Том 11, номер 4, 2005 ISSN 1609 - 3143
Физическое образование
в вузах
Издательский Дом Московского Физического общества
Редколлегия журнала "Физическое образование в вузах"
Главный редактор
Крохин Олег Николаевич - академик, Московский инженерно-физический институт
(государственный университет), Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН,
Москва, Россия.
Заместители Главного редактора
Гладун Анатолий Деомидович - Московский физико-технический институт (государственный
университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
Николаев Владимир Иванович - Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова, Центр переподготовки научно-педагогических кадров МГУ,
Москва, Россия.
Суханов Александр Дмитриевич - Российский университет дружбы народов, Российский
научный центр физического образования, Москва, Россия.
Шапочкин Михаил Борисович - Московский энергетический институт (технический
университет), Московское физическое общество, Москва, Россия.
Редакционная коллегия
Кудрявцев Николай Николаевич - Московский физико-технический институт
(государственный университет), Долгопрудный Московской области, Россия.
Колесников Юрий Леонидович - Санкт-Петербургский государственный университет
информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, Россия.
Лебедев Юрий Анатольевич - Объединённое физическое общество РФ, Москва, Россия.
Песоцкий Юрий Сергеевич - Российское научно-производственное объединение "Росучприбор",
Москва, Россия.
Рудой Юрий Григорьевич - Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
Светозаров Владимир Владимирович - НТЦ "ВЛАДИС", Московский инженерно-физический
институт (государственный университет), Москва, Россия.
Спирин Геннадий Георгиевич - Московский авиационный институт (технический университет),
Москва, Россия.
Трухин Владимир Ильич - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Москва, Россия.
Чернышев Виктор Викторович - Военно-воздушная инженерная академия им. профессора
Н.Е. Жуковского, Москва, Россия.
Ответственный секретарь
Калачев Николай Валентинович - Физический институт им. П.Н. Лебедева
РАН, Московское физическое общество, Москва, Россия.
Техническая редакция
Березин Павел Дмитриевич - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН,
Москва, Россия.
Черткова Ирина Николаевна - Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Москва,
Россия.
© Издательский дом МФО, 2005 г.
Физическое образование в вузах
Т. 11, N 4, 2005
Содержание
3 Журналу "Физическое образование в вузах" - 10 лет
О.Н. Крохин, А.Д. Суханов, Н.В. Калачев
8 Пленум научно-методического совета по физике
Н.М. Кожевников
14 VIII Международная конференция "Физика в системе современного образования"
ФССО - 05
20
Деятельность научно-методического Совета по физике в условиях
реформирования системы высшего профессионального образования
Ж.И. Алферов, В.К. Иванов, Н.М. Кожевников
23 О двух приоритетах в научном наследии Эйнштейна
А.Д. Суханов, О.Н. Голубева
29
Новое в прочтении "Математических начал натуральной философии"
Ньютона. Принцип наименьшего действия, которым владел автор "Начал"
Н.И. Евсеевичев
39
Физическое образование в вузах в условиях информатизации: целевые установки
А.И. Назаров, С.Д. Ханин
51 Физика в технологии творческой деятельности инженера
Ю.В. Горин, В. Б. Моисеев, Б.Л. Свистунов
58
Спецкурс "Проблемы современной физики" для студентов физического факультета
педвузов
В.М. Грабов, Ю.А. Гороховатский, И.И. Худякова
69 Методология оценки трудоемкости дисциплины "Физика"
Н.М. Кожевников
77
Элективные курсы в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся
по физике
В.А. Алешкевич, Н.С. Пурышева
85 Инновационные образовательные технологии в преподавании физики в системе
естественнонаучного педагогического образования
Н.И. Анисимова
93 Определение трудности и сложности физических задач
В.С. Бабаев, М.В. Кулагина, Ю.Ю. Шкитина
102 Спектроскопия Солнца как вариант выполнения классической лабораторной
работы по изучению сериальных закономерностей в спектре водорода
А.Р. Нестеренко
109 Международная конференция "Столетие фундаментальных открытий Эйнштейна"
112 IX научно-методическая конференция "Современный физический практикум"
117 Аннотации
121 Авторский годовой указатель
Physics in Higher Education
T. 11, N 4, 2005
The contents
3 The Journal "Physics in Higher Education" - first 10 Years
O.N. Krokhin, A.D. Sukhanov, N.V. Kalachev
8 The Plenary Session of the Scientific-Methodological Council on Physics
N.M. Kozhevnikov
14 The VIII-th International Conference "Physics in the System of Modern Education"
(FSSO-05)
20
Scientific-Methodical Council on Physics Activity Under High Professional
Education System Reform
Zh.I. Alferov, V.K. Ivanov, N.M. Kozhevnikov
23
About Two Priorities in Einstein's Scientific Heritage
A.D. Sukhanov, O.N. Golubeva
29
New Details in Perusal of "Philosophiae Naturalis Principia Mathematica"
by Newton.
