Том 12, номер 1,  2006                                           ISSN 1609 - 3143

Физическое образование в вузах

Издательский Дом  Московского Физического общества

Редколлегия журнала "Физическое  образование в вузах"

Главный редактор

Крохин Олег Николаевич - академик, Московский инженерно-физический институт (государственный  университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.  

Заместители Главного редактора

Гладун Анатолий Деомидович - Московский физико-технический институт (государственный  университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
Николаев Владимир Иванович - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Центр переподготовки научно-педагогических кадров МГУ, Москва, Россия.
Суханов Александр Дмитриевич - Российский университет дружбы народов, Российский научный центр физического образования, Москва, Россия.
Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетический институт (технический
университет), Московское физическое общество, Москва, Россия.

Редакционная коллегия

Кудрявцев Николай Николаевич - Московский физико-технический институт (государственный  университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
Колесников Юрий Леонидович - Санкт-Петербургский  государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт - Петербург, Россия.
Лебедев Юрий Анатольевич - Объединённое физическое общество РФ, Москва, Россия.
Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное объединение "Росучприбор", Москва, Россия.
Рудой Юрий Григорьевич - Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
Светозаров Владимир Владимирович -  НТЦ "ВЛАДИС", Московский  инженерно-физический институт (государственный  университет), Москва, Россия.
Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет), Москва, Россия.
Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
Чернышев Виктор Викторович - Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н.Е. Жуковского, Москва, Россия.

Ответственный секретарь

Калачев Николай Валентинович - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН,  Московское физическое общество, Москва, Россия.

Техническая редакция

Березин Павел Дмитриевич - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.
Черткова Ирина Николаевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва, Россия.

Издательский дом МФО, 2006 г.

Физическое образование в вузах
Т. 12, N1, 2006
Содержание

3 Распределение Гиббса в курсе общей физики
М.Б. Шапочкин
13 Методические вопросы преподавания специальной теории относительности и элементов квантовой теории в курсе общей физики в вузах
А.А. Абрамов
23 Физика как наука и учебная дисциплина
В.С. Идиатулин
38 Модульное построение курса общей физики  с применением компьютерных технологий 
Н.Г. Леванова, С.Н.  Потемкина, С.В. Талалов
43 Роль учебных физических моделей в формировании физической картины мира в курсе общей физики
В.В. Фоменко
49 "Наглядность"  в теории познания, физике и методике преподавания физики
Н.Е. Важеевская
55 Учебный курс "Основы физики конденсированного состояния" для физических специальностей вузов
В.М. Грабов, С.А. Немов
67 Структура информационно-обучающего комплекса по лазерным технологиям
Б.В. Волковыский, Е.Б. Яковлев
74 Физический эксперимент в свете модернизации образования
М.С. Павлова, Л.М. Любушкина
82 О возможности демонстрации интерференции света от независимых источников
М.Г. Кремлев
88 Моделирование процессов со спонтанным нарушением симметрии при изучении курса физики
А.В. Ляпцев, И.В. Сергеева
103 Применение ВЕБ-технологий в физическом практикуме
Ю.Ю. Тарасевич, И.С. Пономарева, В.А. Зелепухина,
Е.Н. Манжосова, Т.В. Панченко
115 Организация физического образования в Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета
С.П. Зеленин, С.С. Пивоваров
130 Электронная база знаний "Классическая физика"
О.А. Евтихиева,  Д.А. Подмазов 
133 2005 год: Некоторые памятные даты
В.С. Булыгин
137 Аннотации
142 Информация

