school-subject are discussed. The main attention is
paid to analysis of term formalism of physics, definitions of physical values and physical laws, and also to typical
logical mistakes.

Can Mass Turn into Energy?
G.А. Rozman, S.V. Pan'kova
Pskov State Pedagogical University

The article presents a physics-philosophical analysis of the phrase "Can mass turn into energy?" It is shown that the phrase itself is meaningless from the physical as well as philosophical points of view. In particular it is shown that the common association of the expression with the special theory of relativity is in fact based on misunderstanding.

Why Einstein Rejected Ether Hypothesis? (On the Experimental Foundation of the Special Theory of Relativity)
G.А. Rozman, I.I. Moiseev
Pskov State Pedagogical University

The article shows that the careful analysis of three crucial experiments leads to contradictions in the required properties of ether. Einstein resolved this situation by rejecting the concept of ether as a bearer for the electromagnetic fields. The electromagnetic fields were introduced therefore as irreducible realities. Numerous important consequences both theoretical as well as philosophical followed from the revolutionary rejection, notably the creation of the special theory of relativity.

Rainbow Holograms
V.P. Ryabukho
Saratov State University
E-mail: rvp@sgu.ru

In modern wave optics the physical principles of holography are considered, as a rule, on the basis of the set up of recording of the holograms in convergent (Leith and Upatnieks set-up) and in counter propagating (Denisyuk set-up) object and referent beams of light. In the present paper the methodical subject of record and reconstruction of the images with use of a method and set-up of rainbow holography, having now widest practical distribution, due to an opportunity of restoration of the images in white light of usual sources and technologically simple way of duplicating of such holograms are discussed.

Achievements of Physical Science in the Lecture Process: Conducting into Spin Electronics
A.S. Borukhovich
Russian State Professional-pedagogical University, Ekaterinburg,
e-mail: A.S.Bor@rsvpu.ru 


The basic physical principles of the work of devices and the necessary requirements for the materials are presented, serving as the base of the vigorously developing branch of physical electronics - spin microelectronics. This information as achievements and problems of contemporary physical science is useful for the acquaintance of students, as in the special courses, so in the course of general physics.

Attempt of Creation Transfer Network Creators and Consumers Educational Equipment and Production for Association Physics Sub-faculties at a Technical Universities of Russian Federation
G.G. Spirin, O.N. Tretyakova, Yu.S. Kondachkov, K.L. Sarkisyan, A.M. Tsurkov
Moscow Aviation Institute (State Technical University)

In this article the conception and the created program realization co-operation distant science centers physics sub-faculties in Technical Universities of Russian Federation based on actual Web-technologies are described. The created Internet-resource for Association physics sub-faculties in Technical Universities of RF, has the purpose to organize transfer of studying materials and create Distance Studying Physic System.

Organization of the Internal Differentiation of Physics Teaching in Technical VUZ (Institute of Higher Education) on the Basis of Information Approach
A.A. Chervova, A.A. Tolsteneva
Volga State Engineering-pedagogical Academy
603004, Nizhniy Novgorod, ul. Chelyuskintsev, 9
nauka@vgipa.nnov.ru

In the article is examined the problem of the organization of the internal differentiation of physics teaching in technical VUZ (Institute of Higher Education) taking into account the psychological special features of students, namely the individual styles of coding information.

The Derivation of Saha Equation within the Framework of General Physics
A.A. Ivanov1,2, E.A. Vostrikova1
1 Russian Research Center "Kurchatov Institute", 1, Kurchatov Sq, 123182, Moscow, Russia
2 Moscow Institute of Physics and Technology, 9, Institutskii per., Dolgoprudny 141700, Moscow Region, Russia
e-mail: ivanov@ard.kiae.ru , vostr@ard.kiae.ru 

The article considers the derivation of Saha equation for the case of two level model. It could be used for studying equilibrium ionization processes within the framework of a course on Basics of Plasma Physics for third- year students. The derivation of the equilibrium ionization constant is not based on a Gibbs canonical distribution but on calculation of different quantum states probabilities taking into account their degeneracy.

The Methodical Questing of Employment of Computer Experiments in Physical Education
A.M. Tolstik
Tomsk State University
e-mail: tolstik@ido.tsu.ru

In this paper we discuss the question about methods of teaching of physical sciences because of progress of computer experiment and methods of training in computer laboratory practice.

The Complex of Computer Modeling Physics Laboratory Works: Principles of Elaboration and Experience of Application in Educational Process
N.S. Kravchenko, O.G. Revinskaya and V.A. Starodubtsev
Tomsk Polytechnic University, 634034, Tomsk, av. Lenin, 30

Projecting and practical application of computer laboratory works are the important subjects in modern methodology and theory of physical education. In this paper the significance of information technology in educational process is analyzed. On the base of general pedagogical prerequisites the common principles of computer modeling laboratory work for using in course of physics elaboration are discussed.

Studying of Bases of the Spectral Analysis on the Basis of the "Virtual Monochromator"
V.A. Belavin, V.A. Kvlividze, M.V. Tereshonok
SINP MSU, Moscow, Leninskie Gory
e-mail: kliv@srd.sinp.msu.ru 

In the article the concept of realization of virtual experiment on studying of bases of the spectral analysis and of the optical monochromator for a university physics lab is presented. The technology of modeling of the experimental spectra, based on the real spectral database received on the precision scientific spectral equipment, and also a technique of performance of a corresponding students' laboratory experiment, are described.

About Determination of Air Viscosity by the Time of its Free Flow through the Capillary
B.W. Karelin, N.R. Kustova
Voronezh Branch of Russian State Open Technical University of Railway Transport
394026, Voronezh, Urizkiy Street, 75a
E-mail: nkustova@rambler.ru 

The laboratory work on determination of viscosity coefficient is described. In this work the equipment designed for determination of the adiabatic index by the Cleiman-Desorme method is used. Study of the Dispersion Properties of the Flexural Waves in the Spring
N.G. Zhdanova1, I.A. Sergachev2, A.S. Sergeev3, R.F. Stryungis3, A.P. Pyatakov3
1Litsey "Second School", Moscow, ul. Fotievoy, 18
2School N 192, Moscow, Leninisky prospect, 34-A
3M.V. LomonosovMoscow State University, 119992, Moscow, Leniniskie Gory

The simple procedure of the study of the special features of the propagation of flexural waves in the thin plates and the rods based on the example of metallic spring from the tape of rectangular cross section is proposed. This method makes it possible to demonstrate three wave modes of those extending in the spring: "rapid" and "slow" wave of mutually perpendicular polarizations and longitudinal-bending wave with the cutoff frequency. The developed method can be used in the lecture demonstrations and in the training experiment on the principles of the vibration theory and wave theory.