Principle of Least Action Which the Author of "Principia" Managed
N.I. Evseevichev
39
Physical Higher Schools Education in Information Society: Purposeful
A.I. Nazarov, S.D. Khanin
51
Physics in the Technology of Creative Activity of Engineer
Yu.V. Gorin, V.B. Moiseev, B.L. Svistynov
58 Special Course "Issues of Modern Physics" for Students of Physical
Departments of Pedagogical Universities
V.M. Grabov, Y.A. Gorokhovatsky, I.I. Hudjakova
69
Methodology of Labour Input Estimation for General Physics Course
N.M. Kozhevnikov
77
Elective Courses in the System of the Preprofile and Profile Training of
Students in Physics
V.A. Aleshkevich, N.S. Purysheva
85
Innovative Technologies of Physics Teaching in Science Education
N.I. Anisimova
93
The Determination of Difficulty and Complexity of Physical Tasks
V.S. Babaev, M.V. Kulagina, J.J. Shkitina
102
The Solar Spectroscopy as a Version of a Classic Laboratory Work for Studied
of a Serial
Regularity in the Hydrogen Spectrum
А.R. Nesterenko
109 Information about Scientific Conferences
117 Abstracts
121 Authors Index
Журналу "Физическое образование в вузах" - 10 лет
О.Н. Крохин, А.Д. Суханов, Н.В. Калачев
Пленум научно-методического совета по физике
Н.М. Кожевников
VIII Международная конференция "Физика в системе современного образования"
ФССО - 05
Деятельность научно-методического совета по физике в условиях реформирования
системы высшего профессионального образования
Ж.И. Алферов, В.К. Иванов, Н.М. Кожевников
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
195251, Санкт - Петербург, Политехническая ул., 29
nkozhevn@mail.ru
Приведена краткая информация о структуре и направлениях деятельности Научно-методического
совета по физике Министерства образования и науки Российской Федерации,
созданного весной 2002 года. Проанализированы наиболее актуальные проблемы
физического образования, которые находятся в поле зрения НМС по физике,
и вытекающие из них задачи, требующие безотлагательного решения.
О двух приоритетах в научном наследии Эйнштейна
А.Д. Суханов, О.Н. Голубева
Российский университет дружбы народов
Показано, что распространенная традиция связывать вклад Эйнштейна в современную
физическую картину мира исключительно с теорией относительности является
неправомерной. Изучение термодинамического наследия Эйнштейна позволяет
сделать заключение о том, что идеология, приведшая его к созданию теории
флуктуаций, оказалась решающим фактором в процессе становления стохастического
описания природы и, в конечном счете, в создании неклассической версии
современной физической картины мира.
Новое в прочтении "Математических начал натуральной философии" Ньютона.
Принцип наименьшего действия, которым владел автор "Начал"
Н.И. Евсеевичев
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
Вклад Ньютона в динамику оценивается на основании анализа его научного
наследия в целом. Установлено, что Ньютоновское понимание динамики принципиально
глубже и шире, чем мифологизированное представление об этом.
Физическое образование в вузах в условиях информатизации: целевые установки
А.И. Назаров
Петрозаводский государственный университет,
185910 г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, кафедра общей физики,
nazarov@petrsu.ru
С.Д. Ханин
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена,
191186 г. С.-Петербург, наб. реки Мойки, 48, кафедра физической электроники,
khanin-rgpu@yandex.ru
В статье, исходя из изменившихся по отношению к современному физическому
образованию внешних и внутренних условий, проанализированы тенденции его
развития. Определены характерные черты и цели современного физического
образования, соответствующие процессу гуманитаризации и информатизации
образования в целом.
Физика в технологии творческой деятельности инженера
Ю.В. Горин, В. Б. Моисеев, Б.Л. Свистунов
Пензенская государственная технологическая академия
Ведущей тенденцией при совершенствовании всей вертикали профессионального
образования является инновационная деятельность. Её общее направление -
формирование творческой широкообразованной личности. Процесс идет через
обновление содержания и структуры высшего профессионального образования.
Определение путей совершенствования государственных образовательных стандартов
требует выявления концептуальных противоречий в действующей системе для
конкретизации реальных действий по их преодолению.
Спецкурс "Проблемы современной физики" для студентов физического факультета
педвузов
В.М. Грабов, Ю.А. Гороховатский, И.И. Худякова
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена,
191186 г. С.-Петербург, наб. реки Мойки, 48
В связи с отставанием содержания учебных курсов физики от современного
состояния науки обсуждаются возможности включения современных достижений
и проблем физики в учебный процесс. Одной из таких возможностей является
разработка специальных курсов. Обсуждается программа, содержание и опыт
реализации спецкурса "Проблемы современной физики" для студентов старших
курсов физических специальностей вузов.