Physics in Higher Education
T. 12, N1, 2006
The contents

3 Gibbs Distribution in the General Course of Physics
М.B. Shapochkin
13 Methodical Problems in the Teaching of the Special Theory of Relativity and Quantum Theory in the University's Course of Physics
A.A. Abramov
23 Physics as a Science and Educational Subject
V.S. Idiatulin
38 The Module Structure of the General Physics Course with the Use of Computer Technologies
N.G. Levanova,  S.N. Potyomkina and S.V. Talalov
43 Role of  the Educational Physical Models in Formation of Physical Picture of the World in General Physics Course
V.V. Fomenko
49 "Clarity" in the Theory of Knowledge, to Physics and to the Procedure of the Teaching of Physics
N.E. Vazheyevskaya
55 Training Course of the "Bases of Physics of the Condensed State" for the Physical Specialties of Institutes of Higher Education
V.M. Grabov, S.A. Nemov
67 Structure of the Information-training Complex on the Laser Technologies
B.V. Volkovyskiy, E.B. Yakovlev
74 Physical Experiment in Light of the Modernization of Education
M.S. Pavlov, L.M. Lyubushkina
82 On the Possibility of Demonstration of Interference of Light from Independent Sources
M.G. Kremlev
88 The Modeling of Processes Illustrating Spontaneous Symmetry Breaking in Physics Courses
A.V. Liaptsev, I.V. Sergeeva
103 Application the WEB-Technologies in the Physical Labs
Yu.Yu. Tarasevich, I.S. Ponomareva, V.A. Zelepukhina, E.N. Manzhosova, T.V. Panchenko
115 Organization of Physical Education in  Academic Gymnasium of  St.-Petersburg State University
S.P. Zelenin, S.S. Pivovarov
130 Electronic Knowledge Base "Classical physics"
O.A. Yevtikhiyeva, D.A. Podmazov
133 2005: Some Memorable Dates
V.S. Bulygin
137 Abstracts
142 Information



Распределение Гиббса в курсе общей физики
М.Б. Шапочкин
111250, Москва, Красноказарменная ул., 14, МЭИ (ТУ)
Описывается одна методика изложения "вывода" канонического распределения Гиббса для студентов в рамках общего курса физики. В качестве примера применения распределения Гиббса, приводится вывод распределений Больцмана и  Ферми-Дирака.

Методические вопросы преподавания специальной теории относительности и элементов квантовой теории
в курсе общей физики в вузах

А.А. Абрамов
Московский государственный институт электронной техники (ТУ)
124498, Москва, Зеленоград, проезд 4806, дом 5
E-mail: gpd@gf.miee.ru
Обсуждаются содержание и методика подачи материала в разделах специальная теория относительности (СТО) и элементы квантовой теории в курсе общей физики в вузах. Представлены аргументы в пользу предложений использовать единую массу в СТО и включения понятия векторного потенциала в курс общей физики.

Физика как наука и учебная дисциплина
В.С. Идиатулин
ФГОУ ВПО Ижевская государственная сельскохозяйственная академия
426069, Ижевск, ул. Студенческая, 11, e-mail: root@isa.nivad.ru
Рассмотрены проблемные вопросы, возникающие при обучении физике в школе и вузе. Обсуждаются методы физики как науки, а также отражение научных проблем в учебных курсах и в учебном процессе. Описан ряд учебных проблемных ситуаций по всем разделам курса общей физики - от механики до физики атома и ядра.

Модульное построение курса общей физики с применением компьютерных технологий 
Н.Г.  Леванова, С.Н.  Потемкина, С.В. Талалов
Тольяттинский государственный университет, Россия
Обсуждается схема модульного построения курса общей физики для инженерных специальностей вузов. Предложена структура модуля, рассмотрены виды деятельности студента внутри модуля и формы контроля.

Роль учебных физических моделей в формировании физической картины мира в курсе общей физики
В.В. Фоменко
Государственная летная академия Украины, г. Кировоград
E-mail: asup@glau.kr.ua
Рассмотрены проблемы формирования физического мировоззрения в курсе общей физики на основе учебной версии физической картины мира (ФКМ). Предлагается двухкомпонентная макроструктура учебной версии ФКМ, базирующаяся на определенном наборе учебных физических моделей - ее модельном каркасе. Приведен пример модельного каркаса ФКМ.