Методология оценки трудоемкости дисциплины "Физика"
Н.М. Кожевников
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
195251 Санкт - Петербург, Политехническая ул., 29, nkozhevn@mail.ru
Для дифференцированной оценки трудоемкости модулей тематического рубрикатора
дисциплины "Физика", входящей в цикл общих математических и естественнонаучных
дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального
образования, предлагается использовать дидактические критерии уровней представления
учебного материала и степеней его усвоения. Такая оценка позволяет учесть
профессиональную мотивацию студентов, особенности специальных дисциплин,
входящих в учебные планы выпускающих кафедр, а также обеспечить единство
и целостность курса физики. Показано, что определенная с учетом этой оценки
трудоемкость дисциплины "Физика" в целом на 25-50% превышает действующие
в настоящее время нормативы для различных групп направлений подготовки
бакалавров и дипломированных специалистов.
Элективные курсы в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся
по физике
В.А. Алешкевич*, Н.С. Пурышева**
*МГУ им. М.В. Ломоносова, **МПГУ
В статье рассмотрены роль, место и виды элективных курсов по физике в
системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся. В качестве примера
приведена программа элективного курса по оптике для учащихся 11 класса
физико-математического профиля.
Инновационные образовательные технологии
в преподавании физики в системе
естественнонаучного педагогического образования
Н.И. Анисимова
Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена, Санкт - Петербург, 191186, наб. реки Мойки, 48
E-mail: N_Anisim@mail.ru
Рассмотрены возможности использования активных инновационных технологий,
способствующих формированию характеристик личности, значимых для становления
профессиональной компетентности в системе подготовки учителей химии.
Определение трудности и сложности физических задач
В.С. Бабаев, М.В. Кулагина, Ю.Ю. Шкитина
Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет
В работе рассматриваются подходы количественного определения уровня трудности
и уровня сложности физических задач. Сложность задачи - объективная характеристика
задачи, содержащаяся в ее формулировке. Трудность задачи - субъективная
оценка задачи субъектом (учащимся), ее решающим. Трудность задачи зависит
не только от ее сложности, но и от знаний, умений и навыков учащихся. Более
подробно анализ этих понятий проведен в работе [1].
Спектроскопия Солнца как вариант выполнения классической лабораторной
работы по изучению сериальных закономерностей в спектре водорода
А.Р. Нестеренко
Новосибирский Государственный Университет
nesterenko@phys.nsu.ru
В статье будет представлен один из способов регистрации спектров, который
был разработан и применяется в настоящее время на Учебном Астрофизическом
Комплексе "Вега". Проведена идентификация основных фраунгоферовых линий
поглощения в спектре Солнца в диапазоне 350 - 800 нм. Наблюдение и измерение
линий поглощения в серии Бальмера на Солнце и на лабораторной установке
еще раз подтверждает универсальность законов природы.
Международная конференция "Столетие фундаментальных открытий Эйнштейна"
Ю.Г. Рудой
IX-я Международная конференция
"Современный Физический практикум", Волгоград,
19-21 Сентября 2006 г.
Н.В. Калачев
The Journal "Physics in Higher Education" - first 10 Years
O.N. Krokhin, A.D. Sukhanov, N.V. Kalachev
The Plenary Session of the Scientific-Methodological Council on Physics
N.M. Kozhevnikov
St-Petersburg State Technical University
The VIII-th International Conference "Physics in the System of Modern Education"
(FSSO-05)
Scientific-Methodical Council on Physics Activity
Under High Professional Education System Reform
Zh.I. Alferov, V.K. Ivanov, N.M. Kozhevnikov
St-Petersburg State Technical University
195251 St-Petersburg, Polytechnicheskaya str., 29
nkozhevn@mail.ru
Brief information is presented about the structure and the directions of
activity of the Scientific-Methodical Council on Physics - a state-public
body founded in 2002 by the Ministry of Science and Education of Russian
Federation. Actual problems of education in general physics together with
the ways of its solution are analyzed.
About Two Priorities in Einstein's Scientific Heritage
A.D. Sukhanov, O.N. Golubeva
Russian Peoples Friendship University,
Miklukho-Maklaja st., 6, Moscow, Russia
It is shown, that a widespread tradition to connect Einstein's contribution
to a modern physical picture of the world extremely with the relativistic theory
is bounded and wrongful. Studying of a thermodynamic heritage of Einstein allows
us to make the conclusion that the ideology resulted him to creation of the
theory of fluctuations, appeared a determinative during becoming the stochastic
description of the nature and, finally, in creation of the nonclassical version
of a modern physical picture of the world.