"Наглядность"  в теории познания, физике и методике преподавания физики
Н.Е. Важеевская
Московский государственный педагогический университет
Принцип наглядности - один из ведущих принципов дидактики. Одновременно принцип наглядности имеет четко определенное гносеологическое содержание и специфическое толкование в физике. Это приводит к необходимости пересмотра и корректировки дидактического принципа в системе теории и методики обучения физике, где должно найти отражение и физическое и философское понимание наглядности.

Учебный курс "основы физики конденсированного состояния" для физических специальностей вузов
1В.М. Грабов, 2С.А. Немов
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
2Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Санкт - Петербург, Россия, E-mail: vmgrabov@yandex.ru

Предложена программа нового учебного курса "Основы физики конденсированного состояния" для студентов физических специальностей вузов. Основное отличие от традиционных курсов физики твердого тела заключается во включении основ статистической термодинамики в применении к конденсированному состоянию, основ физики фазовых переходов, некристаллического и жидкого состояния, поверхностных явлений, низкоразмерных структур. Рассматриваются сильно неравновесные процессы и процессы самоорганизации в конденсированном состоянии. Предлагаемый учебный курс существенным образом базируется на оригинальных научно-методических разработках авторов.

Структура информационно-обучающего комплекса по лазерным технологиям
Б.В. Волковыский, Е.Б. Яковлев
Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики
Кафедра лазерных технологий и экологического приборостроения
Студенты и преподаватели должны посвящать свое время науке, а компьютер должен быть лишь простым и удобным инструментом, а не объектом отдельного изучения.

Физический эксперимент в свете модернизации образования
М.С. Павлова, Л.М. Любушкина
Иркутский государственный педагогический университет
664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6
lapardina2001@mail.ru

Мы проанализировали литературу по методике и технике школьного физического эксперимента и предложили  классификацию физического эксперимента, которая в своей структуре  отражает последовательность уровней усвоения экспериментальных умений и навыков и позволяет разнообразить использование различных видов физического эксперимента в учебном процессе по физике  в учебных заведениях любого типа.

О возможности демонстрации интерференции света от независимых источников
М.Г. Кремлев
ОИВТ РАН, 127412, Москва, Коровинское шоссе, 19
E-mail: mgkremlev@mtu-net.ru
В работе предлагается схема эксперимента с демонстрацией интерференции от двух лазеров в условиях лекционной аудитории. Демонстрация может входить в программу курсов физики в разделе волновой оптики. Экспериментальная установка может быть также использована для демонстрации ряда связанных эффектов, способствующих пояснению таких существенных понятий, как когерентность, ширина линии, и т.п., хотя показ части таких дополнительных опытов на лекции может быть затруднен.

Моделирование процессов со спонтанным нарушением симметрии при изучении курса физики
А.В. Ляпцев, И.В. Сергеева
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
191186 г. С.-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корп. 2, ауд. 353
Кафедра методики обучения физики
e-mail: upm_eno@
Описываются простые модели, демонстрирующие эффекты спонтанного нарушения симметрии. Моделирование включает в себя как проведение натурных экспериментов, так и компьютерные эксперименты. Простота и наглядность предлагаемых экспериментов, иллюстрирующих достаточно сложные эффекты, может способствовать лучшему пониманию сложных физических явлений, изучаемых в курсе физики.

Применение ВЕБ-технологий в физическом практикуме
Ю.Ю. Тарасевич, И.С. Пономарева, В.А. Зелепухина,
Е.Н. Манжосова, Т.В. Панченко
Астраханский государственный университет,
ул. Татищева, 20а, г. Астрахань, 414056
e-mail: tarasevich@aspu.ru
Статья посвящена применению двух взаимодополняющих технологий - Java-апплетов и программ на базе MATLAB Web Server - для моделирования физических процессов. Обсуждаются возможные сферы применения компьютерного эксперимента в учебном процессе. Приводятся конкретные примеры лабораторных работ, размещенных на сайте http://mathmod.aspu.ru

Организация физического образования в Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета
С.П. Зеленин, С.С. Пивоваров
Академическая гимназия Санкт-Петербургского государственного университета
199034, Санкт - Петербург, пер. Каховского, 9
sergeip@SP5253.spb.edu
, zel@SZ1346.spb.edu
В настоящей работе анализируется опыт Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного  университета как университетской физико-математической школы и как регионального центра по работе с одаренными детьми. Рассматривается концепция учебной и научной работы с одаренными детьми по физике в системе предуниверситетского образования. Предложена комбинированная дистанционно-очная модель организации работы с одаренными школьниками в регионах, удаленных от образовательных и научных центров.

Электронная база знаний "Классическая физика"
О.А. Евтихиева,  Д.А. Подмазов 
Кафедра физики им. В.А. Фабриканта МЭИ (ТУ)
111250, Москва, Е-250, Красноказарменная улица, дом 14
тел.(495) 362-7755, mei-tu@rambler.ru  
Рассмотрены вопросы разработки и внедрения в учебный процесс электронной базы знаний на трех CD-ROM-дисках по трехсеместровому общему курсу физики в техническом вузе.

2005 год: Некоторые памятные даты
Подготовил В.С. Булыгин
доцент кафедры общей физики МФТИ (ГУ)

Gibbs Distribution in the General Course of Physics
М.B. Shapochkin
111250, Моscow, Кrasnokazarmenay st., 14, МPEI (ТU)
One technique of a statement of "conclusion" of initial Gibbs distribution for students is described within the framework of the general course of physics. As an example of application of distribution Gibbs lead out distributions Boltzman and Fermi - Dirac.

Methodical Problems in the Teaching of the Special Theory of Relativity and Quantum Theory in the University's Course of Physics
A.A. Abramov
Moscow State Institute of Electronic Engineering
(Technical University), Zelenograd, E-mail: gpd@gf.miee.ru
Contents and methods of the teaching of Special Theory of Relativity and Quantum Theory are discussed. The arguments on suggestions to use the only mass in Special Theory of Relativity and inclusion of the vector potential notion in University's course of Physics are presented.

Physics as a Science and Educational Subject
V.S. Idiatulin
Izhevsk State Agriculture Academy
The problem concepts in physics grounding are considered. The method of physics as an exact science and the reflection of science reality into curriculum and studies are discussed. Several problems of general physics - from mechanics to nuclear physics are described.

The Module Structure of the General Physics Course with the Use of Computer Technologies
N.G. Levanova, S. N. Potyomkina and S.V. Talalov
Tolyatti State University
The module scheme of the general physics course for engineers is discussed. The structure of the module is suggested. The kind of activities of the student and the forms of knowledge's control is considered.

Role of the Educational Physical Models in Formation of Physical Picture of the World in General Physics Course
V.V. Fomenko
State Flight Academy of Ukraine, Kirovograd
Problems of formation of physical world outlook in general physics course on the basis of the educational version of a physical picture of the world (PPW) are considered. The two-componential macrostructure of educational version of PPW basing a certain set of educational physical models - its modeling carcass is offered. The example of modeling carcass of PPW is given.

"Clarity" in the Theory of Knowledge, to Physics and to the Procedure of the Teaching of Physics
N.E. Vazheyevskaya
Moscow Pedagogical State University
Use of visual methods is one of leading principles of didactics. The point is that the concept of "use of visual methods" has definite gnoseological content and some meaning in physics at the same time. Consequently, we face a need to overview and correct the didactic principle in the system of theory and methods of teaching physics, where both physics and philosophic understanding of the concept should be presented.