New Details in Perusal of "Philosophiae Naturalis Principia Mathematica"
by Newton. Principle of Least Action Which the Author of "Principia" Managed
N.I. Evseevichev
Department of the physics RHTU of Mendeleev University
e-mail: angr@narod.ru
Newton's input into dynamics is evaluated according to the analysis of
his scientific legacy as a whole. Newton's understanding of dynamics is
shown to be principally deeper and wider than that usually depicted by
the mythologized presentation.
Physical Higher Schools Education in Information Society: Purposeful
A.I. Nazarov
Petrozavodsk State University, 185910, g. Petrozavodsk, Lenin's Av., 33,
nazarov@petrsu.ru
S.D. Khanin
A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, 191186, St.-Petersburg
In this paper tendencies of development of physical education system are
analyzed. The analysis is lead proceeding from the relation to modern physical
education external and internal conditions. The characteristic features
and the purposes of physical education are certain to corresponding process
humanization and information of modern society.
Physics in the Technology of Creative Activity of Engineer
Yu.V. Gorin, V.B. Moiseev, B.L. Svistynov
Penza State Technological Academy
The program for introduction of the creative education elements into the engineer
training practice have been substantiated and worked out. The complex of scientific
and methodic materials in the training of creation on the base of course of
physics for students of technical professions is described. A scientific basis
is the theory of solution of invention tasks - TRIZ. The use of computer system
of supporting of intellectual activity is provided.
Special Course "Issues of Modern Physics" for Students
of Physical Departments of Pedagogical Universities
V.M. Grabov, Y.A. Gorokhovatsky, I.I. Hudjakova
Herzen State Pedagogical University, department of general and experimental
physics
E-mail: vmgrabov@yandex.ru
According to the lag of the content of the physics courses from the modern
state of the physics idea of including modern achievements in study programs
is discussed in this article. One of such possibilities is to develop special
courses. Program, content and experience of realization of special course
"Issues of Modern Physics" for students of the older years of study are
discussed.
Methodology of Labors Input Estimation for General Physics Course
N.M. Kozhevnikov
St-Petersburg State Technical University
195251 St-Petersburg, Polytechnicheskaya str., 29
nkozhevn@mail.ru
Didactical criteria of presentation levels and leaning rates are proposed
for differential labors input estimation of subject heading list of General
Physics included into the cycle of general nature and mathematical courses.
Such estimation takes into account students' professional motivation, special
courses request and provides unity and integrity of the General Physics
course. It is shown that the total labors input for this course defined
with the proposed criteria is 25 - 50% higher than that used in the state
educational standards for different directions of bachelors and specialists
education.
Elective Courses in the System of the Preprofile and Profile Training
of Students in Physics
V.A. Aleshkevich
M.V. Lomonosov Moscow State University
N.S. Purysheva
Moscow Pedagogical State University
The role, place and types of elective courses on physics in the system
of preprofile and profile education are discussing in the article. The
program of the elective courses in optics is given as an example. It is
recommended for the eleventh form students of physics and mathematics profile.
Innovative Technologies of Physics Teaching in Science Education
N.I. Anisimova
A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, 191186, St.-Petersburg
Active innovative technologies that advantage the formation of personal
characters important for professional competence achievement of Chemistry
majors are discussed.
The Determination of Difficulty and Complexity of Physical Tasks
V.S. Babaev, M.V. Kulagina, J.J. Shkitina
St. Petersburg State Sea Technical University
T he approaches to quantitative definition of level of difficulty and level
of complexity of physical tasks is reviewed. The level of difficulty as
a subjective task estimation (an estimation made by learners) is experimentally
determined by using a coefficient of resolvability. An approach to determination
of level of task difficulty, as its objective characteristic consisting
in task formulation includes the determination of presences of factors
influencing on tasks resolvability and the calculation of ranks of these
factors. Three methods of tasks distribution by levels of difficulty are
suggested. The comparison of these methods and also the comparison of results
on predictability of tasks distribution by levels of difficulty obtained
with other available data are made.
The Solar Spectroscopy as a Version of a Classic Laboratory Work for Studied
of a Serial Regularity in the Hydrogen Spectrum
A.R. Nesterenko
Novosibirsk State University, nesterenko@phys.nsu.ru
In this article a way to analyze solar light spectrum will be presented.
It was worked out and used in "Vega" astrophysical educational facility.
Identification of the basic Fraunhofer absorption lines in the solar spectrum
from 350 to 800 nm was carried out. Observations and measurements of the
Balmer series absorption lines once again confirmed the universal laws
of Nature.
International Conference "The Centenary of Einstein's Fundamental Discoveries
- the Philosophical, Physical and Historical Problems", December 6-7,
2005, Institute of Philosophy RAS, Moscow.
IX-th International Conference "Modern Physical Practice", Volgograd, September
19-21, 2006
Authors Index
|