Training Course of the "Bases of Physics of the Condensed State" for the Physical Specialties of Institutes of Higher Education 
V.M. Grabov
Russian A.I. Herzen State Pedagogical University  
S.A. Nemov
Sankt-Petersburg State Polytechnic University, Sankt-Petersburg, Russia
Is proposed the program of the new training course of the "bases of physics of the condensed state" for the students of the physical specialties of VUZ - Institute of Higher Education. Basic difference from the traditional courses of solid state physics is in the start of the bases of statistical thermodynamics in application to the condensed state, the bases of physics of phase transitions, no crystalline and liquid state, surface phenomena, and low-dimensional structures. Are examined strongly nonequilibrium processes and processes of self-organizing in the condensed state. The proposed training course essentially is based on the original scientific methods developments of the authors.

Structure of the Information-training Complex on the Laser Technologies
B.V. Volkovyskiy, E.B. Yakovlev
St. Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics
Students and the teachers must devote their time to science, and computer must be only simple and convenient tool, and not by the object of separate study.

Physical Experiment in Light of the Modernization of Education
M.S. Pavlov, L.M. Lyubushkina
Irkutsk State Pedagogical University
664011, g. Irkutsk, ul. Lower Naberezhnaya, lapardina2001@mail.ru 
We analyzed literature about methodic and technique of school physical experiment and offered the classification of physical experiment. The structure of this classification reflects the sequence of the learning levels of the experimental abilities and practical skills and allows diversifying the using of various types of physical experiment in the educational physical process in the school of different types.

On the Possibility of Demonstration of Interference of Light from Independent Sources
M.G. Kremlev
Institute for High Temperatures, Russian Academy of Sciences
127412, Korovinskoye road, 19, Moscow, Russia
E-mail: mgkremlev@mtu-net.ru
The experiment is proposed to demonstrate the interference of light from two laser sources in the student auditorium environment. This demonstration may form a part in the standard course of wave optics. The experimental installation can also be used to demonstrate some related phenomena serving to illustrate such fundamental notions as coherence, bandwidth, etc, although the performance of some of these additional experiments in the auditorium may meet certain difficulties.

The Modeling of Processes Illustrating Spontaneous Symmetry Breaking in Physics Courses
A.V.  Liaptsev, I.V. Sergeeva
A.I. Herzen Russian State Pedagogical University,   191186 S.-Petersburg
Simple models demonstrating effect of spontaneous symmetry breaking described. The modeling includes caring out full-scale experiments and computer's experiments. The simple and clear visualization of rather complicated effects can promote better understanding of physical phenomena, studying in physical courses.

Application the WEB-Technologies in the Physical Labs
Yu.Yu. Tarasevich, I.S. Ponomareva, V.A. Zelepukhina, 
E.N. Manzhosova, T.V. Panchenko
Astrakhan State University
Article is devoted to application of two complementary technologies - Java-applets and programs on base MATLAB Web Server - for modeling of the physical processes. The possible fields of application of computer experiment in educational process are discussed. Particular examples of the labs placed at the site http://mathmod.aspu.ru  are described.

Organization of Physical Education in Academic Gymnasium of  St.-Petersburg State University
S.P. Zelenin, S.S. Pivovarov
Academic Gymnasium of St.-Petersburg State University
sergeip@SP5253.spb.edu, zel@SZ1346.spb.edu
The paper deals with the conception of organization of educational and scientific work with high-school students gifted in physics in the system of pre-university education in the Academic Gymnasium of the St.-Petersburg State University. The application of the achievements of IT's to education and accumulated experience of the Academic Gymnasium of the St.-Petersburg state university of work with the high-school students in the regions remote from educational and scientific centers let us consider the new combined (distant/full day) system of developing educational and research activities of students in these regions on the basis of Academic Gymnasium.

Electronic Knowledge Base "Classical physics"
O.A. Yevtikhiyeva, D.A. Podmazov
Moscow Power Engineering Institute (Technical University)
t.(495) 362-7755, mei-tu@rambler.ru  
The article is devoted to the issues of development and implementation of the electronic knowledge base "Classical physics". The base consists of 3 CD-Rom discs. Each of them is devoted to one part of 3-semester curse of basic physics in a technical university.

2005: Some Memorable Dates
V.S. Bulygin
Moscow Institute of Physics and Technology (State University)